Домашка - для родителей? Нужно ли помогать детям учиться

Мария Баченина и Александр Милкус вместе с учителем начальных классов школы № 548 г. Москвы Екатериной Тихоновой обсуждают, а надо ли делать с ребенком домашние задания и если да, то до какого класса

М. Баченина:

- Здравствуйте, друзья. В эфире «Родительский вопрос». У микрофона Мария Баченина и Александр Милкус. Вы знаете, Александр, я тут узнала страшную новость, что домашнее задание с детьми делают 60 процентов родителей. Это больше половины родителей. И при этом большинство из них жалуются, что очень устают от этого. Я считаю, что нужно обсудить.

А. Милкус:

- Что родители устают, что они не справляются со школьной программой на уровне детей?

М. Баченина:

- Какой вы злой сегодня. Я буду добрым полицейским и представлю нашу гостью. Итак, в «Родительском вопросе» сегодня педагог начальных классов школы 548 города Москвы, участник сообщества наставников-просветителей Екатерина Тихонова. Екатерина, здравствуйте, добро пожаловать.

Е. Тихонова:

- Здравствуйте. Очень рада слышать и видеть.

М. Баченина:

- А вы на чьей стороне - злого полицейского или доброго? Вам жалко родителей, которые устают, либо они просто не хотят выполнять свой родительский долг?

Е. Тихонова:

- Нет, они просто не справились. Им просто никто не подсказал, как нужно научить ребенка самостоятельно выполнять домашние задания. И поэтому они теперь страдают.

А. Милкус:

- Я давно хотел на эту тему высказаться неожиданным образом. Вы знаете, почему-то у нас считается, что родители все школу закончили очень хорошо. Они все знают, как решать домашние задания, и поэтому они решают с детьми. Но давайте признаемся честно, что отличников у нас процентов 10-15-20. А остальные, ну хорошо, давайте мы не будем наступать на больные мозоли, - троечники и хорошисты. И потом этих троечников школа и общества засаживают за то, чтобы они решали домашние задания вместе с детьми. И еще и говорят: ай-ай-ай, ты не занимаешься ребенком. В принципе, давайте махнем так сильно. Я подозреваю, что задание 7-8 класса у нас может решить, может быть, процентов 20-30 родителей, а 10-11-го - процентов 10-15. Я говорю о том, что родители жалуются, что устают, потому что им наконец-то пришлось пройти программу, или приходится пройти программу средней школы, которую они вовремя не изучили. И, конечно, это непросто. Но мне кажется, что домашние задания делают святое дело - поднимают общий уровень образования и детей, и взрослых. А учитывая, что они в это время вместе находятся, если родители, папа с мамой, не проходят домашнее свидание примерно таким образом: «Я тебе сказал, давай учись! Ну неужели ты не видишь, как надо правильно?» Или там: «Тут же в конце есть ответ!». Тогда это, в общем, наверное, хорошее образовательно-воспитательное мероприятие.

М. Баченина:

- Как вы считаете, Екатерина?

Е. Тихонова:

- Я однозначно Александра Борисовича поддерживаю, во-первых. Но я хочу начать с того, как вообще начинается выдача домашних заданий в начальной школе. Они приходят к нам, еще уровень тревожности родителей, понятно, зашкаливает, но, слава богу, в первом классе вроде как домашних заданий нет, но они нет, но они есть, естественно, все это понимают. И даже сейчас, по-моему, в СанПиН прописали, что все-таки в первых классах разрешается задавать небольшие домашние задания. Я очень люблю метафору про велосипедиста. Даже не про велосипедиста, а про ребенка, которого учат езде на велосипеде. Мы же никогда не сажаем ребенка и не говорим: «Вперед, езжай, катись сам». Мы сначала держим за руль, потом держимся за сиденье сзади, да, бежим за ребенком, потом просто бежим рядом, уже отпускаем сиденье. Но, тем не менее, мы проходим вместе с ним этот путь к навыку. И чтобы какое-то новое умение переросло в навык, необходима поддержка родителей.

И то же самое происходит с домашними заданиями. В первом классе необходимо ребенку показать, как это все выполняется, организовать этот процесс. Пришли, достали учебники, здесь у тебя ручки, линейки, подставка, сели. В тишине все-таки, желательно, наверное, в первом классе, хотя потом ребята и телевизор включают, и параллельно как-то умудряются делать задания. Но навык, даже самая самостоятельность, она не взращивается просто так, нельзя их с лодки сбрасывать, не научив плавать. Сначала нужно научить выполнять эти домашние задания. И я, как мама, в первом классе сидела с ребенком рядом и помогала, подсказывала. Затем уже отходила назад и со стороны наблюдала, как он выполняет. Затем он уже выполнял самостоятельно, приносил, показывал. И когда я во втором или третьем классе сказала сыну: «Покажи мне домашнее задание», - он сказал: «Мам, зачем? Я все сделал».

А. Милкус:

- Можно тогда я задам вопрос? Скажите, пожалуйста, учительница первая моя, учитель начальных классов, а в чем сакральный смысл домашнего задания? Почему нельзя успевать все на уроке? Почему нужно обязательно растягивать эту замечательную процедуру?

Е. Тихонова:

- Можно все успевать на уроке, можно. Что такое домашнее задание? Это самостоятельная работа ребенка без помощи учителя. В классе самостоятельной работе уделяется пять минут, а иногда ее вообще нет, хотя она должна присутствовать, самостоятельная работа. В конце обычно урока у нас оргмоменты, актуализация, знакомство с новым материалом, закрепление. И дальше в конце урока дается какая-то небольшая самостоятельная по пройденному материалу, чтобы ребенок сам выполнил ее без помощи учителя. Но еще раз повторю, что не всегда получается, и домашнее задание - это то самое повторение того, что было на уроке. Тогда и родитель дома понимает: не знаешь, значит, либо ты прослушал, либо ты не понял. Ведь сейчас у нас дети совершенно другие, не те дети, которые были пять или десять лет назад в школе.

М. Баченина:

- А какие они были, скажите?

Е. Тихонова:

- Да нет, они-то были такие же, но гаджетов-то в таком количестве не было, и этого дикого рассеянного внимания не было. Они стоят у меня, эти телефоны, в коробке, на столе. А они уже на низком старте, когда звонок, и они на низком старте, чтобы на перемене его взять. Маме позвонить, папе позвонить, бабушке позвонить. Звонить маме, папе, бабушке - это здорово. Но потом проходит две минуты, и они уже в играх. Они уже включают, и я вижу эти игры, и я говорю: ребята, не забываем, что телефоны у нас только для общения с родителями. Все, сдаем обратно телефоны.

А. Милкус:

- Это очень важно, это очень интересно. Телефоны стоят на столе у учителя, и у детей в первых классах ломка.

Е. Тихонова:

- Не в первых, в четвертых - точно ломка, да.

А. Милкус:

- Когда они увидят телефон в зоне досягаемости, они не слышат урок, они ждут, когда им дадут эту пластмассовую, стеклянную штуку.

Е. Тихонова:

- У нас прошло родительское собрание на прошлой неделе. Про телефоны как-то я... Я про другое им больше говорила, про другие вещи. А про телефон, я считаю, что я напишу либо голосовое сообщение им в чат. Потому что это страшное зрелище, когда они все как... По средней школе идешь, как привокзальные, они все сидят на полу, потому что диванов всем не хватает, диваны все, понятно, заняты. И они на полу сидят все в телефонах. Я, конечно, однозначно за то, чтобы дети, приходя в школу, вообще сдавали телефон в какую-то ячейку и забирали его после урока. Зачем звонить?

М. Баченина:

- Рассмеюсь вам в лицо, потому что им не о чем будет говорить друг с другом.

Е. Тихонова:

- А вдруг начнут? У меня даже достали «Твистер», игру. И сын, я помню, когда тоже я, злобная мама, как-то так решила его лишить гаджетов, он тоже раз - и достал какие-то пазлы, помню, маленьким был. Телефон я только как раз в третьем классе ему купила. Я очень люблю за это частные школы. За то, что у них больше, конечно, полномочий, они могут волевым решением своим как раз сказать нет телефонам в школе. И директор, победитель конкурса «Директор года», директор частной Примаковской гимназии, Майя Майсурадзе сказала: «Я хочу, чтобы мои дети на переменах общались друг с другом, а не сидели в гаджетах». И они общаются.

А. Милкус:

- Примаковская школа не частная, она частно-государственная.

Е. Тихонова:

- Но у них полномочий побольше, и у них нет телефонов.

А. Милкус:

- Потому что они Майю Отариевну больше боятся.

Е. Тихонова:

- А вопрос был все-таки про цель домашних заданий. Психологи утверждают, что ребенок, приходя домой, через 40 минут забывает 15 процентов информации, через 2-3 часа - 30 процентов информации, соответственно, через 5-6 часов - еще больше. Все, что не повторяется, умирает. Поэтому домашнее задание носит цель закрепить и перевести из кратковременной в долговременную память, в такой сундучок, в шкатулочку положить и довести до навыка.

М. Баченина:

- Почему на детей действует, когда ты с ними по-плохому? Перед этим хоть двадцать раз по-хорошему. Мама, зачем ты на меня кричишь? Потому что я двадцать раз сказала хорошо, как зайка. А когда я на тебя гаркну, как волчица: ой, мама, что ты на меня орешь? Почему так? Вы с этим сталкиваетесь в школе, или это только родительская печаль?

Е. Тихонова:

- Нет, абсолютно то же самое. У меня есть колокольчик, их сейчас 33, у меня 33 человека в классе активные. Я сама активный, громкий педагог, и дети у меня такие же. Говорят же, у тихого, спокойного учителя и дети такие же тихие и спокойные. Я стараюсь сдерживать. И даже был какой-то период, когда я себе писала «говори потише», , и они сразу становятся тише. 33 человека. Я звоню в колокольчик, говорю: «Ребята, повторяю еще раз, приготовились к уроку математики, звонок через две минуты». Кто-то приготовился. Еще раз звоню, третий раз. В четвертый я уже стукнула этим колокольчиком по столу. Да, они все вздрогнули, все встали. Я говорю: «Почему же нельзя сразу?» Но смотрите, какая есть обратная сторона у этой истории. Если это редкость, если это наше «ах, вот ты немедленно…», - вот тогда оно работает. Если учитель или мама кричат постоянно, то это становится уже абсолютно фоном, ребенок на это не реагирует. Это имеет место, потому что мы люди, мы не можем иначе, мы не можем всегда себя сдерживать.

М. Баченина:

- Возвращаемся к урокам. Вы привели в пример себя, но мы прекрасно понимаем, что это не просто пример родителя, это пример родителя, который работает педагогом в начальных классах. Это очень даже имеет значение. Но вы привели пример, когда вы начинали делать уроки вместе с ребенком, и дальше сказали, что в третьем классе уже не нужно было. Вопрос, наверное, комплексный будет. До какого класса нужно, на ваш взгляд, или можно делать уроки? Это две разные вещи - нужно и можно. И можно ли с ребенком, например, семиклассником делать уроки? Все знают, что такое седьмой класс. Это выше на полголовы, уже сломанный голос и размер 45-й. Но я делала вчера уроки, потому что я посмотрела и поняла - две недели прошло, просто полный завал. У человека жуткий стресс, потому что новых сложнейших предметов вагон и маленькая тележка. Физика, химия, геометрия, логика и две информатики разного плана. И, в общем, я поняла, что, ой, без поддержки тут не обойдешь. Потому что там все сидят, отдыхают вечером, а я тут пашу. И я поняла, что надо пахать как-то всем вместе. На эмоциях сыграла.

Е. Тихонова:

- Я вас хочу огорчить. Нет ответа на этот вопрос, потому что все дети разные. С одним даже с первого класса не нужно сидеть, он приходит в очечках, стереотип начитанного мальчишки. У меня тоже есть такие мальчишки, которые все сами. Мама говорит: «Я вообще не участвую. Он все сам. Спасибо вам. Все, что он делает, это все благодаря вам. Я вообще не вмешиваюсь в его учебу». Но есть такие, с которыми и до четвертого класса, и до пятого, и до седьмого, а может, и до десятого заниматься надо. Супруг рассказывал, что мама и когда он в институте учился, чертила с ним через стекло чертежи, он в автомобильном университете, помогала. Но мама такая у нас очень вовлеченная в жизнь детей.

М. Баченина:

- А что из него выросло-то, именно из-за этого парня? Что-то путное вышло?

Е. Тихонова:

- Она не на постоянной основе сидела. Вырос прекрасный мужчина, руководитель, начальник, продает тяжелую технику строительную, большой дядя, все в порядке. Самостоятельный человек вырос. И сейчас он мне как раз сказал: почему ты сыном не делаешь уроки? Для чего, если он сам прекрасно с этим справляется? Если он придет и попросит помощи, тогда нужно помочь, не нужно однозначно отказывать. Но все-таки есть какие-то такие базовые вещи, что в первом классе необходимо хотя бы первое время помогать, сидеть и контролировать. Поэтому я всегда говорю родителям: низкий поклон тем, кто взял отпуск на две недели, три недели, сколько это возможно, потому что этот период адаптации к школе, домашние задания, все это сложно. Новый класс, новый учитель, новые одноклассники, новое здание, в конце концов.

Мне очень нравится картина, она называется «Равенство и справедливость». На ней стоят три ребенка разного роста, а потом они же стоят на таких ящичках. Один без ящичка, а тот, который был маленьким, он на двух ящичках стоит. Это о чем? О том, что действительно кому-то и вообще не нужна помощь, а кому-то два и три ящичка. Кому-то необходима она будет дольше. Все разные. Поэтому такого ответа - до какого класса, нет. Конечно, в идеале, в первом классе уже закончить, а дальше ребенок должен самостоятельно подходить и спрашивать.

И еще, если ребенок постоянно говорит «я не понимаю», тоже судить по одному своему ребенку нельзя. Я поэтому всегда родителям в чат сбрасываю сбрасываю результаты контрольной работы. Провела я контрольную и я пишу: пятерок столько, четверок столько, троек, двоек столько. Родители понимают: основная часть класса - пятерки-четверки, значит, у моего чего-то там надо подтянуть. По одному своему ребенку нельзя воспринимать. Но если, конечно, все не понимают из урока в урок, то здесь уже вопрос к учителю. Потому что ребенок, в принципе, должен самостоятельно справляться с домашним заданием, домашнее задание - это самостоятельное закрепление пройденного на уроке.

А. Милкус:

- Екатерина, вы такое слово употребили во время одного из ответов – небольшое домашнее задание. А что такое небольшое домашнее задание? И почему, несмотря на санитарные нормы, которые очень жестко ограничивают количество времени, которое ребенок должен потратить на домашнее задание, у нас дети по пять-шесть часов сидят за домашним заданием. И что с этим делать? Я понимаю, что это вопрос для двух докторских диссертаций и одной монографии. Но давайте уложимся в три минуты.

Е. Тихонова:

- Вы знаете, я отвечу словами Ефима Лазаревича Рачевского, который сказал, что есть СанПиН, Роспотребнадзор. Пишите - и все наладится. Естественно, если гигантские домашние задания, не должно такого быть. И у нас есть учителя, которые закупают рабочие тетради и говорят: ой, я на уроках не успеваю, я по три листа на дом задаю. Зачем? Для чего? Объясните вы родителям, если родители решили закупить рабочие тетради на печатной основе, это прекрасный инструмент, когда нужно только вписывать в окошки ответы, экономится время, как тренажер. Но объясните родителям на собрании, что у нас могут быть пропущены какие-то страницы. Кто сказал, что она вся должна до дыр быть исписана? Здесь однозначно будет перегрузка. И я в первом классе задавала на дом по письму, когда была молодой учительницей, тоже по две-три страницы, не в прописях, там какие-то тренажеры по письму были. Не было этого качества, результатов не было. Сейчас я понимаю, что количество не всегда переходит в качество. И уже с последним своим выпуском, этих ребят, которых я буду выпускать в этом году, я задавала на дом две-три строчки по письму. Но я говорила: ребята, постарайтесь максимально красиво написать каждую букву. Найдите самую красивую букву, обведите ее. Эти три строчки они писали, действительно, хорошо. Потом, уже когда мы прошли все буквы, у меня много на тему каллиграфии, я много делюсь опытом с коллегами, тетради действительно как под копирку. И я точно на своем опыте себе подтвердила в который раз, что не всегда количество переходит в качество, зато небольшое задание может привести к таким прекрасным результатам, когда будет 30 тетрадей, все практически как под копирку.

М. Баченина:

- А вы знаете, я еще хочу сюда добавить, я тоже себя ловила, когда я была молодой мамой, я себя ловила на том, что я почему-то перенос делала своих сил и знаний на ребенка, и мне даже сейчас стыдно. Я думала: ну что это? Вы сказали про пропуски в рабочих тетрадях, и я в себя вспомнила. Как это так? Пропуск? Ты не хочешь трудиться? Я только сейчас поняла, что твои мозги – это не его мозги, и не наоборот. И главное - понять не для себя, как решать эту задачу, а как он ее понимает, найти минусы и их закрыть. Поэтому спасибо вам за это, особенно за рабочую тетрадь.

Е. Тихонова:

- Учителя и на каникулы задают по десять листов. Никогда такие объемы не задавала, а результаты прекрасные. И когда потом меня спрашивают коллеги, я говорю: посмотрите, у меня объемы заданий две-три строчки были. А результаты есть, значит, работает.

А. Милкус:

- Значит, что, идти ругаться с учителем? Наживать врага?

Е. Тихонова:

- Я еще, знаете, в первом классе, когда что-то задавала, говорила: если вы чувствуете, что тяжело, сделайте часть задания.

Да, возможно, может быть, стоит подойти к учителю и сказать, что нам тяжеловато дается, можно, мы хотя бы какую-то часть будем делать. Хотя тоже, опять вторая сторона – спортсмены. Про спорт высоких достижений, у меня в классе шесть разрядников, уже имеют разряды.

М. Баченина:

- Юношеские?

Е. Тихонова:

- Да, гимнасты, акробаты, пловцы. И эти дети успевают, они в бассейне проводят огромное количество часов. Эти дети успевают делать уроки на переменах. Они на перемене садятся и начинают делать. Я на литературе вырываю у них тетради по математике, потому что они начинают математику делать, пока все по цепочке читают, они раз - и быстро математику делают. Эти дети, у них настолько четко выработано, что я сейчас приду домой, мне только перекусить, или в школе в столовой перекусить, а дальше - они уже на метро ездят сами, кто-то ездит в «Лужники», кто куда, кто-то в бассейн далеко, девочка-синхронистка. И они все успевают. Ребята говорят на следующий день: было так много задано! Я говорю: стоп, а сейчас встанет, допустим, Маша, Миша, и расскажет, сколько часов у него вчера была тренировка и много ли я задала.

М. Баченина:

- Во-первых, мне интересно, это какая-то особенность именно этого конкретного ребенка, я имею в виду, или нескольких детей в замотивированности? Потому что их спорт настолько увлекает, и от их учебы зависит, будет ли продолжаться спорт в их жизни или нет, я полагаю, это так. Но справедливо ли сравнивать? Это, знаете, как мне говорят: вон у твоего коллеги четверо детей, а у тебя только двое, и он успевает больше. Тогда я встаю и говорю: так, здесь еще есть нюансы. Пол, состояние здоровья, состояние семьи, кабинет и так далее. Понимаете, мне это тоже как-то болезненно слышать.

Е. Тихонова:

- Да нет, здесь я согласна, и я всегда говорю, что сравнивать детей между собой ни в коем случае нельзя. Они все разные, и приходят к нам в школу с разными стартовыми способностями и с разным, действительно, состоянием здоровья, с группой здоровья. Но я бы на месте родителей, если действительно ребенку прям настолько тяжело... Ведь даже профильные классы. Родители очень часто отдают ребенка в профильный класс, а ребенок не справляется с этой нагрузкой. У нас администрация выступала на каком-то педсовете и говорила, что доходит до страшного, что ребенка отдали физико-математический класс, он не справляется, соответственно, ожидания родителей не оправдывает и совершает попытку суицида. Слава богу, ребенка спасли. Но они говорят: мы приглашали маму и говорили - переведите его в общеобразовательный класс. Зачем? Он у вас чем-то увлекается. Ему не нужна эта физика и математика в таком количестве, где действительно гигантские объемы домашних заданий. Здесь нужно чувствовать, конечно, и слушать своего ребенка, прежде всего.

М. Баченина:

- А как с этим быть? Это ведь, действительно, ожидание - реальность. И это большая-большая проблема. Меня ранило, когда мне в началке сказали, что моему ребенку нужен коррекционный класс из-за СДВГ. Как будто меня облили ушатом с помоями. Я очень хорошо помню, я ужасно эмоциональный человек. Понятно, что прошли годы, я как-то свыклась и так далее. И даже, наверное, сейчас первый год моего родительства, когда я думаю о том, что, слушай, главное... Александр мне мозги вправляют очень хорошо, кстати, за что ему спасибо. Здоровый, учишься? Давай, в своем темпе. А теперь мне приходится сына подтормаживать, когда он говорит: «Боже, я ничего не успеваю!» Я понимаю, что я его этим заразила. Как успокоить.

Е. Тихонова:

-Непросто это все. И мы сами такие, в суете, в вечной гонке, и быть хорошим родителем хочется, и успевать везде, и чтобы ребенок был успешен. Я благодарна нашим психологам. У нас вообще, мне кажется, в каждой школе должна быть хорошая команда психологов. У нас приходят родители на встречу с завучами, а потом завучи их направляют к психологам. И многие проблемы ребенка решаются на уровне родитель - психолог. Родители, действительно, либо возлагают какие-то невероятные надежды на своего ребенка, либо нагружают до такой степени... У меня девочка занимается - и музыкальная школа, и плаванье, и что-то еще. И на уроках тяжело, она достаточно медлительная. И психолог говорит: хотя бы музыкальную школу снимите. Оставьте только одно что-то. Это желание наше везде и всюду своих детей отдать, все успеть, а потом «драмкружок, кружок по фото, а еще мне петь охота». И получается эта история, что она на кружок, а я не успела.

М. Баченина:

- Нам, людям, сделанным в СССР, это со стихами Агнии Барто передалось, ведь это стишок от имени школьницы младших классов, не от имени ее родителей. Значит, это правильно. Значит, так тому и быть, так должно быть, что я должна везде, и хочу,

Е. Тихонова:

- А в остальном мамы хотят, чтобы потом подружкам рассказать, что у нас и английский, и китайский, и музыка, и гимнастика.

А. Милкус:

- А скажите мне, пожалуйста, мамы сами в школе не учились, мамы не были в такой ситуации? Что происходит, когда мама и папа становятся мама и папой и забывают тут же про свое детство, про свои подростковые тяготы и нагружают ребенка, чтобы он реализовал их не сбывшиеся планы, мечты и так далее?

Е. Тихонова:

- Что-то с ними происходит, видимо, забывают они о том, как им было тяжело. Хотя нет, они же тоже говорят: мы сами справлялись, с нами никто не сидел, нам никто не помогал. Родители сейчас вообще другие тоже. Родители, во-первых, более вовлеченные. Родители неравнодушные, родители интересующиеся. У нас в школе все-таки такой контингент родителей - образованные родители, хорошо обеспеченные родители и родители, которые действительно хотят помогать и хотят высоких результатов. А высокие результаты, понятно, что они даются не всегда легко и весело. Это трудно. Вообще учиться трудно и добиваться высоких результатов трудно. В этом году, посмотрите, сколько олимпиадников, когда в Сеченовском история была, что бюджетных мест было меньше, чем победителей олимпиад. Конкуренция сейчас, смотрите, какая. И поэтому, если родитель, естественно, хочет высоких результатов, то понятно, что нужно вкладываться в своего ребенка, нужно помогать ребенку. Потому что действительно в нашем современном мире очень-очень высокая конкуренция. Поэтому и домашние задание нужно выполнять.

М. Баченина:

- Бывали в моей жизни случаи, когда перед классом тебя позорили. Публичная порка, унижение. Это называется психологическое насилие. Я хотела бы узнать с точки зрения учителей, ценных указаний, Министерства образования, когда лидер школы - директор дает какие-то наставления, вы, как участник сообщества наставников, даете наставления, как вести себя учителям? Потому что у меня впечатления, оставшиеся от начальной школы, самые плохие в моей жизни.

Е. Тихонова:

- А какая хорошая должна быть учительница начальных классов?

М. Баченина:

- Педагог. Когда тебя любят, когда тебя уважают, и пусть даже сохраняют дистанцию, которая очень многому учит в жизни, это так круто, когда ты это познаешь. Я это ценю. И не разделяет справедливость и равенство.

Е. Тихонова:

- Я очень люблю тоже фразу: «Спасибо тебе, учитель, не за то, кто ты, а за то, кто я рядом с тобой». Кем я себя чувствую рядом с тобой, насколько мне хорошо рядом с тобой.

Я точно так же вспоминаю своих учителей, своего прекрасного преподавателя педагогики. Низкий поклон ей за это. Мы знали, что она любит, что она неравнодушна. Поэтому, когда я получила по педагогике 4, и она через какое-то время узнает, что меня лишили повышенной стипендии из-за ее четверки, она мне сказала: «Катя, ты приходишь ко мне такого-то числа и пересдаешь мне педагогику». Это человек неравнодушный, зная, что эта стипендия мне действительно была тогда нужна. И то же самое сейчас о себе могу сказать, некрасиво хвастаться. Просто ко мне пришли родители в прошлом году, стали жаловаться на учителя английского языка: дети говорят, что она очень злая, она кричит, она ругает. Я говорю: подождите, я тоже повышаю голос на детей и ругаю их тоже, воспитываю. Они говорят: вы-то с любовью. Понимаете, они чувствуют, и дети считывают нас. И они знают, что я могу ругаться, но что я делаю это во благо, и я даже говорю об этом: вы понимаете, почему я это делаю, чтобы вы в целости и сохранности остались.

И про начальную школу, и про этот абьюз - да страшно, нельзя, не должны так делать учителя. У нас с этого года больше не работает сотрудник, который сделал жесткое замечание о внешности ребенка при всех. Такие вещи недопустимы. Будь то внешность, будь то успеваемость. Я не озвучиваю отметки при всех, я озвучиваю пятерки и четверки, а остальные отметки я говорю: ребята, подходите, смотрите свои результаты. Или просто я говорю: ребята, увидите свои результаты в электронном журнале. Или они подходят на перемене и смотрят свои работы. Я раздаю закрытые тетради, они открывают контрольную, смотрят, закрывают.

Я совершила такую ошибку с позапрошлым выпуском, когда сама так безобразно себя вела. У меня уже четыре выпуска. И девочку нельзя так. Слава богу, что все хорошо, она меня очень любит, с мамой прекрасные отношения. Но я постоянно устраивала ей ту самую порку. Сейчас я так не делаю. И всем говорю, что делать так нельзя. И недавно мне писала подруга. Она рассказывала, что учительница, прекрасный педагог, с высшей категорией, с заслугами, заканчивается триместр или четверть, она вызывает к доске несколько детей и говорит: ну что, давайте выберем, кто у нас самый слабый ученик. Здорово, конечно, воспитывать его, подтягивать, но вообще, что это? Она выставляет всех троечников у доски. Что это вообще? И отличники выбирают. За что это вообще?

А. Милкус:

- Это унижение, это подсудное дело.

М. Баченина:

- Вы помните прием в пионеры? Вот это подсудное дело, когда тебя в третью очередь принимают. Мы живем с этим, начиная с Агнии Барто и приема в пионеры, и сейчас наши дети пожинают эти плоды. Мы не сейчас не плачемся, а на собственных примерах пытаемся как-то выходить из этих пике. Я очень хорошо отношусь к Агнии Барто, серьезно. Очень люблю ее поэзию, просто главное - как это преподать. И пионером я любила быть. Я была председатель совета дружины.

Е. Тихонова:

- Никакого высмеивания и никакой публичной порки быть не должно в школе. Ксли такие вещи происходят, то я за то, чтобы родители включали прослушку на часах, приносили эти записи. У нас была такая история три года назад, когда учительница в нашей школе, слава богу, она долго не проработала. Родители сообщили... А самое удивительное, дети даже не рассказывают особо родителям, они считают, что это само собой разумеющееся - так посмеяться, найти самого слабого ученика в классе. А в итоге оказывается, что у человека сломана жизнь.

А. Милкус:

- Давайте с оптимизмом заканчивать программу. Раз мы про это проговорили, может быть, кто-то поймет, услышит, пойдет в свою школу и поговорит с учителем или учительница поговорит с кем-то из родителей. И давайте учиться вместе делать домашние задания. Раз они укрепляют семейный дух и повышают уровень образования родителей.

Е. Тихонова:

- Это же большое счастье, когда у вас есть те, с кем можно делать домашние задания.

А. Милкус:

- Абсолютно, точно.

М. Баченина:

- А если не с кем? Что делать? Снова отсылка к советским временам. Меня соседи могли приютить, накормить, и задания со мной сделать. Старшеклассница какая-нибудь говорила: садись. И объясняла мне, пока мама на работе. Я даже у соседей ночевала.

Е. Тихонова:

- А у нас, кстати, в этом году в школу стали возвращаться активы классов. У нас пришел новый советник директора по воспитанию в среднюю школу, в началку. И они собирают активы, они хотят ставить нам на класс восьмиклассника, допустим, который будет курировать наших малышей.

М. Баченина:

- А кто будет курировать восьмиклассника и помогать ему к ОГЭ готовиться?

Е. Тихонова:

- Классные руководители, наверное.

М. Баченина:

- Понятно. Скажите мне, пожалуйста, как родителям понять, что уроки надо делать? Вдруг они думают, что там все хорошо, а он боится сказать. Только по оценкам? Или отличникам тоже надо помогать в чем-то?

Е. Тихонова:

- Отличникам я даже иногда вообще не задаю домашние задания, особенно по результатам контрольных работ. Если контрольная написана хорошо, ребенок остается без домашнего задания. Ну, а что ему закреплять? Или на уроке он работал очень здорово, хорошо, значит, зачем ему задавать. Я за то, чтобы писать в журнале: не задано этому ребенку. У нас, кстати, есть выбор - в московском ЭЖД мы можем задавать домашнее задание галочками, проставлять, кому конкретно оно задается. А как понять, что нужно помогать ребенку? По отметкам, я думаю.

М. Баченина:

- Если отличник, то не надо помогать, и ты можешь быть спокоен, ничего там такого нет? Потому что мы же часто знаем такие истории, что у отличника случился какой-то душевный срыв. Такая девочка была, такой мальчик был замечательный. Откуда это все?

Е. Тихонова:

- Вспоминаю нехорошие вещи про то, что как раз тихие отличники часто тоже бывают... Надо с ними обязательно разговаривать. Эти тихони, за этими тихонями может что-то там вариться, как в тихом омуте, следить обязательно нужно. На собрания родительские ходить, в конце концов. С классным руководителем, если вы неравнодушные родители, пообщаться: как мой ребенок. А так, да, домашнее задание, у нас есть тоже графа - домашнее задание, мы выставляем отметки. Если вдруг начинаются, конечно, двойки-тройки, понятно, что это сигнал к тому, что нужно начинать помогать, возможно, ребенку. Разобраться, где просело что-то.

М. Баченина:

- Хорошо. Друзья мои, хороший душевный разговор, на мой взгляд, сегодня получился. В гостях в «Родительском вопросе» сегодня был педагог начальных классов школы 548 Москвы, участник сообщества наставников-просветителей Екатерина Тихонова. Большое вам спасибо.

Подписывайтесь, чтобы не пропустить новые выпуски нашего подкаста для родителей и слушайте, когда удобно.

➤ Слушать прямой эфир: https://radiokp.ru

➤ Читать эксклюзивные новости: https://www.kp.ru

➤ Подписаться на наш телеграм: https://t.me/truekpru

➤ Самое интересное из эфира: https://t.me/radiokp

Екатерина Тихонова