Фантаст Сергей Лукьяненко, родившийся в Казахстане: Новогодний майдан власти ждали и специально дали мародерам разграбить город

t.me/shot_shot/Global Look Press
Протесты в Казахстане: обсуждаем вместе с экспертами главное к этому часу

М. Баченина:

- На связи со студией Радио КП Сергей Васильевич Лукьяненко, писатель-фантаст, уроженец Казахстана. Сергей Васильевич, как вы считаете, почему такое могло произойти? Я понимаю, что с вами надо говорить не как с политологом, а как с человеком, который родился в Каратау в 1968 году, у которого малая родина – Казахстан, и которому не все равно, что там происходит. Именно так хотелось бы с вами пообщаться.

С. Лукьяненко:

- Давайте попробуем. Ну, поскольку я все-таки не политик, не политолог, то, наверное, я буду немножко какие-то фантастические допущения строить. Смотрите, в чем ситуация. Во-первых, Казахстан, казахи конкретно, они достаточно четко делятся (делились, во всяком случае, раньше) на городских и сельских. То есть, есть очень образованное, культурное городское население, есть население сельское, малообразованное, плохо говорящее по-русски. В последние годы это количество населения, во-первых, очень выросло, Казахстан – очень молодая страна, там средний возраст 30 с небольшим лет. Во-вторых, скажем так, уровень образования не поднялся. То есть мы имеем большую массу молодых людей, которые не очень образованные, которые говорят, по большому счету, только на казахском языке, занимаются тяжелой, не очень, скажем так, востребованной работой. Это, конечно, горячий элемент для какого-то выступления, мятежа, бунта.

Но то, что происходило, это не выглядело как стихийный бунт. Оснований, конечно, у казахстанцев достаточно, есть масса и коррупционных, и прочих проблем, и экологических, и политических, все что угодно. Но все равно то, что произошло, это, конечно, не спонтанное выступление.

М. Баченина:

- То есть это повышение цены – это совсем не та причина? В общем, назревало и прорвало.

С. Лукьяненко:

- Это спусковой механизм, это повод. Знаете, это как на броненосце «Потемкин» дали кашу с червями, и все взбунтовались.

М. Баченина:

- Сергей Васильевич, казахи это люди, которые терпят до последнего, или это люди, у которых в крови бунт?

С. Лукьяненко:

- Да я бы не сказал, что они и терпят до последнего, и то, что бунт в крови, я бы тоже не сказал. Ну, это восточный народ, но на самом деле народ, достаточно близкий к Европе и к России по какому-то менталитету. Опять же, если брать эту образованную городскую прослойку.

Мое ощущение как фантаста. У меня есть ощущение, что что-то готовилось, готовился какой-то майдан, готовился наверняка из-за рубежа. Есть очень много участников – и бывших казахских политиков, обиженных на что-то, живущих за рубежом, и какие-то другие силы, которые с удовольствием хотят на всем этом поиграть. Потому что такую огромную территорию, потенциально крайне богатую территорию, со всей таблицей Менделеева, с огромными площадями, и еще в таком стратегическом месте, опасном и для России, и для Китая, такую территорию взять под контроль найдется много желающих в мире. Но здесь, я думаю, произошла такая своего рода игра на опережение, перехват.

М. Баченина:

- Игра с чьей стороны?

С. Лукьяненко:

- Игра со стороны властей Казахстана и, наверное, со стороны вообще всех членов ОДКБ. Я не думаю, что было непонимание того, что назревает вот такой новогодний майдан. Его ждали. Я думаю, что то, что происходило вчера, вот эти все крайне жуткие погромы, пожары, убийство правоохранителей, сожженные машины «скорой помощи» - это всё была своего рода, наверное, жертва. Если бы сразу, как только эти толпы начали бесчинствовать, власть Казахстана применила бы против них силу, то со стороны Запада немедленно раздались бы крики: вот, смотрите, люди мирно вышли протестовать, а вы против них полицию с водометами и дубинками бросаете. И вполне вероятно, что поэтому как раз полиция и армия (всё это есть в Казахстане, это всё нормальные структуры, как в любом государстве) сдерживались вчера. То есть вот этим выступающим дали волю, и они себя показали. Они себя дискредитировали полностью. И даже те обычные граждане Казахстана, которые до того их поддерживали и говорили: да, цены растут, коррупция, правильно они выступают, - тут они убедились, к чему приводят вот такие майданные толпы.

М. Баченина:

- Сергей Васильевич, а что будет для России? Для России эта ситуация в плюсе или в минусе? Я имею в виду, конечно же, политическую.

С. Лукьяненко:

- Вы знаете, трудно говорить о плюсе, когда погибли люди, когда…

М. Баченина:

- Я поэтому и подчеркнула – исключительно политическую, чтобы не выглядеть кровожадной.

С. Лукьяненко:

- У меня огромное количество родственников там живет, мы вчера весь день были на телефонах, пытались пробиться, прозвониться, узнать, что и как. Политически, наверное, Россия перехватила эту запущенную майданную повестку, перевернула ее, сделала бросок, и весь этот майдан показан сразу всему миру, как он есть.

Сергей Лукьяненко
Александр Коц
Дмитрий Стешин
Сергей Станкевич