Экономист Андрей Бунич: Российская финансовая система получила новый шанс

Сергей Мардан обсуждает вместе с главой «Союза предпринимателей и арендаторов России» Андреем Буничем, какие срочные первоочередные меры придется принимать правительству в ближайшие дни

С. Мардан:

- И снова здравствуйте! Я – Сергей Мардан. Мы продолжим экономическую тему, будем разговаривать с Андреем Буничем, экономистом, главой Союза предпринимателей и арендаторов России. Андрей Павлович, здравствуйте!

А. Бунич:

- Здравствуйте!

С. Мардан:

- Такая странная сумятица вчера началась… Где-то в течение двух дней многие наши политические деятели, причем, высокопоставленные стали громко обсуждать национализацию. На это очень нервно отреагировал, единственный, правда, это Владимир Потанин, но он представляет гигантскую силу – большую негосударственную экономику. И вроде бы как все, президент внес ясность – национализации не будет. Если кто-то будет сворачивать деятельность, будем вводить внешнее управление.

Как мне казалось, все от вчерашнего заседания правительства ждали не только разъяснения вот этого вопроса, тут пока что нет, как бы не знаю, о чем тут говорить. Путин все сказал. Ну, а какие срочные, с вашей точки зрения, первоочередные меры придется правительству принимать в ближайшие дни? И что вчера не прозвучало? Чего вы ждете от правительства в условиях совершенно идеального экономического шторма?

А. Бунич:

- Конечно, нужна какая-то программа развития уже сейчас, понимания как жить в новых реалиях. Просто сейчас, думаю, нацелено все на то, чтобы, по крайней мере, такие вот крайние проявления кризиса купировать, чтобы ситуация хотя бы приняла какие-то рамочные условия. Поэтому, может, сейчас преждевременно рассуждать, предлагать какие-то долгосрочные решения, надо сейчас разобраться с непосредственными угрозами. Конечно, дальше станет вопрос, как мы будем существовать. Я считаю, что открывается огромнейшее поле возможностей, просто надо правильно ими воспользоваться. Сейчас идет нагнетание трудностей, а чуть позже мы просто увидим, что открылось столько всего, если с умом и все посчитать и сделать, да, дать толчок предпринимателям, то просто те ниши, которые были немыслимы для российских предпринимателей, для предпринимателей других стран, которые не представлены были в нашей стране, которые готовы тоже с удовольствием здесь работать, просто у всех появится шанс.

Целые сферы, которые были заняты, они освободятся. Монополии уходят. Значит, расцвет может быть малого и среднего бизнеса во многих сферах. Я считаю, что правительство через какое-то время просто должно воспользоваться новыми условиями. Потому что если только реагировать на что-то, то ничего хорошего не будет.

Сейчас просто такая ситуация, потому что надо понять решение, связанное с вот этими вот санкционными действиями. И стабилизировать, по крайней мере, на каком-то уровне ситуацию. Я так это вижу.

С. Мардан:

- Слушатель пишет, хотелось бы узнать ваше мнение: получится ли вытащить замороженные золотовалютные резервы в Россию?

А. Бунич:

- Да не надо ничего вытаскивать! Мое мнение, что если правильно все разыграть, то еще потом поблагодарим их за то, что они заморозили. Потому что, естественно, правительство вводит фактически блокировку продажи иностранных активов. И это еще не конец истории. Можно точно так же действовать в отношении не только финансовых активов, но еще внебиржевых активов. Поэтому здесь поле непаханое. Кроме того, есть совокупный внешний долг России, который превышает все резервы наши. Это долг государства, это долг корпораций и банков. Он 450 миллиардов долларов.

С. Мардан:

- То есть, сопоставим.

А. Бунич:

- Да он больше. По сути, сейчас правительство приняло решение разрешив в рублях его погашать, все внешние долги, уже сейчас. Да, это выгодно, мы не будем тратиться. 50 миллиардов долларов, условно, в год тратить на это. Мы уже вперед все заплатили, пожалуйста, разблокируйте нужную вам сумму и возьмите.

С. Мардан:

- Берите сколько вам надо.

А. Бунич:

- Ну, не сколько, а сколько по срокам положено.

Поэтому это тоже снимается вопрос. Кроме того, благодаря этому возникли решения о централизации валютной выручки. Сейчас дивиденды не будут перечисляться туда же. Это все вместе – это 100-150 миллиардов долларов тоже тянет, потому что у нас вывоз капитала был. Сейчас его не будет. То есть, у нас фактически будет положительное сальдо. А это я еще не сказал про активы. Это логично. Мы не можем оставить активы в том же состоянии, как сейчас были, потому что у нас все активы иностранные тут, оффшорные. Это же тоже иностранные. Мы если начнем встречные действия, мы уже начали, но если дальше проведем эту линию, от этой блокировки мы получим троекратный, а то и десятикратный плюс.

С. Мардан:
- Это как получается? Даже я не улавливаю.

А. Бунич:

- Смотрите, то, что наши долги – это уже все, это вопрос решен, мы не платим. Вы заблокировали, теперь сами будете разбираться, мы будем только схемы предлагать, как рассчитаться.

Дальше. Мы не осуществляем теперь вывоз капитала. Это нам плюс, все это будет оставаться, это фактически, у нас и так положительное торговое сальдо, а так будет еще сальдо платежного баланса положительное, потому что у нас все выходило по финансовому счету, по счету инвестиционных доходов. Сальдо услуг, потому что много еще ездило за границу, это же тратили, сейчас не ездят. У нас огромные валютные поступления получаются. И очень маленькие расходы. Если еще проконтролировать импорт правильно, чтобы лишнего импорта не было, то вообще просто завалимся валютой.

С. Мардан:

- А что такое лишний импорт?

А. Бунич:

- Ну, тот, который не обязательный.

С. Мардан:

- Например?

А. Бунич:

- Где легко можно импортозаместить, где есть российские предприятия, допустим, предприниматели, которые быстро, тем более, у наших конкурентоспособность вырастет. Как раз, курсовое изменение резко повысит конкурентоспособность. У них снизит издержки внутри России, фактически будет выгодно много сделать немедленно здесь. Не нужно будет импортировать много, потому что все это можно будет быстро произвести здесь. Иностранным партнерам, которые останутся и будут, никто отсюда не уйдет, могу поспорить, но они будут делать многое внутри. Потому что будет по соотношениям это тоже выгодно. Это пока люди не видят, не чувствуют, но это будет. Повысится конкурентоспособность относительно российской экономики.

И, наконец, это дает нам повод выйти из той мировой финансовой системы, которая нам крайне не выгодна. И капитализировать по новой все эти активы, которые у нас все оффшорные и иностранные на 90%. Для примера: наша доля ВВП 3% в мировой торговле, а доля наших финансов мировых – полпроцента. А доля в новых размещениях во всех, не знаю, сотая доля процентов. А доля, допустим, в инновационных технологических еще меньше, меньше сотой процента. Ну, как это можно существовать? По сути, ты можешь в Америке взять под что угодно, написать пресс-релиз, прийти на биржу, потому что ты хочешь, у тебя есть идея такая, и сразу продавать акции на миллиарды долларов. И все. А у нас даже у тебя есть все возможности, все у тебя есть, но ты не можешь получать ни кредиты, ни выпустить ценные бумаги, потому что этой системы нет. Поэтому ты должен пойти туда же, к тому, кто может написать пресс-релиз в Америке и пойти на биржу, немедленно капитализировать любую пустышку. И так там и есть.

А теперь нам дан шанс самим капитализировать свои активы, создать свой финансовый рынок, который у нас ничтожный, а теперь он может быть наш и контролируемым нами. И он может капитализироваться в разы. И эта история дает нам шанс на развитие. Если правильно пользоваться. Не надо идти к какому-то там… Сейчас: Советский Союз там востаналивать, имею в виду в экономическом плане. Нужны новые финтехнологии, инновационные финансовые технологии сейчас пойдут, потому что сложности в расчетах. И есть еще финансовый рынок, если развить быстро, то у нас просто расцвет будет.

У нас сейчас финансовая система будет эволюционировать в нужную сторону. Я надеюсь, конечно. Главное – не пойти по неправильной дороге в сторону каких-то административных ограничений. Туда не надо идти. Нужно довериться новому предпринимательству, потому что очень много людей, которые не могли ничего сделать просто, пробить систему. Сейчас потребуются. Везде они будут нужны. Они получат свой шанс. Раньше была система, платили оттуда какую-то сумму нам и вы ничего тут не делаете, сидите, мы вам отстегнем сколько нам не жалко, вроде всем хватало. Главная задача была – распределить это все внутри.

С. Мардан:

- Спасибо!

Понравилась программа? Подписывайтесь на новые выпуски в Яндекс.Музыке, Google Podcasts или Apple Podcasts, ставьте оценки и пишите отклики!

Мардану это очень важно, так как чем больше подписчиков, оценок и комментариев будет у подкаста, тем выше он поднимется в топе и тем большее количество людей его смогут увидеть и послушать.

Андрей Бунич