Все секреты Национальной технологической олимпиады
М. Баченина:
— Друзья мои, сегодня у нас, как говорится, практическое занятие, как в школах. Потому что началась запись участников Национальной технологической олимпиады. Мы, родители, зачастую путаемся в олимпиадах, даже если читаем какие-то статьи по этому поводу. Национальная технологическая олимпиада — что это? И кому в ней можно, а главное, нужно принимать участие? У нас сегодня в гостях заместитель директора Центра Национальной технологической олимпиады Высшей школы экономики, руководитель проектного офиса Национальной технологической олимпиады Дмитрий Куценко. Дмитрий, здравствуйте.
Д. Куценко:
— Коллеги, здравствуйте.
М. Баченина:
— А также руководитель профиля Национальной технологической олимпиады «Искусственный интеллект», руководитель программы «Цифровые навыки и компетенции» Благотворительного фонда Сбербанка «Вклад в будущее» Ренат Исказиев. Добро пожаловать.
Р. Исказиев:
— Добрый день, коллеги.
А. Милкус:
— Я сначала увертюру исполню, чтобы не обижались организаторы других олимпиад, но НТО, раньше называвшаяся Олимпиада НТИ, у меня самая любимая. Так получилось, что я побывал на первой олимпиаде и увидел, что эта олимпиада выросла снизу. Здесь несколько человек, энтузиастов кружкового движения России, придумали олимпиаду для тех ребят, которые что-то умеют делать руками, то есть инженеров, которые могут создать что-то. Может быть, у них не сто баллов ЕГЭ по физике или по химии, но зато они могут создать что-то невообразимое, интересное и фантастическое. И вот в «Сириусе», где проходил один из первых финалов Олимпиады НТИ, я познакомился с какими-то удивительными, фантастическими, увлеченными ребятами — и теми, кто организовывал, и теми, кто принимал участие в этой олимпиаде. В «Родительском вопросе» стараемся поддерживать эту олимпиаду. Каждый год кто-то из представителей оргкомитета приходит к нам в эфир. Когда я получил рассылку о том, что стартовала запись, мне захотелось пригласить тех, кто организует НТО, чтобы рассказать новым ребятам, новым родителям, которые еще не в орбите этого мероприятия, что происходит, как участвовать. И начнем мы с Дмитрия. Дмитрий, когда заканчивается период записи?
М. Баченина:
— Регистрации.
А. Милкус:
— Да, регистрации, простите. Кто может в ней участвовать, с какого возраста, какие условия? И может быть, о сути, потому что очень много направлений теперь в НТО.
Д. Куценко:
— Это правда, да. Александр, спасибо большое за шикарную подводку. Действительно, вот в прошлом цикле мы праздновали юбилей — олимпиаде исполнилось 10 лет. Шикарная дата!
А. Милкус:
— Я 10 лет назад был тогда?
Д. Куценко:
— В 2015 году начиналось все.
А. Милкус:
— А ощущения, знаете, вот яркие впечатления остаются, и ощущение такое, как будто это было вчера.
М. Баченина:
— Хорошо, что не я задавала этот вопрос. Я бы совсем огорчилась.
А. Милкус:
— Я помню просто… Это был праздник!
Д. Куценко:
— Мы считаем, что у нас праздник — 10 лет. Когда мы 10 лет назад стартовали, это были первые в России вот такие командные инженерные соревнования для школьников и студентов, именно в формате олимпиадного стека. Сейчас, конечно, много направлений. То есть в последние годы больше 40 в сумме — это и робототехника, и искусственный интеллект, конечно же, редактирование генома, космические системы. Здесь все, что в мире есть интересного, все, что можно в России объяснить школьнику, мы с этим всем пытаемся взаимодействовать. Здесь важно сказать, что за эти 10 лет, конечно, много коллег нас поддержало, то есть сейчас олимпиада — это такой мощный институт. И технологические партнеры, в том числе и коллеги из фонда «Вклад в будущее», наши давние товарищи, и в целом Министерство науки и высшего образования России, все наши большие соорганизаторы, друзья, такие как президентская платформа «Россия – страна возможностей», Платформа НТИ, АСИ, «Движение первых» — все вместе мы делаем большую и интересную историю.
О регистрации — да, она действительно стартовала в конце августа. У нас есть три трека, и сроки окончания у каждого из них чуть-чуть различаются. Начну с первой ступеньки — НТО Junior. Мы внутри себя говорим, что это песочница, это возможность для ребят 5-7 классов попробовать, посмотреть, что такое вообще инженерная история. Потому что мы часто сталкиваемся с тем, что, когда приходим в школы в регионах, нам говорят: «Ну, технологии – это не про нас, это очень сложно, наверное, нужно быть отличником». Это неправда. Я не хочу говорить, что у нас олимпиада для троечников, но в нашей олимпиаде можно участвовать независимо от своих оценок в школе. Здесь важно иметь стремление, важно иметь внутренний запал разобраться с технологиями. НТО Junior – это 5-7 классы, у нас в этом году семь разных технологий. Есть искусственный интеллект, космические истории, есть и новая сфера про киберфизику — здесь мы ребят приглашаем попробовать. Регистрация закончится 13 октября.
М. Баченина:
— Можно уточнение? Я сейчас от лица родительского комитета выступаю, слушаю вас и думаю: а вот мой ребенок мог бы или нет? Он в каком-то кружке должен заниматься или у него должен быть класс с каким-то уклоном? Дайте мне вектор мышления в этом плане.
Д. Куценко:
— Хороший вопрос. Действительно, да, родители нас спрашивают: а как начать? Понятно, что есть ребята, которые занимаются с наставником в школе, в кружках, кто-то уже целенаправленно готовится. Вот представим, что ваш ребенок впервые узнал об олимпиаде — здесь не нужно сначала записываться в кружок, можно сразу зарегистрироваться на олимпиаду. У нас есть практика, что мы готовим образовательные вводные курсы, и можно в целом подготовиться самому, не нужны здесь годы подготовки, чтобы стартовать в пятом классе. Поэтому всё на сайте, всё в наших платформах — можно изучить вопрос, подготовиться, поучаствовать в отборочном этапе, это точно несложно. Финалы НТО Junior в регионах тоже доступны — понятно, что есть ограничения по вместимости, по минимальным баллам — всё-таки в финал надо пройти.
М. Баченина:
— А что, собственно, судят-то? Например, мальчик собрал беспилотник и запустил его? Ну, это для тех, кто впервые слышит про данную олимпиаду, Национальную технологическую олимпиаду.
Д. Куценко:
— Ну, в младшем треке, конечно, о сборке беспилотника пока речи не идёт. Мы изучаем основы. В целом это теоретические задания с упором на практику, то есть пытаемся ребятам показать платформы, сервисы, которые помогают во взрослой жизни работать с технологиями. На старшем треке, вот 8–11 класс, конечно, уже работают и с коптерами, и с другими технологиями.
М. Баченина:
— Вот, вот, всё, я схватила, я поняла, да.
Д. Куценко:
— Давайте я вернусь к регистрации. Старший трек — 8–11 класс — это такое главное мероприятие в нашей жизни, потому что больше 100 тысяч участников каждый год проявляют желание, регистрируются, мы их очень сильно ждём, и здесь важно выбрать три сферы, максимально поучаствовать в олимпиаде. Это не обязанность, а возможность. Можно попробовать себя в совершенно разных направлениях. Здесь регистрация закончится 4 ноября. То есть времени чуть-чуть побольше, но в целом время лучше не терять, а можно так же, как в младшем треке, прийти, посмотреть на задания прошлых лет, можно прийти в чат с разработчиками, пообщаться с коллегами из профилей. Коммуникация с точки зрения профиля и участников — прямая, она идёт на протяжении всего соревновательного этапа непрерывно. Поэтому здесь нельзя говорить, что ребята будут где-то вне контекста, вне мероприятий, вне нашего сообщества. Закончу про регистрацию, наверное, студенческим треком. У нас в этом году шесть направлений для студентов вузов и колледжей. Мы рады, что некоторые вещи проходят такой непрерывной, траекторией — то есть участник, который в старшем треке НТО позанимался с ядерными технологиями, поработал в области геномного редактирования, он может эти же вещи продолжить в студенческом треке. Там регистрация закончится 10 декабря.
М. Баченина:
— Меня немножко пугает про геном. Это всё так серьёзно звучит. Я вот про кружки робототехники, по беспилотникам слышу, интересуюсь, а кружок редактирования генома — такого ещё не было…
Д. Куценко:
— Звучит амбициозно.
М. Баченина:
— Да, круто!
А. Милкус:
— Важно, что ребята в 5–6 классе могут просто пощупать — это то, что называем профориентацией — они могут пощупать вот это, это, это, без оглядки на оценки, которые они получат по какому-то предмету. Они могут проявлять себя. Вот раньше был такой международный кубок воображения «Imagine Cup» — вот проявить своё воображение. И давайте дадим Ренату слово, чтобы было понятно, как на примере профиля «Искусственный интеллект» ребята могут себя проявить, и чем их интерес может закончиться при участии в НТО.
Р. Исказиев:
— Да, я бы хотел чуть вернуться к кружкам, потому что мы в рамках своей работы тоже запускаем кружки по искусственному интеллекту — это те небольшие сообщества, которые создаются при школах, где ребята, конечно, больше средней и старшей школы, 7–11 класс, где ребята могут знакомиться с искусственным интеллектом, с машинным обучением. То есть понятно, есть базовая информатика, где базовые знания даются педагогами, и мы дополнительно предлагаем ребятам изучить чуть шире сферу искусственного интеллекта. Как раз есть хорошие результаты у тех, кто занимается в кружках. Это может быть та же робототехника, где ребята касаются машинного обучения и искусственного интеллекта, это могут быть и беспилотники, это могут быть и кружки по искусственному интеллекту.
А. Милкус:
— Давайте ещё подчеркнём, что это кружки, которые не обязательно находятся в школе. То есть вы можете подключиться и онлайн позаниматься. Ну нет, допустим, возможности, небольшая школа. Ты можешь включиться в обучение такое.
Р. Исказиев:
— Это уже другой формат. Кружки у нас в основном, конечно же, офлайн, и здесь мы отдельно обучаем педагога, готовим материал для запуска кружков, и сейчас у нас в этом году тоже завершился набор на летний и на осенний поток. Есть у нас и онлайн-активности, которые тоже помогают готовиться к олимпиаде и к нашему профилю, в том числе — это онлайн-интенсивы. Например, мы с июня по август проводили онлайн-интенсив «Вектор ИИ» совместно как раз с «Движением первых», где ребята могли из любой точки мира, России, подключиться, пообщаться с экспертами, послушать лекции, порешать практические задачи и практические кейсы, которые имеют отношение как раз к олимпиаде. То есть всю ту базовую подготовку, для того чтобы успешно не только зарегистрироваться, но и решить задачи первого этапа, мы упаковываем в онлайн-интенсив. Сейчас, когда мы стартуем уже с первым этапом, мы запустим второй онлайн-интенсив, мы его называем «осенний буткемп», который будет доступен для всех тех ребят, которые зарегистрировались на наш профиль, и мы их также под ручку доведём до следующих этапов, приглашая экспертов, помогая решать практические задачи, опираясь на опыт предыдущих лет, для того чтобы было такое лёгкое бесшовное вхождение в тему искусственного интеллекта, для того чтобы результаты у ребят на втором этапе были лучше. Это мы работаем и в офлайн, и в онлайн формате, и плюс Дмитрий уже говорил про онлайн-курсы, так как у нас расширена достаточно деятельность и профиль искусственного интеллекта, и его организация — это одна из наших задач, одна из активностей, мы сделаем онлайн-курсы по машинному обучению, по искусственному интеллекту, и здесь хочется отметить для родителей, и для педагогов, и для ребят, что это абсолютно бесплатно. То есть вся наша деятельность, которую мы реализуем, она благотворительная, так как мы благотворительный фонд. А если переходить к истории профиля, хотелось бы отметить, что в далеком 2018 году, когда еще не было профиля искусственного интеллекта, мы стартовали с хакатона. Хакатон – это соревнование для ребят по искусственному интеллекту. Мы только-только создали проект «Академия искусственного интеллекта для школьников» - это большой всероссийский проект фонда «Вклад в будущее», провели свое первое соревнование – хакатон, поняли, что ребята хорошие, искусственный интеллект только-только входит в нашу жизнь, но ребята уже дают хорошие результаты, и мы присоединились к коллегам, к Национальной технологической олимпиаде, и создали свой профиль с 2019 года, и вот уже на протяжении долгих лет мы успешно реализуем профиль и знакомим ребят с искусственным интеллектом.
М. Баченина:
— Друзья мои, мне кажется, очень важно, если об этом уже так или иначе упоминалось, но дать конкретику: что даёт победа в олимпиаде для младших, средних и старших групп?
А. Милкус:
— И в чём она выражается?
Д. Куценко:
— Мы в целом ключевым считаем, на самом деле, полученный опыт — опыт работы с реальным оборудованием, с реальными разработчиками и с индустрией, и самое главное, опыт командной работы. Почему олимпиада возникла? Очень много ребят, которые сильны в своих hard skills — они классные в математике и физике, но когда приходят на работу, то не могу общаться с людьми, с этим есть проблема. Поэтому с 5 класса на олимпиаде мы мягко и аккуратно ведем участника в эту сторону, потихонечку прокачивая его компетенции в коммуникациях, стрессоустойчивость, взаимодействие. Ему гораздо легче потом в жизни в целом состояться. Может быть, он не выберет направление, в котором он развивался, может быть, он станет успешным в другом, но создать этот базис для коммуникации очень важно. Ребята, которые побеждают в финалах младшего трека НТО Junior, попадают в список лучших команд по стране, и в этом рейтинге от каждого региона, кто попал в топ, одна команда получает возможность поехать на слёт в Москву. В Московском регионе в конце декабря обычно мы проводим это мероприятие. Это такая поощрительная история — реальное погружение в работу с разработчиками, с оборудованием. Обычно все в восторге от такой финальной точки. При этом всех ребят, которые становятся победителями, мы подаём в ГИР — это списки одарённых детей России, и дальше коллеги из разных структур нашей страны могут предоставить участникам разные преференции и возможности, бонусы, зовут в лагеря, на разные образовательные интенсивы — в общем, попадая в нашу стезю, дальше от неё сложно отказаться, потому что много всего интересного для школьников открывается. В старшем треке, конечно же, главный приз, за которым все идут, это дальнейшее определение своей судьбы, поступление в вузы или трудоустройство уже в компанию-партнёра.
М. Баченина:
— Прямо хантится малолетство.
Д. Куценко:
— Да, Мария, здесь не переживайте, я знаю, что есть восьмиклассники, которые в телефон во время финала говорят: да, да, я подписываю контракт. Какие контракты они подписывают, не спрашивал.
А что касается вузов, то у нас есть две большие опции: когда профиль олимпиады входит в перечень Российского совета олимпиад школьников, вузы могут наших призёров забрать к себе по двум льготам: либо это округление баллов ЕГЭ до 100 баллов, либо это поступление без вступительных испытаний. Здесь все профили к этому стремятся, мы работаем над заданиями, работаем с коллегами из РСОШ в плотной связке, и кажется, что это понятный механизм поступления в вузы, не нужно переживать за ЕГЭ. При этом, когда ты побеждаешь командой – можно целой командой и пойти дальше.
А что касается других сторон, я тут хочу передать слово Ренату, потому что ряд профилей мы проводим вместе с партнёрами, чему мы очень благодарны, и, конечно, они со своей стороны тоже дают возможности ребятам.
А. Милкус:
— Ренат, я бы хотел ещё раз подчеркнуть, что мы много в наших программах в последнее время говорим о том, что деление сегодня на технарей и гуманитариев — оно уже неактуально. Мы говорили о том, что олимпиада — она инженерная. Давайте всё-таки ещё раз скажем, что это не значит, что в ней должны участвовать только будущие технари, что для гуманитариев или для людей творческих таких, лингвистического склада, тоже есть где приложить себя, и, наверное, вот Дмитрий и Ренат меня поддержат в этом.
Д. Куценко:
— Александр, вы правы с точки зрения того, что у нас в ряде профилей есть не только инженерные специальности, у нас есть профили, связанные с разработкой компьютерных игр, например. Там есть дизайнеры. Вот мы с Марией только что говорили про геномное редактирование, у нас есть так называемые «мокрые биологи» — они работают в лаборатории, это не совсем такой вот классический инженер. Поэтому, конечно, мы ждём разных ребят, и в каждом профиле есть свои роли, разный состав команд и, если есть уклон в творчество — не стесняйтесь, тоже можно приходить.
М. Баченина:
— Супер! Ренат, слушаем вас внимательно.
Р. Исказиев:
— Да, не только хардовые ребята по информатике и математике, а если говорить про задачи, которые решают ребята, то они тоже разноплановые. Например, в этом году ребята создавали систему реидентификации амурских тигров по фотографиям с фотоловушек. Эту задачу собрали наши коллеги из Сбера, которые нам поставляют задачи и предоставляют данные, совместно с центром «Амурский тигр». То есть это уникальные фотографии с фотоловушек, и это реальная проблема, которая есть, и участники с ней работают. Если говорить про прошлый год, то ребята работали с медицинскими предметами по разработке уникальных лекарств для борьбы с онкологией. То есть здесь уже другое направление. Понятно, там есть техническая составляющая, но общая тема достаточно разноплановая, и здесь мы как раз участников сталкиваем с тем, что не только в информатике и в математике ты можешь быть силён, но и в других предметах, куда просачивается искусственный интеллект, ты тоже можешь быть полезен. Возвращаясь к преференциям, помимо ста баллов к ЕГЭ или поступления без вступительных испытаний, конечно же, например, у нашего профиля есть призовой фонд – это 4 миллиона рублей, и победители делят его между собой – первое-пятое место, команды по 2 человека, и в зависимости от мест делят этот призовой фонд. Также мы приглашаем победителей на стажировку в Сбер и компании-партнёры, мы подбираем команды, где участники могут быть наиболее полезны, где они могут проявить себя, и здесь, говоря про уникальность и про пример Дмитрия, у нас есть участник, который в 9-м, 10-м и 11-м классе три года подряд побеждал и занимал первое место в олимпиаде, и будучи учеником 10-го класса, его пригласили на стажировку в Сбер, в команду, которая занимается профессионально разработкой тех или иных технологий, связанных с искусственным интеллектом, и он, будучи школьником, был уже сотрудником на какую-то там ставку, и в дальнейшем он продолжил, конечно, работать, и для нас это показатель того, что участники действительно сильные, что с ними важно работать и их важно искать не только, как принято, в Москве, в Петербурге, в сильных школах, но и в регионах. Сейчас очень сильно догоняет Сибирь, Новосибирск и другие регионы, где активно развивается технология искусственного интеллекта и обучение ИИ.
М. Баченина:
— Друзья мои, спасибо вам огромное за то, что нашли время, за то, что так смогли подробно рассказать. Сегодня у нас в гостях был заместитель директора Центра Национальной технологической олимпиады Высшей школы экономики, руководитель проектного офиса Национальной технологической олимпиады Дмитрий Куценко, а также руководитель профиля Национальной технологической олимпиады «Искусственный интеллект», руководитель программы «Цифровые навыки и компетенции» Благотворительного фонда Сбербанка «Вклад в будущее» Ренат Исказиев.
А. Милкус:
— Ну, а я добавлю для родителей, кто заинтересовался, и учителей: найти, каким образом зарегистрироваться, очень легко. Сайт Национальной технологической олимпиады находится по поиску в течение двух секунд, ну и дальше там всё очень хорошо понятно. Расскажите своим ребятам, расскажите школьникам, расскажите студентам, может, кто-то не знает, что такая олимпиада есть, и принимайте участие. Это очень и очень интересно и перспективно.
Подписывайтесь, чтобы не пропустить новые выпуски нашего подкаста для родителей и слушайте, когда удобно.
➤ Слушать прямой эфир: https://radiokp.ru
➤ Читать эксклюзивные новости: https://www.kp.ru
➤ Подписаться на наш телеграм: https://t.me/truekpru
➤ Самое интересное из эфира: https://t.me/radiokp