Найти работу будет легче. Учебную программу в техникумах и колледжах поменяют под требования работодателей
А. Сулхаева:
- Добрый день, дорогие друзья. В эфире новая программа Радио «Комсомольская правда» «Женские истории», которой мы говорим о том, что близко нам, женщинам, мамам, руководителям, женщинам, которые строят карьеру, женщинам, которые создают большие и маленькие семьи, женщинам, которые следят за изменениями и создают изменения в нашем обществе. И эти изменения, конечно же, касаются самых разных сфер – от образования и здоровья детей до бизнеса и отношений. Мы говорим о том, как женщины сегодня отвечают на современные вызовы, используют те возможности, которые им предоставляют национальные проекты.
И. Осадчая:
- Одна из важных тем сейчас – это образование детей, их профессиональное будущее. Куда отправить учиться своих детей, чтобы они стали уверенными в себе профессионалами, как поддержать их в выборе, какую информацию дать, чтобы ребенок получил ответы на все свои вопросы.
Это программа «Женские истории». И мы - ее ведущие – Анжелика Сулхаева, заместитель генерального директора медиа-группы «Комсомольская правда» и Ирина Осадчая, заместитель генерального директора АНО «Национальные приоритеты».
Гостья нашего выпуска сегодня Юлия Борисовна Ужакина, генеральный директор АНО «Корпоративная Академия Росатома».
Ю. Ужакина:
- Здравствуйте!
И. Осадчая:
- И Наталья Михайловна Золотарева, руководитель института развития профессионального образования.
Юлия, Наталья, здравствуйте!
Ю. Ужакина:
- Здравствуйте!
Н. Золотарева:
- Здравствуйте!
А. Сулхаева:
- Мы рады приветствовать вас в студии Радио «Комсомольская правда»!
А. Сулхаева:
- Давайте с места в карьер. Наталья, первый вопрос вам. Сейчас горячая пора, время поступлений, время абитуриентов, подача документов. До этого самый главный поиск ответа на вопрос, кем же стать, когда я вырасту и так далее. В какую профессиональную область податься и направить свои силы. Вот расскажите, пожалуйста, что выбирают современные родители и, что немаловажно, дети, куда отправляют своих будущих студентов?
Н. Золотарева:
- Я хотела бы обратить внимание, что последние годы наблюдается тенденция роста заинтересованности в среднем-профессиональном образовании – это колледжи и техникумы. Обратите внимание, что в настоящий момент уже более 60% выпускников школ выбирают именно этот путь – через среднее профессиональное образование. И сегодня колледжи и техникумы дают профессию, которая востребована на рынке труда. И это, по сути, быстрый выход на рынок труда, позволяющий, с одной стороны, сразу же начинать зарабатывать, с другой стороны, иметь возможность планировать свои дальнейший образовательный трек хочешь через высшее образование, хочешь через заочные варианты, то есть, там есть возможность проектировать свое будущее, уже начиная зарабатывать.
И. Осадчая:
- Наталья, с одной стороны, у нас есть высокая потребность сегодня в IT-специалистах достаточно широкого профиля, с другой стороны, мы видим, что запрос в стране на классные кадры в среднем специальном образовании очень серьезно растет. Вот вы упоминали, что на сегодня цифра 60% и, насколько я вижу, вот в этом треке сегодня серьезно востребованы, как раз, специалисты со среднем специальным образованием. Что сегодня в стране делается для того, чтобы вот эта армия высококлассных молодых специалистов росла?
Н. Золотарева:
- Да, конечно же, спектр профессий в сфере информационных технологий – это зона высокой востребованности, но сегодня я хотела бы обратить ваше внимание на проект «Профессионалитет». И главный слоган этого проекта «Ты в хорошей компании». И те колледжи, которые реализуют программы профессионалитета, это лучшие колледжи в партнерстве с лучшими предприятиями. И это, как раз, та сфера, на которую следует сейчас обратить внимание, в каких колледжах сейчас реализуется программа «Профессионалитет».
А. Сулхаева:
- Хорошо, вы уже упомянули, что идет спрос на рабочие, так скажем, специальности, на технические специальности, но ведь у нас в стране, на самом-то деле, всегда высоко ценилось именно высшее образование. И когда человек выбирал колледж или училище, это было таким, ну, не самым, скажем, престижным решением. А как сегодня выглядит эта ситуация с учетом того, что вы говорите, что спрос растет? Какой-то, может быть, вы ребрендинг провели всей этой системы профессионалитета? Почему вдруг?
Н. Золотарева:
- Конечно же, система меняется, уже более десяти лет вкладываются серьезные государственные средства для того, чтобы обновлять материально-техническую базу, обучаются преподаватели, современные специальности вводятся. Это и высокотехнологичные, и специальности будущего, например, мехатроника – это та специальность, о которой никто раньше не знал, но затем это был запрос, как раз, работодателей, что появляется новая компетенция. И ее нужно уже прям разворачивать как специальность. Затем оператор летательных беспилотных аппаратов – это современная специальность, то есть, современное лицо среднего профессионального образования, оно, действительно, актуальное на текущий момент. Именно поэтому все больше ребят выбирают среднее профессиональное образование как свой первый трек.
А. Сулхаева:
- Означает ли это, что они могут, собственно, на этом заканчивать обучение? Или это одно другого не исключает?
Н. Золотарева:
- Это одно другого не исключает.
А. Сулхаева:
- Отучился в профессионалитете, а дальше еще повышаешь…
Н. Золотарева:
- Ты можешь закончить программу среднего профессионального образования, ты имеешь право идти учиться дальше, ты можешь выходить сразу же на рынок труда. И сегодня молодежь хочет иметь устойчивую позицию, поэтому среднее профессиональное образование – это быстрый выход на рынок труда и возможность параллельно или через шаг идти дальше по образовательной траектории. Ты можешь очно учиться, ты можешь пойти заочно учиться. И вот если посмотреть на статистику, то порядка одной трети ребят, где-то это процентов пятнадцать, сразу же после окончания техникума идут на высшее образование, а все остальные идут работать. И только потом уже принимают решение о дальнейшем своем образовательном развитии.
И. Осадчая:
- Наталья, вот мы говорим о том, что профессионалитет совершенно дает новый взгляд на среднее профессиональное образование. И здесь понятно, что проведен ребрендинг, изменены, собственно, установки, которые должны повысить привлекательность для ребят, но поменялось и внутреннее содержание. Расскажите, пожалуйста, что меняется в образовательных учреждениях в колледжах?
Н. Золотарева:
- Что меняется в образовательных учреждениях, во-первых, в профессионалитете участвуют не просто отдельные колледжи. Профессиональный образовательный центр – это тесная связка лучшего колледжа с ведущими работодателями. И работодатель, по сути, входит в управление образовательным процессом, образовательной организацией, становится частью всей этой системы. И студент с самого первого курса уже погружается в профессиональный контекст. С первого курса он уже знакомится с корпоративной культурой, поэтому выходя из колледжа, он получает не просто профессию, он уже находится в контексте профессиональной культуры. И становится, у него высокий шанс трудоустройства. И имеется работодатель, который заинтересован, крайне заинтересован в качественных рабочих кадрах.
И. Осадчая:
- А с точки зрения обучающего процесса, модернизированы ли были как-то учебные пространства? Что меняется для того, чтобы само обучение, обучающий процесс был более привлекательным и увлекающим?
Н. Золотарева:
- Идет полностью пересборка образовательных организаций, выделены серьезные средства как со стороны Российской Федерации, так и со стороны работодателей, поэтому не просто закупается оборудование, полностью оформляются пространства. Ребята придут в современные образовательные центры, профессиональные образовательные центры. С ними будут работать преподаватели, которые прошли повышение квалификации, часть преподавателей направляют предприятия-партнеры. И эти преподаватели с предприятий, они сейчас проходят переподготовку для того, чтобы получить педагогические навыки. Так же привлечены ребята, которые чемпионаты, являются победителями чемпионатов профессионального мастерства – это высококлассные специалисты. Таким образом ребята приходят в современные пространства с современными мастерскими, где стоит оборудование, которое соответствует требованиям ведущих предприятий. И будут взаимодействовать с высокопрофессиональными специалистами, педагогами, практиками.
И. Осадчая:
- Я вот хочу добавить, что по национальному проекту «Образование» у нас в предыдущий период за последние несколько лет было оснащено 2200 мастерских. В 2024 году таких мастерских будет уже 5 тысяч. Мы говорим о том, что среда очень серьезно меняется.
Н. Золотарева:
- Да, в целом система меняется.
А. Сулхаева:
- И это происходит по всей стране, правильно я понимаю?
Н. Золотарева:
- Да, да. Конечно же, это масштабный проект. Если говорить о мастерских, это вся страна, вся Российская Федерация, последовательно закупаются новые мастерские, соответствующие самым современным стандартам.
А. Сулхаева:
мой вопрос к нашему второму прекрасному спикеру. Юль, скажите, пожалуйста, Наталья до этого говорила в предыдущей части нашей программы, что очень важно, чтобы ребенок, который пришел обучаться по программе «Профессионалитет», был, действительно, востребован работодателем, чтобы он получил быстрый выход на рынок труда, трудоустройства. Вы, как представитель большой корпорации – корпорации «Росатом», расскажите нам, пожалуйста, как сегодня выстраивается ваше взаимодействие с колледжами, с образовательными учреждениями.
Ю. Ужакина:
- Анжелика, наши взаимодействия выстраиваются очень на такой ответственной основе. Я объясню, что я имею в виду. Во-первых, в Росатоме очень большая потребность в молодых специалистах. Она огромная. Во-первых, Росатом – это не только атомные технологии, это высокотехнологическая отрасль. И понятно, что нам нужно много-много ребят молодых из профессионалитета, из колледжей, из высших образовательных организаций, но на чем основано наше взаимодействие, о чем вы спрашиваете? В Росатоме есть четкое понимание, кто нам нужен. По каким специальностям нам нужны будут ребята. Какие они нужны нам. Это же не только востребованные, значит, он должен быть башковитый, рукастый – это то, что мы называем профессионально счастливый. Он должен себя найти у нас. Закончив вуз или колледж, о чем мы сейчас говорим, он должен просто найти свою стезю. И когда Росатом выстраивает отношения с колледжем, мы, прежде всего, вкладываемся в те программы, где у нас очень большая потребность в ребятах.
Вот я приведу пример. У нас в «Профессионалитете» три колледжа участвуют. Один в Курске – это монтажный колледж, все ребятки оттуда пойдут ровным как бы таким дружным строем на строительство атомной электростанции. Это интереснейшая область. И у нас там посчитаны все, что называется, поштучно, сколько нам нужно людей – это около 700 человек за все время реализации этого проекта. Вторые два колледжа – это Озерск, где в одном мы подготовим около 1000, а в другом более 1000 ребят. Представляете, какая потребность? Я имею в виду, я говорю только о двух предприятиях большого-большого Росатома.
Если говорить о том, кто нужен, это, помимо строительных специальностей, а они уже очень изменились. Вот Наталья обмолвилась про IT-специальности, которые появляются, как мехатроника, оператор беспилотников, и даже вот в привычных, Анжелика, казалось бы, профессиях, например, слесарь там, станочник, сварщик, очень много технологической составляющей. Там, на самом деле, надо не только руками, но очень сильно головой работать. Нужно технологическими знаниями обладать. Это такие уже немножко инженеры, на самом деле, это очень интересные профессии. Современные. И они красивые. То есть, я, когда смотрю, например, как современные сварщики работают, коллеги, это просто завораживает, это просто красиво, в конце концов.
Поэтому Росатом строит отношения с колледжами очень обдуманно. Наталья сказала о том, что инвестируют в проект «Профессионалитет» и государство, и работодатели. Так вот, Росатом инвестирует в три раза больше, чем получают субсидии наши колледжи от государства, потому что мы понимаем, что дети должны быть очень подготовлены, они должны учиться на нормальном оборудовании, они должны уметь на нем работать, уже приходя к нам на предприятия. Все программы будут не просто адаптированы под нужды Росатома, они будут такие, что ребята учатся, по сути, сразу работая у нас, то есть, это не то, что бесшовный переход, у нас, знаете, есть такая мечта, что он не заметил, как перестал учиться, то есть, вроде как профессионалитет закончился, а он как вот приходил на предприятие, так он и продолжает приходить.
А. Сулхаева:
- А как мотивируете молодых людей оставаться в малых регионах, вовлекаться в эти специальности. Ведь, действительно, сейчас существует, что уж сейчас кривить душой, проблема оттока молодого населения в большие города, а, в общем-то, у Росатома, как раз, зона присутствия – это в основном малые города.
Ю. Ужакина:
- Конечно, есть проблема оттока. Никто ее не скрывает. Мы понимаем, что она есть. Отвечая на ваш вопрос, как мы мотивируем, мы просто стараемся делать жизнь ребят интересной. Тоже Наталья сказала о том, что они, так скажем, с колледжевой скамьи погружаются в культуру работодателя. И Росатом не то, что не исключение, мы прикладываем усилия, чтобы это свершилось. И получается, что когда ты закончил учебу ты начал уже работать, это интересно, это очень увлекательно. У нас огромное количество задач технологических, которые, ну, они увлекают так, что не хочется от них отрываться. Это огромное количество мероприятий, которые мы проводим. У нас просто интересно.
А. Сулхаева:
- Интересно – это замечательно. А вот материальная сторона вопроса интересует меня, конечно же. Насколько они, действительно, могут быть финансово обеспеченными, независимыми?
Ю. Ужакина:
- В Росатоме средняя зарплата чуть выше, чем в среднем по региону, если мы говорим применительно к региональным всем нашим колледжам. Понимаете, деньги – это очень важно, особенно для молодых людей, у которых там дети, ипотеки, они организовывают свою жизнь. Но, вы знаете, мы понимаем, что успеха достигают не только в Росатоме, вообще, в принципе, те дети, которые молодые выпускники, которые понимают, что молодость, она еще для того, чтобы вкладывать в себя, для того, чтобы учиться, постоянно наполнять себя как коробочку нужными знаниями. Деньги – это следствие. Это важно, но это не должно быть самоцелью. Они обязательно придут, если ты будешь востребованным полноценным специалистом.
И. Осадчая:
- Юля, у меня вопрос такой. А вот во взаимодействии с колледжами как Росатом влияет на образовательную траекторию своего колледжа, с которым он работает в партнерстве по программе «Профессионалитет».
Ю. Ужакина:
- Напрямую. Мы напрямую влияем. Во-первых, у нас в трансформации образовательного процесса, я так громко скажу, участвуют представители предприятия обязательно. Вот Наталья тоже обмолвилась о том, что в «Профессионалитет» включены победители конкурсов профессионального мастерства, в Росатоме таких больше 10 тысяч человек. Мы занимаемся этим очень давно. Это профессионалы высочайшего класса, которые готовили, в том числе, чемпионов мира в профессиональной своей деятельности. И, конечно, мы будем к «Профессионалитету» привлекать.
То есть, каждая буква в программе, она будет создана совместными усилиями профессионалов с наших предприятий и образовательной организации.
А. Сулхаева:
- Юля, вы сказали о том, что у вас есть такой бесшовный переход из учебы уже в работу, да…
Ю. Ужакина:
- Мы мечтаем о нем.
А. Сулхаева:
- То есть, все-таки, пока какой-то процент детей, которые прошли это обучение, приходят на работу в Росатом. Вообще, как нужно себя проявить для того, чтобы вот этот переход был бесшовным, чтобы стать уже частью вот этой корпоративной команды.
Ю. Ужакина:
- Это очень хороший вопрос, Анжелика, потому что он двусторонний. С одной стороны, мы должны создавать ребятам возможности этой бесшовности, с другой стороны, ребята должны проявлять инициативу. Например, есть возможности практик, когда мы приглашаем ребят к себе, они там знакомятся с предприятием. Профессионалитет, вообще, все по-другому будет. То есть, учась, они уже будут работать и приходить в наши, так скажем, стены. Но очень важно, чтобы ребенок, учащийся в нашем случае, чтобы он пользовался этими возможностями. Не ждал, когда его за пуговицу притащат, а чтобы он руку поднимал, шел, участвовал в наших конкурсах бесконечных И отвечая на ваш вопрос, вот такие, как раз, и востребованы – те, у которых горит глаз, которые интересуются не просто учебой или работой, а жизнью. И в них есть энергия. И формируется вот эта компетенция, которую мы считаем наиглавнейшей – умение учиться. Им просто все интересно. Вот такие ребятки, думаю ,не только нами востребованы, но и всему работодателями.
И. Осадчая:
- А сколько на сегодня предприятий Росатома вовлечены в программу «Профессионалитет»? И планируете ли вы эту практику распространять на другие предприятия?
Ю. Ужакина:
- Ирина, совершенно точно планируем. У нас сейчас вовлечено два предприятия, по сути, это Курская атомная станция и наше производственное объединение «Маяк» в Озерске. Но это просто первый даже не шаг, это такой шажочек маленький. Мы, конечно, точно будем расширять наше участие в «Профессионалитете», мы хотели бы посмотреть, как это все пойдет, обязательно сделать выводы вместе с нашими коллегами, улучшить все процессы, все подходы и потом да, будем обязательно расширять. Дело очень хорошее. Оно очень правильное. Я верю искренне, что только профессионалитет, вот те принципы, которые в него заложены, обеспечат бесшовный переход. Потому что без вот этого взаимопроникновения работа – учеба – учеба – работа бесшовности не достичь.
А. Сулхаева:
- Наталья, такой вопрос. Как вы считаете, какие сейчас и в ближайшем будущем будут востребованы профессии на рынке труда? Какие специалисты нужны таким компаниям, как Росатом?
Ю. Ужакина:
- На мой взгляд, проект «Профессионалитет» - вот та логика, с которой отбираются профессиональные образовательные кластеры, где можно подать заявку, только если есть предприятие, которое обозначает серьезный запрос на кадры в близлежащей перспективе, это прямо вот ответ на вопрос, какие кадры в каких отраслях будут необходимы. И если посмотреть на «Профессионалитет» - это машиностроение, это химическая отрасль, это фармацевтическая отрасль, это сельское хозяйство, это железнодорожный транспорт, это атомная промышленность. Все ли я сказала? Или нет? Легкая промышленность.
И. Осадчая:
- Здорово. Собственно, когда мы говорим о «Профессионалитете», мы все, собственно, говорим о тех глобальных вызовах, на которые отвечает программа. Как вам кажется, насколько она станет ключевой и такой ядерной в том, чтобы сменить отношение к среднему профессиональному образованию?
Н. Золотарева:
- С моей точки зрения, «Профессионалитет» - это следующий шаг в том, чтобы лицо среднего профессионального образования было узнаваемо и востребовано. Уже сейчас учиться в колледже, в хорошем колледже, конечно же, это престижно. И все больше и больше ребят выбирают, и «Профессионалитет» - это, по сути, выход на новый эволюционный виток для среднего профессионального образования.
Н. Золотарева:
- Да, но я хотела бы обратить внимание, что в 42 регионах более 250 колледжей откроют двери именно по программам «Профессионалитета», 70 кластеров и для уважаемых слушателей я бы хотела обратить внимание, что есть сайт «Я проф. РФ», где можно посмотреть в каких городах, какие это предприятия, какие это колледжи, по каким специальностям можно подать свои документы. И там размещены правила приема.
А. Сулхаева:
-Мы все помним, наверное, советские фильмы, где героини показывали нам их…
Мы все помним советские фильмы, где нам показывали героинь рабочих профессий, в том числе, успешный карьерный рост одной из них, я сейчас, конечно же, про всеми любимый фильм «Москва слезам не верит». Вот насколько сейчас, вообще, молодые девушки заинтересованы в том, чтобы расти в рабочих профессиях? Традиционно есть такой гендерный перекос, что мальчики идут активнее в эти специальности, вот что показывают вам результаты, первые результаты проекта «Профессионалитет» в этом отношении?
Н. Золотарева:
- Я, скорее, отнесусь к статистике, что мы в целом имеем по среднему профессиональному образованию. Если говорить о рабочих профессиях, в среднем профессиональном образовании два типа программ – это подготовка рабочих и служащих и подготовка специалистов среднего звена. В целом по статистике девочки чаще выбирают специалистов среднего звена. И чаще приходят после 9 класса. Ну, вот если смотреть в целом по системе.
Если говорить о тех специальностях, которые выбирают преимущественно девушки, то традиционно это была сфера здравоохранения - это сестринское дело, это сфера услуг – туризм, сервис, затем социальная сфера – это педагогический работник, здесь и учителя начальных классов, дошколка.
Но автоматизация делает свое дело. И многие сложные процессы, тяжелые процессы, которые требовали физической силы, сегодня становятся легче. Поэтому мы видим какую тенденцию? Во-первых, однозначно присутствует рост в сфере информационных технологий, в настоящий момент порядка 20% - это девочки. И этот рост происходит. И как в целом сфера информационных технологий, так, например, и прикладные, отраслевые, например, в строительстве, в BIM-технологии, BIM-проектирование. Там так же мы видим гендерный баланс выстраивается.
Операторы станков с числовым программным управлением. Девушки уже тоже появляются. Ведь здесь уже не требуется стоять за этим фрезерным станком, например, а это уже все герметично закрыто. И ты просто программируешь, ты проектируешь сначала эту деталь, а затем программируешь, как она изготавливается. И здесь требуется и тщательность, и внимательность, что присутствует у женщин.
Так же автомеханики тоже все чаще появляются девушки. Почему? Потому что современный автомобиль – это цифровой аппарат. И для того, чтобы провести диагностику, уже не нужно его разбирать по деталям, а нужно его присоединить к определенным пультам и проанализировать. Таким образом мы видим, что у женщин присутствует мелкая моторика, присутствует усидчивость. И это то, что необходимо в целом ряде рабочих профессий, которые сегодня, как сказала Юлия, тот же сварщик – это красиво сегодня. И многие рабочие профессии, там, где они уже обустроены современными технологиями, если это приличное предприятие, где хорошее оборудование, это чисто, красиво, высокотехнологично и доступно женщинам.
А. Сулхаева:
- Все в рабочие специальности, пожалуйста!
Ю. Ужакина:
- Есть примеры очень вдохновляющие. Я сама когда про них думаю, даже меня вдохновляет. У нас, например, есть женщина-крановщик. Она работает на строительстве, как раз, одной их атомных станций. Вот женщина, да, работает на 70-метровой высоте. Мне даже сложно представить, насколько это высоко, перетаскивает 90-тонные грузы, у нее мастерство такого класса, что она может ведро с водой вот так вот переставить на метр. Понятно, что это точность высочайшая, аккуратность, внимательность, скрупулезность. И у нас давно уже нет такого, что вот есть мужские профессии и женские профессии. Если женщине такое нравится, почему бы и нет? Главное, чтобы она нашла свою стезю.
А второй пример – это женщина-сварщик. Она седьмого разряда сварщик, это, вообще, очень редкие такие примеры бывают. Она за тридцать лет работы, коллеги дорогие, ни одного брака не произвела. То есть, какой мужчина еще так сможет, что называется, да? Она награждена медалями за это, потому что, на самом деле, это очень сложно.
И понятно, что такие примеры о чем говорят? Что для женщин нет никаких барьеров, на самом деле. Если они есть, только в голове. В атомной отрасли, которая считается, что такая мужская, у нас треть – это женщины. Это самый высокий показатель среди всех атомных корпораций в мире. Из всех технических специальностей – у нас четверть – это женщины. Понятно, что тяга их и способность осваивать инженерные или рабочие профессии, она есть, ее не надо сдерживать ни в коем случае, позиционировав, что вот эта профессия мужская, эта женская, да нет такого.
Я хочу призвать всех, кто нас слушает, вы, пожалуйста, не примеривайте к вашим детям, насколько это мужская или женская профессия, главное чтобы человеку было интересно.
А. Сулхаева:
- Не с чем даже поспорить, на самом деле. Но задам, все-таки, такой сексистский вопрос: а если все пойдут работать на заводы, кто будет демографию поднимать в стране?
Ю. Ужакина:
- А одно другому не мешает, Анжелика, между прочим! Мы же не 24 на 7 грузы поднимаем на производствах. Мне кажется, что женщина, она, как раз, зная, что на ней есть такая роль природой отведенная, она все уложит в своей жизни. И все успеет, потому что женщина, она как Шива семирукая, да, все успевает. И по нашим наблюдениям, кстати, в корпоративной академии, женщины более успешны, если у них есть семьи. Как ни странно.
А. Сулхаева:
- Потому что есть ответственность.
Ю. Ужакина:
- Потому что семья – это такой маленький коллектив, если уж там смог все организовать, на работе уж точно сможешь.
И. Осадчая:
_ А какие профессии самые популярные сейчас? Да? Если мы говорим о профессионалитете. Здесь у нас, очевидно, есть лидер – это легкая промышленность, да? То есть, традиционные профессии швеи, портного? Что еще? О чем мы можем говорить как о самых востребованных именно женских профессиях?
Н. Золотарева:
- Если смотреть, если анализировать, опять же, статистику, то, конечно же, традиционно женские профессии, они все равно остаются востребованы. Всегда будут востребованы медицинские сестры, учителя, специалисты в сфере дизайна всех возможностей, А если смотреть на техническую сферу, то, конечно, сфера цифровых технологий, она активно занимает свое место, и BIM-технологии в строительстве. Здесь совершенно спокойно можно смотреть, что может интересовать… Я в продолжение того, что говорила только что Юля, хотела бы обратить внимание, что если еще не определились с тем, на какую специальность пойти, то сейчас в рамках приемной кампании можно приходить в колледжи, там обязательно расскажут. И сейчас, кстати, в рамках проекта «Профессионалитет» мы запустили молодежный проект «Амбассадоры профессионалитета», когда студенты рассказывают ребятам-выпускникам школ на своем языке про профессии, про те, которые можно получить в рамках профессионалитета. На том языке, который понятен ребятам.
А. Сулхаева:
- И в завершении такой заключительный вопрос обеим нашим спикерам. Давайте так. Мотивирующее выскажемся о том, зачем родителям отдавать своего ребенка в «Профессионалитет»? Юля?
Ю. Ужакина:
- Дорогие родители! Бабушки и дедушки! Тети и дяди! Все, кто влияет на выбор ребенка сейчас, куда поступать. Я так, Анжелика, ответила бы на этот вопрос. Во-первых, «Профессионалитет» - это быстро. Мы об этом как-то не очень сказали с Натальей, но надо отметить, что обучение там короче, чем в обычном колледже, это два года. И это очень хорошо. Это первое.
Второе. Это очень мягкий переход от школьной скамьи на скамью другого уровня образования. Потому что переход из школы в вуз, он пожестче, а из школы в колледж или в «Профессионалитет», он помягче. После этого ничего не ограничивает ребенка в получении следующего этапа образования, там можно пойти в университет.
И последнее, чем я завершу. Как раз вот это вот участие специалистов с предприятия дают очень хорошую возможность вашему ребенку получить наставника. Это очень важно, когда ребенок выходит во взрослую жизнь, чтобы рядом был умный и понимающий взрослый, который готов этим ребенком заниматься, готов адаптировать его к производственной повестке, к новому коллективу, мне кажется, это одно из самых главных преимуществ, потому что в других образовательных организациях они, все-таки, сталкиваются со взрослой жизнью самостоятельно, а здесь будут с помощью наставника, прекрасного и убеленного сединами. А, может, такого же молодого как и он, который только что сам закончил колледж.
А. Сулхаева:
- Наталья?
Н. Золотарева:
- Дорогие наши слушатели! Прежде всего, «Профессионалитет» - это хорошая компания. Это лучшие колледжи и лучшие работодатели. Это та среда, которой можно доверить своего ребенка. И в целом в системе среднего профессионального образования всегда особо заботились о ребятах, понимая, что это 15-летние, это переходный возраст, это традиционно хорошо выстроенная воспитательная работа, то есть, это надежное место, куда можно отдать своего ребенка. В хорошую компанию.
А. Сулхаева:
- Это были «Женские истории» на Радио «Комсомольская правда» и ее ведущие Анжелика Сулхаева и Ирина Осадчая. До новых встреч!