Зимние каникулы. Чем заняться всей семьей, чтобы было весело, увлекательно и с пользой

Зимние каникулы. Чем заняться всей семьей, чтобы было весело, увлекательно и с пользой
Мария Баченина и Александр Милкус вместе с психотерапевтом Ниной Бычковой рассказывают о том, как с пользой для семьи организовать празднование Нового года и зимние каникулы

М. Баченина:

- Здравствуйте, друзья, в эфире «Родительский вопрос», у микрофона Мария Баченина и Александр Милкус.

А. Милкус:

- Здравствуйте, всем.

М. Баченина:

- А что это вы со вздоха начинаете? Устали к концу года, Александр?

А. Милкус:

- Я как раз радуюсь, что это конец года. Что новый год на носу.

М. Баченина:

- Друзья, сегодня мы вас научим, как правильно провести время с семьей на зимних каникулах. Как объединиться с детьми, как найти этот общий знаменатель. Но – всему свое время. Наша сегодняшняя гостья – кандидат психологических наук, психотерапевт, специалист по образовательным играм, один из организаторов проекта «Вселенная, здравствуй», Нина Бычкова. Здравствуйте, добро пожаловать.

Н. Бычкова:

- Очень приятно быть у вас в эфире.

М. Баченина:

- Я хотела бы начать с обобщающего вопроса. Неужели современных детей, и, если да, то в каком возрасте, можно вернуть в семью какими-то семейными играми, которые будут интересны всем?

А. Милкус:

- Подожди, ты имеешь в виду оторвать от гаджетов?

М. Баченина:

- Да. Это был образ и все поняли, кроме вас. А вам надо обязательно до дна добить. Главное не пробить его…

А. Милкус:

- Конкретизировать хочу, да. Может, каким-то другим способом они уходят из семьи?

М. Баченина:

- Нет, нет, вернуть в семью – это, конечно же, оторвать от гаджетов, более динамичных, ярких и интересных.

Н. Бычкова:

- Я думаю, что сейчас родители должны к этому стремиться и, конечно, самим в первую очередь, надо оторваться от гаджетов, да, потому что у нас семьями сидят в гаджетах. К сожалению, да, кризис современного детства – дети перестают играть. То есть, игра уходит в виртуальный мир. Там, конечно, они тоже играют, но вот такие реальные игры очень важны, реальные, семейные, подростковые. Поэтому нужно делать сейчас усилия дополнительные, чтобы вот эту общность детско-взрослую возрождать, создавать своими усилиями, на своей маленькой семейной системе, в своей квартире. И это принципиально важно. Потому что психологи сейчас фиксируют, что многие способности у детей просто пропадают. Например, поскольку в гаджетах уже готовые образы, то у детей практически исчезает воображение. Вот мы работаем с детьми, им очень трудно придумать что-то. А воображение – это основа мышления в дальнейшем.

М. Баченина:

- А у Саши есть любимый пример даже, который подтверждает ваши слова. Саша, вот когда найти здесь и найти в комнате…

А. Милкус:

- Ты имеешь в виду замечательные эксперименты, о которых я уже несколько раз рассказывал в эфире. Внимание, для тех, кто еще не слышал нашей программы в эфире, будет интересно. Для тех, кто уже слышал, послушайте второй раз, ничего с вами не случится. Буквально недавно я прочел про интересный эксперимент. Взяли детей лет трех и на планшете показали им фотографию комнаты и показали, где в этой комнате спрятаны интересные для них призы, сюрпризы – то, что детям интересно. Потом запустили в эту комнату и попросили найти. Они найти не смогли, они не смогли перевести изображение 2Д на планшете в реальность. А потом их вывели из этой комнаты и показали эту комнату через окно, через стекло. И дети пальчиком начали тыкать в те места, где спрятаны сюрпризы. То есть, они смогли это сделать только на плоском изображении. Это как раз и подтверждает, что говорит Нина.

М. Баченина:

- Да, Нин, продолжите, пожалуйста.

Н. Бычкова:

- С одной стороны, конечно, такой уклон в гаджеты, с другой стороны, я вижу, что возрождается так называемое движение настольных игр, ДНД (слышали, наверное, такое тпонятие?).

М. Баченина:

- Нет, что это?

Н. Бычкова:

- Ну, это тоже направление игр. Подземелье дракона переводится с английского. Это такая очень длительная игра сейчас. Я смотрю, и в компаниях, и семейные такие есть – это практически на целый день погружение в игру… это фактически виртуальная игра, переведенная в реальность.

М. Баченина:

- Я слышала про «Подземелье драконов», просто не знала, что называется ДНД.

Н. Бычкова:

- Ну, целое направление, где человек получает роль, задачу игровую, и из этой роли – там есть взаимодействие персонажей – это тоже очень интересное направление, и мы элементы этого используем в своей практике, потому что детям это знакомо по компьютерным играм, а, когда они становятся реальными, им это очень интересно.

А. Милкус:

- В моем детстве ДНД означало – добровольная народная дружина. И никаких ваших драконов там не было.

М. Баченина:

- Подождите, у меня есть ложка меда. Что до сих пор, и, слава богу, именно настольные игры лидируют в рейтинге игр. Пока они там и это очень здорово. Но, знаете, в чем у меня сомнение? Сомнение в том, что игра может объединить. Я большая любительница настольных игр, у меня дома их очень много. И я люблю в них играть, но между детьми большая разница, поэтому приходится с одним – в одни играть, с другим – в другие. Конечно, мне интереснее со старшим играть. Но было замечено, что наш папа как-то презрительно относится к нашим играм и ему они неинтересны. Может быть, у него склад ума более живой и подвижный, чем у нас, и ему скучно играть, потому что он во все выигрывает. Вот есть ли что-то, что и стар, и млад, и для разных уровней живостей ума… Не знаю, может, то самое Подземелье дракона как-то испытать? Что посоветуете?

Н. Бычкова:

- Если говорить сейчас о предновогодних праздниках, то сейчас, конечно, сама эта атмосфера подготовки к празднику, к новому году, к волшебству, если в это включается вся семья, это и есть объединяющее. Потому что, к сожалению, вот эти традиции совместных театральных постановок, музицирования совместного оно исчезает, а это очень объединяет семью, это очень здорово, когда мы к празднику готовимся все вместе и каждый какую-то лепту вносит. Кто-то готовит театральный номер, папа пусть приготовит, в зависимости от того, чем он увлекается…

М. Баченина:

- Папа пусть приготовил шампанское!

А. Милкус:

- Безалкогольное!

Н. Бычкова:

- Кстати, вот тоже очень часто дети вообще не в курсе совершенно, чем занимаются родители и, если родители чуть-чуть приоткроют завесу вот этой тайны и покажут из своей работы что-то, ну, в любой профессии есть что-то интересное, во что ребенка каким-то образом можно включить. Допустим, если он химик, он может показать химический опыт. Если он компьютерщик – какой-то элемент…

М. Баченина:

- Тут по краю ходят МЧСники, которые говорят, что лучше ничего не показывать, и силовые структуры… Нет, я с вами согласна, конечно. Это я просто стараюсь какую-то новогоднюю атмосферу к нам нагнать. Мне, правда, откликнулось вот это совместное музицирование. Потому что, наверное, дома есть инструмент и даже когда я что-то вспоминаю и играю, младший начинает петь так, что все кошки начинают подвывать. Но нам это нравится. Мне кажется, каждый должен найти для себя какую-то вещь. Даже те же ассоциации – это же тоже театрализированный элемент, вот что-то продемонстрировать.

Хорошо, а если все-таки приблизиться к тому, что мы называем «Вселенная, здравствуй», чем игры в этой вселенной отличаются от широко известных и всем доступных?

Н. Бычкова:

- Если можно. Я расскажу немножко историю вопроса, как мы пришли к нашему подходу, то есть, начиналось с того, что та система образования, особенно начального, очень не устраивала. Потому что, как мы знаем, к концу начальной школы большинство детей уже в школу идти не хочет – им уже скучно, неинтересно, и вот этот огонек живой он куда-то пропадает. Поэтому они, возможно, уходят как раз в гаджеты и ищут что-то альтернативное, более интересное. И мне всегда это было очень грустно. Поскольку я человек, занимающийся образованием, образовательными технологиями, возникла такая идея – придумать некий подход, который бы объединял, с одной стороны, интерес к исследованию, к открытию нового, и при этом чтобы в это мог включиться каждый ребенок. Ребенок всегда может включиться в игру, игра ему интересна, а наука кажется чем-то таким скучным, однообразным и неинтересным. Поэтому мы придумали такую систему, где дети включаются в исследование через игру, через те же роли, решение задач, достижение целей, но внутри этой игровой оболочки включаем те научные цели, задачи и т.д., которые ребенок осваивает. Но их осваивает в игре. И при этом получается намного более глубоко, чем если бы он сидел и слушал…

А. Милкус:

- Например?

Н. Бычкова:

- Например, мы играем в сказку, где Кощей Бессмертный похитил принцессу, которую ему надо спасти, расколдовать – то есть, они идут в сказку, они выбирают роли, они богатыри или принцессы – делают себе щиты, делают себе оружие… Очень важный элемент – это вхождение в роль. Они не просто там Петя, Вася, Катя, а я богатырь или я – принцесса некая – то есть, вхождение в роль. Дальше они встречают Бабу Ягу – эта игра у нас была биологическая – Баба Ягу говорит им, чтобы я вас пустила в лес, где принцесса спрятана, вы должны помочь мне сделать зелье вечной молодости – вот ингредиенты. Это летняя была игра, и она им дает список трав, которые им нужно собрать, а, чтобы собрать травы, им нужно воспользоваться научным определителем растений. И вот они бегают по лесу, ищут эти растения по определителю. И такого типа разные биологические задачки мы встраиваем в сюжет.

М. Баченина:

- А кто разрабатывает эти игры? Кто придумывает сюжеты? На ком вы это опробуете, то есть, тестируете? И где можно взять сценарий?

Н. Бычкова:

- Идея такая: научить детей и открывать им разные миры – а в мир должен быть проводник. Проводник – это взрослый человек, увлеченный своим делом. То есть, если у нас игра биологическая, это биолог, у которого горят глаза, который этой темой увлечен. Если это игра музыкальная, это музыкант и т.д. То есть, есть некий образец, проводник. С ним мы обсуждаем содержательную часть программы, то есть, что должны в этот момент освоить дети. А игровую оболочку уже мы, психологи, подросшие уже дети, которые участвовали, они уже сейчас гораздо интереснее придумывают программы, чем даже я, потому что они прошли это на себе и они открыты к этому.

И еще один из принципов, что старшие дети как помощники для младших. То есть, подростки у нас работают игротехниками, то есть, подростки ведут группы младших. Я начинала эксперимент на своих детях, ну и ребята, которые проходят это, они уже потом, понимая сам принцип, могут работать с младшими, придумывают идеи, могут придумать игровые сюжеты, иногда игровой сюжет возникает прямо по ходу. Ну, допустим, если какой-то ребенок антилидер и начинает мешать, короче говоря, мы его включаем вот таким антилидером. То есть, у нас, например, появляется барабашка, который мешает прохождению сюжета – то есть, он тоже становится частью игры.

А. Милкус:

- Слушайте, но ведь по такому же принципу и родители, которые остались неожиданно с детьми на все новогодние каникулы, могут придумать такие ролевые игры с волшебниками, с поиском чего-то там под елкой, чего-то на улице, и таким образом себя развлечь, детей развлечь, и еще детей друзей и соседей, и тому подобное.

Н. Бычкова:

- Конечно, я думаю, родители вполне это могут. И тут вот почему я говорю о профессионализме родителя? То есть, какие-то свои профессиональные знания он может в задание включать. И ребенок узнает, чем занимается папа, да, то есть, если он математик, то это какая-то логическая математическая задачка. Если он биолог, что-то посмотреть в микроскоп, поизучать какие-то интересные клетки. То есть, каждый родитель в чем-то профессионал и, если взять этот принцип, что я профессиональные знания включаю в некую игру, то дети гораздо более сильнее, с бОльшим интересом во все это включаются и это объединяет и родителей, и детей.

М. Баченина:

- А если говорить о зимних вариантах, существуют ли зимние варианты? Понятно, что про биологию был отличный пример, но мы говорим о зимних каникулах, может быть, здесь уместнее что-то другое?

Н. Бычкова:

- Знаете, вот так конкретно ко времени года мы так не привязывали, но квесты же можно делать в любое время года, да. Зимний лес прекрасен – можно сделать путешествие по зимнему лесу на лыжах, с точками, с заданиями по точкам, спрятанными где-то…

М. Баченина:

- Это сначала пойти в лес, все там организовать…

Н. Бычкова:

- Да…

А. Милкус:

- Можно в парк, можно на луга какие-нибудь… ну, в чем проблема-то?

Н. Бычкова:

- Да, на даче местность более-менее уже известна, уже понятно, что где и родитель просто рисует карту и – пожалуйста, вперед. Может быть одно из заданий там слепить снеговика или сделать снежную крепость и победить. Да, у нас часто есть некий враг, которого надо победить, поэтому можно слепить снежную крепость и посражаться снежками, и победить Змея Горыныча, который стережет клад.

А. Милкус:

- В общем, параллельно изучаем основы драматургии…

М. Баченина:

- Саш, это мне напоминает адвент-календарь – каждый день какое-то новое задание. В течение месяца, ну, кто-то сокращает до полумесяца, кто-то до недели, тут и кулинария, и построить снеговика, и сделать… вот в этом году у меня ребенок, благодаря этому календарю, впервые в жизни вырезал фонарик, сам. Ему еще ножницы не очень удобно держать, ему только 4, но он сам резал. То есть, вот этот стандартный фонарик, разрисовывал его, и на этом примере я поняла, что это очень классная палочка-выручалочка, потому что создается гиперновогоднее настроение. Я с каждым днем с ужасом жду, что я сотру «нарядить елку» (я считаю, что рано), но в снежки поиграли. Правда, не слепили снежную бабу, потому что не из чего лепить, тем не менее, испекли печенье, сделали, вырезали фонарик из бумаги. Тут же сделали в другом задании из ваты какие-то новогодние украшения. И это его прямо заводит… но еще я это подогреваю такими подарочками, которые покупаю за три копейки где-то – тут не сам подарок важен, а то, что подарки надо еще и искать. Вы знаете, удивительное дело – мы завели в нашем родительском сообществе журналистских мам такую традицию. Снимать новогодние репортажи. Боже мой! Уважаемые родители, дорогие наши слушатели, попробуйте! Ваши дети вас удивят! Даю лайфхак. Берете на телефон и снимаете заставку новостей, где там крутится-вертится планета, да… а дальше просто посадите за стол своего ребенка, пусть он расскажет последние новости о подготовке вашей семьи к новому году. Это будет отличный вклад в семейный архив, который мы будем с вами смотреть в старости и радовать самих себя нашими малышами, когда они уже будут совсем взрослыми. Меня эта идея просто покорила! Вам понравилось?

А. Милкус:

- Потрясающе! Но у меня теперь к Нине вопрос на засыпку. Нина, про игры мы поговорили, но все-таки ключевая история нового года – это нечто положенное под елочку. То есть, это подарок. По моему убеждению, мне кажется, что большинство детей, а, может, и все дети, мечтают о каком-нибудь электронном гаджете. А вот если родители хотят подарить полезный подарок, они более-менее понимают, что этот подарок разочарует ребенка, потому что ребенок ждет чего-то электронного… а ему подарят что-то для учебы, для развития… Вот как с этим выбором справиться?

Н. Бычкова:

- Да, ну, редко, когда у детей сейчас бывает один подарок. Бабушки, дедушки… То есть, я бы вышла из положения – подарить и то, и другое. Потому что, если не подарить то, что ребенок написал в письме Деду Морозу, хотя я помню, тоже был такой опыт, что ребенок запросил что-то такое запредельное…

М. Баченина:

- Да, айфоны было модно просить одно время у детей.

Н. Бычкова:

- Да, у нас Дед Мороз писал ответ – дорогая Маша, я, конечно, очень рад, что ты это просишь, но сейчас на складе этого нет и вместо этого я тебе дарю вот это. Ну, ребенок вполне себе это воспринял. Ну, когда еще дети верят в Деда Мороза, да. Все-таки пришел ответ, очень уважительно, и подарок был не хуже – ну, по ценности какой-то детской…

А. Милкус:

- Подождите, мы в начале программы сказали – надо вытащить из гаджетов детей, но я так понимаю, что и взрослых тоже. А все-таки ожидание подарка – это ожидание в большинстве своем гаджета. И вот как с этих дилеммой-то справиться?

Н. Бычкова:

- Если родитель подарит что-то, что объединяет семью, допустим, какой-то конструктор электронный, который мы тут же распаковываем и начинаем собирать, или там химические опыт, которые мы тут же начинаем делать, или там фокусы, которые он тут же изучит и пойдет показывать… То есть, какой-то подарок, который бы объединял…

А. Милкус:

- А вот семейная игра?

Н. Бычкова:

- Семейная игра какая-то, которую тут же мы распаковываем и играем, которая очень интересна…

А. Милкус:

- Слушайте, это классная идея!

М. Баченина:

- Я тоже себя поймала на мысли, что… вот мы с мужем тоже думали – что же подарить – потому что с младшим все проще гораздо, и я настаиваю на компьютере ему, для учебы. Потому рано или поздно, я понимаю, что мы придем к этому компьютеру, а сейчас везде скидки и т.д. Но одновременно с этим мы загоняем, получается, его туда, откуда не можем выцарапать в последние месяцы. А что тогда на день рождения дарить? Не подаришь же после новогоднего компьютера лютик какой-нибудь, да?

А. Милкус:

- Часы с кукушкой, которые будут говорить – выйди из компьютера!

М. Баченина:

- Да, точно. Кстати, еще одна идея. Вы знаете о том, что по статистике многие дети, например, до восьмого или до десятого класса не умеют завязывать шнурки, поэтому прибегают к липучкам? А я добавлю от себя кусочек другой статистики и перейду к подарку. Цифровые часы заменили аналоговые. И я заметила, что цифру гораздо проще понимают и оперируют временем, чем, например, если я говорю «без двадцати пять», я вижу такую панику. И я вчера подарила будильник. Самый настоящий. Ну, легких путей решила не искать, и там вместо цифр – палочки. Тоже такой подарок с насмешкой…

Н. Бычкова:

- Да, вы знаете, про подарки подумала, что детство для нас, родителей, это возможность еще раз прожить то, что мы не прожили в детстве. М и в том числе поиграть в те игрушки, которые мы не играли. И очень хороший вариант, и я это вижу, и это тоже, может быть, как такой совет родителям – дарить такой подарок, который будет играть папа. Это может быть машинка на радиоуправлении, вертолет на радиоуправлении, солдатики какие-то. Я вспоминаю, вот наш папа увлекается готовкой и химией, и он давно хотел молекулярную биологию с кухней подарить ребенку – и с каким увлечением они делали какие-то молекулярные угощения, которые есть было невозможно, но они все были в диком восторге!

М. Баченина:

- У меня тоже был такой опыт. Когда я подарила мужу конструктор деревянный без единого гвоздя, собранный паровоз, они тоже с сыном сидели до пяти утра – каждый собирал свой конструктор. Да, это очень увлекательно.

Н. Бычков:

- Да, просто задуматься родителям, во что бы им самим интересно было бы поиграть – подарить это ребенку и тогда совместность эта обеспечена.

М. Баченина:

- Кстати, хороший совет. Только Саша у нас, такое ощущение, никогда ни на какие праздники не получает подарки.

А. Милкус:

- А Баба Яга против! Я-то рос в советское время и не так давно был на выставке советских игрушек, встретил все, что у меня было дома, очень много таких пластмассовых игрушек и довольно скучных. А потом, когда начали расти дети, стало возникать большое количество всяких новых игрушек и я, честно говоря, словил себя на мысли, что я покупаю игрушки не им, а себе – компенсация того, что у меня не было в детстве. Так вот, по себе тоже не всегда хорошо мерить, потому что дети у меня очень разочаровывались. Они-то все это видели, а папа когда в очередной раз разворачивал подарок сыну и начинал в него сам играть, взгляды детей были такие снисходительные – ну, вот, он себе купил игрушечку…

М. Баченина:

- А что же вы покупали, Саша? Что это было?

А. Милкус:

- Были такие конструкторы, которые из разных звездочек можно собирать там сферы, шарики, гирлянды и т.д. А дети у меня в это уже наигрались, а я все продолжал покупать, потому что я все наращивал и наращивал вот эту гирлянду, и они до сих пор где-то на балконе валяются памятником моего возвращения в детство.

Н. Бычкова:

- Золотая середина – чтобы интересно, конечно, пересекались.

М. Баченина:

- Ну да, вам надо было что-то повзрослее, мне кажется, Саш.

А. Милкус:

- Мне надо было повзрослее, да.

М. Баченина:

- Давайте поговорим о терапевтическом воздействии совместного времяпрепровождении детей и семьи. Понятно, что мы говорим в принципе сегодня о совместном проведении досуга на зимних каникулах, но мне всегда в последнее время казалось, что, например, моего внимания не хватает младшему ребенку. И я вчера в свой законный выходной сказала мужу о том, что я заберу Василия из сада. Приехала я за Василием в сад и получила такой выговор – а почему не папа? У меня, как у женщины, конечно, встречный вопрос (а у меня женщина включается мгновенно, мама куда-то уходит сразу) – что, папа больше нравится когда забирает? Да. И я на него искренне даже обиделась и расстроилась. Но не об этом речь. А о том, что, может быть, кажется нам, что детям не хватает нашего внимания? Может быть, они, наоборот, от нас как-то устали? С психологической точки зрения тоже хотелось бы услышать ваше экспертное мнение.

Н. Бычкова:

- Да, у нас сейчас такая эпоха детоцентризма, то есть, в большинстве семей, с которыми я сталкиваюсь, ребенок на первом месте, все его желания и интересы, не дай бог его расстроить, и родители часто забывают про себя, и часто приходят женщины, которые вот говорят – я себя очень корю, я плохая мама, я не играю с детьми. Мы там ходим в музеи, путешествуем, это мне все интересно, а вот играть с ними мне скучно.

М. Баченина:

- Ой, как я ее понимаю! Терпеть не могу играть, гулять! Музеи и концерты, да, это я могу.

Н. Бычкова:

- Я стала с ней разговаривать в ту сторону, что главное вот это ощущение, что я хорошая мама. Важно не количество времени, проведенное с ребенком, а качество. То есть, что вам классно вдвоем вместе. Я делаю не потому, что я должна что-то и вот есть какой-то список хорошей мамы, которая должна что-то делать – нет, такого не надо. Мы все разные, у нас у всех разные интересы, потребности и вот именно должна быть синергия – пересечение каких-то интересов его и моих. То есть, это время должно быть качественно и радостно для мамы, и папы, и ребенка, а не то, что мы его уговариваем, переступаем через себя и т.д. Вот искать эти точки пересечения.

М. Баченина:

- Да, но иногда это получается некий перекос. Мне нравится эта мысль – вместе сходить в музей, мне нравится вместе ездить на ВДНХ или парки какие-нибудь – но я, например, не люблю гулять, я домосед. А гулять надо для здоровья. И в этот момент у меня включается плохая мать. Я всегда ищу глазами людей, а потом от них прячусь… знаете, есть мамы, которые гуляют в любую погоду. У них даже специальная спецовка есть – для себя, ребенка и т.д. Меня поражают эти люди в хорошем смысле слова. Вот если так, то тоже можно себя где-то утешить и найти себе индульгенцию, что ты неплохой родитель?

Н. Бычкова:

- Конечно. Потому что вот это ощущение плохой мамы оно же очень токсично, оно передается детям. Все эти анекдоты, что мама спряталась в кухне, закрылась и ест торт, а дети смотрят – что ты делаешь? А я делаю вам счастливую маму.

М. Баченина:

- Да, заедая…

Н. Бычкова:

- Мы воспитываем своим состоянием, да, то есть, если мама счастливая, позитивная, самореализующаяся, то дети перенимают это мироощущение. Пусть даже мама работает и она уделяет времени очень мало, но это будет очень ценное время для ребенка. Если вы не любите гулять, ну, не надо себя пересиливать. Ну, няня, бабушка, папа – ищите какие-то альтернативы. Потому что если я гуляю вот так, через силу, ведь ребенок же все это чувствует. Потому что они перенимают наше состояние, наше мироощущение, отношение – вот на каком-то очень тонком уровне.

А. Милкус:

- А есть такая проблема – с 1 сентября дети сдаются в садик или в школу, родители приходят вечером после работы, уставшие, и общение в основном 2-3 часа перед сном, в лучшем случае, да. И тут – раззудись, плечо! – где-то с конца декабря 10 дней – получите ребенка 24х7. Я слышал, что есть люди, которые очень сильно мучаются, потому что они не знают, чем заняться с этими детьми 24 часа в сутки.,.. Что тут можно предложить? Расписание какое-то придумать? Кто когда дежурит по детям? Ну, нам же тоже хочется отдохнуть, потому что мы же тоже работали, а тут еще мамой и папой работай!

М. Баченина:

- Каждые выходные это творится, когда ребенок встает по расписанию детского сада, ну, может быть, на полчаса попозже, а ты хочешь спать…

А. Милкус:

- А еще есть для детей в субботу какие-то секции, куда надо их вести, и занятия в школе дополнительные, вот как сберечь себя при этом?

Н. Бычкова:

- Давайте я вам отвечу, как многодетная мама. Потому что, чем меньше детей в семье, тем сложнее как бы родителю. Потому что один ребенок в этих четырех стенах мается и мучается, и родитель должен что-то придумывать, чем его развлекать. Если детей несколько, они уже начинают между собой как-то играть. Я за то, что должно быть детско-взрослое сообщество. Что это значит? Вы знаете, мне настолько было тоскливо гулять с коляской, когда там один, а второй еще маленький – и не знаешь, как их развлекать, чем заняться, и вот в детском саду стояла женщина с такими же детьми, и я говорю – давайте дружить. Мы с ней познакомились и оказалось – у нас очень сходные интересы, дети одного и того же возраста – и у нас организовалось такое мини-сообщество. Детям интереснее играть не только вот брат с сестрой, а чтобы были дети этого же возраста, но немножко из другой семьи. То есть, то они у нас, то мы у них – а она оказалась творческим человеком – художник, я – психолог, мы стали придумывать какие-то игры, занятия. Когда несколько семей, можно поехать друг к другу в гости, можно обмениваться детьми, можно придумывать какие-то занятия – родители занимаются одним, дети – другим. То есть, не замыкаться внутри своей семьи…

М. Баченина:

- Я думаю, нужно добавить, что, если кому-то не повезет с компаньоном, это не значит, что вы обязаны продолжать эту дружбу – можно найти нового.

Н. Бычкова:

- Да. Наверняка есть какие-то друзья семьи… мы часто не знаем, кто живет на соседней лестничной клетке. Вот не бояться выходить наружу… Я знала, что у соседей есть мальчик – мы пошли, познакомились…

М. Баченина:

- Кстати, это очень подходящая ситуация вообще под московские реалии. Я за регионы не буду говорить, надеюсь, там сохранилось добрососедство, когда меня соседи с улицы забирали… Но я, например, думаю – а как это я приду и скажу: здрасьте, давайте дружить. А они мне скажут – иди отсюда! Я расстроюсь… Я вижу, что во дворе как-то нет сейчас детей.

А. Милкус:

- А мы дружили с ребятами, которые приводили тоже детей в детский сад. Мы познакомились и, пока дети были в детском саду, мы очень дружили с несколькими семьями, которые в ту же группу водили ребят. И потом один мальчик поступил с нами в первый класс и сын с ним дружил лет 20 потом.

Н. Бычкова:

- Если есть такая задача в голове родителя, то возможность найдется. Вы же видите, чувствуете родителей…

А. Милкус:

- Да, это очень важный вопрос. Потому что действительно дворовая культура уходит и хорошая замена гаджету – это поиск и нахождение близких друзей каких-то, с кем можно отправиться в экспедицию, в музей и т.д. Ну, да, в детском саду, в школе по интересам можно сейчас познакомиться. Хорошая идея.

Н. Бычкова:

- Я считаю, что одна из задач родителей сейчас – это создание такой образовательной среды вокруг ребенка. Когда он маленький, можно взять его за ручку и привести, ну, прямо выбрать семью, близкую по духу и как-то взаимодействовать. А дальше это уже выбор учебного заведения, вот этой среды образовательной – это задача родителя. Потому что очень часто отдал там куда-то рядом с домом – и все. А то, что ребенок там мучается и контакта с учителем нет – это уже другая история. Если есть в голове задача, чтобы микросообщества создавать вокруг себя, вокруг ребенка…

М. Баченина:

- То есть, это и есть образовательная среда – вот эти микросообщества, вы об этом?

Н. Бычкова:

- Да.

М. Баченина:

- Смотрите, какой мы задел взяли – с новогодних игр начали и вернулись на серьезные рельсы – на образовательную среду вокруг ребенка.

А. Милкус:

- Потому что она создается и тогда, когда родители дома. А это как раз самые длинные каникулы – зимние и майские, когда дети с родителями находятся ближе всего. Ну, плюс, конечно, летние каникулы.

И я не могу не задать сакраментальный вопрос – когда детям все-таки рассказать, что приходит не Дед Мороз? Вопрос серьезный. Ребенок ждет чуда, а приходит знакомый какой-то. А, может, вообще не приходит, а он заходил, пока ты спал – и вот положил тебе под елочку подарок, а он же ждал, хотел увидеть, поздороваться, стишок прочесть.

М. Баченина:

- Да. Нин, когда колоться?

Н. Бычкова:

- Тут есть разные точки зрения. Есть точка зрения, что вообще не надо детей обманывать и сразу рассказывать, что мы друг другу делаем подарки. Но все-таки больше в наших традициях, что мы вот делаем чудо, и дети верят в это чудо. Я считаю, что специально колоться и рассказывать не нужно, но, когда у ребенка начинают сомнения возникать… Мои дети прямо эксперименты ставили – а давай мы проверим…

М. Баченина:

- А у нас однажды была большая компания – и каждый со своим выводком детей, все были младше моего – тогда ему было лет 5. И я помню, он просто обломал всем детям праздник. Потому что до него дошло, что это дядя Сережа и он просто подошел и сорвал с него бороду – и все плакали. А мой гордился своим расследованием.

А. Милкус:

- Моя версия, что, чем дольше ребенок живет в чуде, в ожидании волшебства и верит, что это волшебная история, а не мама с папой, тем лучше. Вот то, с чего мы начали программу – о том, что главное в игре это фантазия, это развитие способностей эмоциональных. Мне кажется, что история с Дедом Морозом – это как раз про это.

М. Баченина:

- Нина, спасибо вам большое за сегодняшний эфир. У нас в гостях была кандидат психологических наук, психотерапевт, специалист по образовательным играм, один из организаторов проекта «Вселенная, здравствуй», Нина Бычкова. И – с наступающим новым годом!

А. Милкус:

- Да, всем радостного, счастливого, хорошего нового года!

Подписывайтесь, чтобы не пропустить новые выпуски нашего подкаста для родителей и слушайте, когда удобно.

➤ Слушать прямой эфир: https://radiokp.ru

➤ Читать эксклюзивные новости: https://www.kp.ru

➤ Подписаться на наш телеграм: https://t.me/truekpru

➤ Самое интересное из эфира: https://t.me/radiokp