Как быть успешной женщиной

Анжелика Сулхаева обсуждает вместе с основателем первого всероссийского форума и премии «Woman Who Matters» Анной Рудаковой, что такое успешность, как обрести уверенность, как совмещать материнство и карьеру, как расставить приоритеты, как всё успевать, как бороться со стереотипами и как разные точки зрения в компании помогают добиться успеха

А. Сулхаева:

- Здравствуйте, друзья. С вами Анжелика Сулхаева, и это «Время женщин». Это наш первый выпуск, поэтому для начала несколько слов о том, что это вообще за проект и о чем мы будем говорить. Я думаю, что многие могли заметить, что роль женщин в обществе, политике, бизнесе меняется, женщины сегодня занимают все чаще руководящие посты, входят в списки богатейших людей планеты и участвуют в решении значимых социально-экономических проблем. Как и, главное, для чего это происходит, зачем эти изменения нужны обществу и самим женщинам? На эти вопросы будем искать ответы вместе с гостями проекта, состоявшимися женщинами-лидерами, чтобы как можно больше других женщин, чувствующих в себе лидерский потенциал, могли преодолеть стереотипы, поверить в себя, осознать себя лидерами и стать ими.

Итак, у нас в гостях Анна Рудакова, основатель первого Всероссийского форума и премии Woman Who Matters, которые посвящены как раз гендерному равноправию в бизнесе и лучшим практикам российских компаний в отношении женщин. Аня, здравствуй.

А. Рудакова:

- Добрый день всем. Рада быть здесь сегодня.

А. Сулхаева:

- Давай, наверное, для начала разберемся с определением слова «успех». Что в твоем понимании есть успех?

А. Рудакова:

- Хороший вопрос. И, наверное, когда я буду на него отвечать, я буду ссылаться на свой опыт успешных женщин, которые участвуют у нас на форуме. Потому что все, что я сделала, по сути, за эти 4 года, это сумела собрать супервыдающихся, успешных, реализованных женщин вместе, для того чтобы они могли обсудить самые актуальные темы и так далее. И, конечно, когда у меня перед глазами генеральные директора больших международных компаний, женщины в советах директоров суперуспешных российских компаний, то, конечно, я училась у них, не боялась идти за советом и так далее. И образ успеха, конечно, формировался у меня на примере вот этих личностей.

Мне кажется, сейчас успешная женщина – это уверенная в себе женщина, которая является абсолютно точно профессионалом своего дела (без этого никуда), имеет хорошую репутацию, и которая правильно балансирует в разных частях своей жизни. Я имею в виду, и карьера, и семья, и хобби, и творчество, реализация. То есть она успешна во всем. И обычно человек, который достиг невероятных успехов в одном, он зачастую понимает, как управлять и другими сферами своей жизни. С моей точки зрения, эти вещи очень связанные.

А. Сулхаева:

- Мне кажется, в принципе успешных людей без уверенности в себе не существует. Безусловно, все люди рефлексируют, сомневаются, но базовая какая-то вера в себя, в свои силы, в свои идеи, она должна присутствовать. И как раз вытекает из этого вопрос – когда ты почувствовала в себе ту самую уверенность или, может быть, ты с ней родилась? Что этому способствовало?

А. Рудакова:

- Если говорить о форуме, то когда я начинала его делать (а, по сути, это самый мой такой значимый стартап), то я абсолютно не была уверена, что этот проект получится. И для нас это был такой опыт попытки создать что-то новое в надежде на то, что это, может быть, кому-то нужно. И мы, по сути, с закрытыми глазами шли и думали: либо получится, либо нет. И делали все для того, чтобы это получилось. Я часто рассказываю о том, как много компаний-участников отвергали и говорили: мы не знаем, кто ты, и почему ты этим занимаешься, почему мы к тебе пойдем, почему мы должны поддерживать. И было, конечно, огромное количество отказов. Но со временем это все трансформировалось в участников. Просто потому, что я системно, долго-долго капала, как говорится, в одну и ту же точку и очень много старалась сделать, чтобы, если не сейчас, то получилось бы потом.

А если говорить про мою личную уверенность, то, наверное, мне очень помог (как бы это смешно ни звучало) театр. У меня в школе был театр, в котором я занималась. Он настолько много дает и, мне кажется, это так важно, особенно для подростков. Потому что, во-первых, ты умеешь держать себя на сцене, ты можешь вживаться в роли. Конечно, мы все в нашей жизни играем разные роли, и это очень ценное качество – уметь перевоплощаться, подстраиваться, это и в отношении с людьми очень важно. Мне кажется, это зародило во мне понимание, что если я могу держаться на сцене, значит, я могу где угодно держаться. Но я очень не люблю самоуверенных людей или тех, кто уверен, но не является профессионалом. Мы вначале про это говорили, когда есть уверенность и профессионализм, тогда это суперуспешно.

А почему для подростков, мне кажется, это очень важно? Потому что даже существует такая статистика, что определенное количество ребят, девушек в переходном возрасте подвергаются разным соблазнам, в какие-то не очень хорошие компании попадают и т.д. И театр в этом смысле, если ты туда попадаешь, он тебя настолько закручивает, он берет твою энергию, и получается, что ты не тратишь ее ни на что плохое, а, наоборот, приобретаешь какие-то такие ценные навыки. Поэтому, если можно давать советы тем, кто нас слушает, то, мне кажется, на это стоит обратить внимание.

А. Сулхаева:

- Сейчас происходит какой-то бум по теме женского лидерства – огромное количество ассоциаций, форумов, премий, всего этого очень много, все не перечислишь. Есть твой форум, есть премия «Главные женщины» с Ириной Хакамадой, есть образовательная программа «Сенежа» «Женщина-лидер», есть Сколково, «Деловые женщины»… В общем, перечислять можно до утра на самом деле.

А. Рудакова:

- Все – наши партнеры и друзья.

А. Сулхаева:

- Очень много. И все очень классные, и правильная повестка. Но возникает вопрос (я думаю, у простого слушателя обязательно возникает) – а почему этого сейчас так много, почему такое внимание к теме женской повестки именно сейчас?

А. Рудакова:

- Во-первых, мир меняется. Я объясню, почему такой бум произошел. Но, мне кажется, он произошел несколько лет назад. Сейчас даже поговаривают о том, что женская повестка идет на спад, и многие даже шутят, что скоро появятся мужские форумы и программы поддержки мужчин, потому что уже слишком много для женщин.

Мне кажется, ситуация сейчас такая, что у нас, наоборот, выравнивается баланс, и то, где в мире проседала тема поддержки женщин, их зарплат, их возможностей и так далее, то сейчас это все очень сильно выравнивается. И, слава богу, есть такое количество разных программ (в том числе и на форуме мы про них рассказываем), которые позволяют сделать равные возможности для всех. Но мне кажется, что женская тема, она сейчас чуть-чуть отходит, и если смотреть на Запад (а когда я начинала, я смотрела на то, что было суперпопулярно в Штатах, все-таки Америка – такой пример, где зарождаются многие большие инициативы), сейчас больше все идут в повестку так называемую diversity and inclusion (разнообразие, вовлечение). Это когда не только про женщин говорят и про другие меньшинства. Это люди других национальностей, другого бэкграунда, других возможностей, религии, цвета кожи, возраста, чего угодно. Это отдельная такая волна.

И еще одна тема (которая, я уверена, если кто-то прислушивается к моим словам, это будет через 3 года) – это тема экологии. Сейчас на Западе невероятный бум.

А. Сулхаева:

- Мне кажется, ее очень много и у нас в России – тема устойчивого развития, экологии и всего-всего.

А. Рудакова:

- Будет еще больше. Она совершенно недоразвита. То есть для простого человека, условно говоря, чтобы выносить раздельно мусор, сейчас нужно постараться. То есть для тебя мало создано условий, чтобы легко жить по принципам устойчивого развития.

А. Сулхаева:

- В этом, мне кажется, ключевая проблема вообще темы экологичности (я тоже интересуюсь этим вопросом) – в том, что говорят об этом много, а реальных инструментов для обычного человека, их нет.

А. Рудакова:

- 100 процентов. Абсолютно точно. Поэтому эта тема будет такой большой следующий бум. Почему вообще женская повестка так была популярна? Потому что женщин начинают ценить больше как профессионалов. Есть понимание, что если ты ставишь женщину на руководящие позиции, все знают эту статистику, там 5% женщин в совете директоров позволяют на 20% повысить финансовые показатели компании и так далее. Очень сильно были недооценены возможности, которые могут давать женщины. И даже Джек Ма, у него в компании Alibaba работает очень много женщин, гораздо больше, чем мужчин. И его спрашивают всегда: почему так, почему у всех в основном мужчины, особенно в таких технологичных компаниях, а у вас так много женщин? А он говорит о том, что если ты хочешь управлять миром, тебе нужен высокий IQ, если ты хочешь, чтобы весь мир понял тебя и купил твой продукт, влюбился в тебя, тебе нужен EQ(Emotional intelligence). А если ты хочешь, чтобы ты стал на пике своей карьеры, вообще все получалось, и чтобы компания приобрела человеческое лицо (такая высшая степень успеха с точки зрения корпорации), то нужен LQ. LQ – это коэффициент любви, который, он говорит, свойственен женщине. Это эмпатия, сопереживание, сострадание, вовлечение. И именно женщины обладают этим качеством больше, чем мужчины. Поэтому он считает, что мужчинам надо как раз это развивать. И только тогда современные компании смогут стать успешными при прочих равных технологичных условиях и т.д., если будет этот LQ соблюдаться. Ну, интересная мысль.

А. Сулхаева:

- Очень интересно, согласна во многом. Но при этом существует огромное количество исследований (я сейчас не вспомню точные цифры, но они были и российские, и зарубежные), что сами женщины, отвечая на вопрос, хотели бы они видеть руководителем своей компании женщину, выбирают в большинстве случаев мужчину. То есть мы все равно какая-то патриархальная страна в этом плане? Или что это?

А. Рудакова:

- Да, я здесь не могу удержаться, не процитировав один из стереотипов, вернее, не стереотипов, а барьеров, которые существуют у женщин. Это амбиции. Что под этим подразумевается? Когда женщине и мужчине предлагают пойти на повышение и предлагают занять такую-то позицию, и спрашивают, какую зарплату ты бы хотел получать, женщины всегда на 30-40% называют сумму меньше, чем мужчины. И это значит, что это не просто они привыкли, потому что есть разрыв в зарплатах, а это значит, что у них самооценка ниже, что они меньше ценят свои знания и так далее. И вот это ключевая проблема, что просто исторически, мне кажется, еще никто не привык, что ты можешь быть наравне с мужчиной. Посмотрите, если 100 лет назад вообще половина женщин права-то не имели работать…

А. Сулхаева:

- Голосовать не могли.

А. Рудакова:

- Да, голосовать не могли. А сейчас мир меняется, и квоты вводят, сколько женщин должно быть и в совете директоров, и искусственно помогают сделать, и где-то по-настоящему просто делают ставку на женщин. Поэтому мир меняется, и это классно.

А. Сулхаева:

- А вообще женщины-лидеры, женщины-предприниматели, важность всей этой повестки, она куда в итоге идет? Я думаю, что обычные люди задаются именно этим вопросом. Ну, хорошо, вы, все лидеры, собрались, сбились в сообщество, друг друга поддерживаете, лучшие практики перенимаете. А зачем, куда ведете?

А. Рудакова:

- Мне кажется, все идет все-таки от проблемы. И самая главная проблема заключается в том, что совмещать то, о чем мы вначале говорили, материнство и карьеру, невероятно сложно. Это вот по тому исследованию один из таких вторых суперзначимых барьеров, которые женщины видят. И для работодателя это тоже большая проблема, что вот сейчас она ушла в декрет (там одного, грубо говоря, другого), и все, потом она выпадает, потому что она некомпетентна, потом ее надо обратно в новый коллектив, который чуть поменялся, вливать, это столько энергии, ну, проще нам вообще не брать. И на собеседованиях, все знают, это самая главная проблема, когда говорят: ой, а вы замужем или нет?

А. Сулхаева:

- С женщинами сложнее, кажется.

А. Рудакова:

- Да. Но при этом, мне кажется, здесь все идет как раз от того, что женщине нужно совмещать карьеру и семью. И очень важно, уйдя в декретный отпуск, вернуться потом и быть успешной. И, мне кажется, сейчас все работают на это. Потому что раньше это было так: либо ты домохозяйка и занимаешься детьми, либо ты строишь карьеру. Сейчас все начинают понимать: слушайте, почему мы должны выбирать, почему или – или, неужели нет способов совмещать? И мне, кстати, кажется, что на самом деле этот карантин и ковидные времена, они очень способствуют этому всему. Во-первых, потому что женщины (ну, и все люди) проводят больше времени дома, с детьми, понимают, как можно настраивать график рабочий, будучи всем вместе дома. Во-вторых, мужчины начинают понимать, какой, извините, треш, когда…

А. Сулхаева:

- …остались впервые в жизни со своими детьми наедине.

А. Рудакова:

- Да. Когда тебе надо поработать, а у тебя трое на заднем фоне кричат, разносят листки. И это действительно сложно. Поэтому хорошо, что мужчины прочувствовали. И посмотрите, например, в скандинавских странах сколько сейчас… Премьер-министр, эта девушка Джасинда Арденн, которая в парламент приходила с грудным ребенком, она говорит о том, что, слушайте, я профессионал, я премьер-министр, но я еще и мама, поэтому давайте я буду…

А. Сулхаева:

- …не буду выбирать, буду их совмещать.

А. Рудакова:

- Да. И поэтому главное, к чему все идет, мне кажется, это к тому, чтобы комфортно, этично, комфортно для всех окружающих совмещать эти разные роли и жить полноценной жизнью. Не нужно выбирать, ты только мама или ты только следишь за фигурой, или ты только успешна в карьере, или ты только умеешь крестиком вышивать. Мы, женщины, хотим все и сразу. Мне кажется, что очень важно планирование, планирование, планирование.

Планирование может быть долгосрочным. Это когда ты точно знаешь, что у тебя в ближайшие несколько месяцев будет происходить. У меня доходит до того, что я записываюсь на маникюр, к косметологам на несколько месяцев вперед, прям расписываю себе дни, просто чтобы это уже стояло в графике, чтобы я просто не думала об этом, оно стоит, и оно уже готово.

Второй момент по тому, как все успевать, это ставить приоритеты. И существует очень классная табличка, которую я всем советую использовать. Это когда вы чертите 4 такие квадраты, и там у вас есть задачи срочные и важные, срочные и неважные, не срочные и важные, не срочные и неважные. И на самом деле каждую задачу можно разложить по этой схеме и положить в определенную категорию. И тогда, по сути, она у тебя выстраивается в такую змейку, и ты понимаешь, что тебе нужно сделать прямо сейчас, что можно отложить. И только когда ты, на мой взгляд, превращаешь рутину, быт, работу, покупки чего угодно, в принципе всю свою жизнь ты структурируешь по определенным схемам, ты тогда начинаешь понимать вообще структуру, ты понимаешь, что за чем идет. Наверное, это самое главное. Схем много, правил много, их можно почитать и выбрать, кому что близко, но нужно определиться, какой модели ты следуешь.

А. Сулхаева:

- Не можем сегодня не затронуть главный праздник этого месяца, 8 марта, который совсем недавно состоялся. Известна всем история этого праздника, которая началась с марша женщин по улицам Нью-Йорка. У этих женщин (это было более 100 лет назад) были свои требования. И вот, готовясь к нашей с тобой встрече, мы решили спросить у людей на улицах, что они вообще помнят о главной активистке борьбы за права женщин того времени Кларе Цеткин и ее деятельности. Давай послушаем, что получилось, а потом обсудим.


- Привет, ребята. Это Радиодозор и Юрий Кораблев. Иду прямо сейчас по улице Клары Цеткин. Это небольшая улица на севере Москвы, метро «Войковская» (если кто не знает). Не случайно я сегодня здесь оказался. Решил спросить, помнят ли москвичи Клару Цеткин, кто это, чем она известна и почему даже улица названа в ее честь. Пойдемте, пообщаемся с москвичами.

Скажите, а на какой улице мы сейчас находимся?

- Клары Цеткин.

- А не знаете, кто это такая, и почему в честь нее улицу назвали?

- Какая-то немецкая патриотка.

- А чего она хорошего сделала?

- Не могу вам сказать. Не помню.

- Вы знаете, кто такая Клара Цеткин?

- Ну, конечно. Праздник учредила, 8 марта.

- Знаете ли вы, кто такая Клара Цеткин?

- Нет, я сюда переехала недавно и не знаю.

- Клара Цеткин – какая-то немецкая женская феминистка, активистка.

- А чего она хорошего сделала?

- Чего хорошего? Уже не помню. Манифестации за права женщин организовывала в Германии, насколько я помню.

- Здравствуйте, товарищи женщины. Знаете ли вы, кто такая Клара Цеткин?

- Нет, не знаем.

- А вы?

- Нет конечно.

- Революционер, прорывник, большевик, и вообще за эмансипацию женщин.

- Ну, она же как… 8 марта. Оттуда, от нее пошел этот праздник – 8 марта.

- То есть она боролась за равноправие женщин?

- Да.

- Получилось у нее это?

- Получилось.

- А вы это откуда помните, из молодых лет, из школьных годов.

- Из школьных годов.

- Знаете ли вы, кто такая Клара Цеткин?

- Нет. Правильно открыть Гугл и узнать, если тебе это нужно. Люди всё из интернета берут.

- Это немецкий политический деятель, которая предложила организовать этот праздник – 8 марта.

- А еще что хорошего она сделала, помимо того, что организовать праздник?

- Не знаю.

- Она боролась за права женщин. Получилось у нее это?

- Думаю, что получилось. Потому что праздник-то все-таки существует.

- А у нас равные права у мужчин и у женщин?

- Я надеюсь.

- У кого зарплата больше – у мужиков или у женщин, или одинаково?

- Наверное, у мужиков.

- Не получилось, значит, у Клары Цеткин.

- Что за исторический персонаж Клара Цеткин?

- Ну а как же? Клара Цеткин явилась автором праздника 8 марта. Как раз сегодня 100 лет исполняется этой дате, когда праздник утвердили.

- Вот какие у вас познания. Это, наверное, потому, что вы на улице Клары Цеткин живете?

- Да. И я еще человек того поколения, которое немножко лучше эрудированно. Много книг читал.

- А что она хорошего-то сделала, помимо 8 марта?

- Она была видным деятелем Коммунистической партии, другом Владимира Ильича Ленина.


А. Сулхаева:

- Вот такие результаты. Что думаешь?

А. Рудакова:

- Класс. В принципе я согласна, что сейчас люди, кому что нужно, в интернете смотрят, поэтому все знают только шаблоны. Да, знаем, что Клара Цеткин – 8 марта, а что, никому неинтересно.

А. Сулхаева:

- Ты – основатель форума и премии Woman Who Matters, и мама, и жена, много при этом проектов, делаешь сообщества, дома, наверное, не бываешь. Но все-таки все как-то складывается, гармония, семья, все это в Инстаграме очень красиво (кстати, подпишитесь на блог Анны Рудаковой, у нее очень интересный, полезный Инстаграм). Как все-таки это происходит?

А. Рудакова:

- Первое. В Инстаграме (я его называю Хвастограм) почти каждый человек, который что-то там показывает, он показывает все самое лучшее. Давайте мы про это не будем забывать, и не надо судить и думать, что та картинка, которую вы видите, она реальная. Конечно, когда ты держишь в фокусе какие-нибудь три сферы (спорт, покормить ужином мужчину и проверить уроки у детей), у тебя там проседает работа. Если ты про стиль думаешь и про работу, ты не успеваешь за детьми смотреть. То есть не нужно думать, что есть люди, которые успевают всё. Факт, что это невозможно успеть. Ты можешь выбрать три сферы, области, которые у тебя на эту неделю или на этот месяц приоритетные, а остальные будут проседать.

А. Сулхаева:

- И чередовать их, таким образом, вроде как соблюдая…

А. Рудакова:

- Да. На самом деле я иногда так и делаю.

А. Сулхаева:

- На такой вдохновляющей ноте предлагаю и заканчивать нашу программу, но не совсем. Потому что сейчас самое время для еще одной постоянной рубрики. Это «Пять советов от гостя». Поясню. Каждый гость, который приходит в эту студию, помимо такой приятной и важной беседы, должен оставить после себя какое-то конкретное такое наставление нашим слушателям, для того чтобы наши слушательницы могли потом использовать эти советы как чек-листы для своей жизни.

Сегодня это будут советы о том, как все успевать. То, что у тебя прекрасно получается.

А. Рудакова:

- Первый пункт. Понять, кто я, куда я иду, и определиться со своими ближайшими приоритетами. Например, у меня приоритет – семья, я хочу развивать семью. Или я хочу быть суперуспешным в карьере, сейчас все остальное не так важно, я хочу построить карьеру. Или я хочу в ребенка уйти и не там и там по поверхностям быть, а быть здесь и сейчас, в определенной теме. То есть приоритет.

Второе – это разложение задач на задачи срочные и важные, неважные, несрочные.

Третий блок – это планирование. То есть у вас должна быть определенная своя система. Либо на день вы расписываете задачи, либо вы строите какую-то сетку глобальных задач на ближайшие недели, месяцы, смотрите, что вы можете сделать сейчас.

Четвертое – это когда ты оказываешься в точке, где я буду через 15 лет, ты ее рисуешь, ты ее моделируешь, а потом ты делаешь обратную такую раскладку по сегодняшний день, но постепенно. Поучиться на такую-то специальность, если я хочу там быть. Тебе нужно такие-то навыки прокачать и тебе нужно такое-то окружение завести.

И еще один совет. Очень важно собрать свой совет директоров, людей, к которым ты будешь ходить и советоваться по ключевым решениям.

А. Сулхаева:

- Это было «Время женщин» на «Комсомольской правде». Слушайте нас в эфире по воскресеньям в 12.00. Будем продолжать.

А. Рудакова:

- Спасибо.