Почему россияне не верят в вакцину?
В. Алфимов:
- Здравствуйте, дорогие друзья. В студии Валентин Алфимов и Валерий Федоров. У нас знаменательное событие, видимо, знаковое для 2020 года. Он у нас проходит под знаком коронавируса. И теперь любой желающий может привиться. Мы очень много говорили про вакцину, очень долго ее ждали, и вот она появилась, слава богу.
В. Федоров:
- Точно ли любой желающий? Насколько я слышал, пока все-таки вакцины недостаточно доставлено, произведено, чтобы любой желающий. Все-таки сейчас объявлены главные категории, которые в приоритетном порядке получат такую возможность. Это врачи, работники сферы образования.
В. Алфимов:
- Насколько я знаю, можно записаться в поликлинике. Не во всех поликлиниках, но в некоторых районных все-таки можно прийти и записаться.
В. Федоров:
- То есть и простым смертным это тоже доступно?
В. Алфимов:
- Да. Но я соглашусь с вами, что действительно, для начала не всех подряд, может быть, будут просто ставить в очередь, но возможность есть.
В. Федоров:
- Тогда первый вопрос Кириллу Родину, который известен своими исследованиями в сфере здравоохранения. Ждали россияне этого или нет? Или, наоборот, пугались, может быть, прошла уже такая контрпропагандистская атака на вакцину, много было и шуток, и злой сатиры на ее счет, и была гонка показателей эффективности. Кто-то говорил: у вас 92, а у нас 95, а у нас 106 и т.д. Уже несколько месяцев, как мир в курсе, что есть в России такая вакцина «Спутник V», и все это время продолжается такая интенсивная информационная война против нее (по крайней мере, по моему ощущению). Явно это не могло обойти стороной и наших соотечественников. Что россияне говорят – будут прививаться или нет, здесь больше надежд или страхов?
К. Родин:
- Коллеги, к сожалению, информационная война принесла некоторые негативные последствия. Если говорить применительно к программе вакцинации от ковида, тут надо понимать, что контекст разговора, связанного с вакцинацией, это вообще не очень простая тема для российского общественного мнения. Но если говорить конкретно о ковиде, то в мае 2020-го 59% в той или иной степени соглашались и были заинтересованы в том, чтобы сделать такую прививку себе или членам своей семьи.
В. Федоров:
- 59 – за, а 40 не готовы были?
К. Родин:
- Да.
В. Федоров:
- Май – извините, это уже прошлогодний снег.
К. Родин:
- К августу 2020 года ситуация изменилась следующим образом. 43% говорят о том, что готовы были бы принять участие в вакцинации, сделать себе такую прививку, а 52% говорят о том, что ни себе, ни членам своей семьи делать такую прививку не хотят.
В. Алфимов:
- Очень интересная динамика. Почему так получается?
К. Родин:
- Здесь есть один маленький нюанс. В августе у нас еще не началась та вторая волна. В общественном мнении вторая волна начала отражаться во второй половине сентября. Поэтому в августе многие почувствовали себя на расслабоне, если так можно сказать. Конечно, здесь есть некоторые естественные эффекты. Но данные цифры нам говорят о чем? Что общественное мнение не очень устойчиво в отношении вакцинации, как некоторые ценности. Просто в ответе на вопрос, надо ли это делать вообще (не применительно даже к ковиду) или не надо, эта уязвимость, нестабильность общественного мнения, тот факт, что на уровне ценностного восприятия процесс вакцинации нельзя сказать, что у нас присутствует как ценность, он делает общественное мнение очень уязвимым к различного рода информационным интервенциям.
Но, с другой стороны, как мы видим, период пандемии это очень интересный период с точки зрения работы с общественным мнением. Это тот момент, выражаясь по-русски, когда петух клюет. Вот жареный петух клюнул, и у людей открывается окно восприятия, они открыты к той информации, которая…
В. Федоров:
- Чакры.
К. Родин:
- И в этот момент, если мы хотим каким-то образом донести до людей информацию, то купить их внимание в этот период дешевле и эффективнее всего, когда они чувствительны и открыты к этой информации. Они одновременно и уязвимы к контркампаниям, но это уже, к сожалению, вопрос такой информационной войны.
В. Федоров:
- Кирилл Сергеевич, а кто в этой войне побеждает? Удалось купить внимание или нет? Или удалось, но не тем, кто вакцину создавал и ее продвигает сейчас?
К. Родин:
- Пока, боюсь, победа не на стороне сил добра, если так можно высказаться. Почему? Даже если мы посмотрим на информационную повестку топа Яндекса, мы с вами отметим, что новости, связанные с вопросами разработки вакцин, фактически мгновенно вылетают в топ. Это естественная реакция на информационный повод. Значит, чувствительность у людей достаточно высокая. Кто побеждает в этой борьбе? Если смотреть, скажем так, со стороны на то информационное поле, в котором мы сегодня находимся, то слухов, мифов, мягко говоря, непроверенной информации так гораздо больше, чем фактуры, которую мы можем получить от специалистов.
В. Федоров:
- Кирилл Сергеевич, давайте вернемся на твердую почву цифр. Вы августовские данные озвучили, майские озвучили. Но у нас декабрь. Все меняется достаточно быстро. В августе еще вторая волна не наступила. Сейчас цифирь, прямо скажем, не менее угрожающая, чем была в первую волну.
В. Алфимов:
- А может быть, и более угрожающая.
В. Федоров:
- Значит, что-то должно меняться. Есть какая-то свежая информация о том, сколько сегодня россиян готовы прививаться, а сколько хотят выждать, а сколько вообще говорят, что не будут прививаться?
К. Родин:
- То, что касается декабрьских данных, мне это раскопать не удалось, честно признаюсь. Но если говорить вообще о теме вакцинации, эта тема связана не только с ковидом. У нас ведь еще идет параллельно и ОРВИ.
В. Федоров:
- Сезонный грипп.
К. Родин:
- Да. И процесс вакцинации от ОРВИ. И здесь ситуация складывается достаточно интересным образом. По крайней мере, она вызывает ряд вопросов. Когда мы начинаем интересоваться, какие меры россияне знают в части профилактических мер от ОРВИ, то у нас на первом месте оказываются как раз прививки. Дальше у нас идут вопросы, связанные с ведением здорового образа жизни, меры соблюдения гигиены, социальной дистанции, в том числе и народные средства попадаются, но устойчивое первое место занимают прививки.
В. Федоров:
- А соотношение какое?
К. Родин:
- Прививки набирают 26% опрошенных.
В. Федоров:
- Это не так много. Всего каждый четвертый.
К. Родин:
- Не так много, но там достаточно большое количество мер. Прививка, к сожалению, точно не претендует на универсальный ключик, и это не очень хорошо. Но более универсальных ключей у нас не существует. Остальные комплексы лечения, начиная от водки с чесноком и заканчивая ношением маски, распределяются по разным группам достаточно хаотично.
В. Федоров:
- Мы рассуждаем о том, есть ли желание прививаться. Потому что были в свое время дискуссии: может быть, вообще сделать прививку обязательной? Но пока дискуссия остановилась на том, что нет, колхоз – дело добровольное, поэтому кто хочет, тот и прививается, а кто не хочет, лечится народными средствами или вообще делает вид, что ковида не существует.
Кирилл Сергеевич, давайте поговорим об антипрививочном движении. Что это за люди такие? Судя по всему, их довольно много, если пока цифры опросов ВЦИОМа и других уважаемых исследовательских центров не показывают горячее желание россиян, задрав штаны, бежать за вакциной?
К. Родин:
- Если брать мировую статистику исследований, которые делают, то в мире этот процент тех, кто считает, что прививки вредны, составляет порядка 7%. По результатам нашего исследования, россиян, которые следуют этому убеждению, порядка 11%. То есть мы находимся чуть выше среднего уровня. Но сам объем этой аудитории не очень велик. Заметно больше объем аудитории (в России их порядка 23%) тех, кто считает, что прививки не приносят ни вреда, ни пользы. Именно эта аудитория с точки зрения информационной работы является одной из приоритетных, то есть той аудиторией, за чье мнение, за чьи ценностные установки можно побороться достаточно легко и эффективно.
57% у нас считают, что прививки действительно приносят больше пользы, чем вреда, и делать их надо. Но здесь есть еще такой небезынтересный нюанс. Дело в том, что желание не всегда равно действию. Надо отметить, что по охвату программами детской вакцинации Российская Федерация занимает одни из лидирующих позиций в мире. То есть у нас больше 96% детского населения проходит по календарю прививок программы детской вакцинации, которые необходимы. Это один из наиболее высоких мировых показателей.
То есть мы говорим о том, что система у нас и тот результат, который мы сейчас имеем, тот показатель эффективности по объемам вакцинации, который мы сегодня имеем, он во многом основан на той системе, которая существует, и которая сложилась раньше в системе здравоохранения. У нас, кстати, большой провал был в 90-е годы. Там была большая яма с вакцинацией, из которой постепенно выбирались и в последние годы выбрались. И это объективная реальность.
Поэтому, с одной стороны, вроде все не так плохо. Но когда мы начинаем смотреть общественное мнение, то мы понимаем, что перспектива с точки зрения как раз вопросов, связанных с добровольной вакцинацией и так далее, там уязвимости кроется достаточно большое количество.
В. Федоров:
- А что делать, чтобы народ пошел активно вакцинироваться?
К. Родин:
- Честно говоря, более универсального инструмента, чем хорошая практика информационно-разъяснительной работы с населением, я не вижу. Причем мне кажется, что здесь действительно сама по себе структура этой информационной кампании, она достаточно понятна. Даже если мы с вами обратимся к некоторым фактам объективной реальности, то мы увидим, что в период, когда у нас вообще вакцины появились… Если мы посмотрим на графики мировой статистики, начиная с начала ХХ века, когда у нас появились и начали активно внедряться вакцины, уровень заболеваемости и смертности от распространенных вакцинируемых заболеваний фактически обрушился до нуля. То есть доказывать эффективность с точки зрения общественного развития не надо вообще никак, она уже давно доказана.
Но когда мы говорим о настройке информационно-разъяснительной кампании, в общественном мнении, с моей точки зрения, есть один очень важный элемент, который взывает к чувству социальной ответственности. Кстати говоря, когда мы посмотрим в контексте ковида, что людей в большей степени мотивирует и стимулирует носить маски, соблюдать режим безопасности и прочее, на первом месте с серьезным отрывом идет ответственность перед своими близкими и родными.
В. Федоров:
- То есть надо в социальной рекламе, в информационной кампании давить не на то, что помоги себе сам…
В. Алфимов:
- А помоги своим родственникам.
В. Федоров:
- Надо акцентировать социальные связи, что если ты вакцинируешься, снизишь риск не только для себя, но и для своей семьи, близких, знакомых, соседей, земляков, родственников, коллег по работе и случайных знакомых. И от этого всем будет лучше.
Вы считаете, такой подход, такой заход будет более эффективным? Правильно я вас понимаю?
К. Родин:
- Я думаю, что он должен совершенно точно прозвучать как один из информационных трендов. А с точки зрения практической тоже очень важно отметить, что эти условно 7, 11% не вакцинируемых… Проблема совсем не в том, что они не вакцинируются. Конечно, значительную долю этих наших соотечественников или людей в мире мы потеряем. Но это небольшой процент с точки зрения мирового масштаба. Проблема в том, что эти 7 или 11% представляют большую угрозу для распространения пандемии в обществе.
В. Федоров:
- Для остальных, вы имеете в виду?
К. Родин:
- Эта группа становится мощным катализатором, который распространяет заболеваемость фактически массовым образом. Она не локализована внутри, это не какие-то отдельные 7%, которые живут на необитаемом острове. Это такие агенты-тараканы, которые расползаются в обществе…
В. Федоров:
- Да, они среди нас. Но это не тараканы, это наши сограждане. Они имеют право на свое мнение. Более того, я читал результаты майского опроса ВЦИОМ относительно того, нужно ли вакцинацию делать обязательной или добровольной. И там 70% опрошенных сказали, что только добровольной. Лишь 21% говорил, что это должна быть обязательная процедура. Поэтому знаменитый лозунг большевиков «Железной рукой загоним человечество к счастью» мы на вооружение брать не будем, и вам не советуем. Скорее вопрос такой. Ведь среди тех, кто не собирается идти сейчас на пункты вакцинации и прививаться, доля убежденных антипрививочников не так велика. Все-таки там доминируют другие люди, те, кто хотел бы выждать, кто не знает, как все повернется, которые хотели бы получить обратную связь от знакомых, которые эту процедуру прошли.
Чего греха таить, все, что сказано официальными лицами, а также традиционными СМИ, привыкли делить, кто на 2, кто на 4, а кто и на 10. Мы же людям доверяем, причем лично знакомым. И вот среди тех, кто сегодня не собирается идти, большинство – это не убежденные антипрививочники, это те, кто опасается. Кстати, многие из них имели негативный опыт, когда прививка от сезонного гриппа была получена, но прошла с большими осложнениями и не спасла от последующего сезонного гриппа.