Как вырастить свое собственное поколение Илонов Масков

В гостях у Анжелики Сулхаевой председатель комиссии по развитию дошкольного, школьного, среднего профессионального образования и просветительской деятельности Общественной палаты России, директор по стратегическому развитию «Кружкового движения» Национальной технологической инициативы Наталья Кравченко

А. Сулхаева:

- Здравствуйте, друзья. С вами Анжелика Сулхаева. И это «Время женщин» на Радио «Комсомольская правда».

В конце марта Михаил Мишустин утвердил новую концепцию развития дополнительного образования в России. Если коротко, она предусматривает полное обновление системы того самого дополнительного образования к 2030 году и создание всех необходимых условий для самореализации и развития молодых талантов. Среди ключевых направлений, конечно же, развитие технологических кружков и многие другие меры.

Как все это поможет технологическому и научному развитию нашей страны, сможем ли мы вырастить свое собственное поколение Илонов Масков, сегодня поговорим с нашей гостьей. Наталья Кравченко, председатель комиссии по развитию дошкольного, школьного, среднего профессионального образования и просветительской деятельности Общественной палаты России, директор по стратегическому развитию «Кружкового движения» Национальной технологической инициативы и выпускница программы «Женщина - лидер». Наталья, здравствуйте.

Н. Кравченко:

- Анжелика, здравствуйте. Спасибо, что пригласили.

А. Сулхаева:

- Очень приятно. И сразу же с места в карьер. В детстве ходили в кружки? В какие? И что из этого пригодилось уже во взрослой, может быть, жизни?

Н. Кравченко:

- Да, конечно, ходила. Но тогда не было такого разнообразия – «драмкружок, кружок по фото». Музыкой занималась фрагментарно, но практически всю школьную жизнь я танцевала, занималась серьезно хореографией. Вот это, наверное, такой базовый кружок.

А. Сулхаева:

- Какие из навыков пригодились сегодня, например, в вашей деятельности?

Н. Кравченко:

- В общем-то, я сегодня благодарна такой хорошей физической подготовке.

А. Сулхаева:

- Ну, и дисциплина, опять же.

Н. Кравченко:

- И дисциплина, конечно. Потому что танцевать на пуантах – это нужно иметь определенный характер.

А. Сулхаева:

- И волю. Сейчас перед нашей страной стоит серьезная задача - обеспечить технологический, экономический суверенитет нашей страны. Сегодняшние мировые события нас поставили в такие условия. Перестройка системы дошкольного образования, с которой мы начали сегодняшний разговор, это какой-то кирпичик в этой стене выстраивания экономической свободы, так скажем, нашей страны, или как вы считаете?

Н. Кравченко:

- Знаете, Анжелика, система дополнительного образования развивается уже на протяжении нескольких лет, ну, не менее пяти, я точно могу сказать, и система технологического образования школьников. Понятно, что сегодня очевидно, что этому нужно уделять особенное внимание, потому что и на наших плечах теперь сделать так, чтобы страна стала независимой, сильной, мощной и способна была отстаивать свои рубежи во всех направлениях – и в технологическом, и в информационном, и в более классических форматах.

Поэтому концепция дополнительного образования, которая была утверждена совсем недавно, она разделена на два этапа – до 2024-го и до 2030-го. В том числе впервые там большой блок, связанный с развитием технологических кружков на базе школ. Я хочу сказать, что это была, наверное, изначально общественная инициатива. Еще в 2020 году в Череповце с этой просьбой обратились к президенту Владимиру Владимировичу Путину, и было выпущено соответствующее поручение. И с тех пор постепенно те, кто мог, это поручение реализовывали. И сейчас эта задача выходит на уровень госполитики.

Мое личное мнение, что технологическая подготовка – это сегодня такая новая грамотность, и даже если ты не планируешь быть инженером или программистом, понимать, как работают алгоритмы, где используются технологии, они пронизывают сегодня все сферы нашей жизни, что у нас происходит, когда мы в навигаторе забиваем маршрут из точки А в точку В, и сейчас нужно понимать, что тебе уже программа иногда не самый оптимальный маршрут предлагает. Она тебе предлагает маршрут, в том числе исходя из каких-то параметров, заложенных в программу, может быть, чтобы разгрузить дорогу. Вот такие базовые вещи нужно знать сегодня всем, и технологические кружки на базе школ здесь ряд вещей решают.

А. Сулхаева:

- Я вот, сколько помню свое детство или по рассказам своих родителей, бабушек, в принципе это кружковое движение и то, что дети после школы, до школы, на выходных или во время летних каникул чем-то занимались, это было у нас всегда. В какое-то время мы это утратили, и поэтому сейчас нам нужно наверстывать, или нет?

Н. Кравченко:

- Ну, здесь надо немножко, наверное, поговорить про термин «кружковое движение» или то, что закладывает в него наша команда. В какой-то момент мы стали называть кружками то пространство, куда ребенок приходит и с трех до пяти осваивает определенную технологию с преподавателем – язык учит, я не знаю…

А. Сулхаева:

- …макраме плетет.

Н. Кравченко:

- Макраме плетет, лего собирает и так далее. Та кружковая идеология, которую мы пытаемся возродить, это идеология того, что люди объединяются вместе вокруг решения какой-то нетривиальной задачки. Как в свое время Сергей Павлович Королев собрал вокруг себя очень круто образованных людей, одухотворенных идеей полета человека в космос. И они сделали все, чтобы это случилось. Объединяться вокруг решения какой-то интересной задачи, реально нужной людям или компаниям технологическим, и, собственно, развиваться в этом направлении.

Я хочу сказать, что ребята, которые вместе делают проекты, они более осознанно изучают физику, химию, математику, они понимают, зачем им это нужно. То есть это в том числе и катализатор такого осмысленного обучения и самообразования.

А. Сулхаева:

- И подхода к выбору своего дальнейшего пути.

Н. Кравченко:

- Да, и выбор собственного пути.

А. Сулхаева:

- Дети сегодняшние, рожденные в 2000-х и после, они какие, что они выбирают, что им интересно?

Н. Кравченко:

- Вы знаете, если говорить в целом про систему допобразования, то здесь, с одной стороны, сначала выбирают родители. Родителям нужно, чтобы ребенок рос здоровым, правильно формировался физически, музыкально развивался и художественно. То есть это тоже такая сфера, которая запускает определенные процессы созревания у ребенка и вкуса, и креативного мышления, и всего остального. И дальше уже идет что-то, связанное со знаниями, умениями и навыками в профессиональной области. Поэтому базовый набор обычно состоит из спортивной или танцевальной школы, какого-то художественного направления - музыка, игра на инструментах, вокал, ну, какое-то творческое, театральная студия. И дальше сейчас, конечно, огромное внимание к технологическим кружкам, к робототехнике.

А. Сулхаева:

- Ну да, я хотела сказать, что кого ни спросишь из знакомых, друзей: «Чем занимается ваш ребенок?» - робототехникой…

Н. Кравченко:

- Программированием.

А. Сулхаева:

- Программированием, чем-то таким. Это прямо какой-то вектор. Ну, понятно, что технологии развиваются, у нас цифровое будущее, цифровая экономика. Но не отходим ли мы так от каких-то базовых человеческих ценностей?

Н. Кравченко:

- Вы знаете, это новая грамотность. То есть раньше нужно было читать, писать, считать, а теперь еще, как многие говорят, и кодить. Без этого сейчас никуда, технологии вокруг нас, и чем раньше ты с ними знакомишься, тем больше у тебя понимания, что с этим делать и как эти технологии влияют на жизнь. Никуда мы не уходим. Понятно, что такое гуманитарное, мировоззренческое образование оно должно быть также, и здесь, безусловно…

А. Сулхаева:

- Если все будут кодить, то кто будет табуретки делать, борщи варить? То, чему раньше учили детей, девочек и мальчиков, на уроках труда, например.

Н. Кравченко:

- Сейчас большая дискуссия как раз и в министерстве, и в сообществе по поводу того, что важнее – урок технологии (имеются в виду современные технологии) или урок труда? Могу своим личным мнением поделиться. Трудовое воспитание, безусловно, важно.

Но вместе с тем я не считаю, что нужно противопоставлять урок технологии или урок труда. То есть трудовое воспитание оно должно быть такой культурной нормой вообще бытия. Нет ничего плохого в том, чтобы привести в порядок класс или двор после зимы, или высадить цветы, или в целом поддерживать чистоту в помещении. Для этого, может быть, и не нужен урок труда. А печь блинчики, шить фартуки и делать табуретки на самом деле можно во внеурочное время.

Сейчас тенденция на школу полного дня. Практически все школьные организации стараются предложить широкий ассортимент дополнительных услуг и форматов работы с детьми за рамками основной образовательной программы. Пожалуйста, можно петь, плясать, рисовать.

А. Сулхаева:

- А не идет это вразрез с тем, что у школы-то есть главная задача – давать базовое, такое фундаментальное, классическое образование: математика, физика, химия и так далее. А тут сейчас все будут технологии и кружки развивать.

Н. Кравченко:

- Я считаю, что задача у школы – не только дать базовое фундаментальное образование (хотя, конечно, безусловно, это база, это основа, без этого никуда). Задача сейчас у школы очень широкая – и воспитать гражданина, и воспитать устойчивую личность, сформировать правильные культурно-нравственные ценности, наши с вами традиционные, и научить ребят дружить, работать в команде, объяснить, что такое лидерство. Это огромная ответственность.

А. Сулхаева:

- Соответствуют ли наши современные школы сегодняшней этой миссии?

Н. Кравченко:

- Я не могу сказать за всех. Я по роду своей деятельности встречаю очень много людей, которые чувствуют на себе эту миссию и стараются делать все, что они могут. Очень много интересных практик и решений, находок в системе частного образования. Мир меняется, мы понимаем, что дети будут у нас не один раз учиться и не на одну работу устраиваться, то есть будет очень динамично все меняться. Поэтому вот эти навыки адаптации к сложному миру, они сегодня чуть ли не на первый план выходят.

А. Сулхаева:

- Прекрасно. С сентября 2022 года в российских школах (пока добровольно) планируется запустить проект «Школа Минпросвещения России». В целом такую модель прописать идеальной школы. Давайте поделимся с нашими слушателями подробностями, что это будет.

Н. Кравченко:

- Да, конечно, не так давно у нас на площадке Общественной палаты были общественные слушания этого проекта, наша комиссия была организатором. Программный документ Министерства просвещения, он закладывает основы госполитики для школ и проясняет, по каким направлениям школа должна сегодня развиваться. В его основу заложена идея создания единого образовательного пространства, которое позволит синхронизировать всю работу по модернизации школьных систем. На самом деле, если посмотреть на этот документ, можно четко понять, что школа сегодня должна работать не только на достижение академических результатов, но и развиваться по шести направлениям.

Повышать качество и объективность знаний; сохранять и укреплять здоровье школьников; поощрять развитие творчества и талантов; быть воспитательной, созидающей, сохраняющей традиции средой; должна работать в связке с внешней средой. Имеется в виду, что создавать систему профнавигации, профориентации, в такой связке с реальной жизнью. Вот эти шесть ключевых направлений.

А. Сулхаева:

- «Кружковое движение» Национальной технологической инициативы. На вашем сайте в интернете очень красиво все прописано: «Всероссийское сообщество энтузиастов технического творчества, построенное на принципе горизонтальных связей людей, идей и ресурсов, решает задачи формирования в России следующего поколения предпринимателей, инженеров, ученых и управленцев…» Ну, и так далее. Все очень красиво. Что это такое, как это на практике работает?

Н. Кравченко:

- Анжелика, поясню. Это действительно сообщество людей, объединенных ценностями, ценностями создания той среды, в которой вырастет следующее поколение инженеров и новаторов. Это и наставники, которые работают с детьми, это и площадки. Притом нам неважно, что это за площадка, это может быть станция юных техников, которая, к счастью, сохранилась со времен Советского Союза, это может быть и современные нынче «Кванториумы» и точки роста. И вузы, и технологические компании, которые понимают ценность, сегодня работая с ребятами на технологическом фронтире (это там, где происходит все самое интересное), с целью, чтобы, действительно, выросло поколение инженеров и новаторов.

А. Сулхаева:

- Вы затронули тему «Кванториумов». Давайте расшифруем, в чем вообще разница между «Кружковым движением», «Кванториумами», которые тоже входят в Национальную технологическую инициативу?

Н. Кравченко:

- «Кванториумы» - это площадки, где ребята могут заниматься изучением технологий и работой над проектами. Вся сеть «Кванториумов» она входит в наше движение. Мы делаем совместные мероприятия, участвуем в мероприятиях друг друга. В принципе ребята, которые занимаются техническим творчеством, они участвуют и в мероприятиях, которые инициирует сеть «Кванториумов», и в мероприятиях «Кружкового движения», и в том, что делает «Сириус».

А. Сулхаева:

- Есть какой-то, может быть, у вас единый навигатор, я не знаю, по всем возможностям дополнительного образования?

Н. Кравченко:

- Вот мы сейчас при поддержке платформы «Россия – страна возможностей» и при поддержке Администрации Президента выстраиваем такой социальный лифт для технологически ориентированной молодежи. С одной стороны, ты можешь где-нибудь в Уссурийске у себя изучать беспилотный транспорт, потом ты можешь, почувствовав, что ты уже способен на нечто большее, заявиться на соревнования, а дальше уже по спирали развиваться, двигаться в более сложных каких-то форматах.

И вот мы с нашими там друзьями и партнерами сейчас выстраиваем социальный лифт под названием «Национальная технологическая олимпиада». Она базируется на опыте проведения олимпиады «Кружкового движения» НТИ. Это командные инженерные соревнования по всем самым перспективным направлениям технологического развития. На сегодняшний день их порядка тридцати. Это и редактирование генома, и беспилотники, и анализ больших данных, и искусственный интеллект, и так далее. Все направления собраны при участии ведущих вузов и при участии технологических компаний-партнеров.

А. Сулхаева:

- Действительно, наши дети в этом году столкнулись с большой несправедливостью, как мне кажется, связанной с тем, что в этом году им отказано в участии во многих международных каких-то мероприятиях, соревнованиях технологических и так далее. И я знаю, что в этом направлении ведется работа. И даже есть такой план – проводить международные соревнования технологические в нашей стране, в России. Как это будет?

Н. Кравченко:

- Да, мы, я имею в виду кружковое движение, увидев эту жуткую несправедливость, инициировали проведение международных технологических соревнований, мы это называем Международные технологические игры, в нашей стране. Мне кажется, уже достаточно подстраиваться под те форматы, которые нам предлагают наши западные сегодня коллеги. Мы вполне себе в силах, у нас есть все компетенции для того, чтобы проводить такие соревнования.

Сейчас, вот буквально в эти даты идет финализация договоренностей, и мы рассчитываем, что либо в конце лета, либо в начале осени мы соберем первые такие Международные технологические игры, предположительно, в республике Алтай.

А. Сулхаева:

- А какие страны планируете пригласить?

Н. Кравченко:

- Ну, безусловно, это все наши соседи, которые наши бывшие союзные республики, страны БРИКС, страны ШОС. Мы, в общем, открыты для всех, кто готов будет здесь интеллектуально состязаться с лучшими из лучших.

А. Сулхаева:

- У нас же программа называется «Время женщин». Традиционно считается, что девочек меньше интересуют технологии и вообще технические какие-то специальности и направления. Вот такой вот фокус на развитие технологии и науки он не ограничивает девочек в равных, так скажем, возможностях проводить свой досуг и получать дополнительное образование? Гуманитарное что-нибудь есть?

Н. Кравченко:

- Нет, гуманитарное, конечно, есть. Я руковожу профильной комиссией в Общественной палате, и понятно, что спектр вопросов, которыми я сегодня там так или иначе занимаюсь, он существенно шире, чем технологическая повестка. Во-первых, для девочек всегда было много всего и разного. Там и форматов, где ты можешь раскрыть свое женское начало, так скажем, – и танцевать, и рисовать, и плести макраме, и что-то там шить, – этого меньше не стало.

Если возвращаться в тему технологического развития, здесь в принципе существует масса психологических барьеров.

А. Сулхаева:

- Мне лично вообще кажется, что это отживший уже стереотип, потому что огромное количество девочек, женщин, девушек интересуются и наукой, и технологией.

Н. Кравченко:

- Да, и мы видим очень большое количество девчонок, которые, во-первых, и выигрывают, и наравне с пацанами участвуют в командах, и привносят туда тоже свою такую энергию, очень…

А. Сулхаева:

- …созидательную.

Н. Кравченко:

- Созидательную и вдохновляющую. Поэтому, ну, мне кажется, что вот какие-то ограничения - это у нас в голове, часто у взрослых. Нужно немножечко больше довериться выбору ребенка, а еще и подсказать, что не лишне себя попробовать в какой-то не совсем в стандартной...

А. Сулхаева:

- Слушайте, вот ребята, дети, которые приходят сегодня в «Кружковое движение», насколько они вообще осознанно это делают?

Н. Кравченко:

- Ну, здесь, Анжелик, по-разному. Если меня спросят, со скольки можно заниматься там программированием, на мой взгляд, можно с первого класса, сто процентов. Притом сейчас есть много решений, которые позволяют это делать в начальной школе, без привлечения там дополнительных каких-то специально подготовленных преподавателей.

Сейчас много форматов игровых, писать алгоритмы – увлекательно, несложно и вполне доступно ребятам. А дальше ребенок, уже как бы просто развиваясь по спирали, выбирает, что ему ближе.

А. Сулхаева:

- Логика понятна, полностью согласна. Мы в начале эфира говорили о том, что мир меняется, и в течение жизни наши дети, да и мы, собственно, сами будем много раз учиться, переучиваться, менять векторы своего там профессионального развития и деятельности, ну и так далее. Это происходит уже сегодня. Вот вы, когда шли на программу «Женщина - лидер» Мастерской управления «Сенеж», какая была цель? Каких результатов ждали? Что хотели в себе прокачать? И что из этого получилось?

Н. Кравченко:

- Я попала на второй поток и я, ну, просто слышала отзывы о тех, кто учился на первом потоке. Отзывы были разные, все были положительные, но каждый взял свое. Кто-то там узнал интересных спикеров, кто-то прокачал свои компетенции. Кто-то нашел там новых друзей.

У меня, наверное, не было какого-то четкого запроса, я в принципе просто любопытный очень человек и открытый ко всему новому. Но для меня это, прежде всего, был очень классный нетворкинг. Девчонки, с которыми мы попали в команду, в группу, мы с ними и дружим, и делаем вместе проекты, не только те, над которыми работали внутри программы, пересекаемся по нашей основной профессиональной деятельности. Но вместе с тем я вот там для себя открыла ряд очень интересных спикеров, за которыми слежу, материалы которых продолжаю там слушать. Для меня это было такое серьезное расширение кругозора.

А. Сулхаева:

- А над каким проектом вы как раз работали с вашей командой? И получил ли он сегодня какое-то развитие?

Н. Кравченко:

- Мы работали над проектом W’power, так же называлась наша команда, сокращенно там – «женская сила». Это такая модель программы «Женщина - лидер», но для тех, кто помладше. Я мама девочек, у меня две девчонки, подростка, и мне, конечно, хочется сегодня дать им то, что им потребуется для такой успешной и счастливой жизни. Какие-то вещи, которые позволяют тебе быть более устойчивым, шире смотреть на мир, мягче к себе относиться, можно давать девчонкам в подростковом возрасте и в тот момент, когда они на самом деле очень важные шаги в своей жизни совершают: выбирают сферу деятельности, выбирают себе спутника жизни, встречают очень много людей на своем пути, выходят за рамки школы.

Сейчас эта программа существует в формате таких клубов и встреч подростков с интересными людьми. Дальше нам бы очень хотелось, чтобы это была более серьезная системная история.

А. Сулхаева:

- Ну, и развивая тогда эту тему, у нас в нашей программе, в ее завершении, всегда есть рубрика «Пять советов от гостя». Давайте тогда так и поступим. Сформулируем сейчас пять таких вот практических рекомендаций от Натальи Кравченко для девочек-подростков, которые, ну, в скором времени встанут перед выбором в своей жизни. Как выбрать свою профессию, как выбрать дело своей жизни, ну, и в целом, как, наверное, правильное подойти к планированию своей жизни, для того, чтобы потом не думать, правильный или неправильный выбор ты сделала.

Н. Кравченко:

- Знаете, я такое, наверное, небольшое вступление скажу. Если анализировать славянские корни нашего языка, то человек – это, ну, можно перевести как «чело, выданное навек». Выданное кому? Выданное душе. И у нас у всех есть душа, мы просто иногда не очень ее слышим. Женщина, наверное, в отличие от мужчины, здесь чуть более приспособлена для того, чтобы четче слышать внутренние какие-то сигналы. И, если хочется идти вот по какому-то направлению, но разум или родители говорят двигаться в другом, мне кажется, что важно к себе прислушиваться. Поэтому первый совет – слышать и слушать себя, доверять себе больше.

Второй совет – это быть к себе добрее и снисходительнее. Вот в самом хорошем смысле - полюбить себя. Мне кажется, что здесь важно искать баланс между своей профессиональной деятельностью и своей личной жизнью. Я его ищу до сих пор. Но это очень интересный путь, и мне кажется, что важно этому уделять внимание. Потому что личные отношения – это такая большая часть и особо значимая для женщины.

Важно быть открытым ко всему, изучать новое, общаться с разными людьми, ввязываться, вписываться в разные, пусть даже самые дерзкие проекты. Потому что мне кажется, что это и есть жизнь, и получать разный опыт, меняться к лучшему – это и есть то, ради чего мы здесь все живем.

А. Сулхаева:

- Спасибо огромное за этот позитивный и воодушевляющий разговор. Это было «Время женщин» на Радио «Комсомольская правда», слушайте нас по воскресеньям в 12:00.