Как реализуется федеральный проект «Безопасность дорожного движения»
Игорь Королев, генеральный директор ФКУ «Дирекция программы ПБДД»: «Сейчас для предотвращения ДТП на дорогах ведется точечная работа»
В этом году тренд на снижение аварийности и смертности сохранится
Павел ЧЕРНЫШОВ
Принято считать, что Госавтоинспекция в ответе за все, что происходит на дороге. На самом деле это не так. В России имеется целый ряд ведомств, которые занимаются повышением безопасности дорожного движения, о чем детально расписано в национальном проекте «Безопасные качественные дороги». О том, как выполняется федеральный проект «Безопасность дорожного движения» и какие работы будут сделаны в этом году ведущим новой программы «Россия беz ДТП» Вадиму Мельникову и Антону Челышеву рассказал руководитель «Дирекции программы Повышения Безопасности дорожного движения» Игорь Королев.
УПРОСТИТЬ ЖИЗНЬ АВТОМОБИЛИСТА
А. Челышев: - Игорь Геннадьевич, здравствуйте! Вы в первый раз у нас в качестве руководителя дирекции. Расскажите об организации, которую вы возглавляете. Чем она занимается, какие специалисты у вас работают?
И. Королев: - Дирекция создана для того, чтобы максимально эффективно реализовать национальный проект в части безопасности дорожного движения. Это тот раздел, за который ответственно Министерство внутренних дел. Это и оснащение подразделений Госавтоинспекции специальными техническими средствами, автотранспортом. Это и проведение социальных кампаний. Это развитие информационных ресурсов. И всего, что необходимо для того, чтобы и Госавтоинспекция могла эффективно работать, и была возможность влиять на ту ситуацию, которая у нас на дорогах складывается. Слава богу, она складывается с каждым годом все лучше и лучше. То есть те показатели, те цели, которые перед этим федеральная целевая программа ставила, а теперь нацпроект, они достигаются. И, я надеюсь, в дальнейшем с помощью дирекции в том числе эти цели будут достигаться.
Что касается состава дирекции, это набор профильных подразделений. Есть и специалисты в организации движения, аналитики, которые могут на основе той статистики, которая собирается информационными системами Госавтоинспекции, вырабатывать определенные мероприятия, определять, какие мероприятия для каких регионов более эффективны. Это что касается инженерных вещей, обустройства дорог, чтобы дороги стали более информативными и более безопасными. Это IT-подразделения, которые будут заниматься и уже занимаются развитием информационных ресурсов, технические специалисты, которые осуществляют вопросы контрактования, поставки различных технических средств измерения, автомобилей и прочего. И вспомогательные подразделения – финансовые, юридические, которые необходимы организации для ее существования и выполнения тех функций, которые на нее наложены.
В. Мельников: - За этот непродолжительный период, пока дирекция уже в новом качестве сформировалась, что удалось сделать?
И. Королев: - Есть вещи, которые и на становление организационной структуры были направлены. Они решены. Есть вопросы, которые были связаны частично с завершением деятельности дирекции, которая реализовывала федеральную целевую программу. Заключен госконтракт на развитие федеральной информационной системы ГИБДД. Это информационный ресурс серьезнейший, с помощью которого осуществляется и постановка на учет транспортных средств, выдача водительских удостоверений, ведется учет всех баз. Та система, которая крайне необходима и людям, и Госавтоинспекции для того, чтобы упростить жизнь.
«РУКИ» ГОСАВТОИНСПЕКЦИИ
А. Челышев: - Хочется понять, как выстроено взаимодействие дирекции со структурными подразделениями МВД, с другими министерствами и ведомствами – федеральными, и, конечно, с исполнительной властью регионов.
И. Королев: - Все взаимодействие выстроено в рабочем режиме. Решения принимаются достаточно быстро. При необходимости в оперативном порядке рабочие совещания собираются на любом уровне. Поэтому никаких проблем во взаимодействии нет. Дирекция создана в помощь и в виде неких рук Госавтоинспекции. То есть выполняет те функции, которые Госавтоинспекция не может выполнять, либо для нее это дополнительная нагрузка, и выполнение таких функций Госавтоинспекцией привело бы к отвлечению ее от основной деятельности. Поэтому здесь полное взаимопонимание есть со стороны как МВД и его подразделений, так и непосредственно Главного управления обеспечения безопасности дорожного движения.
Если говорить про наши соисполнительные федеральные органы власти, точно таким же образом налажено рабочее взаимодействие, чтобы никаких заминок в решении этих вопросов, которые ставит нацпроект, не было. Со всеми регионами заключены соглашения на реализацию нацпроекта. В дирекции создано специальное подразделение, так называемая группа мониторинга, которая находится в постоянном контакте с регионами. Каждый человек в этом подразделении закреплен постоянно за группой регионов и держит на контроле реализацию проектов.
А. Челышев: - Вы имеете проекты, которые являются структурными элементами федерального проекта «Безопасность дорожного движения», национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги».
И. Королев: - Совершенно верно.
В. Мельников: - Напрашивается вопрос о планах на 2022 год.
И. Королев: - Проект состоит из определенных программных пунктов, во исполнение которых проводятся конкурсные процедуры, заключаются контракты. Если говорить о каких-то дополнительных вещах… Никогда раньше дирекция федеральной целевой программы не занималась анализом ситуации, которая складывается на дорогах. В помощь Главному управлению Госавтоинспекции мы представили аналитические материалы по итогам 2021 года. Сейчас готовим по итогам первого квартала текущего года. С выводами по регионам, где ситуация сложная, где фиксируется либо замедление снижения аварийности, уже они находятся в некой желтой зоне, либо где уже фиксируется и рост аварийности, смертности, тех показателей, которые должны снижаться.
А. Челышев:- Хочется понять, а как именно этот анализ происходит: что анализируется, как выводы превращаются в конкретные решения?
И. Королев: - Основными видами ДТП, где высока тяжесть последствий, где у нас смертность наибольшая, являются встречные столкновения, наезды на пешеходов и съезды с дороги. Мы разложили, где превалирует одни из этих трех видов ДТП, где идет по ним рост в населенных пунктах каких регионов. Где больше встречных столкновений – на региональных дорогах, на федеральных. Где больше съездов с дороги и наездов на пешеходов – на региональных, на федеральных. Градация по видам ДТП: наезд на пешехода, встречное столкновение, съезд с дороги. И градация по территории: населенный пункт, федеральная дорога, региональная дорога.
Таким образом мы выявляем, что в таком-то регионе на дорогах идет рост встречных столкновений. Начинаем разбираться уже с конкретными ДТП, погружаемся ниже, до конкретных дорог. Допустим, в каком-то регионе 20 региональных дорог имеют проблему со встречными столкновениями. После этого поднимаем фотографии, даже Яндекс-панорамы, где они свежие есть, зеркала Яндекса, есть фото-, видеоматериалы, которые у Госавтоинспекции присутствуют. И смотрим, что могло к этому привести. Как правило, в 90% случаев, если это съезд с дороги, значит, отсутствуют соответствующие знаки направления поворота. Встречное столкновение – значит, примыкания или перекрестки не обозначены, либо недостаточно разделены транспортные потоки встречные, заужена проезжая часть...
Пешеходные переходы – доходит до банального. Открываешь фотографию аварийного места в регионе, не буду его называть - светофор зарос листвой от дерева. Мы уже выявляем очевидные причины того, что привело к ДТП. Выявляем причинно-следственную связь. Затем вырабатываем набор мероприятий. Установка знаков на поворотах. Освещение пешеходного перехода с повышенной аварийностью либо очистка его от мешающих предметов – кусты, листва и прочее. Обозначение перекрестка. Достаточно простые вещи, которые на региональном уровне и на федеральных дорогах можно реализовывать и добиваться тех целей, ради которых этот проект и создан.
К ДТП ЧАСТО ПРИВОДИТ КОМПЛЕКС ПРОСЧЕТОВ
В. Мельников: - Назревает вопрос. Вы, видя всю картину целиком, наверняка можете сделать заключение о том, что это ошибки на локальных местах, недоработки изначального проектирования, либо это какой-то другой фактор, может быть, человеческий? Из-за чего происходят эти ситуации?
И. Королев: - Часто речь идет о комплексе просчетов, в котором нельзя конкретно кого-то обвинять. Где-то было в свое время недофинансирование, не включение в какую-то программу, не придание приоритета каким-то вещам. Очень часто не берутся во внимание такие моменты, когда изменяется придорожная инфраструктура. Была региональная дорога, по ней была низкая интенсивность движения транспорта. Вдруг она прирастает коттеджными и дачными поселками. Изменяется интенсивность движения, появляется какой-то центр притяжения. А дорога остается обустроена так, как прежде. Более того, на ней даже меняется асфальтовое покрытие, она становится более удобной для движения, что провоцирует повышение скорости и проведение маневров. Эти факторы комплексно, к сожалению, не всегда учитываются. И приводят к таким последствиям.
В. Мельников: - Учитывая интерес слушателей к эфирам на радио "Комсомольская правда", возможно, мы введем дополнительную рубрику, где слушатели смогут информировать о возможных проблемах и давать информацию, чему стоит уделить внимание.
А. Челышев: - Кстати, о работе системы. Мы довольно много рассказывали о национальном проекте «Безопасные и качественные автомобильные дороги», о федеральном проекте «Безопасность дорожного движения». Знаем, что у целого ряда ведомств есть свои отдельные задачи внутри федерального проекта, внутри национального проекта. Хочется понять, как межведомственное взаимодействие в реализации федерального проекта налажено? Каждое ведомство решает свою задачу, без оглядки на других?
И. Королев: - Естественно, есть сверка часов. И в то же время есть и автономность некая. Задачи Министерства здравоохранения или МЧС достаточно узкопрофильные. Вместе с тем влияние тех программных мероприятий, которые они проводят, в том числе по закупке техники, программ обучения, они анализируются. И принимается решение о корректировке общей программы. Тот же МЧС может выступить с предложениями, эти предложения будут рассмотрены, приняты в какой-то части. Или любой другой соисполнитель – Министерство просвещения. Это все решается комплексно. Взаимодействие здесь достаточно рабочее и отлаженное.
А. Челышев: - Давайте чуть более подробно поговорим о выполнении федпроекта «Безопасность дорожного движения», который дирекция вместе с Госавтоинспекцией курирует. Какие планы у дирекции и Госавтоинспекции в рамках федпроект «Безопасность дорожного движения» на 2022 год?
И. Королев: - Закупка технических средств для подразделений Госавтоинспекции в регионах – от достаточно простых до уникальных. Для того, чтобы можно было померить износ протектора на автомобильной шине, проверить люфт рулевого управления, померить коэффициент светопропускания стекол, светоотражения разметки, дорожных знаков. Это такой набор приборов, которые необходимы для повседневной работы сотрудников Госавтоинспекции. Технические средства будут поставляться, большинство контрактов уже заключено.
Укладки медицинские в патрульные автомобили. Это то, что необходимо для оказания первой помощи. Не секрет, что первыми всегда прибывает Госавтоинспекция. Иногда эти первые золотые минуты, первый золотой час спасает человеку жизнь. Набор тех медицинских компонентов должен быть в каждой патрульной машине. Такие укладки медицинские Госавтоинспекции будут закуплены в этом году.
ИМПОРТНЫЕ ПРИБОРЫ ЗАМЕСТЯТ ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ ПРОИЗВОДИТЕЛИ
А. Челышев: - Игорь Геннадьевич, относительно переоснащения подразделений Госавтоинспекции техническими устройствами. Хочется понять, эти устройства должны появиться во всех подразделениях, во всех патрульных автомобилях? Должен водитель понимать, что инспектор, который остановил автомобиль, может произвести замер каким-то прибором? Чтобы ни для кого это не было сюрпризом.
И. Королев: - Оснащение всех подразделений МВД, включая Госавтоинспекцию, осуществляется на основании определенных норм, в соответствии с которым должно быть такое-то количество таких-то приборов на такое-то количество патрульных автомобилей либо на количество госинспекторов. Регламентирован также и порядок проверок, порядок остановки, порядок проведения каких-либо замеров. Вот для того, чтобы обеспечить максимально, на 100% закрыть эту потребность по нормам положенности, осуществляются закупки. Они осуществлялись и в прошлом году, осуществляются и в этом году, будут осуществляться и в следующем.
Почему так? Какие-то элементы, например, медицинские укладки, естественно, расходуются. Соответственно, их надо восполнять. Собирается потребность подразделений в Главном управлении обеспечения безопасности дорожного движения. Эта потребность аккумулируется и, исходя из этой ежегодной потребности, закупается.
Если говорить про приборы для проведения каких-то измерений, необходимо достичь норм положенности. Допустим, не было укомплектовано подразделение Госавтоинспекции каким-то измерительным прибором, например, для проверки технического состояния автомобиля - протектора колеса либо люфта рулевого управления. Соответственно, не все машины можно было осмотреть либо надо было сверхурочно привлекать сотрудников. То есть эффективность этого мероприятия снижалась. Вот для того, чтобы оно было 100-процентно эффективно, чтобы весь транспорт, который необходимо осмотреть (в первую очередь общественного транспорта это касается), для этого такие приборы покупаются.
Ретрорефлектометр - это прибор, которым меряется светоотражение дорожной разметки и светоотражение дорожного знака. Материал, который клеится на знак либо красится, отличается. Соответственно, чтобы проверить его видимость ночью, соответствие ГОСТу, необходим специальный прибор. Знак не отвечает заданным параметрам – с чем это может быть с чем связано? Первое – недобросовестный подрядчик. То есть поставил знаки, которые не видно. Второе – знак давно установлен, выгорел, произошел полный износ его цветографической схемы. Соответственно принимается решение о его замене.
Это, естественно, напрямую влияет на безопасность дорожного движения. Все мы ездим по дорогам, видим разметку. Если она видна, ехать приятно, удобно, особенно ночью, уверенно ориентируешься на дороге. Если ее не видно, это может, как минимум, нервировать, как максимум – привести к тяжким последствиям.
Коль уж мы заговорили про ретрорефлектометры, к сожалению, ситуация такова в этом году, что есть проблема с их поставками. Нельзя сказать, что их нет вообще в подразделениях, их достаточно, но надо еще доукомплектовывать. Производили их фирмы в Швеции, Дании и Германии, но в связи с обстоятельствами, которые сейчас есть, они не поставляются. В приборах нет ничего сложного. Отечественные производители готовы в течение этого года сделать импортозамещение ретрорефлектометров. Я считаю, это будет интересный, понятный и приятный для всех выход.
НЕЖДАНЧИК ОДИН - САНКЦИИ
В. Мельников: - Здорово, что появляются отечественные производители, которые, я уверен, в ближайшее время составят конкуренцию зарубежным поставщикам. И хорошо, если таких производителей будет больше. Те же знаки - там есть пленка. Было бы здорово, чтобы отечественные производители потеснили тех, кто раньше поставлял ее из-за рубежа.
А. Челышев: - Хотел бы обратить внимание наших слушателей. Они слышали названия разных приборов, которые касаются, в частности, всего, что может быть в автомобиле, с автомобилем. Здесь надо сделать акцент вот на чем. Все эти приборы измеряют ровно те показатели, которые указаны в правилах дорожного движения, - и износ протектора, и люфт рулевого колеса, и светопропускная способность автомобильного стекла. То есть все те параметры, которые заложены в правилах дорожного движения, ничего лишнего.
В. Мельников: - Хотелось бы такой вопрос уточнить. Игорь Геннадьевич, вы сказали, что подразделения Госавтоинспекции укомплектовываются медицинскими укладками. А можно здесь чуть подробнее? Мы все знаем, что водители должны иметь у себя в автомобиле аптечку, она соответствует определенным стандартам. А у сотрудников Госавтоинспекции она другая?
И. Королев: - Да, она несколько другая. Она так и называется – укладка ГИБДД. Приказом Министерства здравоохранения утвержден набор того, что в нее входит. Это не аптечка автомобильная, где жгут, бинт, йод и еще что-то, здесь более широкий спектр. Это и средства, чтобы кровотечение остановить, и дыхание искусственное провести, и транспортировать человека, укрыть человека, если он на земле находится, чтобы ему тепло было. Это более серьезная вещь. Тоже в этом году столкнулись с определенными моментами. Там есть элемент, который уже замещен, из-за этого чуть-чуть у нас сдвинулась работа с поставкой, но она будет осуществлена. Чуть дороже набор стал, к сожалению, в связи с тем, что вообще все подорожало, но эти укладки мы сделаем и поставим в том количестве, которое необходимо Госавтоинспекции. Как я уже говорил, она нужна для оказания первой медицинской помощи человеку в ДТП.
В. Мельников: - Игорь Геннадьевич, так как вы знаете состав этой укладки, если у человека, к примеру, не в ДТП что-то случилось, а какая-то другая проблема на дороге, он потенциально может обратиться к экипажу, чтобы ему чем-то помогли, или это только на случай ДТП?
И. Королев: - Скорее на случай ДТП. Экипаж имеет полный арсенал средств связи вызвать скорую помощь, если человеку стало плохо по каким-то другим медицинским показателям. Более того, экипаж это сделает в любом случае, ДТП это, не ДТП, и таких случаев очень много, все прекрасно знают, как экипажи помогали, в том числе и роды принимали на постах ГИБДД.
А. Челышев: - А что с поставками новых автомобилей? Насколько я знаю, федеральный проект это предусматривает…
И. Королев: - Да, опять-таки мы столкнулись с проблемой поставок, связанной с санкциями, которые наложены на нашу страну. Однозначно мы поставим автомобили отечественного производства, в них большая потребность, это автомобили на базе УАЗ, патрульные автомобили. Сейчас вопрос решается с производителями.
А. Челышев: - Мы знаем, что и национальный проект, и федеральный проект – это очень серьезные, масштабные программы, тщательно проработанные. Люди, которым это интересно, могут с паспортами проектов ознакомиться, они в открытом доступе представлены. В ходе реализации федерального проекта вышли ли на какие-то проблемы, предсказать которые заранее не получалось? Часто с таким сталкиваться приходится?
И. Королев: - На сегодняшний день такой нежданчик только один. Это те санкции, о которых мы уже говорили. Ничего другого, что может помешать нам реализовать тот или иной программный пункт, нет.
СНЕЖНАЯ ЗИМА ОТРАЗИЛАСЬ НА СМЕРТНОСТИ
А. Челышев: - Давайте перейдем еще к одному очень важному вопросу. Чему будет посвящена главная социальная кампания в этом году?
И. Королев: - Как я уже говорил, у нас есть виды ДТП, которые превалируют. Один из них – столкновение на перекрестках – занимает достаточно серьезную позицию. Несоблюдение правил проезда перекрестка, даже неправильный проезд регулируемого светофором перекрестка приводит к тяжелым травмам или летальному исходу. Этому, я думаю, будет посвящена большая часть социальной кампании. Ну, и разъяснению поведения на дороге как детей, так и водителей. Ситуации, которые приводят к столкновениям, как я уже сказал, на перекрестке, встречным столкновениям, съездам с дороги, наездам на пешеходов. Нужно отметить, что проводимые в последние годы социальные рекламные кампании реально повлияли на ситуацию. Я как обычный водитель могу сказать, что людей, которые ходят с фонариком по дороге, в какой-то светоотражающей куртке, просто с включенным сотовым телефоном стало гораздо больше. Это правильно! На дороге без освещения, особенно осенью или весной, в темной одежде человека часто плохо видно, и вероятность попасть под машину у него очень велика.
В. Мельников: - Что бы вы пожелали и как бы оценили перспективы той большой работы, которая запланирована на этот год?
И. Королев: - У нас год непростой во всех отношениях. Зима, которая в этом году была, такая необычная, снежная, она в каких-то регионах привела к резкому снижению смертности на дорогах, люди стали ездить аккуратнее, медленнее, а в каких-то, наоборот, к росту. Сейчас, когда снег сошел, эта инерция от аккуратного вождения какое-то время еще сохраняется. А дальше, когда световой день увеличивается, дорога высыхает, увеличиваются скорости, и поведение человека на дороге изменяется. Соответственно та проблема встречных столкновений, никуда не уйдет. Это мое личное мнение, не как руководителя Дирекции. И здесь в первую очередь нужно каким-то образом концентрировать внимание водителей. Это соблюдение скоростного режима, ориентирование на дороге. Наши мероприятия, как я уже говорил, тоже под это подстраиваются. В целом смертность на дорогах снижается. Она, естественно, уже не такая большая, как это было в предыдущие годы. С тех пор целенаправленно проводились мероприятия по разделению транспортных потоков. Сейчас идет точечная работа, она достаточно кропотливая, серьезная, и таких огромных цифр снижения ежегодно добиться уже достаточно сложно.
Многие мероприятия проводятся не просто в последние годы - десятилетия! Уже выработан некий механизм. И мы понимаем, что эффективно, что неэффективно, и имеем возможность гибко реагировать. Поэтому я думаю, что в этом году этот тренд на снижение аварийности и смертности сохранится. Как ни крути, любая цель определяется какими-то цифрами. Те цифры, которые перед нами стоят, я думаю, мы их достигнем, у нас другого пути нет, а для этого у нас есть весь набор инструментария, о котором мы сегодня говорили. И немалую роль здесь играет социальная кампания, ее гибкость и возможность доведение до конкретных групп риска.