Как при помощи клеточных технологий восстановить коленный сустав
М. Баченина:
- Здравствуйте, друзья. В эфире «Здоровый разговор». У микрофона Мария Баченина. И сегодняшний выпуск посвящен болезням суставов. Именно поэтому в эфире «Комсомольской правды» врач-травматолог-ортопед, врач-артролог «СМ-Клиника», кандидат медицинских наук Дмитрий Евгеньевич Коловертнов.
Дмитрий Евгеньевич, здравствуйте.
Д. Коловертнов:
- Здравствуйте, Мария. Здравствуйте, уважаемые слушатели. Мой врачебный стаж – около 16 лет. Мой профессиональный интерес – лечение пациентов с заболеваниями суставов. Для этого я использую как консервативные, так и оперативные методы лечения, такие как артроскопия либо эндопротезирование.
М. Баченина:
- Дмитрий Евгеньевич, расскажите нам для начала о самых распространенных заболеваниях суставов.
Д. Коловертнов:
- К нам в Центр травматологии и ортопедии «СМ-Клиника» приходит очень большое количество пациентов, их можно разделить на две основные группы. Те пациенты, которые перенесли травмы в результате занятий спортом либо активной деятельности, мы диагностируем у них травмы структур различных суставов – плечевого, коленного прежде всего. И другая группа пациентов, которые более старшей возрастной категории, у которых есть боли, отечность мягких тканей суставов, ограничение двигательной активности. У этих пациентов мы выявляем прежде всего артроз того или иного сустава. Чаще всего это артроз коленного, тазобедренного, голеностопного суставов. Вот с этими основными патологиями мы чаще всего и имеем дело.
М. Баченина:
- Как вы определяете, что проблема из вашей области? Я про диагностику хотела бы еще уточнить. Как проводится диагностика?
Д. Коловертнов:
- Был такой пропедевт Захарьин, он говорил, что 70% диагноза – это то, что тебе скажет пациент. Я убеждаюсь в этом каждый раз. Действительно, надо выслушать пациента и уточнить, узнать, какова основная проблема, что является основным источником боли, отечности либо ограничения двигательного режима.
Мы проводим клиническое обследование, специальные тесты, которые нам помогают понять предварительный диагноз. После предварительного диагноза мы назначаем лабораторно-инструментальное обследование. То есть пациент сдает некоторые анализы и проходит… Как правило, мы назначаем МРТ и компьютерную томографию. При изучении результатов данных обследований мы уже утверждаем не только клинический диагноз, мы утверждаем тот источник боли, который привел пациента к нам, и утверждаем тактику лечения, согласовываем эту тактику с нашим пациентом. Поэтому основными инструментальными методами в настоящее время является как магнитно-резонансная томография, так и компьютерная томография.
М. Баченина:
- Вы берете пациентов всех возрастов? Потому что вы сначала сказали: спортсмены, большие нагрузки. Мы знаем, что пожилые люди… Да это вообще болезнь пожилых людей, мне казалось, что у нас даже заложена в нашем старении болезнь суставов, сосудов. Пожилые люди, у которых разрушаются суставы, также относятся к вашей специализации, к вашей области, беретесь лечить стариков?
Д. Коловертнов:
- Да, Мария, конечно, вы абсолютно правы, одни из крайних пациентов моих – пациенту 93 года. Проблема в том, что пациент неожиданно не смог нормально ходить. Пациенты, как правило, достаточно активные, даже и в этом возрасте много передвигаются, и неожиданная резкая боль приводит его к нам, мы занимаемся лечением, конечно.
М. Баченина:
- Я к чему этот вопрос задала? Потому что, к сожалению, в России только в больших, крупных городах, в столицах сконцентрированы передовые методы лечения, а в регионе, провинциях с этим большие проблемы. Возрастные члены моей семьи сталкивались с этим. Наверное, к вам приезжают даже со всей России, потому что это не такой уж простой метод лечения, знаете, как пошел к терапевту и вышел уже здоровый, с рецептом, зашел в аптеку и отправился принимать таблетки.
Я к чему подвожу? К лечению. Каковы основные методики? В чем заключается эта сложность лечения суставов, что не такая уж это и простая вещь?
Д. Коловертнов:
- Да, это непростая вещь, вы абсолютно правы. Пациент, как правило, ищет своего врача, ищет своего доктора. Когда мы установили уже диагноз, мы понимаем, и я объясняю пациенту, если у нас порвалась, повредилась какая-то структура, например, мениск в коленном суставе, который является острым источником боли, либо сухожилие в плечевом суставе, мы не можем консервативными методами вылечить пациента. Вылечить – то есть восстановить данную структуру так, чтобы пациент вернулся к прежнему двигательному режиму. Поэтому в данном случае мы предлагаем пациенту операцию. Если же мы понимаем, что можем пациенту провести консервативное комбинированное лечение и эти изменения, например, изношенный хрящ, который в ряде случаев является острым источником боли, мы можем компенсировать это, то мы проводим и консервативное лечение.
Следует отметить, что среди современных методов, например, консервативного лечения мы применяем инъекционные методы. Это что значит? Мы вводим в сустав либо препараты, либо клеточные структуры самого пациента. Например, сейчас широко распространена такая методика, как PRP и SVF. Что это значит? Мы забираем у пациента в условиях операционной жировую ткань под анестезией, из крови мы центрифугируем плазму крови. В этих структурах у пациента находятся важные клетки и активные компоненты, которые помогают в самом суставе восстанавливать или компенсировать те изменения хряща, которые у него есть. Пациент немного времени проводит в стационаре, эта процедура проводится амбулаторно. Он в удовлетворительном состоянии покидает стационар, ограничивает свой двигательный режим, и достаточно хороший эффект возникает через одну-три недели.
Также в наших методах лечения мы применяем комбинированное лечение – и консервативное, клеточные технологии, и малоинвазивные операции. Среди малоинвазивных операций это прежде всего артроскопическая техника, когда мы можем при помощи артроскопии, например, если у пациента порвался мениск, мы можем либо зашить этот мениск, либо резецировать, устранить острый источник боли. Мы можем в некоторых случаях поменять часть изношенного хряща. Мы можем восстановить порванные связки и создать стабильность коленного сустава, например. Мы можем при помощи артроскопии зашить те сухожилия, те связочные структуры в плечевом суставе и также вернуть пациента к активному образу жизни.
Если же мы понимаем, что у пациента очень сильно изношен сустав, и он является причиной острой боли, а пациент достаточно активен, и у него нет какой-то тяжелой соматической патологии, которая бы являлась противопоказанием к операции, мы тогда предлагаем эндопротезирование сустава. Смысл эндопротезирования в том, что мы меняем все изношенные структуры того или иного сустава, замещаем при помощи имплантов. Да, это большая операция, но она обоснованная. Да, у нее более длительный период реабилитации, нежели если мы сравниваем с артроскопией, но зато она позволяет восстановить двигательную активность в условиях, когда у пациента сильно изношен сустав.
М. Баченина:
- Дмитрий Евгеньевич, расскажите какой-нибудь интересный случай из вашей практики.
Д. Коловертнов:
- Ну, их достаточно большое количество. Например, к нам обратилась пациентка - впервые, с острыми болями в тазобедренном суставе. Причем, боль была настолько острой, что она буквально чуть ли не плакала. Мы провели обезболивающую терапию сразу же, на приеме. На рентгенограммах не было никаких признаков, которые бы указывали нам на патологию тазобедренного сустава. Мы провели МРТ и выявили, что часть головки бедренной кости была фрагментирована, то есть откололась, и проявлялась острой болью. Пациентка не только не могла наступить, она не могла нормально спать. Мы провели предоперационное обследование, выполнили операцию эндопротезирования тазобедренного сустава. Пациентка довольна, вернулась к прежнему уровню двигательной активности, полноценно живет.
Еще один случай. Про комбинированное лечение. Пациентка обратилась с болями в коленном суставе. Она обращалась в другие клиники, ей предлагали только эндопротезирование. У нее была некоторая избыточная масса тела. И при помощи комбинированного лечения… Прежде всего, мы обговариваем, что если у пациента есть избыточная масса тела, мы ее должны снизить. Действительно, пациентка за 8 месяцев похудела сама, при помощи наших специалистов, эндокринолога и диетолога, на 24 килограмма. Мы провели клеточную технологию в коленный сустав, выполнили артроскопию. И как критерий восстановления двигательной активности - пациент проживает в собственном доме, это лестницы, ухаживает и помогает своим внукам. Это достаточно высокая степень двигательной активности. Мы контролируем пройденное расстояние, и ситуация у нас достаточно компенсированная. То есть какие-то ощущения дискомфорта присутствуют при определенных повышенных двигательных активностях.
М. Баченина:
- Спасибо вам большое. Друзья мои, я после таких историй хотела бы всем сразу же сказать номер телефона и назвать сайт клиники. Потому что, я полагаю, самую развернутую информацию нужно получать самостоятельно и, так сказать, из первых уст.
Итак, Центр травматологии и ортопедии «СМ-Клиника», номер телефона 8-495-777-48-49. А сайт - www.centr-hirurgii.ru.
Сегодня в эфире «Комсомольской правды» был врач-травматолог-ортопед, врач-артролог «СМ-Клиника», кандидат медицинских наук Дмитрий Евгеньевич Коловертнов.
Спасибо вам большое, Дмитрий Евгеньевич.