Почему женщины лучше адаптируются в сложном и постоянно меняющемся мире

Анжелика Сулхаева говорит об этом вместе с проректором по образовательной деятельности Мастерской управления «Сенеж» Автономной некоммерческой организации «Россия – страна возможностей», психологом, психотерапевтом, коучем Марией Афониной

А. Сулхаева:

- Здравствуйте, друзья. С вами Анжелика Сулхаева. И это «Время женщин» на радио «Комсомольская правда». Сегодня название нашей программы даже звучит несколько парадоксально. Потому что, как вы знаете, обстановка в мире сложная, все следят за действиями мужчин, что они еще сделают, о чем договорятся, кто кому позвонит, да и в принципе экономику нужно держать железной рукой. И, тем не менее, что мы, женщины, можем сделать сегодня в подобных условиях, как помочь миру, близким и, самое главное, самим себе. Будем говорить сегодня о стрессе, о поддержке, о том, как со всем этим справляться, и о том, какие антикризисные компетенции женщин будут сегодня как никогда актуальны. Встречайте нашу гостью. Проректор по образовательной деятельности Мастерской управления «Сенеж» Автономной некоммерческой организации «Россия – страна возможностей», психолог, психотерапевт, коуч Мария Афонина. Мария, здравствуй.

М. Афонина:

- Здравствуй.

А. Сулхаева:

- Мы уже не в первый раз встречаемся в этой студии. Как сейчас помню, в прошлый раз мы говорили о так называемом VUCA-мире, о том, что самые основные, главные черты мира, в котором мы живем все последние годы, начиная, наверное, с 2020-го уж точно, это изменчивость, неопределенность, сложность и неоднозначность. Но этот разговор был до последних событий, до последних перемен. Скажите, пожалуйста, за последний месяц не придумали нам еще какой-нибудь новый мир или мы всё еще живем в VUCA-мире?

М. Афонина:

- Ты знаешь, скорее придумали не за последний месяц, а, наверное, за последний год. Как чувствовали. Пришел новый акроним, очень интересный. Ты говорила про VUCA, а сейчас в ходу BANI-мир. BANI-мир - это означает, что мир стал хрупким (brittle), мир стал тревожным (anxiety), non-linear (нелинейный) и incomprehensible, то есть мир непостижимый. Но если мы будем по словам сравнивать с VUCA-миром, то в принципе, так или иначе, похоже.

А. Сулхаева:

- Да, пересекаются.

М. Афонина:

- Пересекаются. Наверное, непохожесть только у первого слова, это хрупкость. То есть мир действительно стал хрупким. В этом смысле те качества, которые сейчас в себе развивают, и даже есть такой термин – антихрупкость, вышли на первый план.

А. Сулхаева:

- Очень интересно, поговорим об этом обязательно. А вообще, в такой период перемен, в сложные, постоянно меняющиеся времена обычно способность успешнее выживать, действовать, адаптироваться, приписывается именно женщинам. Почему так происходит, как ты считаешь?

М. Афонина:

- Если мы будем отталкиваться именно от определений того мира, которые я сказала, то, соответственно, если мир хрупкий, то что нужно? Нужна определенность. И нужен человек, который в этом хрупком, нелинейном, непостижимом мире будет способен эту определенность, эту основу выстроить. При этом быстро сориентировавшись, при этом будучи эмпатичным и настроенным максимально открыто и понимающе. Ну, и мне кажется, что мы уже постепенно подходим к тому, что мы определяем те самые женские качества.

Конечно, здесь имеет влияние биологическая природа, которую мы не можем отрицать. И в отличие от мужчин, поведение которых контролируется уровнем тестостерона, состояние и поведение женщины определяют (зависит) целых 7 гормонов, которые причудливо сочетаются…

А. Сулхаева:

- Влияют.

М. Афонина:

- Влияют, да. И определяют поведение женщины. И вот, с одной стороны, баланс есть, а с другой стороны, изменчивость дает ту самую неустойчивость системы женского поведения. И отсюда та самая гибкость, та самая многозадачность, и это те качества, которые отвечают реалиям современного мира. Например, Татьяна Черниговская пишет о том, что у мужчин деятельность мозга носит внутриполушарный характер, а у женщин межполушарный характер, что позволяет женщинам справляться с большим количеством проектов и быть успешной именно в проектах кросс-функциональных, там, где нужна логика, там, где нужна креативность и сочетание этих вещей.

Так вот, когда мы имеем множественную связь между полушариями, мы понимаем, что можем очень быстро переключаться с логической задачи на креативную, а с креативной задачи на логическую, и в логике видеть креативность, а в креативности видеть логику. И еще эта вариабельность, она предполагает те самые win-win решения (выиграл – выиграл), когда ты смотришь и определяешь вес своей позиции, вес позиции другого человека, можешь это делать достаточно быстро, гибко. И это, опять же, то, что очень важно в том мире, акроним которого я назвала.

А. Сулхаева:

- Я хочу напомнить нашим новым слушателям, что Мастерская управления «Сенеж» уже не первый год реализует образовательную программу «Женщина-лидер», как раз для формирования и усиления такого пула успешных, реализованных женщин-управленцев.

Мария, что будет с программой в этом году? Обстановка, конечно же, непростая. Не свернется ли ваш проект, будет ли он как-то трансформироваться, развиваться? Что вообще в планах?

М. Афонина:

- Более того, он уже развивается, он уже идет вперед. У нас буквально на прошлой неделе был заявлен старт международной программы. И количество участниц, которые пришли в нашу программу, количество желающих и подавших заявки – более 700 человек. У нас в среднем поток, который мы набирали на программу, где-то составляет 150-140 человек. Но увидев такую большую палитру желающих, мы, конечно же, не смогли себе отказать в том, чтобы увеличить немного места. И у нас сейчас на борту 176 женщин. При этом эти женщины не только граждане России, а это наши соотечественники, которые проживают за рубежом. И мне кажется, что те знания, те навыки, которые мы даем на программе, помогут им сейчас и адаптироваться к современной действительности, и развиться как профессионалам, и развить свои личные качества, и, конечно же, найти единомышленников, с которыми можно завязать и профессиональные, и дружеские, теплые отношения, создавать наше сообщество.

А. Сулхаева:

- Я знаю, что открывая новый поток, был такой запрос у участниц включить в программу темы жизнестойкости, заботы, сохранения и восстановления своего здоровья. Я знаю, что в третьем потоке в программе «Женщина-лидер» появился новый трек – «Ресурсное состояние лидера». С чем связан вообще такой запрос у участниц?

М. Афонина:

- Такой запрос был у нас на протяжении, наверное, предыдущих потоков. Так или иначе, у нас была тема выгорания, и мы легко касались темы стрессоустойчивости и в предыдущих потоках тоже. Однако в прошлом году в Мастерской управления «Сенеж» практически во всех программах появился трек ресурсного состояния лидера. Мы заявили об этом на Гайдаровском форуме, что мы это будем включать в программы. Мы посчитали это правильным в части 20-го года и времени, в котором мы вошли в постпандемийный процесс. Потому что очень многие были уставшие, без энергии, без силы. Мы понимаем, что любой лидер – это помимо логики, аналитики, эмоционального интеллекта, это обязательно Vitality Quotient, это обязательно коэффициент энергии, этой жизнестойкости. Нет энергии в человеке – ты не пойдешь за ним.

Конечно, мы, когда программу эту создавали (и это была очень большая работа, мы запустили проект текущий совместно с нашими коллегами, Россотрудничеством, очень много работали над этим), мы не предполагали, что ситуация будет настолько востребована данным навыкам. И там помимо стрессоустойчивости мы будем говорить о том, как сохранять свою энергию, где брать источники энергии, как встречаться со стрессом, как правильно планировать свое время.

А. Сулхаева:

- А вообще человек (это, наверное, даже вопрос уже больше как к психологу), он может адаптироваться к условиям такой постоянной тревожности и даже стресса? Я объясню свой вопрос. Даже то, что запрос участниц на такое нововведение в программе «Женщина-лидер» возник именно в 21-м году, это о многом говорит. То есть не в 20-м, когда был яркий период, самый яркий период пандемии, когда мы столкнулись с новой ситуацией. В эти моменты обычно человек мобилизуется, любой человек, а лидер тем более. А в 21-м году, когда вроде как уже отпустило, но накопилась усталость, и стресс, он такой, вроде мы к нему и привыкли, но он все равно вялотекущий, продолжает с нами жить. Как в таких ситуациях?

М. Афонина:

- Действительно, мы сейчас уже привыкли жить в напряженности, в стрессе и в такой повышенной мобилизации. Организм живет так, и многие организмы так живут.

Если мы говорим про какие-то острые стрессовые ситуации, то острая стрессовая ситуация нас может держать в таком сжатом состоянии от 2 дней до 4 недель, потом идет все равно привычка. Но последствия этого останутся на всю жизнь. То есть это иллюзия, что мы вот так собрались, быстренько все зашли в новую норму, и вот уже все хорошо. Это иллюзия. Организм расходовал уже свою энергию, и он должен понимать, где он ее будет восполнять.

А. Сулхаева:

- Поняла. Тогда хочу развить этот вопрос. Вообще, мне кажется, сейчас люди поделились на три такие категории. Первые – у которых все очень плохо, они паникуют и пока не видят никаких просветлений, что дальше делать. Вторые – это те, кто более осознанно, наверное, понимая, что ситуация сложная, но да, я не могу сейчас ничего с этим сделать, могу только влиять на то, на что я могу влиять, соответственно, буду делать свою работу хорошо, буду продолжать как-то жить. И третьи – которые делают вид, что ничего не происходит, все хорошо, солнце светит, я ничего не знаю, у меня ширма перед глазами, и не хочу ничего знать, отстаньте все от меня.

С первыми и вторыми все понятно. А вот третьи, мне кажется, что это такое контейнирование своих эмоций, которые рано или поздно все равно накроют. Или нет, или это тоже подход?

М. Афонина:

- Это скорее фоновый режим стресса, я бы его назвала так. То есть, есть разные форматы переживания стресса человеком. Есть такие три истории. Кто-то бежит и начинает бороться, кто-то, наоборот, убегает и говорит: слушайте, вообще тут…

А. Сулхаева:

- Ничего не случилось.

М. Афонина:

- Да, пятки сверкают. А есть люди, которые замирают. И это просто особенность нашего организма.

Потому что каждая ситуация должна быть разобрана отдельно, если мы говорим про психологию, и это могут быть совершенно разные обстоятельства. Но, скорее всего, это действительно какая-то фоновая тревога. Как говорят в психологии, вытеснение, когда тебе кажется, что ничего не происходит, что все нормально. И тебе так проще, ты выбираешь сейчас для себя такую позицию, потому что другая позиция для тебя психологически неподъемна. И ты выбираешь делать так, как ничего не происходит.

А. Сулхаева:

- Я думаю, что единственный правильный вариант во всех позициях – просто уважать чужую позицию, давать каждому право проживать свою ситуацию самостоятельно.

В студии Анжелика Сулхаева, и это «Время женщин» на радио «Комсомольская правда». У нас в гостях проректор по образовательной деятельности Мастерской управления «Сенеж», психолог, психотерапевт, коуч Мария Афонина. И мы говорим о том, как поддерживать себя и окружающих в периоды стрессов и перемен. Вернемся через минуту. Не переключайтесь.

Недавно в Мастерской управления «Сенеж» завершился первый поток еще одной программы, она называется «На связи», и она была как раз направлена на развитие навыков эмоциональной поддержки людей, которые оказались в сложных психологических ситуациях. Как возникла идея такой программы, почему именно такая тема?

М. Афонина:

- Программу мы эту делали вместе с нашими добрыми друзьями и коллегами из Клуба «Эльбрус». Это клуб победителей «Лидеров России», нашего флагманского конкурса президентской платформы «Россия – страна возможности». И мысль зародилась, наверное, с двух сторон. С одной стороны, мы прекрасно понимаем, считываем тренды, понимаем, что нужно сейчас нашим слушателям, нашим участникам, нашим выпускникам, и предлагаем те решения, те знания, которые сейчас максимально актуальны.

А с другой стороны, было очень много запросов от наших лидеров и от наших выпускниц, которые писали мне, которые писали моей коллеге Татьяне Дьяконовой, председателю как раз Клуба «Эльбрус», и спрашивали, чем помочь, что делать, подскажите, пожалуйста, куда бежать, мы готовы, мы готовы преподавать, мы готовы быть поддержкой. И мы поняли, что, с одной стороны, это здорово, эта готовность, она очень отрадна. А с другой стороны, конечно, прежде чем кому-то помогать, нужно дать знания, для того чтобы это делать.

И прежде чем помогать другим людям, нужно помочь себе, разобраться в своих чувствах, эмоциональный интеллект именно так и выстраивается. Сначала понимаешь, что ты чувствуешь, потом ты понимаешь, как этим управлять. И только после того как ты с этим управился, со своими чувствами, ты можешь только распознавать чувства другого человека, понимая, что он другой человек, и на ту же самую реакцию, на той же самой дороге он может пойти по-другому, и это нормально для него. И ты ему не навязываешь свое мнение, не объясняешь ему, как правильно, а ты просто его внимательно слушаешь и допускаешь, что этот человек выдал такую реакцию, потому что у него другой опыт, потому что у него другая психика, потому что у него сейчас другое окружение, у него другие задачи, у него другие мысли в голове, другие родственники, другое семейное положение, все у него другое. И поэтому, прежде чем…

А. Сулхаева:

- …бросаться на помощь.

М. Афонина:

- Да. Отправить наших уважаемых выпускников, слушателей, участников на помощь, мы им сказали: друзья, есть такая программа, давайте мы сначала разберемся в себе, поймем, а вообще что с нами происходит, элементарно поймем, почему мы хотим бежать на помощь.

Первый блок был про себя, второй блок был про ближнее окружение. Мы ожидали 100-150 человек, пришло 750. И когда про это узнали наши другие выпускники, других проектов, платформы и Мастерской управления «Сенеж», нам сказали: подождите, мы тоже хотим. Мы сказали: окей, это пилотный проект, но обязательно мы сделаем второй поток. И вот он уже будет 11 апреля. Поэтому мы с удовольствием приглашаем всех, кто хочет помочь другим, кто хочет помочь себе, и кто в принципе хочет разобраться в том, что происходит с человеком, когда он попадает в кризисные ситуации. Анжелика, у нас совершенно невероятные спикеры, они все практики, они все люди, которые не только знают психологию в теории, но и имеют огромный опыт работы с клиентами, причем с клиентами и в таком режиме обычном, и режиме стрессовом, и МЧС, и горячие точки. То есть у нас совершенно уникальная программа. Честно признаюсь, у нас у самих есть большое ожидание снова встретиться с нашими дорогими спикерами и пройти все, чему нас обучали, еще раз.

А. Сулхаева:

- А если говорить не о психологах сейчас, а именно о руководителях компаний, каких-то команд, собственно, о лидерах, что лидер может говорить своей команде, когда все сложно, когда люди находятся как раз в тревожных, в том числе панических атаках, а тебе нужно что-то сказать, когда всем тревожно и страшно? Как правильно убеждать, что все будет хорошо, что мы вместе справимся? Может быть, он сам в это не верит.

М. Афонина:

- Когда ситуация тревожная, говорить, что все будет хорошо, когда ты этого наверняка не знаешь, это лукавство. Я предпочитаю как руководитель всегда говорить факты. И для этого у тебя должна быть большая фактология, должно быть большое количество выверенной информации, не фейковой информации, которой ты можешь делиться с командой. Это первый момент – что говорить. Говорите правду. Говорите ту правду, которой вы обладаете и за которую вы ручаетесь. Не то, что вы где-то что-то услышали, а именно правду.

Второй момент. Если вы в чем-то сомневаетесь, не становитесь…

А. Сулхаева:

- …распространителем.

М. Афонина:

- Передатчиком фейков, да. Даже если вам очень хочется об этом поговорить, ни в коем случае это нельзя делать с теми людьми, которые на вас смотрят и которые от вас ожидают и ждут поддержки. Ты на то и руководитель, чтобы вселять в людей уверенность в сегодняшнем дне, какой бы он ни был и как на самом деле ты себя ни чувствуешь. И эта уверенность должна быть вселена в тебя до того момента, как ты пошел к команде. И это уже твоя задача, как ты это сделаешь. Поработаешь ли ты с психологом, пойдешь ли ты к своему руководителю, чтобы он тебя как-то…

А. Сулхаева:

- …настроил.

М. Афонина:

- Устроил, уверил, чтобы он тебя поддержал. Можешь ли ты сам с собой справиться. Или у тебя, может быть, есть какой-то супердруг, который тебе в этом поможет. Это твоя задача. Есть масса инструментов, с которыми ты можешь поработать. Но когда ты выходишь к своему коллективу, когда ты выходишь к своим людям, ты должен излучать уверенность, ты должен излучать спокойствие, ты должен говорить фактами.

Ну и, конечно, Анжелика, все зависит от того, насколько выстроен уровень доверия с твоим коллективом, с твоими руководителями.

А. Сулхаева:

- Такой еще вопрос. Мужчин и женщин в нестабильном эмоциональном состоянии нужно поддерживать по-разному или в принципе методы одни и те же?

М. Афонина:

- Я бы сказала, что всех людей нужно поддерживать по-разному, независимо от того, к какому полу этот человек принадлежит. Кого-то можно обнять, кому-то нужно дать задачу посложнее, и человек с удовольствием этой задачей начнет заниматься и как-то уберет от себя негативные, сложные мысли. С кем-то нужно сходить пообедать и поговорить. Кому-то нужно привести пример из своего опыта и рассказать, что была непростая ситуация, и как ты с ней справился. С кем-то нужно сходить просто погулять. То есть тут разные варианты того, как человек будет себя проявлять в стрессовой ситуации.

Но, наверное, если брать какие-то такие глобальные вещи, то все-таки для мужчин в большей степени нужно выводить, опять же, на те качества, которые у них сильны, это логика, это аналитика, это критическое мышление, это системное мышление, и говорить с мужчинами фактами. Женщины же более эмпатичные, женщинам можно что-то рассказать, где-то пошутить, где-то обнять, где-то просто поболтать и в это инвестировать свое время.

Но, еще раз повторюсь, мне очень хочется, чтобы наши слушатели понимали, что если вы хотите поддержать кого-то, посмотрите внимательно на этого человека, если вы с ним особенно в долгих отношениях (в рабочих, в близких или в личных), вы знаете, какая поддержка ему нужна, вы должны это почувствовать.

А. Сулхаева:

- Ну, и в завершение нашего разговора у нас традиционная рубрика – «Пять советов от гостя». Маша, давай напоследок дадим таких 5 практических простых советов о том, как поддержать самих себя в период стрессов и перемен и как поддержать других. Что конкретно делать прямо сейчас, чтобы оставаться здоровыми, сохранить спокойствие и способность радоваться и принимать адекватные решения?

М. Афонина:

- Первое – нужно спать, нужно высыпаться. При этом мы с вами знаем свой организм, кому-то 8 часов нужно, кому-то нужно 4 часа, кто-то ложится до 10, кто-то вполне себе ложится в час. Но это нужно делать обязательно, и нужно это делать с поддержанием режима. Потому что в сложных ситуациях, в ситуациях неопределенности, как правило, сон может нам казаться роскошью, тем не менее, это накопленная усталость, это накопленный стресс.

Второй момент. Если мы с вами сталкиваемся с какой-то ситуацией неопределенности, неоднозначности в моменте, самое правильное, неважно, как мы реагируем, бежим ли мы, замираем ли мы в стрессе или мы боремся, важно дышать. Сделайте 5, если позволяет ситуация, 10 глубоких вдохов и коротких выдохов. Таким образом, мы с вами насыщаем кислородом наш мозг, мы успокаиваемся. Это работает всегда, и это работает хорошо.

Третий совет, который хочется нам всем дать. Говорите себе чаще «да». Мы любим говорить «да» другим людям, проектам, командам, коллегам, любимым, детям, всем, кроме себя, себя мы оставляем на когда-нибудь потом. Поэтому говорите себе «да». Определите, что для вас важно, что вы любите. Любите ли вы спорт, любите ли вы вкусную еду, любите ли вы общаться с друзьями или вы просто интроверт, который любит посидеть с книжкой где-нибудь один и побыть один. Сделайте это для себя, говорите обязательно себе «да».

Ну, и еще хочется пожелать нам всем планировать качественный отдых и отпуск. Иногда нам кажется, что находясь в семье, с детьми, мы уже отдыхаем. Но мы отдыхаем ровно тогда, когда наш мозг разгружается, и это тоже у всех по-разному, и это нужно обязательно планировать. Потому что не запланировали (особенно сейчас я говорю для руководителей, для лидеров), вы прекрасно займетесь чем-то еще в свой выходной и в свой отпуск. Поэтому планируйте свой отдых.

Да, и еще хочется, наверное, пятый совет. Пейте больше воды и не злоупотребляйте спиртным.

А. Сулхаева:

- Это важно. Спасибо огромное за этот полезный и, самое главное, актуальный, своевременный эфир. Это было «Время женщин» на радио «Комсомольская правда». Слушайте нас по воскресеньям в 12.00.