ВЦИОМ выяснил, сколько россиян выступают за сохранение традиционных ценностей

Глава ВЦИОМ Валерий Федоров садится к оранжевому микрофону, чтобы подвести свои итоги дня и повлиять на дальнейшее развитие событий. Задача максимум - остановить войны и воцарить мир во всем мире. Программа минимум - не дать заскучать слушателям.
Валерий Федоров рассказывает Валентину Алфимову о результатах самых свежих опросов ВЦИОМ

В. Алфимов:

- А сейчас Валерий Федоров представит нам последние опросы ВЦИОМа, тем более, что тут есть о чем поговорить. Вот замечательный опрос - государство и общество, цели, приоритеты и императивы. Валерий Валерьевич, что исследовали?

В. Федоров:

- Год у нас выборный и понятно, что сейчас все больше интереса к тому, как эти выборы пройдут, какие политические силы как выступят. Если в январе главное внимание было приковано к уличной политике, теперь мы видим, что закончилась она на какое-то время, будет, может быть, весной какое-то возобновление, но сейчас - затишье. И все больше появляется докладов, прогнозов, как же эти выборы пройдут. Вот на днях фонд Петербургская политика выпустил свой доклад, где предложил три сценария, как пройдут выборы. Ну а мы со своей колокольни на все смотрим, мы предъявляем результаты опроса общественного мнения, которые демонстрируют, чего мы, граждане Российской Федерации, имеющие право голоса, боимся, чего мы хотим, к чему мы стремимся, чего мы ждем от государства. И вот несколько интересных опросов, которые были как раз обнародованы нами совсем недавно, - это вопросы, например, такие. Согласны вы или не согласны со следующим утверждением: главная обязанность государства - это всегда и во всем помогать гражданам, заботиться обо всех и оказывать социальную поддержку? Такой, скажем, патерналистский, как, может быть, кто-то считает, запрос. Да или нет? И сенсация! 96% опрошенных скорее согласились или определенно согласились с этой точкой зрения.

В. Алфимов:

- Валерий Валерьевич, это очевидно было. Нет?

В. Федоров:

- Нет, совершенно неочевидно. Есть и другие варианты. Но мы здесь предложили именно такой и он оказался действительно таким объединяющим. Коммунист или либерал-демократ, или, может быть, единорос, а то и эсер, или представитель непарламентской партии, а их у нас много и все они разные - есть и зеленые, и радикальные патриоты, и либералы в стиле «Яблока» - вот тут от 93 до 98% опрошенных. В зависимости от принадлежности к той или иной партии, с этим императивом согласились. Это очень важная такая доминанта, которую предстоит учитывать в предвыборной борьбе и, прежде всего, в идеологическом позиционировании всем участникам выборной компании 2021 года.

Следующий вопрос. Согласны вы или нет с утверждением, что сейчас политика государства, в первую очередь, должна быть направлена на сохранение и укрепление традиций и традиционных ценностей? Несмотря на то, что у нас молодежный бунт, как многие считают, происходит или происходил в январе, а молодежь, как известно, всегда новенького хочет, перемен, 83% согласились - да, действительно, политика государства сейчас должна быть направлена на сохранение и укрепление традиций и традиционных ценностей. Тут вариаций больше. Скажем, среди сторонников КПРФ 85% поддержали эту точку зрения. Среди сторонников «Единой России» гораздо больше - 94%. Но даже среди сторонников непарламентских партий, где очень много разных идейных течений, лагерей, даже там больше двух третей опрошенных, если быть точным, 68% опрошенных согласились с этим утверждением.

В. Алфимов:

- В общем, все консерваторы получаются, да?

В. Федоров:

- В каком-то смысле да. Ну, для меня-то это точно не открытие, потому что прошедший год - пандемический, коронакризисный - он так много инноваций в нашу жизнь принес и так широко они нас захватили - тут и дистанционное образование, и удаленная работа, и цифровизация ускоренная всех сфер жизни, даже шопинга - что точно уж хочется отдохнуть от этих перемен, хочется покоя, хочется остановиться. Это с одной стороны. А с другой стороны, все-таки в мире повестка, задаваемая Соединенными Штатами, отчасти Западной Европой, она, конечно, такая сугубо инновационная, - это мультикультурализм, это такие ультралиберальные ценности и т.д. и т.п. В общем, все это тоже сильно напрягает, мы сегодня с Михаилом Головановым обсуждали манифест Константина Богомолова - уж на что творческий и открытый всему новому человек, но и он уже подустал. Он уже говорит или даже криком кричит: хватит этих инновационных ценностей в сфере этики и морали, давайте вернемся к тому, что хорошо себя зарекомендовало. Вот такая усталость, в каком-то смысле даже страх, испуг перед этими этическими инновациями, он проявляется, как мы видим, не только в узкой группе либеральной интеллигенции, он, скорее, характерен для огромного большинства россиян. Ну, надолго это, навсегда или на какой-то промежуток времени, вопрос открытый, но вот сейчас это именно так.

В. Алфимов:

- Еще один очень хороший вопрос у вас в этом опросе, Валерий Валерьевич. Согласны вы или не согласны со следующим утверждением: «Благополучие человека больше зависит от него самого, от его усилий. Чем от того, как устроено общество и какую политику проводит государство». Очень много споров, кстати, по этому поводу ведется и регулярно появляются такие речи, что, а почему вы решили вдруг, что государство вам все должно, вы сами-то хоть что-то делайте. Это как раз про это вопрос.

В. Федоров:

- Ну, государство точно нам все должно, как следует из первого опроса, о котором мы сегодня говорили. Помните, там больше 90% полагается, что государство нам все должно. Но, знаете, изучать общественно мнение - это значит каждый день сталкиваться с парадоксами и противоречиями. И вот сегодня мы имеем дело с таким же парадоксом. Когда мы спрашиваем - благополучие человека зависит больше от него самого, от его усилий или от того, как устроено общество и какую политику проводит государство? И выясняется, что две трети - 64% опрошенных - полагают, что все-таки от самого человека и от его усилий зависит благополучие общества. И это тоже консерватизм, но консерватизм, скорее, такого западного либерального толка. Когда на словах мы, конечно же, надеемся на государство, требуем от него всего и вся, но на деле полагаемся, прежде всего, на себя, на свою семью и на очень узкий круг близких друзей и единомышленников. Кстати, тоже интересна поляризация между представителями разных идеологических течений. В вопросе того, что государство нам все должно поляризации нет никакой - все с этим согласны. Но вот когда вопрос о вкладе самого человека идет, то тут…

В. Алфимов:

- А должен ли я? - наверное, вот так можно сформулировать.

В. Федоров:

- Да, тут поляризация очень большая. Вот среди сторонников КПРФ только половина с этим согласилась. Среди сторонников ЛДПР больше уже - 67%. И больше всего - среди единоросов - 78%. И это очень интересный результат, надо над ним еще подумать немало и поанализировать, потому что в общем-то «Единая Россия» часто воспринимается как именно такая патерналистская сила, провластная, уповающая только на госбюджет, на деньги оттуда, на государственную политику. А тут выясняется - нет. 78% тех, кто планирует голосовать за «Единую Россию», если в ближайшие выходные состоятся выборы в Государственную думу, полагают, что благополучие человека не от общества зависит, а от него самого и его усилий. Это вот очень неожиданный результат, и с ним тоже придется считаться.

Что еще интересного? Вот госвмешательство. Традиционно либеральная точка зрения, как все мы знаем, концепция ночного сторожа - что государство должно только следить за безопасностью и больше не вмешиваться ни во что. Это точка зрения маргинальная у нас. Только 26% полагают, что таким должно быть наше государство. А 65% полагают, что роль государства нужно усилить в разных сферах, в том числе, в экономике и в бизнесе. Так что можно, конечно, опять рассуждать о каком-то патернализме скрытом глубоко в русской душе, но я бы все-таки считал, что здесь главное влияние оказал очень тяжелый кризисный год - напомню, не один кризис пандемический, а сразу три - то есть, кроме эпидемии коронавируса это еще и социально-психологическая эпидемия, так называемая инфодемия, и это, конечно же, экономический кризис, пусть он оказался и не такой глубокий, как мы боялись, вот по последней статистике минус 3% с небольшим ВВП мы потеряли в 2020 году, но все равно он, конечно, очень и очень болезненный. И на кого надеяться в такой ситуации? На себя? Ну, конечно, прежде всего, на себя, но хотелось бы, чтобы и государство помогло. И в этом запросе государства по сути все едины. Немножко на особицу стоит только ЛДПР - там 57% считают, что необходимо усилить роль государства, ну и парламентские партии - там вообще 49%. Но, честно говоря, непарламентские партии, за них в совокупности планируют голосовать около 10% опрошенных, имеющих право голоса по всей стране. Все-таки огромное большинство выбирают для себя одну из тех четырех партий, которые уже сегодня представлены в парламенте. Напомню, это «Единая Россия», ЛДПР, КПРФ и «Справедливая Россия».

В. Алфимов:

- Валерий Валерьевич, про удаленку замечательный опрос у вас есть. «Удаленная работа по-русски - плюсы и минусы».

В. Федоров:

- Удаленка вошла в нашу жизнь чуть меньше года назад, если так массово брать и, конечно, это было связано с опасностью заразиться, если сохранить прежний режим работы, так что многим пришлось не добровольно перейти на удаленную работу. Вот сегодня, спустя уже больше 10 месяцев, можно подводить какие-то итоги - понравилось нам это не понравилось, готовы мы превратить это из временного режима в постоянный или нет, или очень хочется обратно в офис или на производство? И вот что мы узнали. Сегодня только 11% работающих россиян - то есть, убираем студентов, пенсионеров, безработных - и получится около половины от всего населения России в возрасте 18 лет и старше. Так вот, только 11% от этой группы работают преимущественно из дома, удаленно. То есть, все-таки удаленка даже в таких непростых ситуациях не стала всеобщей. Это все-таки такое явление довольно маргинальное. 75% работают по-прежнему преимущественно в офисе или на предприятии. Ну и еще есть промежуточная группа, довольно большая, 12% от работающих - это такие «перебежчики» - то есть, в какие-то дни они из дома работают, в какие-то удаленно. Вот масштаб бедствия. Конечно, есть различия - в Москве и в Санкт-Петербурге удаленщиков существенно больше. Больше чем в два раза. И они составляют примерно четверть от всех работающих в двух столицах. Ну, на селе удаленщиков только 4%. Вот такие два полюса. В каком-то смысле есть корреляция, конечно, и с плотностью населения, потому что очевидно, что, чем крупнее город, тем выше риск заражения и тем выше прагматическая польза от работы на удаленке. И сам характер работы другой - он в основном умственный, не физический. И условия жизненные лучше, и связь лучше, инфраструктура лучше и т.д. Чем меньше населенный пункт, тем сложнее удаленку реализовать без ущерба для качества работы.

В. Алфимов:

- При том, что раньше, я смотрю, про удаленку мы и знать-то не знали ничего, судя по опросам.

В. Федоров:

- Раньше 4% работали преимущественно удаленно. Сегодня, повторюсь, 11% от работающих россиян. То есть, почти в 2,5, чуть ли не в три раза их стало больше, но все равно их существенное меньшинство. Большинство, как и прежде, работают в традиционном режиме. Так что шок был, я имею в виду шок от коронакризиса и связанных с ним изменениях в привычном образе жизни, но все-таки мнение о тома, что все мы уже живем совершенно иначе и работаем совершенно иначе, все-таки это мнение несколько преувеличено.

И теперь, наверное, имеет смысл поговорить о том, а как вообще нам эта удаленная работа? И этот вопрос задавался только тем, кто работает удаленно, либо комбинированно. То есть, то дома, то на работе. И выяснилось, что только 29% от этой группы сказали, что, скорее, неудобно им работать в удаленном формате. 64% - то есть, две трети - скорее, удобно. Причем, среди женщин даже выше процент - 70. Среди мужчин - 60. Так что, получается, что после почти года работы на удаленке, многие распробовали не только минусы, но и плюсы.

В. Алфимов:

- Хорошо. Вот тут у нас прошел День Святого Валентина, он же День Всех Влюбленных, и я просто не могу не перейти к вашему еще одному опросу. Градусник любви - такой замечательный опрос на сайте ВЦИОМа. Открываем таблицу и много всего интересного видим. Так что же у нас с любовью-то?

В. Федоров:

- Этот опрос показывает, что любовь - это все-таки не только любовь между мужчиной и женщиной, хотя именно в День святого Валентина об этом говорят чаще всего. Любовь - это более общее и многогранное понятие. Это может быть любовь к ближнему, это может быть любовь к дальнему. Но, в общем, с любовью лучше, чем без любви.

Вот такой вопрос. «Когда я люблю, у меня все лучше получается». С этим суждением согласились порядка 80% опрошенных. Или «Когда меня любят, у меня появляется больше энергии и вдохновения» - порядка 60% сказали да, это именно так. А вот суждение «Я хочу получать от жизни максимальное удовольствие» - не очень распространено. Это точка зрения меньшинства. Большинство все-таки говорят, что для меня важно приносить пользу, помогать другим. Ну и, конечно, эмоциональное состояние зависит от того, любят или нет. Тех, кто говорит, что нет, мне все равно, любят или нет, мое эмоциональное состояние как бы не зависит от этого, они в незначительном меньшинстве. Поэтому любовь нужна, любовь важна и важно не только любить, но и быть любимым. Вот, наверное, главный результат нашего предвалентиновского опроса.

В. Алфимов:

- Предвалентиновского - хорошее название. Больше цифр, дорогие друзья, вы увидите на сайте ВЦИОМа.

В. Федоров:

- Валентин, последнюю цифру, чтобы вот ею заполировать все. 74% россиян сказали - я люблю и меня любят. Мне кажется, это очень хороший результат. Три четверти живут у нас в любви. Остальные, надеюсь, через какое-то время присоединятся.

В. Алфимов:

- Да, чего и всем мы вам желаем - присоединяйтесь к тем, кого любят и кто любит, и присоединяйтесь к радио «Комсомольская правда» - здесь вас абсолютно точно любят!

Понравилась программа? Подписывайтесь на новые выпуски в Яндекс.Музыке, Apple Podcasts, CastBox и Google Podcasts, ставьте оценки и пишите комментарии!