Парадокс: в 2020 году россияне чувствовали себя более счастливыми, чем в 2019 году

Глава ВЦИОМ Валерий Федоров садится к оранжевому микрофону, чтобы подвести свои итоги дня и повлиять на дальнейшее развитие событий. Задача максимум - остановить войны и воцарить мир во всем мире. Программа минимум - не дать заскучать слушателям.
Правда, это говорит о том, что экономического роста ждать не стоит

В. Алфимов:

- У нас в гостях Алексей Зубец, директор Института социально-экономических исследований Финансового университета при правительстве России.

А. Зубец:

- Добрый день.

В. Алфимов:

- Давайте про счастье поговорим.

В. Федоров:

- Год завершился очень непростой, кризисный. Минус 4,5 % ВВП.

А. Зубец:

- Меньше провал, около 3,5 %.

В. Федоров:

- Но все-таки провал. В то время как в начале года все ожидали роста, прогресса, развития. Завершилось все не слишком хорошо. Социальные настроения в миноре. Вторая волна коронавируса в разгаре. Хотя на днях Сергей Семенович уже спрогнозировал, что, может быть, к маю Москва вернется к нормальной жизни. Но это пока в тумане.

На этом фоне исследовательские службы подготовили сюрприз. Наши опросы и ваши исследования показывают, что несмотря на стресс, снижение доходов и прочие напасти, россияне не стали чувствовать себя существенно менее счастливыми или даже существенно менее удовлетворенными качеством своей жизни.

Хотелось бы поговорить профессионально. Ваше исследование свежее, мы проводили опрос в ноябре. Расскажите, какие задачи вы перед собой ставили и к каким выводам пришли?

А. Зубец:

- У нас с вами немножко различаются задачи. Вы больше по социальным проблемам и по политике, а мы больше по экономике. Хотя у вас тоже есть большой экономический блок. Наша главная задача – прогнозирование экономического роста. Все наши социологические исследования имеют одну простую задачу. И мы исходим из того, что настроения населения очень хорошо связаны с экономическим ростом. И это обратная зависимость. Чем ниже экономический рост, тем лучше настроения. Потому что люди, у которых все хорошо в жизни, проявляют очень мало экономической активности, им нет нужды учиться, искать новую работу. У них все и так хорошо. С одной стороны, высокая удовлетворенность жизнью – это хорошо с точки зрения политики и предотвращения социальных конфликтов. С другой стороны, с точки зрения экономики это приговор.

Мы проводим исследования при помощи телефонных опросов. Это репрезентативная выборка по 75 городам с населением более 250 тысяч человек. Опросы проводятся постоянно. Они показали, что в 2020 году уровень удовлетворенности населения жизнью значительно превысил показатель 2019 года. Ваши исследования показывают чуть менее значимый отрыв 2020 года от 2019-го. Но на ваших графиках очевидно виден горб, который приходится на худшие времена пандемии, на время самоизоляции, карантинов и так далее.

Отсюда напрашивается вывод, что, с одной стороны, большие проблемы были вызваны большим количеством смертей. Это правда. Но те, кто не умер и не потерял зарплату, а таких у нас очень много, это бюджетники, люди, работающие на бюджет не напрямую, а опосредованно, эти люди обеспечили подъем настроения за счет того, что, с их точки зрения, год сложился феерически успешно. Длинные каникулы оплачиваемые, рост заработной платы. В 2020 году у нас в стране был всего лишь один месяц, когда зарплаты падали. Увеличение пенсий.

По результатам наших исследований, главный вклад в подъем настроений внесли малоимущие и малообеспеченные люди. У них уровень удовлетворенности жизнью вырос весьма существенно, чуть ли не на 15 процентных пунктов от того, что эти люди впервые заметили, что на них правительство обратило внимание, начались раздачи денег, дополнительные пособия бедным, малоимущим, семьям с детьми.

Плюс к этому потребительский подъем. Большое количество людей в 2020 году начали тратить деньги. Шопинг, как известно, это лучший антидепрессант. Увеличение потребительской активности, несмотря на ухудшение показателей в экономике, падение ВВП, и обеспечили подъем удовлетворенности жизнью.

С другой стороны, у нас разный подход. Вы меряете счастье, а мы – удовлетворенность жизнью. Мы считаем, что счастье – понятие плохо формализуемое. Его сложно уловить. Поэтому мы больше имеем дело с более понятными и осязаемыми вещами, такие как удовлетворенность жизнью.

В. Федоров:

- Вывод, что связь между удовлетворенностью жизнью и перспективами экономического роста не прямая, а обратная. Вы сказали, что если все удовлетворены, значит, это приговор, роста не будет. Общество гомеостаза, баланса, спокойствия, тотальной стабильности. Красивое, ухоженное кладбище.

А. Зубец:

- Это подтверждается международной практикой. Если наложить два ряда данных, с одной стороны – экономический рост, а с другой стороны – доля довольных жизнью, то мы увидим, что чем выше доля довольных жизнью, тем ниже рост. Все страны, которые чемпионы мира по уровню счастья и по уровню удовлетворенности жизнью, - Дания, Швеция, Австралия, Канада и так далее, - все эти страны отличаются очень низкими темпами роста экономики. Это понятная вещь, в основе которой лежит низкая экономическая активность и низкая инвестиционная привлекательность. Если у людей все хорошо, высокая стоимость рабочей силы, то нет смысла туда вкладывать деньги.

В. Федоров:

- И на уровне здравого смысла становится понятным постепенно, если и так все хорошо, то чего напрягаться, чего рисковать, чего инвестировать с риском неудачи. Лучше спокойно, медленно, почти на том уровне, что есть, с небольшой прибавкой, но без скачков, без резких движений.

Но есть отличие между теми прекрасными странами, о которых вы сказали, и Россией. Они относятся и по индексу социального развития, человеческого развития, по уровню жизни к лидирующей группе. Там и подушевой доход превышает нас раз в десять, а то и больше. И различные сферы – здравоохранение, образование и так далее – сильно лучше, чем у нас сейчас. Тем не менее, они удовлетворены и мы удовлетворены. У них нет роста. И у нас нет роста. Нехорошее ощущение складывается относительно нас.

А. Зубец:

- Вы живете в области мифологии. В народе говорят, что надо матчасть учить.

В. Федоров:

-Научите нас матчасти.

А. Зубец:

- По последнему рейтингу развития человеческого потенциала, Россия входит в число стран с высоким уровнем социально-экономического развития. У нас ВВП на душу населения по паритету покупательной способности составляет 27 тысяч долларов на человека в год. В наиболее развитых странах мира – Германия, США – это 40-50 тысяч. Мы отстаем, но не в десятки раз точно.

Да, я могу долго об этом говорить, скажу очень коротко. Россия на сегодняшний день отстает от запада, от Европейского союза, по уровню жизни, реального уровня жизни, на 40%. В любом случае, это немало, с одной стороны. С другой стороны, Советский Союз когда рассыпался, отставал от уровня жизни в Западной Европе более чем в два с половиной раза по реальному потреблению. То есть, на сегодняшний день мы практически без чего-то в среднем догнали остальную Европу. А в связи с этим из России, собственно, никто и не едет, очень мало народу едут жить на запад ровно потому, что большие проблемы с перемещением за границу, а выигрыш в качестве жизни не столь значителен, как был в начале 90-х годов. Поэтому отсюда и высокая удовлетворенность жизнью, потому что люди, особенно средний класс и люди с деньгами, которых у нас в стране немало, имеют в России, на месте жительства…

В. Алфимов:

- Так, у нас пропала связь с Алексеем Николаевичем. Валерий Валерьевич, читаю наши сообщения по поводу того, что нам говорит Алексей Николаевич, - действительно, я согласен, что мы живем не суперклассно, как хотелось бы. Но наши слушатели нам пишут, что сказки тут рассказывают нам про непонятные страны, а так же пишут, что люди, занимающие такие должности, занимаются такой демагогией о счастье - и грустно, и смешно. Как реагировать на такие сообщения? Ведь у нас бОльшая часть населения действительно все-таки живет далеко от хорошего уровня.

В. Федоров:

- Тут, я думаю, главное - это все-таки с чем себя сравнивать. И большой разрыв существует. О, Алексей Николаевич к нам вернулся. Моя мысль состоит в том, что, если житель города Курган, предположим, а известно, что это такая депрессивная территория, к сожалению, ну, по крайней мере, была до последнего момента - себя сравнивает с жителем Екатеринбурга или Тюмени - это такие локальные лидеры - то житель Москвы или Санкт-Петербурга себя сравнивает с жителем Берлина, Лондона, Парижа. Но планка довольно высокая. То есть, речь идет не о бедности абсолютной, а об отставании относительном. И чем выше эта планка, тем выше разрыв, тем больше всяких негативных эмоций, которые иногда трансформируются в какие-то действия, хотя и достаточно редко. Ну, например, политические действия. Или эмиграция. Или что-то еще. Ну, в конце концов, бубнеж и кухонные разговоры о том, как все плохо. Возвращаемся к разоблачению мифов. Алексей Николаевич, вот тут мы посмотрели, что пишут нам наши радиослушатели, они обозвали нас с вами демагогами и сказали, что на самом деле все плохо и негоже людям, облеченным степенями и профессорскими званиями, вот так обманывать людей. И, конечно же, разумеется, по умолчанию, когда люди говорят о том, что происходит в России, огромное большинство говорит - все плохо, и будет еще хуже. Вот в чем секрет такого парадокса? Вроде бы неплохо, и кризис, кстати, прошли неплохо, и все это признают. А дискурс такой сугубо негативный - чуть ли не завтра революция у нас начнется. Как вы считаете, Алексей Николаевич?

В. Алфимов:

- У нас даже спрашивают, а бывали ли вы в России, Алексей Николаевич?

А. Зубец:

- Бывал.

В. Федоров:

- Вы же сейчас из Лондона с нами на связи? Или откуда?

А. Зубец:

- Из Новогиреево. И даже бывал за МКАДом. И не единожды. Что касается «все плохо» - это отсылка к профессору Преображенскому - не надо читать советских газет перед обедом. Любая газета, любое СМИ - ну, это известно, что чернуха продается гораздо лучше, чем положительные новости. Положительные новости не находят отклик, а чернуха - это то, что вызывает дискуссию и поднимает тиражи и посещение сайтов. Поэтому любое СМИ концентрируется, прежде всего, на угрозах, которые они хотят продать населению. Это первая история.

Вторая - это экономическая неграмотность. У нас в стране огромное количество экономически неграмотных людей, даже если они занимаются бизнесом. Я имею в виду людей, которые понимают, как работает экономика, какие там приводные ремни, за чем надо следить, для того, чтобы понять, куда движется экономика и т.д. Таким людям, а их там 99,9%, крайне сложно разобраться в тех процессах, которые происходят и понять, куда мы в реальности идем. Поэтому больше здравого смысла, больше психического здоровья, меньше внимания обращать на истории, когда вас пытаются распалить, испугать и в конце концов завладеть вашим сознанием… иногда и деньгами. Вот больше здравого смысла и больше психического здоровья, и больше равновесия. И тогда мы увидим, что, как вы совершенно правильно сказали, Россия прошла кризис прекрасно, можно сказать, потому что, когда он начался, в марте-апреле нам говорили, что российская экономика упадет на 9-10% легко, и вообще мы будем жить хуже, чем все остальные страны мира. Сегодня мы видим, что Россия упала серьезным образом меньше, чем практически все наши соседи. Ну, кроме Китая. Мы видим результаты наших исследований, которые показывают, что народ с надеждой и с оптимизмом смотрит в будущее, и нам здесь с вами совершенно незачем врать, потому что вот для нас исследование настроения - это внутренняя история. Для нас это сырье для каких-то других расчетов и нам нет смысла это фальсифицировать, потому что нам никто за это не платит.

В. Федоров:

- Алексей Николаевич, вы сказали, что, чем больше удовлетворенности, тем меньше экономического роста. А какой ваш прогноз на 2021 год? Рост будет или нет? И какой?

А. Зубец:

- От 2,5 до 4,5 процентов экономического роста.

Понравилась программа? Подписывайтесь на новые выпуски в Яндекс.Музыке, Apple Podcasts, CastBox и Google Podcasts, ставьте оценки и пишите комментарии!