К 2024 году в каждой российской школе появится свой театр

Российское движение школьников поможет либо создать театр с нуля, либо поднять существующий до продвинутого уровня

М. Антонов:

- Друзья, радио «Комсомольская правда». И мы сегодня встречаем гостей и говорим о проведении третьего сезона всероссийского проекта «Школьная классика». И у нас сегодня в эфире исполнительный директор Российского движения школьников Марина Мокшина. Марина, здравствуйте.

М. Мокшина:

- Здравствуйте.

М. Антонов:

- И ректор Театрального института им. Щукина, народный артист Российской Федерации, амбассадор проекта «Школьная классика» Евгений Князев. Евгений Владимирович, приветствуем вас. Здравствуйте.

Е. Князев:

- Здрасьте, здрасьте.

М. Антонов:

- Евгений Владимирович, сразу первый вопрос к вам. Зачем в школах театры? В современных школах. И почему вы решили, в том числе, поучаствовать в таком проекте?

Е. Князев:

- Ну, к этому приходишь длительным путем, мы общались с Российским движением школьников и понимали, что дети в большой степени упущены в смысле воспитания, заинтересованности. Ну, вы же знаете, как в последнее время стали уделять внимание воспитанию детей.

М. Антонов:

- Смартфон в руки – вот и все воспитание. Там ребенок занимается сам.

Е. Князев:

- Да. А это неправильное воспитание. Нужно какими-то другими возможностями прививать детям любовь к своей стране, к литературе, к искусству. Какими-то такими вещами, которыми их можно заинтересовать. Мы с предыдущим руководителем Российского движения школьников Ириной Владимировной Плещевой придумали такой проект, что вот есть школьные театры, которые уже существовали на тот период. А что, если мы в день рождения Пушкина организуем такой фестиваль по всей стране и объявим, что победители поедут в Пушкинские Горы? И тогда Российское движение школьников сделало огромную такую заинтересованность, убедив и администрацию президента, что это нужно, и Министерство просвещения.

И первый пробный камень мы сделали. Мы поехали и создали зрелищное мероприятие, которое понравилось всем. Театральное искусство, оно всесторонне влияет на личность человека. И в этот школьный период очень важно погружаться в изучение литературы. Театр, театральные пьесы – это тоже литература. Они развивают не только такой эмоциональный интеллект, они развивают и гибкость мышления, и навык к адаптации к различным обстоятельствам. Это всё театр, в театре нужно очень быстро ориентироваться.

И вот эта социокультурная среда театра, она для нас была очень важна, чтобы она создавалась и в школах. И мы предложили себя как методологи, которые создают методологическую литературу, и драматургию, и как работать с детьми в школах. А Российское движение школьников – наши ближайшие товарищи, которые нас в этом во всем поддерживали. И мы выступили с этой инициативой, и вот работаем для театров везде, а «Школьная классика» как направление, которое дало движение всему этому… театра в каждую школу, она у нас продолжается. И мы продолжаем работать с ними, но только к этому движению «Школьная классика» подключается все больше и больше школ со всей страны.

М. Антонов:

- Марина, вот Евгений Владимирович сейчас прекрасно все рассказал, бывают у нас такие проекты, когда на уровне движений, организаций, институтов и правительства это все обсуждается, а глаза у подростков не горят. То есть вроде все хорошо, да вот только современным детям это малоинтересно. Мне вот сейчас и про учителей, и про школьников хочется услышать. Горят ли глаза, увеличивается ли количество участников?

М. Мокшина:

- Знаете, действительно глаза горят, я столько благодарностей услышала от педагогов, что наконец-то на них обратили внимание, им дают действительно толчок для развития. Поэтому у этого проекта очень большое будущее. И, как сказал министр просвещения Кравцов, что мы общими усилиями сделаем так, что к 24-му году в каждой школе у нас будет театральный коллектив, свой маленький школьный театр. У нас это, конечно, амбициозная цель, но я уверена, что у нас все получится. Потому что школьный театр дает возможность любому ребенку реализовать свой талант, познакомиться с профессиями, которые связаны с театром, почувствовать себя частью этого коллектива. Огромное количество возможностей предоставляет школьный театр. И когда мы добьемся своей цели, я думаю, что это огромный вклад в образование и воспитание наших детей.

М. Антонов:

- Марина, а цели? Вот вы говорите: мы добьемся своих целей. Цели, они какие? Понятно, что амбициозные. Но все-таки бизнес-план наверняка есть какой-нибудь.

М. Мокшина:

- Наша цель – чтобы в каждой школе был свой школьный театр. И мы постепенно к этому двигаемся. В третьем сезоне у нас также стоит цель расширить географию, чтобы как можно больше субъектов включились в этот проект. Мы не только ставим цель создавать новые театры, школьные театры, у нас уже есть выпускники этих наших сезонов, у нас в этом проекте, в этом сезоне, есть два уровня – базовый уровень и продвинутый уровень. Базовый уровень – это для тех, кто только-только хочет создать в своей школе школьный театр. Мы для них предоставляем некую «дорожную карту», как это сделать. И под чутким руководством наших партнеров, Института им. Бориса Щукина, соответственно, мы будем их вести от нулевой точки до того, чтобы все у них получилось. И у нас есть продвинутый уровень. Это для тех коллективов, которые уже есть в школах, также выпускники предыдущих наших сезонов. Соответственно, мы будем с ними работать, для того чтобы они повышали свой уровень профессиональный.

Кроме того, мы хотим создать такое некое профессиональное сообщество педагогов школьных театров, для того чтобы они имели возможность общаться и делиться своим опытом, своим знанием. А мы будем в этом их поддерживать.

М. Антонов:

- Евгений Владимирович, как вы думаете, вот сейчас, в современных реалиях такое возможно, что загорятся действительно глаза, что ребята поймут, что с театральной сценой…

Е. Князев:

- Подождите, подождите. Мы, работая со «Школьной классикой», не претендуем на то, чтобы они становились профессионалами, мы не преследуем цель их профессиональной ориентации. Потому что те, которые захотят стать артистами, выбрать себе какую-то специальность актерскую, это они сделают и без нашего участия. Мы преследуем цель развития внутренних качеств школьников, людей, чтобы у них было разностороннее понимание жизни, чтобы они были всесторонне развитые люди. И даже если они будут в дальнейшем заниматься физикой или IT какими-нибудь технологиями, они не только будут сидеть у компьютера, но у них будет желание пойти в театр, в консерваторию, в музей. Это всё нужно для развития человека.

М. Антонов:

- Марина, в июне 2022 года в рамках Дней пушкинской поэзии в Псковской области прошло итоговое событие проекта, все ли получилось?

М. Мокшина:

- Знаете, это было очень яркое, потрясающее событие, один из тех проектов, которыми мы гордимся. И итоговое мероприятие было настолько интересное, и дети наши играли настолько на высоком уровне. Вот если бы я не знала, что это наши дети, я бы решила, что это профессиональные актеры. Это традиционное уже наше мероприятие, мы будем и впредь его проводить. И оно необходимо, я прямо в этом уверена, потому что есть возможность лучшим ребятам, лучшим коллективам, которые весь год занимались, приехать в качестве поощрения, показать свою постановку. Плюс их сопровождают наши коллеги из Института им. Бориса Щукина, они с ними репетиции проводят перед выступлением. Конечно же, мы планируем в этом сезоне на итоговом мероприятии что-то добавить, что-то улучшить, совершенствоваться каждый год становится все сложнее и сложнее, потому что действительно прошло все великолепно, понравилось всем. У нас было очень много гостей, ВИП-персон именитых. И все были после увиденного в таком воодушевлении, не было ни одного человека, кто бы не захлебывался от эмоций, когда рассказывал об этом.

М. Антонов:

- Хорошо. Сейчас вот нас слушают и, вполне возможно, слушают в том числе и представители школ, где нет пока театра школьного. Что нужно, чтобы войти в этот проект?

М. Мокшина:

- Нужно подать заявку на нашем сайте Российского движения школьников и выбрать уровень – базовый либо продвинутый. Если только-только у учителя есть желание создать на базе своей школы школьный театр, значит, он выбирает базовый уровень, подает заявку, собирает коллектив до 15 человек. Возраст ребят, кто может принимать участие, от 12 до 17 лет. Ну, а дальше они попадают в наш проект, и мы с ними занимаемся, и под руководством наших коллег, мы сделаем все чтобы у них все получилось.

Е. Князев:

- Можно?

М. Антонов:

- Да, конечно.

Е. Князев:

- Можно сказать два слова? И на меня это произвело огромное впечатление, вот эти дети. Я говорю от имени гостей, которые там были. Там был от администрации президента Новиков Сергей Геннадьевич, отец Тихон (Шевкунов), Сергей Сергеевич Кравцов. Все они присутствовали на этой поляне. И когда ребята выходили и показывали – кто Толстого, кто Тургенева, кто Достоевского, вот эти произведения, у меня, знаете, дух захватывало, у меня комок к горлу подступал, что у нас есть будущее. У нашей страны есть будущее. Какие замечательные дети.

Помогите этому движению, пусть школы заинтересуются этим движением. Ну, а чтобы побеждать, для этого нужно очень долго работать и очень много чего сделать, для того чтобы победить. И победят те, которые хотят, и те, которые работают.

М. Антонов:

- Спасибо вам большое. Марина Мокшина, исполнительный директор Российского движения школьников, Евгений Князев, ректор Театрального института им. Бориса Щукина, народный артист Российской Федерации, амбассадор проекта «Школьная классика», были у нас в эфире.