День учителя. Кто он, новый российский педагог?

<p>Советы по воспитанию, здоровью и развитию ребенка дают опытные психологи, педагоги и врачи. Говорим о том, чему учат в школе и чему могли бы, как переживать конфликты и найти своё место в жизни.</p>
В эфире Радио «Комсомольская правда» заместитель президента Российской академии образования Жанна Садовникова

М. Баченина:

- Здравствуйте, друзья. В эфире «Родительский вопрос». У микрофона Мария Баченина и Александр Милкус. Мы сегодня с вами продолжаем отмечать День учителя. Мне кажется, этим все сказано, потому что этот праздник очень важный. Тем более, для нашей программы. Поэтому поводу сегодня в нашу программу мы пригласили заместителя президента Российской академии образования Жанну Витальевну Садовникову. Жанна Витальевна, здравствуйте, добро пожаловать.

Ж. Садовникова:

- Добрый день, коллеги. Рада приветствовать вас и наших слушателей.

А. Милкус:

- Жанна Витальевна, у меня в лифте есть экран, который меняет картинки. И в последнее время там появилась картинка «Дети вместо цветов». Такая акция, что давайте и на 1 сентября, и на 5 октября дарить один букет учителю от всего класса, а все остальные деньги, которые родители планировали потратить на подарки или букеты учителю, давайте собирать и передавать в детский дом или хоспис. Вроде акция хорошая, она мне нравится, но есть какие-то у меня по этому поводу сомнения. Учителю цветы обязательно. Что за этим стоит?

Ж. Садовникова:

- Начну с поздравления, вчера был День учителя. Уважаемые коллеги, кто нас сейчас слышит, еще раз вас с наступившим профессиональным праздником. Успехов, вдохновения, реализации вашими учениками всех планов. Огромные слова благодарности. Благодарность вам за ваш труд, за вашу работу, за ваш профессионализм.

Акция, о которой вы говорите, «Дети вместо цветов», она, как правило, стартует в преддверии 1 сентября. Начало учебного года, всегда дети стараются, каждая мама, папа, бабушки, дедушки купить цветы, чтобы ребенок с цветами пришел в школу. Каждому учителю это действительно важно - внимание, добрые слова, взгляд учеников и родителей. Но, на мой взгляд, не цветы. Иногда идет ребенок, а букет больше него. Он еле удерживает этот букет. Самое главное это добрый взгляд, добрые слова в адрес учителя, при встрече. Когда прошел праздник - День учителя, достаточно одного букета от класса, иногда родители хотят поблагодарить, сказать добрые слова, этого достаточно.

А если мы говорим об акции, я думаю, что это исключительно положительная акция, когда есть возможность у родителей отдать какую-то часть, чем-то быть полезными именно тем детям. Может быть, кто-то сейчас находится в затруднительной ситуации, может быть, это связано со здоровьем, может быть, еще с какими-то затруднениями. И если такая возможность есть, я считаю, что это положительная акция, это надо поддержать.

А. Милкус:

- Жанна Витальевна, праздник праздником. Вы работали и директором школы, и чиновником в Министерстве просвещения. Пока мои дети учились в школе, у меня всегда был такой вопрос. Мы собирали деньги на подарок учителю. С одной стороны, ничего плохого я не вижу в том, чтобы подарить что-то учителю, мы старались найти какие-то вещи, которые человеку действительно нужны, полезны. А с другой стороны, в последнее время и в министерстве, и в департаменте образования Москвы нам говорили: никаких материальных подарков учителю не нужно, обойдется, не положено и так далее. Мне кажется, что здесь нужна какая-то золотая середина. Ни в одной стране мира, даже самой богатой, школы не обходятся без неких вспомоществований учителю, образовательному процессу. Школам всегда не хватает денег. Это нормальный, естественный процесс. Мне кажется, что мы перегибаем палку, если теперь будем бить родителей по рукам: ничего учителю не дари.

Ж. Садовникова:

- Давайте отталкиваться от того, для чего родители это делают. У меня сын учился в школе, сейчас закончил вуз. Для чего мы это делаем? Как правило, подарок это знак внимания и благодарности родителей учителю за терпение, за работу, за внимание к ученикам. А благодарность может высказываться, и можно ее сделать по-разному. Иногда начинают собирать деньги на дорогой подарок. Учителю это не столь важно. Мне кажется, родителям очень важно знать интересы учителя. И иногда интересная книга, которая учителю будет подарена от родителей, от учеников, будет очень хорошим подарком. Или, возможно, это билет в театр - посмотреть какую-то постановку интересную, хорошую. Возможно, учитель не находит времени, занят, а здесь найти все-таки время и сходить в театр на какой-то спектакль, посмотреть постановку. Поэтому здесь, я думаю, не стоимость подарка главное, а именно эмоция, которую хотят передать родители вместе со своими детьми учителю. Надо знать педагога, знать его интересы, внимательно отнестись к педагогу. И достаточно иногда просто что-то, подаренное к чаю, с добрыми словами, и это будет очень ценно.

Я была директором школы, очень важно учителю, когда это делают сами ребята. Это может быть не материальный подарок. Иногда ребята готовят какое-то поздравление свое от души. Сейчас они могут и снять какое-то музыкальное поздравление, когда они вместе исполняют песню для своего учителя, написать какое-то стихотворение, что-то прочитать для своего учителя. Эмоции, когда ребенок вместе с классом, или даже иногда родители вместе со своими детьми передают эту эмоциональную теплоту, это самое ценное, что нужно учителям.

М. Баченина:

- По закону, госслужащим подарки дороже трех тысяч нельзя дарить, такое законодательство, чтобы не было никаких подозрений на коррупцию. Учитель –не госслужащий. А как вы относитесь к идее приравнять учителей к госслужащим? Ведь они занимаются действительно государственным делом.

Ж. Садовникова:

- Вы знаете, в некоторых странах уже статус учителя к госслужащим приравнивается. И здесь есть разные подходы, разные видения, по-разному это воспринимают. На мой взгляд, надо посмотреть, что из этого получится. Самое главное - не приравнять к статусу государственного служащего, а вернуть то уважение к учителю, которое было всегда. Не важно, будет у него статус госслужащего, либо мы подумаем и придем к другой позиции, но повысить уважение, статус педагога очень важно. Я помню, как мы и наши родители с вниманием относились к учителю. А сейчас мы анализируем и видим, что к учителю очень часто относятся так, что учитель обязан, учитель должен. И везде мы предъявляем требования к учителю. Учитель выполняет государственную задачу. Мы воспитываем будущее поколение. Именно от учителя, который заходит в класс, который дает знания, который воспитывает ребенка, мы и формируем это будущее поколение.

Вернуть уважение к учителю, к тому труду, который он выполняет, это самое главное. А как это будет законодательно - государственные служащие либо еще как-то, - об этом надо подумать. Но уважение к учителю - самое главное.

М. Баченина:

- Уважение не берется из ниоткуда. Это некий генетический код, он передается воспитанием, из поколения в поколение. Есть некоторые прорехи и в воспитании, и в поколениях. Что можно сегодня сделать, чтобы повысить почтение, уважение к педагогам? Либо начать с нуля, и новое поколение будет о'кей?

Ж. Садовникова:

- Вы очень хорошо сказали - из поколения в поколение. Я думаю, когда родители будут не только наблюдать за тем, что происходит в школе, как работает учитель, а станут участниками образовательного процесса, потому что мы понимаем, что результат, который получит ребенок от обучения и воспитания — это совместный труд учителя и родителей. Когда мы развернем родителей, они тоже станут участниками образовательного процесса, у них поменяется и отношение к учителю. Они будут больше ценить и понимать, что происходит в школе. В школах сейчас есть управляющие советы, в которых работают и принимают участие родители, есть родительские комитеты. Это для того, чтобы не только задавать вопросы, а стать участниками - совместно жить задачами школы, помогать решать вопросы воспитания и образования детей. И тогда, возможно, мы вернем уважение, понимание работы учителя.

А. Милкус:

- Ты так сказала, как будто сейчас учителей не уважают, но надо что-то включить, какую-то кнопку, и мы все будем уважать. У меня очень много знакомых, друзей и приятелей в учительской среде. Мне кажется, что их уважают и любят не меньше, чем наших учителей в 80-90-е годы. Очень много интересных, сильных, грамотных, влиятельных, я бы даже сказал, учителей. Мне кажется, что возвращение статуса педагога как человека, который стоит на пьедестале в обществе, уже происходит или произошло. Я все время общаюсь с победителями конкурса «Учитель года России». Сейчас ввели победителей в конкурсе «Воспитатель года» и «Учитель начальной школы». Просто потрясающе.

М. Баченина:

- Половина зависит от того, насколько учитель является педагогом. Если я люблю своего учителя, я просто его так называю, он педагог с большой буквы, я всю жизнь пронесу любовь к нему, даже если я какую-то тему не выучу. Когда я вижу наших с вами гостей, либо людей, которые преподают у моего сына, мне хочется остаться на уроке, потому что он онлайн занимается, я смотрю на это и понимаю, какой у меня азарт возникает. Когда все повесили на школу, было плохо, когда все перевесили на родителей, стало еще хуже, поэтому только компромисс.

А. Милкус:

- Я хотел бы еще откатиться на один или два вопроса назад, когда мы говорили о подарках для учителей. Во-первых, мы не призываем всех срочно скидываться учителям и нарушать законодательство. С другой стороны, хотел бы поддержать и подчеркнуть то, что говорила Жанна Витальевна. Когда мои дети учились, это 2000-2010 годы, школа была не очень хорошо финансирована. Я помню, что мы для нашего класса, потому что это был наш класс, наших детей и нас, мы купили матричный принтер с бумагой и так далее. И мы с несколькими родителями, которые занимались IT, налаживали принтер, делали сеть и так далее. Знаешь, с каким удовольствием мы это делали! Потому что мы это делали для своей школы, для своих детей и для нашего учителя. Жанна Витальевна говорит, что школа и обучение – совместно с родителями. Когда родители включены в этот процесс, искренне, а не говорят: все, мы отвели ребенка в школу в 8.30, дайте нам его в два часа обученным, готовым и воспитанным. Это неправильно.

Ж. Садовникова:

- Еще очень важно, когда возвращаются в школу выпускники. Когда мы говорим о родителях, чьи дети учат, это одна история. А когда выпускник приходит к учителю и оказывает, может быть, какую-то помощь, поддержку этому учителю, в благодарность за то, что он достиг в своей жизни. Очень часто, когда выпускники приходят в школу, они вспоминают тех учителей, которые смогли повлиять на их судьбу. Когда у нас проходят встречи выпускников, есть выпускники, которые буквально несколько лет, есть,у которых прошло достаточно много времени, занимают определенные посты. И они приходят к своим учителям, сказав слова благодарности. Благодаря вам я получил эту профессию, я сейчас занимаюсь интересным для меня делом. Это очень важно, когда выпускники возвращаются в школу и говорят эти слова благодарность.

А. Милкус:

- А как круто, когда выпускники приходят в школу уже учителями и становятся коллегами своих бывших учителей. Это точно, что ребята чувствуют свою школу и хотят вернуться туда уже в качестве педагога. По-моему, это главная награда для тех, кто их учил.

Ж. Садовникова:

- Это здорово, когда выпускник после педагогического вуза возвращается в школу и начинает преподавать. Есть у меня учителя, которые вернулись в школу. И у нас Кристиан Сергеевич Молотов работает учителем. И у него сейчас в коллективе есть учителя, которые учили его. Это замечательно, когда выпускник вернулся в школу и уже работает учителем. Это действительно неравнодушные ребята. И из этих ребят выходят хорошие профессионалы и педагоги.

М. Баченина:

- В последнее время много сделано, чтобы освободить учителей от лишних бумажек. Но до сих пор остается эта проблема.

А. Милкус:

- Приказ Министерства просвещения был еще два года назад, где были пять документов указаны, которые учитель может и должен заполнять, в зависимости от своих функций - классный руководитель и так далее. И мне кажется, что сдвиги произошли. Конечно, учителю нужно готовиться к урокам и заниматься проверкой домашних заданий, а не писать отчеты. Я слушал интервью директора школы из Поволжья несколько лет назад, где он говорил, что в школу приходит распоряжение - 40-50 отчетов в неделю. Откуда они вообще берутся?

Ж. Садовникова:

- Это действительно вопрос, который на протяжении последнего года очень активно и обсуждался, и вносились изменения в законодательную базу. Я уверена, что с точки зрения правовых регуляторов это все есть. В правовом поле это сейчас урегулировано. Единственное, это нужно отслеживать на местах, потому что то, о чем вы говорите, пять документов, которые должны заполнять учителя, - это все. А дальше это управленческо-административная команда школы, которая, если возникают какие-то вопросы, должна это все аккумулировать и оперативно реагировать, защищая учителя, чтобы он не занимался лично лишними отчетами, заполнением тех или иных форм, которые не требуются. Здесь надо именно внутри школы то, что уже сейчас отрегулировано, соблюдать.

И на сегодняшний день для того, чтобы снять эту бюрократическую нагрузку, во многих школах переведено все в электронный формат, что облегчает работу педагогов. Иногда прилетают те запросы, которые не должны быть в школах, которыми не должен заниматься учитель. Для этого должна работать управленческая команда в школе и на своем уровне уже регулировать процесс, чтобы это не спускалось на учителя, а учитель занимался образованием, воспитанием, тем, что он должен делать, для чего он пришел работать в школу. Этот вопрос должен обязательно контролироваться на местах.

М. Баченина:

- А кем он должен контролироваться?

Ж. Садовникова:

- Тем же директором школы, управленческой командой. Потому что, еще раз подчеркну, на законодательном уровне уже это утверждено, прописано, а дальше это нужно смотреть. Иногда с чем мы сталкиваемся? Поступил какой-то запрос, администрация спускает учителям - собрать, заполнить, сфотографировать, отчитаться. И бедный учитель занимается не тем, что надо какое-то мероприятие провести, а тем, что надо это отфотографировать, отписать, отправить. На это тоже требуется время. Управленческая команда школы должна бережно и внимательно относится к учителю. И чтобы учителя занимались тем, чем они должны заниматься, а не спускают на их уровень лишние запросы, лишние отчеты, иногда директор самостоятельно принимает решение, что это нужно сделать.

Еще один вопрос - наши родительские чаты. Родители должны с вниманием, с пониманием и с уважением относиться к учителям. Достаточно времени требуется учителю, чтобы вовремя ответить родителям в чате, вовремя дать информацию. Здесь тоже относиться надо с пониманием. Есть определенные временные периоды, когда учитель отвечает, а когда учителю надо просто отдохнуть, чтобы подготовиться к завтрашнему учебному дню.

А. Милкус:

- Нас слушают и родители, и учителя, я еще раз хочу напомнить эти пять святых документов, которые учитель может заполнять. Рабочая программа учебного предмета, учебного курса, учебного модуля. Сейчас уже разработаны типовые программы, и можно взять эту программу, подредактировать под себя - основной модуль по предметам готов. Второе - журнал учета успеваемости. Опять же, мы говорим о том, что мы перешли на электронную форму практически везде. Это тоже облегчает работу. Журнал внеурочной деятельности для педагогических работников, которые занимаются внеурочной деятельностью. У нас это далеко не все учителя. План воспитательной работы для классных руководителей. Не все учителя занимаются классным руководством. Плюс напомню, что за классное руководство доплачивают учителям. И характеристика на обучающегося, опять же, по запросу. Это не пишется каждый день или каждую неделю. В принципе, не так много бумажек.

М. Баченина:

Сейчас в педагогических вузах ввели единое ядро педагогического образования. А что это означает? И как изменится уровень подготовки молодых учителей теперь?

Ж. Садовникова:

- На сегодняшний день правительством Российская Федерация утверждена концепция подготовки педагогических кадров в системе образования. И на период до 2020 года там все четко-четко прописано. Согласно этой концепции, одна из основных задач это обеспечить единый подход к подготовке будущих учителей. Мы говорим о едином образовательном пространстве, и также ядро высшего педагогического образования это инструмент, который обеспечит единый подход к содержанию практической и методической предметной подготовки наших учителей в любом вузе, в любом колледже страны. Учитель может учиться в одном регионе, затем девушка вышла замуж, переехала в другой регион, но система подготовки единая, единое образовательное пространство. И, получив образование в вузе того или иного региона, перемещаясь по нашей стране, требования единые, это позволит выстроить единые подходы к подготовке педагогических кадров. Это очень важно. Это создает возможность создания единого образовательного пространства в соответствии с действующими требованиями.

М. Баченина:

- Это никак не обрезает крылья некой инициативе? Я однажды у своей мамы спросила: почему не каждый урок у тебя открытый? Так ты интересно про историю рассказываешь. Она на меня посмотрела большими глазами и сказала: не надо. Она объяснила, насколько сложно готовиться к открытому уроку. Сейчас новые технологии. Объемы и труд от этого не уменьшаются. Когда я вижу, как преподают, например, иностранный язык с рисунками, запоминали, иероглифы, и это перекликается у меня с этими воспоминаниями с открытого урока. Это не ограничивает творческий полет учителей?

Ж. Садовникова:

- Нет, вы знаете, есть определенный стандарт, есть определенные требования, методики, по которым мы готовим в педагогических музах. Вчера был праздник, награждали победителей конкурса «Учитель года», это лучшие учителя. Любой учитель - творец. И, когда он приходит в класс, дети разные, есть материал, который учитель должен донести до ребенка, а дальше это творчество. Каждый учитель - творец своего дела. Нет, это ни в коем мере его не ограничивает, потому что любой учитель найдет возможности, как этот материал донести до ребенка, как сделать так, чтобы эта информация ребенком была принята и дальше использована. Наши конкурсанты, победители конкурса «Учитель года» это подтверждают.

А. Милкус:

- Вам не кажется, что есть диспропорция в победителях конкурса «Учитель года». Мы не будем брать этот год, но все предыдущие. Процентов девяносто учителей – это женщины. Среди победителей конкурса «Учитель года» и не только этих конкурсов, но и других профессиональных конкурсов, связанных с педагогикой, очень много мужчин. Среди «Учителей года» победителей, наверное, мужчин процентов восемьдесят. Женщинам не обидно, что те немногие мужчины, которые есть в образовании, продвигаются таким образом?

Ж. Садовникова:

- Из года в год эта тенденция меняется. Я тоже активно смотрю и вижу результаты из года в год. Да, есть тенденция, но я хочу сказать - мужчин надо поддержать. Очень мало мужчин, которые выбирают профессию учителя. Это очень ответственно. И те мужчины, которые пришли в профессию, которые работают учителями, и дальше мы видим, что они выходят уже на конкурс и показывают высочайший профессионализм, это действительно видно. Но из года в год эти тенденции меняются. И я уверена, что в следующем году, может быть, будут и другие результаты. Поэтому посмотрим.

А. Милкус:

- Вопрос по поводу педагогического образования. Сейчас очень модно во многих педагогических узах давать две специализации. Допустим, учитель английского языка или испанского языка и географии. Учитель биологии и физики, математики. Иногда эти направления даже не родственные. Мне всегда казалось, что человек должен учиться по тому направлению, к которому у него сердце лежит и к которому есть способности. Мне кажется, что учителя иностранного языка - это отдельная история. А учитель географии, биологии - это другая история. Как можно сочетать эти два предмета?

Ж. Садовникова:

- Это возможно, но не каждый студент, поступающий в вуз, это выбирает. Это готовность будущего абитуриента к этой профессии. Мы сейчас видим межпредметные связи, когда работают учителя-предметники. Поэтому это реально, но это должно быть принято самим студентом, который поступает в вуз, что он изучает английский язык и ведет еще другой предмет.

М. Баченина:

- Я хотела бы, как родитель, поговорить с вами о вовлечении нас в процесс обучения и воспитания наших детей. Во многих странах есть традиция, и она отражена даже в иностранных мультфильмах. Родители участвуют в работе школы, родители тренируют школьные спортивные детские команды, помогают организовывать хор, театр, рассказывают о своей профессии, проводят экскурсию. Внутришкольные какие-то турниры, межшкольные. Но у нас, к сожалению, такое не часто случается. Во-первых, занятость родителей. Как, на ваш взгляд, вовлечь родителей в орбиту школы?

Ж. Садовникова:

- Это нужно делать, потому что школа должна быть открыта для родителей. А здесь могут быть разные способы. Очень многое зависит, конечно, от учителей. Заинтересовать, найти интересы родителей. Это правильно. Это могут быть и клубы по различной тематике. Связанные с психологией ребенка, театральные студии открываются. Иногда проходят и спортивные соревнования, турниры среди родителей. Это тоже сплачивает и приближает, когда команда школьников, команда родителей, иногда команда родителей и команда учителей, разные бывают. И это нужно делать. Еще очень интересная форма. Сейчас активно школы ведут свои соцсети. Когда о школе пишут только сотрудники школ, это одно. А когда начинаем привлекать родителей, чтобы они рассказывали о жизни школы, а для того, чтобы рассказать, надо погрузиться в это во все. Это тоже очень интересно, когда родители начинают активно работать в социальных сетях и погружаться в жизнь школы для того, чтобы рассказать, чем живет школа, какие инициативы проходят, какие мероприятия. Это тоже очень здорово. Поэтому совместные мероприятия, турниры, театр, разные формы можно использовать и использовать современное, то, что сейчас стало актуально, те же соцсети, я думаю, они будут объединять.

М. Баченина:

- Я недавно напросилась в родительский комитет в детском саду. Как же мне было приятно, когда со мной посоветовались, что дарить на День воспитателей. Мы говорили о конкурсе «Учитель года». Почему нельзя сделать что-то такое для родителей, что эту активность сделает неординарной, интересной. Это же стимул!

Ж. Садовникова:

- У нас было мероприятие - показ мод. Сейчас мы ввели школьную форму и внешний дресс-код, внешний вид школьника. Старшеклассники по-разному воспринимают это. И мы организовали показ мод, мы приглашали участвовать родителей.

Интересный был у нас проект с родителями - кинофестиваль. Есть театральная студия, которая у нас работает, во многих школах есть школьный театр. Если мы делаем какой-то конкурс, пригласить родителей, мы пригласили родителей, мы сделали эти мероприятия как кинофестиваль, и наши родители вошли в состав жюри. Мы посмотрели родителей, которые в этой сфере работают, которым это знакомо, они вошли в состав жюри. Когда у нас прошел первый кинофестиваль, родители просили на следующий год повторить. Надо посмотреть, в каких профессиях работают родители, чтобы классные руководители знали. И через профессию, что близко родителям, вовлекать, приглашать, и родители с удовольствием подключаются и становятся активными в этих мероприятиях.

А. Милкус:

- Вы сказали про школьную форму. А как вы относитесь к тому, что некоторые школы уже ввели форму для учителей? Я знаю несколько московских школ, несколько региональных школ. Я думал, что девушкам, женщинам, которых большинство в школе, не очень с руки одеваться похоже. Оказывается, это было принято. В Курчатовской школе, насколько я помню, были похожие школьные наряды. Корпоративный стиль.

Ж. Садовникова:

- Корпоративный стиль я тоже поддерживаю. Любая школа должна иметь свой стиль, на мой взгляд. Есть школьники, есть форма, но и коллектив. Этот корпоративный стиль, который мы, взрослые, должны показать нашим ученикам. Потому что это тоже очень важно. Я это поддерживаю. Мне кажется, это очень хорошо, когда коллектив школы определяет цветовую гамму, как выглядит школа. И это поддержано всем коллективом, и это несет культуру. Культура в этой школе - свой внутренний корпоративный стиль, который транслируется ученикам. Я думаю, что это замечательно.

М. Баченина:

- Мне тоже очень понравилась идея. Не надо думать, что надеть.

А. Милкус:

- Надо. Я разговаривал с учителями. Все надевают похожее, все долго думали, рядили, какую модель выбрать, чтобы она всем подходила. С другой стороны, каждая из них нашла, чем выделиться, - брошкой, шарфиком, пояском. Тут тоже надо проявить изобретательность, чтобы вроде бы и корпоративный стиль, а вроде бы ты и индивидуален. Были красивые небесно-голубого цвета платья, а здесь платочек или элемент стиля. А у мужчин сорочка такого же цвета. Я не думаю, что это можно заказать на одной фабрике, но, видимо, шили либо похожую, но под каждого человека индивидуально. На празднике, когда все собирались в торжественном корпоративном виде, было очень круто.

М. Баченина:

- Это же очень нарядно, представительский класс сразу.

А. Милкус:

- Это не коричневые платья, которые были в нашей школе.

М. Баченина:

- Я с такой бы радостью сейчас надела это шерстяное платье, пришила бы красивые кружева, которыми я могла отличиться. И фартук. А сзади этот бантик.

Ж. Садовникова:

- У нас в Ушинке сейчас очень хорошая выставка. И там можно увидеть нашу форму, эти фартучки, эту коричневую форму, эти наши манжетики мы пришивали. Поэтому в Ушинку можно прийти и окунуться в наше время. Там есть наши дневнички, наша форма.

А. Милкус:

- Имеется в виду педагогическая библиотека имени Ушинского, которая находится в Москве возле Третьяковки. А не так давно она стала информационным центром. И очень здорово, потому что это не только городская библиотека или областная библиотека, сейчас возможностями этой библиотеки и педагогическими материалами могут пользоваться учителя со всей страны, можно оформить запрос, вам пришлют цифровые материалы. Очень здорово обновляется и развивается. Ушинка,.

Ж. Садовникова:

- Здесь очень много для учителей, и для родителей тоже.

М. Баченина:

- Я бы хотела поговорить о Российской академии образования. Правда ли, что Российская академия образования - наследник Советской академии педагогических наук? И в чем это наследие выражается?

Ж. Садовникова:

- Да, действительно, историческая миссия Российской академии образования - это служение учителю. И все 80 лет своего существования академия трудится для отечественного просвещения. Все, что делается наукой, создается для развития, для помощи нашим педагогам. Внутри Российской академии образования создана уникальная структура профильных центров, которые проводят исследования. И наука делает все, что необходимо сделать для наших учителей. Возможности Российской академии образования - это предоставление экспертной позиции, экспертного мнения, обмен опытом педагогов. У нас проводятся и конференции, и проходят встречи с академиками, с лекторами. Ольга Юрьевна Васильевна, президент Российской академии образования, дает интересные уроки, это тоже можно посмотреть, и эти встречи очень интересны.

М. Баченина:

- Это все, влияет и на жизнь, и на квалификацию, и на развитие обычного школьного учителя?

- Да. Любое развитие педагога должно основываться и базироваться на научных данных, на науке. И поэтому, когда наука соединяется с практикой, мы достигаем этого результата.

А. Милкус:

- Я хотел бы подчеркнуть, что Академия педагогических наук была создана в 1943 году. Шла кровавая тяжеленная война. Но правительству было понятно, что нужно развивать будущее, потому что мы будем восстанавливать страну, что нужно большое количество образованных ребят, что нужно развивать педагогическую науку, которая придет в школы и в вузы. Это тоже очень важный симптом, когда уделяют внимание образованию как одному из первых направлений. На этой неделе состоялась на журфаке МГУ научно-практическая конференция при участии Российской академии образования для медиапедагогов. Собрались со всей страны медиапедагоги, их сейчас уже появляется много. Обсуждали проблемы, проводили мастер-классы, обсуждали, где брать методические материалы. И это тоже одна из функций Академии образования. Это не то, что где-то Академия образования, а где-то учителя, и множества, которые не пересекаются. Пересекаются.

Ж. Садовникова:

- Да, Александр Борисович, я с вами соглашусь, тоже присутствовала вместе с вами. Мы действительно стараемся объединить педагогическое сообщество, образовательную среду в тех или иных вопросах, которые сейчас являются актуальными для наших учителей, и получить экспертную позицию наших ученых на те или иные вопросы, чтобы понимать, какие изменения, что необходимо делать для дальнейшего развития. Это очень важно. И хочу анонсировать, у нас в ноябре состоится Всероссийская научно-практическая конференция «Учим, умеем», приглашаем учителей. Здесь тоже будем обсуждать опыт педагогов.

М. Баченина:

- Сегодня в «Родительском вопросе» в гостях была заместитель президента Российской академии образования Жанна Витальевна Садовникова.

А. Милкус:

- И давайте в конце еще раз поздравим наших любимых учителей, педагогов с только что состоявшимся Днем учителя. Мы вас очень любим. Вы замечательные.

Ж. Садовникова:

- Спасибо большое, всех с праздником. И еще раз спасибо огромное всем нашим учителям.

Подписывайтесь, чтобы не пропустить новые выпуски нашего подкаста для родителей и слушайте, когда удобно.

➤ Слушать прямой эфир: https://radiokp.ru

➤ Читать эксклюзивные новости: https://www.kp.ru

➤ Подписаться на наш телеграм: https://t.me/truekpru

➤ Самое интересное из эфира: https://t.me/radiokp