Надия Имаметдинова: «Делать выбор между работой и семьей не нужно. Главное – найти баланс»
В России много делается для того, чтобы поддержать женщин, которые хотят реализовать себя и в профессиональной, и в семейной сфере. Но существуют традиции, стереотипы – и требуют от женщин очень многого, причем в каждой из этих областей. Поэтому очень важно, когда представительницы прекрасного пола в поисках баланса между детьми и карьерой, семьей и профессией находят поддержку не только у своих близких, но и у работодателей.
Как бизнес сегодня может заботиться о своих сотрудницах и что это дает самому бизнесу? Обсудили в очередном выпуске проекта «Время женщин». В гостях у Анжелики Сулхаевой – Надия Имаметдинова, HR-директор ПАО «Совкомбанк».
– На конференции нашего проекта «Время женщин» вы рассказывали, что «Совкомбанк» держит курс на гендерное равенство – в духе современных трендов, но у вас в компании уже и так 68% женщин. Так какому гендеру нужна поддержка?
– Действительно, большинство наших сотрудников – женщины. Эта статистика говорит о том, что банковская профессия близка и интересна представительницам прекрасного пола. Именно поэтому мы сфокусировались на наших сотрудницах и решили создать для них такие благоприятные условия, которые будут позволять не делать вечный выбор между работой и домом, а – в гармонии – работать, уделять время семье, и, собственно, быть успешными и счастливыми сотрудницами.
– Почему при современном богатстве и относительном равенстве возможностей в дополнительной поддержке по-прежнему нуждаются именно женщины? В чем тут дело – в нехватке уверенности в себе или в том, что женщинам нужно успевать везде: и дома, и на работе?
– Мы опросили более трех тысяч наших сотрудниц. Знаете, интересная статистика. 31% сотрудниц ответили, что у них все-таки приоритет на семью. Еще треть сказали, что есть стереотипы, которые мешают им развиваться, поверить в себя. И самая важная цифра: 5% наших девушек заявили, что они не видят никаких барьеров, готовы развиваться дальше и полностью уверены в себе.
– Прекрасно! Хочется, чтобы было 25%!
– Конечно! Эта цифра заставила нас задуматься: а что же нам нужно сделать как ответственному работодателю, чтобы из этих 5% сделать гораздо больше успешных сотрудниц? Именно поэтому мы решили развивать программы поддержки – все, что мы можем предложить нашим девушкам.
– Сейчас в топ-менеджменте у вас 38% женщин. Это больше, чем во многих других компаниях. Но меньше, чем в коллективе в целом – общая «женская доля» у вас 68%. Почему чем выше должность и уровень, тем меньше на этом уровне представительниц нашего пола? Не могут или не хотят?
– Когда мы говорим об успешном руководителе, мы рассматриваем компетенции сотрудника, его опыт, эмоциональный интеллект, и, конечно, здесь у нас нет гендерного фокуса. Поделюсь еще одной цифрой: 62% руководителей среднего уровня у нас – женщины. Это говорит о том, что в нашем банке есть рост и нет проблемы «липкого» пола, когда девушки тяжело идут по карьерной лестнице. Но цифра 38% в топ-менеджменте далась нам не сразу. И мы, как работодатели, поняли, что важно прокачивать профессиональное развитие наших сотрудниц. Так у нас в банке появился корпоративный университет, где девушки с удовольствием учатся по разным программам: ЕМВА, ЕМВА-про – это программа Сколково. Таким образом они прокачивают себя, свои профессиональные навыки и становятся действительно успешными и подкованными руководителями.
– В 2022 году в «Совкомбанке» запустили лидерское шоу «Я женщина - я могу». Что это за проект?
– Наш опрос дал понять, что сотрудницы не всегда верят в себя, что есть навязанные стереотипы. И мы хотели показать успешный опыт – женщин, которые уже добились высот и построили карьеру в «Совкомбанке». Наша группа компаний находится по всей стране, поэтому формат телевизионного шоу – самый оптимальный для нас. В первый выпуск мы пригласили нашего главного акционера – Сергея Хотимского. И в честной беседе, из первых уст, узнали, какие же проблемы есть в современном обществе и, самое главное, в «Совкомбанке». Мы спросили его про проблемы «липкого» пола, стеклянного потолка, и каким образом он сам видит, есть ли какое-то гендерное неравенство? И это было очень важной точкой старта, чтобы наши сотрудницы поняли, как наше руководство относится к этим вопросам.
Кстати, наше шоу называется очень просто: «Я женщина - я могу». Это тоже важный посыл.
– Почему нам, женщинам, вообще нужно учиться верить в себя? Разве это не какая-то вот базовая характеристика, которая просто должна быть у любого человека, любого пола?
– Опять же – навязанные стереотипы. Знаете, многие говорят, что «женщина должна – кому-то, что-то». Первый вопрос – а кому и что должна женщина? Один из выпусков шоу был о том, как сделать правильный выбор между работой и семьей. И мы рассказали о том, что не нужно делать такой выбор в принципе, можно быть успешной как на работе, так и дома.
– Корпоративный университет, шоу на тему женского лидерства… Какие результаты это приносит «Совкомбанку» как бизнесу? Это же такая дополнительная нагрузка, расходы… Или это чисто социальный проект?
– Мы не благотворительная организация, мы частная компания, которая умеет считать деньги, поэтому скажу так: очень невыгодно для бизнеса «зажимать» интересы женщин. Просто потому, что чем более гендерно нейтральную среду создает компания, тем больше конкуренции талантов на разные должности. Когда в компании процветает мужское доминирование, знаете, что делают женщины? Встают и уходят туда, где этого нет.
– Я знаю, что у вас есть даже корпоративные психологи. Как возникла такая потребность и что эта практика дает бизнесу?
– Это очень хорошая, нужная активность. Благодаря тому, что у нас есть своя страховая компания, мы смогли набрать очень хороший корпоративный штат психологов – хотя начиналось все буквально с одного-двух…
– С одного-двух! В некоторых компаниях вообще ни одного.
– Сейчас у нас гораздо больше штат. Мы посмотрели на то, как наши сотрудники стали записываться на регулярные визиты к психологам, и поняли, что это востребовано. Кстати, однажды мы пригласили наших психологов на шоу «Я женщина - я могу». И это был правильный шаг: когда наши сотрудники увидели этих девчонок вживую, увидели, что они профессионалы своего дела, у нас стало еще больше желающих обратиться к психологу.
– А с какими запросами в общих чертах обращаются сотрудники к психологам? Это прежде всего рабочие темы – или и личные тоже?
– Абсолютно разные запросы. Среди профессиональных – это, конечно же, и выгорание – вечная борьба, как все успеть, и тревожность. Очень много личных проблем, связанных с семьей, с ребенком. Самое главное, что наши психологи помогают решить эти проблемы для того, чтобы сотрудник был спокойным на работе, чтобы его ничего не отвлекало. Кроме того, психологи нам подсветили очень важные проблемы, о которых обычно не принято говорить. Например, проблема абьюза, с которой сталкиваются наши сотрудницы в разных городах…
– Но не внутри компании, я надеюсь?
– Семейный абьюз, разумеется. Такой сигнал мы получили от психолога. И создали открытую среду, когда сотрудницы не боятся рассказать об этой проблеме, – мы получили уже несколько обращений. А мы, как заботливый работодатель, помогли девушкам. Были даже такие истории, когда мы перевозили сотрудниц из разных городов, чтобы уберечь. Это не просто «поговорить и выговориться», это конкретная помощь, которая необходима нашим сотрудницам в момент, когда помощи, наверное, им ждать не от кого.
– У вас 29 тысяч сотрудников и еще 3 тысячи находятся в декрете – каждый одиннадцатый член коллектива. Немало! И при этом вы активно поддерживаете тех, кто готов родить второго, третьего и любых последующих детей. Почему «Совкомбанк», в отличие от многих других компаний, не боится беби-бума и не волнуется о том, что некому будет работать?
– Мы, как работодатель, не только перед сотрудниками, но и перед обществом чувствуем свою ответственность. Сейчас мы все столкнулись с кадровым голодом. Мы понимаем, что через какое-то время нам тоже нужны будут сотрудники. И строим правильные перспективы для себя, для общества и государства в целом.
– Я знаю, что у вас есть меры поддержки для тех, кто уходит в декрет. Вы даже помогаете тем, кто хочет сделать ЭКО.
– Мы понимаем, что есть девушки, которые хотят иметь детей, но не получается. Поэтому мы решили предложить такую программу – не только для сотрудников, но и для клиентов, – по которой можно оформить потребительский льготный социальный кредит под 1% годовых на процедуру ЭКО. Мы понимаем, что ЭКО можно сделать и бесплатно, но это вопрос времени, очередей, не с первой попытки получается, поэтому мы просто даем такую возможность, а дальше уже каждый решает, хочет он ей воспользоваться или нет.
И, конечно, как заботливый работодатель, мы создаем такую атмосферу, что от нас спокойно уходят в декрет – и с удовольствием возвращаются. Отмечу, что наши сотрудницы, даже находясь в декрете, имеют возможность зарабатывать: можно работать удаленно, а также, если нам очень важно, чтобы сотрудница вышла на работу, и она очень хочет этого, то мы готовы ей помочь решить свои бытовые проблемы.
– Как это выглядит?
– Что обычно бывает? Нужно, например, оставить ребенка, а не с кем. У нас есть такая возможность: если сотрудница хочет выйти из декрета раньше времени, то мы готовы дать надбавку – например, на оплату няни. Есть и повышенная компенсация оплаты частного детского сада.
– Почему сейчас все чаще вспоминают о том, что счастье – именно в балансе между работой и семьей, а не только в стремлении к лидерству? И насколько важно для женщин поймать этот баланс, быть успешной и дома, и в карьере?
– Конечно, это очень важно. Как я уже говорила, не нужно делать выбор, девушка может быть гармоничной! Если она успешна на работе – она приходит с удовольствием на свою работу. И с таким же удовольствием идет домой воспитывать ребенка, быть с ним на одной волне. Очень важно этот баланс соблюдать. Со своей стороны – с помощью наших программ, шоу – мы помогаем в этом. На прошлой неделе мы записывали программу по воспитанию детей и пригласили эксперта, который рассказывал, как вообще можно все это правильно совмещать, чтобы чувствовать эту гармонию. Баланс нужен каждой нашей сотруднице, для того чтобы она себя чувствовала успешной абсолютно во всех сферах.
– Я знаю, что «Совкомбанк» проводил интересный эксперимент с 4-дневной рабочей неделей. Неужели и правда можно на целый день в неделю меньше работать, при этом без ущерба для показателей компании?
– Можно. Мы такой эксперимент проводим почти два года. Началось все с чего? С истории с ковидом, когда мы полностью перешли на удаленную работу, когда стерлась грань между работой и домом. Такое эмоциональное состояние стрессовое – оно накладывает свои отпечатки. Мы решили: почему бы нам не попробовать провести такой эксперимент, о котором уже не раз говорили, на уровне правительства в том числе, – 4-дневная рабочая неделя. Но мы решили сделать это не просто в стенах офиса, а найти коворкинг – отдельное место, куда приезжают наши сотрудники из разных городов. Они там встречаются, работают, весело отдыхают, проводят время. Это прекрасная синергия между подразделениями. То есть для бизнеса это прекрасная возможность наладить правильный баланс.
– Ну и в завершение нашего разговора – традиционная рубрика проекта «Время женщин»: «Пять советов от гостя». Просим вас дать пять рекомендаций для бизнеса о том, как заботиться о своих сотрудниках так, чтобы и они, в том числе, взаимностью отвечали бизнесу.
– Конечно же, относиться к бюджету HR не как к расходам, а как к инвестициям. Это очень важно. Создавать открытую среду, при которой сотрудники могут рассказать о своих проблемах.
Когда вы что-то делаете, вкладываетесь в социальный пакет, то обязательно смотрите, как сотрудники им пользуются: мы создаем не «витрину», не видимость, а конкретные практические вещи, которыми сотрудники должны пользоваться.
Замеряйте эффективность. Мы – бизнес, поэтому очень важно, чтобы эффективность не упала.
И думайте о сотрудниках, цените их, это очень важно, особенно сейчас. К сожалению, очередь к работодателям не стоит, поэтому цените их, делайте для них всё, заботьтесь, и тогда они совершенно точно ответят вам тем же.