Как россияне относятся к ковид-паспортам и кого считают главным юмористом страны

Глава ВЦИОМ Валерий Федоров садится к оранжевому микрофону, чтобы подвести свои итоги дня и повлиять на дальнейшее развитие событий. Задача максимум - остановить войны и воцарить мир во всем мире. Программа минимум - не дать заскучать слушателям.
Глава Всероссийского центра изучения общественного мнения Валерий Федоров рассказывает о самых свежих соцопросах

В. Алфимов:

- Здравствуйте, дорогие друзья! Я Валентин Алфимов, рядом со мной, как всегда, Валерий Валерьевич Федоров, глава Всероссийского центра изучения общественного мнения.

А сейчас самое время нам с вами поговорить про свежие опросы Всероссийского центра изучения общественного мнения. Что же там такого наизучали вы со своими коллегами, Валерий Валерьевич?

В. Федоров:

- Много чего. Спрашивайте - отвечу.

В. Алфимов:

- Хорошо. Заходим на сайт ВЦИОМа, на котором есть все публичные опросы ВЦИОМа…

В. Федоров:

- Примерно 5% от всех наших опросов, да. Но и этого достаточно более чем.

В. Алфимов:

- Все, которые надо, есть, давайте так скажем. И прямо самый главный опрос, который я сейчас вижу - вакцина или паспорта для международных туристов: за и против. Действительно, это та тема, которая сейчас очень активно обсуждается. Есть сторонники вакцинных паспортов, есть противники. Что же говорят россияне по этому поводу?

В. Федоров:

- Сейчас расскажу, что они говорят, но для начала важная вводная. Вообще у нас в России есть официальная позиция насчет ковидпаспортов так называемых и эта позиция сугубо негативная, ее Татьяна Голикова, наш вице-премьер, пару раз уже открыто высказывала, что нет и не будет у нас никаких паспортов, нам это не надо, мы считаем, что это будет ограничивать права граждан. Тем не менее, в западной Европе очень активно эта тема обсуждается, еврокомиссия даже приняла решение, что будут такие паспорта, и дала себе пару месяцев на отработку всех деталей. Появляются уже образцы и шаблоны, какая-то информация о том, для чего они будут нужны, и вообще такое ощущение, что там все-таки они появятся. А если они там появятся, то велика вероятность, что это будет такой процесс, который уже не остановишь. Потому что, если закрывается один из крупнейших регионов мира - Евросоюз - если не ошибаюсь, 400 миллионов человек, а впереди, кстати, летний сезон, и многим хотелось бы побывать на прекрасных пляжах Греции, Испании, посетить культурные достопримечательности Франции, Италии или по делам бизнеса съездить в Германию или Скандинавию, в общем, если они примут решение не пускать никого без ковидпаспортов, то придется чесаться и остальным регионам мира, в том числе и России. Такая вероятность есть, что бы там ни говорили наши чиновники, но ход событий может оказаться сильнее, поэтому мы сочли себя вправе спросить россиян об их отношении к этой вполне реалистичной перспективе введения ковид-паспортов. Что же мы узнали? Тех, кто в теме, кто хорошо знает об идее и о проекте вводить такие иммунные или вакцинные паспорта, пока каждый третий - 35% - остальные либо не слышали, либо что-то очень такое из разряда «слышал звон, да не знаю, где он». Из тех, кто слышали, для чего вводятся иммунные паспорта, самый частый ответ - для борьбы с коронавирусом, для предотвращения распространения эпидемии, для мониторинга уровня заболеваемости, для того, чтобы обеспечить более свободное перемещение, возможность путешествовать через границу и т.д. Есть ,конечно, и конспирологические версии, но они не лидируют. Например, тех, кто предполагает, что иммунные паспорта нужны для контроля над людьми, безотносительно к медицинским показателям, 7% его придерживаются. Так что опасения тоже присутствуют, что одно дело декларировать цели введения этих паспортов, другое - преследовать какие-то реальные приоритеты и, может быть, даже далекие от того, что декларируется. То есть, такая конспирология присутствует, но пока не доминирует.

Теперь отношение к этой идее. Нет единого мнения, пока не сложилось. Почти точно на три равные части разделились наши соотечественники, с точки зрения отношения к идее введения таких паспортов. 35%, скорее, позитивно оценили ее. 29%, скорее, негативно. И 30% - безразлично. В общем, можно сказать, что пока чистый лист в каком-то смысле и должно что-то такое важное произойти, может, в Европе, а, может, у нас, кто-то должен высказаться из числа авторитетных людей, тех, кого люди готовы услышать…

В. Алфимов:

- То есть, Путин?

В. Федоров:

- Безусловно, это номер один, но в принципе есть и другие крупные политики, государственные деятели, авторитетные врачи, министры, кто, как минимум, эту тему мог бы подогреть и дать людям основание на нее подумать, поразмышлять, сформировать свое мнение. Не обязательно, кстати, положительное.

А вот дальше уже некий такой эксперимент, можно сказать. Мы спросили людей - а как бы они отнеслись к идее введения таких паспортов, если некоторые страны их уже введут? Это действительно эксперимент, потому что пока еще никто не ввел. Пока еще эта возможность изучается, нависает над нами, маячит на горизонте, но этот горизонт все приближается. И в этом случае мы видим, что мнение поменялось. То есть, если произойдет реально введение какой-то из стран или в целом даже на государственном объединении, речь в данном случае, конечно, прежде всего, об Евросоюзе/, туда наш основной поток уйдет, ну, если не считать китайского направления, я имею в виду наших путешественников-туристов. Так вот, в этом случае уже больше половины - 56% опрошенных россиян - сказали, да, в этом случае, наверное, надо вводить. И только 16% говорят - нет, скорее, отрицательно. Почему? Аргументация очень простая. Будет больше возможности для путешественников пересекать границы, а ограничений наоборот станет меньше. И заполировали последний вопрос прямо в лоб - если Евросоюз и другие страны введут обязательные иммунные паспорта для путешественников, следует ли в России так же вводить такие паспорта? Ну, опять-таки для тех, кто пересекает границу, а не для всех вообще. И не в обязательном, а в желательном режиме. Хочешь пересекать - получай паспорт, не хочешь - живи, как жил. Вот в этом случае ответ абсолютно уже определенный. 68% полагают, что да, скорее, следует и России такой документ ввести. И только 22% полагают, что даже в этом случае не надо ничего.

В. Алфимов:

- Ох, а сколько копий-то было сломано по поводу этих ковидпаспортов и в радиоэфирах, в телеэфирах…

В. Федоров:

- Я думаю, и дальше будем ломать. Но, понимаете, мы же в кризисе живем, мы уже так к нему привыкли, обустроились внутри этого кризиса, но он никуда не делся. Это кризис эпидемиологический, это кризис социально-психологический, ну и экономический тоже. А в кризис все меняется быстрее, чем в обычную стабильную эпоху. Поэтому с точностью до наоборот, с разворотом на 180 градусов, могут меняться мнения людей на протяжении короткого времени - несколько недель, ну, максимум, месяц. Почему? Потому что динамика развития кризиса очень высокая. Еще неделю или две назад мы радовались, как быстро Россия избавляется от второй волны коронавируса. Вся статистика показывала, что количество заражений падает, в отличие от западной Европы, где она растет и где уже официально объявлена третья волна. Но, вы знаете, последние пару дней мы в России, и в Москве, в том числе, опять фиксируем рост числа заболевших. Это означает, что третья волна может стать и у нас реальностью. И я вас уверяю, в этом случае мнение людей по очень многим вопросам снова поменяется. Мы такое наблюдали уже два раза. В апреле прошлого года, когда первая волна пошла в рост, и в сентябре-октябре - вторая волна нас захватила. Увы, гарантий нет, темпы вакцинации пока достаточно низкие и от третьей волны мы совершенно не гарантированы. Поэтому перспектива иммунных паспортов, а, может, и еще разных документов, ограничивающих, с одной стороны, с другой стороны, дающих возможность свободного перемещения тех или иных границ при определенных условиях, она, на мой взгляд, становится вполне реалистичной. И люди это тоже видят.

В. Алфимов:

- Противники иммунных паспортов говорят, что их введение будет такой сегрегацией, когда людей будут разделять на классы практически - этим можно, этим нельзя… то есть, это очень похоже на какое-то футуристическое будущее из каких-то фантастических фильмов…

В. Федоров:

- В 2019 году вряд ли кто-то мог предсказать, что 2020 год станет таким футуристичным. Да, будущее наступает. И оно, как говорится, не то. что прежде. Оно сильно отличается от того, что мы думали. Я тут анекдот недавно слышал. Кто-то достает в неопределенном будущем старую маску от коронавируса из архивов и смеется: «Ой, как это было давно!» - при этом поправляя и поглаживая свой скафандр.

В. Алфимов:

- Кстати, да, дорогие друзья, вас с праздником, с Днем смеха! Тогда давайте о смехе и поговорим.

Давайте подведем итоги дня, Дня юмора, Дня смеха, который сегодня отмечается не только в России, а по всему миру. Такой совершенно неофициальный праздник.

В. Федоров:

- Начнем с эпиграфа к этому празднику. Я только что в Фейсбуке прочитал у Алексея Алешковского: «День дурака – это праздник людей, которые сочетают ограниченные когнитивные возможности с беспредельными коммуникативными способностями».

В. Алфимов:

- Да, не поспоришь. Я думаю, что не ошибусь, если скажу, что еще один опрос на сайте Всероссийского центра изучения общественного мнения, который был сегодня выложен, рейтинг российских юмористов был проведен как раз непосредственно к Дню смеха.

В. Федоров:

- Да, это точно. Ну, на трибуне все те же. Бессмертный Евгений Петросян, юморист, комик всех времен и народов, не сдает, он в памяти народной присутствует всегда. 15% назвали его любимым… Причем это открытый вопрос, без подсказок.

В. Алфимов:

- Может быть, в этом как раз и кроется подвох? Петросяна знают абсолютно все, даже наши с вами дети, Валерий Валерьевич.

В. Федоров:

- Да. Но мы тут не про того спросили, кого вы знаете, а кого вы любите. Получается, что не только знают, но и любят. На втором месте ушедший от нас безвременно Михаил Задорнов (почти с таким же результатом, около 15%). Ну, а из новеньких тоже есть два человека – Павел Воля и Гарик Харламов. Они заняли 3-ю и 4-ю позицию, соответственно, с 7 и 12%. Вот такая симфония, сочетание и тех, кого с нами нет, и тех, кто оккупирует нашу юмористическую эстраду уже десятки миллионов лет, и те, кто представляет относительно новую волну. Не суперновую – все-таки и Воля, и Харламов существенно больше 10 лет нас мучают своими шутками, но народ их знает, любит и называет.

В. Алфимов:

- Самые попсовые из современных, получается так.

В. Федоров:

- Да, попсовые. Но некоторым попса нравится. Так что прошу не принимать за уничижительную оценку.

В. Алфимов:

- Ни в коем случае. Именно популярные, я это имею в виду. Попса – это же популярная музыка.

В. Федоров:

- Что еще я бы хотел отметить. Рейтинг получился очень длинный. И это сам по себе говорит о том, что юмор нашим людям очень и очень важен, по крайней мере, точно важнее, чем музыка, литература, изобразительное искусство, театр. Почему я так говорю? Потому что мы регулярно спрашиваем: назовите ваших любимых режиссеров, актеров театра и кино…

В. Алфимов:

- Кроме Михалкова, не знают никого, вы хотите сказать?

В. Федоров:

- …писателей, поэтов. Просто ужас какой-то, как редко называют кого-то, кроме номера один. Вы действительно правы, Никита Сергеевич Михалков – наш главный кинорежиссер всех времен и народов, а остальных забыли, не знают, не называют и т.д.

Похожая история с писателями. Ну, кого называют? Акунина…

В. Алфимов:

- Лукьяненко?

В. Федоров:

- Да, Лукьяненко. Ну, 3-5 фамилий. Они все прекрасные люди, замечательно пишут, издаются большими тиражами, но очень узок круг этих людей, катастрофически узок для такой великой литературной державы, как Россия, для такой великой театральной державы и для такой великой кинодержавы, как Россия. В общем, мы сегодня, если опираться на результаты опроса общественного мнения, никакая не литературная держава, не кинодержава, а мы только юмористическая держава. Вот такой, мне кажется, невеселый результат опроса, проведенного нами в День дурака.

В. Алфимов:

- Я смотрю, здесь представлены такие достаточно известные, и очень известные, и очень неизвестные фамилии. Для начала хотел бы поплакать, что те же Павел Воля и Гарик Харламов выше Михаила Жванецкого. Михаил Жванецкий был великолепным сатириком.

В. Федоров:

- Не знаю, стоит ли плакать. Уходящая натура, очень специфический юмор, понятный в основном людям поздней советской эпохи. Напомню, что это юмор, который существовал в подцензурном пространстве и заставлял людей когнитивные способности свои сильно прокачивать, чтобы понять вообще, о чем речь.

В. Алфимов:

- Воспитывал Михаил Михайлович своих зрителей.

В. Федоров:

- Да, воспитывал. Когда давление на творца идет со стороны внешних таких раздражителей, получается очень такой непростой культурный продукт, очень интересный, но на людей, которые выросли в другой атмосфере – тотальной свободы, неподцензурной, производит другое впечатление, не очень попадает с ними в унисон. Так что, действительно, юмор Жванецкого сегодня гораздо менее популярен, чем юмор Петросяна.

В. Алфимов:

- Зато наблюдаю здесь и Сергея Дроботенко, и Юрия Гальцева, отчего становится тепло и весело на душе.

В. Федоров:

- Я таких не знаю, но, видимо, великолепные юмористы. Еще важный момент. У нас не просто отдельные яркие личности существуют на юмористическом фронте. У нас целые банды сформировались или организации (ОПГ). Есть Comedy Club, и он возглавил еще один рейтинг – рейтинг юмористических передач, шоу-программ, которые мы по телевидению, да и в рунете имеем счастье наблюдать. 17% назвали именно Comedy Club во всем многообразии программ, которые люди смотрят.

На второй позиции (поздравляем Екатеринбург и всех уральцев) – «Уральские пельмени», команда КВН, которая очень здорово раскрутилась и продолжает всех радовать своими искрометными шутками, как принято говорить штампами.

Стендап-комики, «Женский стендап» вышел на третью позицию. Вот такой гендерный остров (или угол) нашего комического бомонда.

КВН только на 4-й позиции. Кстати, тут же есть еще «Петросян-шоу», но уже не с такими замечательными результатами. В общем, много у нас юмора, разного пошиба и уровня, но, похоже, удовлетворяет всех, каждый нашел на свой вкус и на свой уровень юмористов и даже целые организации.

В. Алфимов:

- Ну что ж, всем желаем найти своего комика, давайте так скажем. Валерий Валерьевич, спасибо вам большое. До встречи на следующей неделе.

Понравилась программа? Подписывайтесь на новые выпуски в Яндекс.Музыке, Apple Podcasts, CastBox и Google Podcasts, ставьте оценки и пишите комментарии!