Внутренний туризм: полюбили ли россияне наши курорты?

В России масса интересных мест для отдыха. В Сочи, например, из-за особенностей климата можно и загорать, и на лыжах кататься. 

В России масса интересных мест для отдыха. В Сочи, например, из-за особенностей климата можно и загорать, и на лыжах кататься.

Валентин Алфимов и глава ВЦИОМ Валерий Федоров обсуждают вместе с автором и ведущим телеканала Мир, членом Русского географического общества Денисом Тереховым, в какие редкие и удивительные места России стоит поехать в отпуск этим летом

В. Алфимов:

- Здравствуйте, дорогие друзья! Меня зовут Валентин Алфимов, рядом со мной глава Всероссийского центра изучения общественного мнения Валерий Федоров.

Все, кто смотрит нас сейчас на Ютюбе, видят мое довольное улыбающееся лицо. И не только мое, но и довольное и улыбающееся лицо Дениса Терехова, автора и ведущего телеканала Мир, члена Русского географического общества, который прямо сейчас путешествует по Москве.

Д. Терехов:

- Да, да, свернул в какой-то переулок.

В. Алфимов:

- И, конечно, видят довольное и улыбающееся лицо Валерия Федорова, который уже вторую или даже третью подряд программу на пляже находится. Правда, пляж виртуальный, к сожалению…

В. Федоров:

- Все мы довольны и все мы улыбаемся, потому что в Москву пришла не весна уже, а можно сказать лето.

Д. Терехов:

- Это я вам привез лето с Урала! Я вернулся буквально вчера из Екатеринбурга, где было плюс 34, и привез вам это лето!

В. Федоров:

- Спасибо большое! Но не только в Москву вы, наверное, его привезли, потому что я, например, был в Санкт-Петербурге, там тоже жара. С дождиком, правда, но жара. В общем, лето, если еще не наступило календарно, то в плане ощущений уже вот оно, с нами. А значит самое время поговорить об отпусках, о том, как мы их будем проводить, куда поедем - если только не останемся в городе по каким-то причинам или не ограничимся дачей. И вот здесь у нас много вопросов.

В. Алфимов:

- Да никуда не поедем! Вот новость последнего часа, что Турция не смогла убедить российские власти в том, что по-хорошему надо бы открыть границы.

В. Федоров:

- Да, я напомню, что до 1 июня у нас Турция запрещена к въезду российских туристов, по крайней мере, организованных, авиасообщение по сути обнулилось. И всесоюзная наша всероссийская здравница пока без нас… Египет - тоже была такая благословенная страна... Египет уже лет пять как закрыт для массового въезда, можно только в Каир лететь, а дальше уже на перекладных, самоходом, добираться до пляжей Шарм-эль-Шейха, Хургады и прочих прекрасных мест. Да, и Танзания, кстати, такое новое направление - в 60 раз больше в 2020 году в Танзании побывало российских туристов, чем в 2019 году. Ну, понятно, это было одно из немногих таких мест, где можно было полежать погреться на солнышке и при этом получить новые впечатления, по сравнению с хорошо всем нам известным Сочи, Геленджиком, Анапой, Крымом. В общем, мало куда нас пускают и мало где нас ждут пока - посмотрим, что будет дальше - ну, а пока ограничиваемся внутренним туризмом. Кстати, на этот счет уже немало было догадок, конспирологических версий, многие даже высказывали предположение, что Турцию закрыли не из-за коронавируса - кстати, там он галопировал в этот момент, ну и пока там тоже сейчас цифры неутешительные.

В. Алфимов:

- А из-за Крыма и Кубани?

В. Федоров:

- Да. Якобы, чтобы помочь нашим родным черноморским курортам. Ну, это конспирология. И, тем не менее, что говорить о Крыме, что говорить о Кубани - они прекрасны, они замечательны. Там море, там солнце, необходимый нам всем витамин Д.

Д. Терехов:

- Но почему-то некоторые известные эксперты ездят в Сербию.

В. Федоров:

- И Черногорию. Да, это правда. Я бы хотел не про Сербию и не про Черногорию поговорить, и даже не про Крым и не про Кавказ. Я бы хотел поговорить о тех замечательных уголках России, где мало кто был. А вот вы, Денис Эдуардович, в отличие от абсолютного большинства наших соотечественников, были много где. Мы знаем, что вы основатель проекта «Ойкумена» и путешествуете по самым ярким и в то же время, может быть, самым загадочным, самым редким местам нашей великой страны вот уже несколько лет, снимаете фильмы, знакомите наших соотечественников с этими местами и всем нам, конечно, хочется там побывать. Вы были на Чукотке, вы были в Антарктиде, правда, вряд ли это можно назвать внутренним туризмом.

Д. Терехов:

- Антарктида - это русская земля, потому что ее открыли Лазарев и Белинсгаузен в 1820 году и по праву льда Антарктида - это русская земля.

В. Федоров:

- Хорошо. Еще вы были на озерах Челябинской области в свое время. А вот сейчас буквально днями вернулись с Урала. Еще вы были на юге Красноярского края, Хакассии. Да, еще и винный туризм по Кубани…

Д. Терехов:

- Как вы знаете, я пообещал не пить до 19 сентября 2020 года и поэтому винный туризм - это пока такая… это мои добрые воспоминания, пожалуй, да.

В. Федоров:

- Да, тем не менее, имел факт в вашей насыщенной биографии и факт винного туризма по винодельням Кубани. Тоже, видимо, мало кто из наших соотечественников там был. Все-таки Кубань больше ассоциируется пока с Черноморским побережьем. Расскажите, пожалуйста, куда поехать этим летом нашим туристам, которые были в Турции, были в Египте, некоторые даже в Черногории были, а в России почему-то были только в Крыму и на Кубани.

Д. Терехов:

- Значит, я как раз оттолкнусь от подачи Валерия Валерьевича про Кубань. Я-то вообще патентованный либерал… но, как ни парадоксально, санкции оказали самое благотворное воздействие на развитие виноделия Краснодарского края. И когда мой друг и ваш добрый знакомый Руслан Новиков меня свозил в 2018 году в винный тур по винодельням Краснодарского края, я просто в него влюбился и я не смог не снять кино про краснодарское виноделие. Знаете, вот главный враг русского виноделия - это наш с вами снобизм. Вот мы привыкли, что, если красное, то это какая-нибудь «Рьеха», если «Совиньон блан», значит, какой-то новозеландский и т.д. Но на самом деле русское вино совершенно невероятное и очень многие вот… они делают такую смешную историю - они берут бутылку французского и бутылку русского и меняют...

В. Федоров:

- Слепое дегустирование, да?

Д. Терехов:

- Нет, они в бутылку русского наливают французского, а в бутылку французского наливают русское. И говорят - попробуйте. «Ну, сразу же понятно - вот это русская кислятина, говно там, это невозможно пить. А вот французское - это да!» Конечно, психосоматика делает страшные дела с нами. Так вот, в этом году, вернее, в прошлом году, наверное, я 20 раз, если не 30 раз отвечал на вопрос - Денис, куда ехать пить вино? И я бесконечно бросал телефоны виноделий рядом с Геленджиком, с Новороссийском, на Тамани, куда нужно отправляться. Конечно, сейчас винный туризм по Краснодарскому краю ровно такой, какой еще лет 10-15 назад для людей, которые путешествуют, скажем, по Америке, был в Напе, или для тех, кто путешествовал по Германии, был там, скажем, в тех местечках, где мы с вами бывали…

В. Федоров:

- …берега Рейна, да…

Д. Терехов:

- Винный туризм Краснодарского края переживает просто свой ренессанс. Эдуард Россель, первый губернатор Свердловской области, ввел термин «Серебряное кольцо». То есть, «Золотое кольцо» вокруг Москвы, а «Серебряное кольцо» - это как раз Урал и Сибирь. Я понимаю прекрасно, что туда не отправишься на автомобиле, что это не отдых выходного дня. Но если вы можете себе выделить 4-5 дней, долететь до Екатеринбурга, ребята, вы увидите совершенно невероятные вещи. Понятно, что у нас была профессиональная экспедиция, у нас там было все подготовлено, организовано, мы на это потратили шесть дней, но вот я вернулся позавчера в Москву и я понял, что, выражаясь, прошу прощения, языком наркомана, у меня передоз эмоций. Я реально спал 16 часов. У меня было столько эмоций! Спуск в подводные штольни, подъем на гору, сплав по реке Чусовой, посещение заводов. Кстати, очень важный момент - у нас совершенно недооценен промышленный туризм. Промышленный туризм считается самым перспективным направлением, между прочим, во всем мире. Я сейчас не вспомню название вот этого китайского бренда, одна из китайских гидроэлектростанций сейчас в структуре выручки 25% имеет от промышленного туризма. То есть, 70% денег они зарабатывают за счет того, что вырабатывают электроэнергию, а 25% - за счет того, что там какие-то чудаки в касках приходят посмотреть на большую плотину.

В. Федоров:

- Это, наверное, известная китайская ГЭС «Три ущелья».

Д. Терехов:

- Возможно, да. Я считаю, что промышленный туризм - это еще одна серьезная тема для зарабатывания денег нашими уважаемыми промышленными гигантами.

В. Алфимов:

- Мы говорим про внутренний туризм, куда поехать и что делать.

В. Федоров:

- Про промышленный туризм, кстати, очень интересная история. Я знаю, что Денис Эдуардович побывал в пределах «горнозаводской цивилизации» так называемой. Это термин, который ввел в свое время Алексей Иванов, наш замечательный писатель-пермяк.

Д. Терехов:

- Если совсем точно, его ввел в 1927 году историк (фамилию не вспомню), а Иванов его просто развил.

В. Федоров:

- Я был в Воркуте. Мало кто может назвать этот прекрасный северный город традиционным местом для туризма, но мне посчастливилось побывать на уникальном совершенно промышленном и инфраструктурном сооружении. Это так называемый Усинский водовод. Это такая дамба, водохранилище и огромный водопровод, который снабжает Воркуту водой. Когда-то это строилось в расчете на 220-тысячное население, но сейчас там около 70 тысяч живет, меньше в 3 раза. Но температуры там экстремальные, до -50 бывает, много дней проходит в пурге. Конечно, такой объект совершенно необходим. Это такое произведение искусства, я скажу. Выглядит, может быть, немножко неказисто, но с инженерной точки зрения это шедевр. И мне удалось посетить его. Хотя, соглашусь, далеко не каждого туда пустят. То есть надо находить возможности, ходы, выходы.

Про гастрономический туризм мы еще не сказали. Денис Эдуардович, может быть, у вас есть опыт в гастрономическом туризме в России?

Д. Терехов:

- Вот, например, мой добрый друг Влад Пискунов, шеф-повар ресторана «Матрешка», он 5-6 раз в год с гастролями, как он это называет, отправляется в разные города, где ему интересно познакомиться с кухней этого региона и представить свои изыски. Например, сейчас он поедет в Красноярск. Понимаете, гастрономический туризм – это все-таки такая история утилитарная. Мы в первую очередь выбираем маршрут, и хорошо, чтобы там еще и кормили. Потому что мы не можем поехать просто пожрать (прошу прощения), потому что пожрать можно и в Москве. Я думаю, что в любом крупном городе сейчас можно найти довольно приличную кухню. Я неделю провел в Екатеринбурге. Знаете, я ни разу невкусно не ел. У нас было 7 ужинов, и все 7 ужинов были совершенно безупречными. Мне кажется, что в городах-миллионниках и даже в городах 500+ сейчас довольно высокий уровень гастрономии. Для обычного среднестатистического рабочего класса вроде нас с вами гастротуризм будет просто плюсом к обычному туризму, я бы так сказал.

В. Федоров:

- В Москву приходит Мишлен, насколько я знаю.

Д. Терехов:

- И Влад получит первую звезду Мишлена.

В. Федоров:

- После того как этот справочник приходит в определенную страну, там гастрономический туризм получает такой мощный форсаж. Потому что люди начинают посещать не просто город или регион, а конкретный ресторан.

Д. Терехов:

- Да. Они берут этот «красный гид», и они по нему едет. Потому что изначально гид Michelin (это же марка шин) зародился как справочник для дальнобойщиков, где можно просто перекусить. А позже это превратилось в такое совершенно гламурное издание…

В. Федоров:

- И на этом делают большие деньги.

Д. Терехов:

- Это правда.

В. Федоров:

- Хорошо, гастротуризм – это сопутствующая такая функция, в будущем, надеемся, будет уже и такая отдельная история.

Есть такой необычный вид туризма, но в последнее время он все более и более популярным становится в мире. Это туризм по диким местам, там, где редко ступает нога человека, где есть природные ландшафты, не изуродованные человеческой цивилизацией. Или, может быть, это были места жительства древних людей, которые затем оказались брошены, забыты. В конце концов, даже индустриальная цивилизация.

Д. Терехов:

- Валерий Валерьевич, у меня такое ощущение, что вы перепутали радиостанцию. Радио «КП» - это радио для обычных русских людей. Когда мы говорим про какой-нибудь туризм, о котором вы говорите, сразу нужно держать в голове минимум 500 тысяч рублей на человека. Вот, например, наши с вами общие знакомые, они богатые люди, заработали деньги честно, имеют право на что угодно их тратить. Они летят на Камчатку и спускаются на лыжах в жерло вулкана. Ровно 1 миллион рублей на человека. Это очень дорого, к сожалению. Этот вид туризма совершенно не массовый.

В. Федоров:

- Денис Эдуардович, где можно этим летом отдохнуть не банально, но и недорого?

Д. Терехов:

- Екатеринбург, Красноярск и, я думаю, Шерегеш или Алтай.

В. Федоров:

- Шерегеш, напомню, это Кемеровская область, ну, а Алтай все знают. Замечательные места, Сибирь, которой, как известно, будут приумножаться наши богатства. Но не только обогатиться там можно, там можно и отдохнуть.

Спасибо, Денис Эдуардович. Желаем успехов вашему проекту, будем смотреть ваши фильмы. Куда дальше едете, какая следующая точка назначения, уже ясно?

Д. Терехов:

- Я думаю, что Путорана.

В. Федоров:

- Плато Путорана, загадочное место.

Понравилась программа? Подписывайтесь на новые выпуски в Яндекс.Музыке, Apple Podcasts, CastBox и Google Podcasts, ставьте оценки и пишите комментарии!