Библиотеки как арт-пространства и музеи с дополненной реальностью

Рассказываем, как развитие цифровых сервисов помогает вовлекать людей в культурную повестку

А. Сулхаева:

- Добрый вечер пятницы, дорогие друзья. Вы слушаете радио «Комсомольская правда». Это уже привычная вам программа «Женские истории».

И. Осадчая:

- Каждую пятницу в 18.00 мы, Анжелика Сулхаева и Ирина Осадчая, говорим с нашими гостями и рассказываем о том, как национальные проекты влияют на жизнь каждого из нас.

А. Сулхаева:

- Я бы даже сказала, трансформируют нашу жизнь и создают новые возможности для каждого. И сегодня у нас снова собралось прекрасное женское общество. В студии радио «Комсомольская правда» Надежда Безносова, руководитель Центра развития библиотечной деятельности департамента модельных библиотек РГБ.

И. Осадчая:

- И Татьяна Затейкина, заведующая отделом экспозиционных мультимедийных проектов Исторического музея.

А. Сулхаева:

- Здравствуйте, дорогие наши гостьи. Мы сегодня поговорим о том, как сделать доступной и вовлекать в культурную жизнь всех граждан нашей страны, как нацпроект «Культура» успешно создает почву и возможности для творчества и развития не только в центральных регионах, но и в самых дальних уголках России.

И. Осадчая:

- Итак, культура – важнейший пласт жизни нашей страны, и считается, что чем ближе к большим городам, тем больше возможностей, для того чтобы жить культурно, творить и соприкасаться с культурными ценностями, а вот у людей в небольших городах, селах с этим есть сложности. Вообще, на мой взгляд, в малых населенных пунктах культура начинается в библиотеке. Расскажите, пожалуйста, как нацпроект работает в этом направлении?

Н. Безносова:

- Большое спасибо за этот замечательный вопрос. Потому что как раз один из смыслов этого замечательного проекта по модельным библиотекам, по их созданию в том, чтобы даже в самом отдаленном селе или деревне появилась возможность доступа к информации, возможность получать новые знания и навыки. Модельные библиотеки работают не только в городах, они работают и в селах, и в деревнях, и в поселках, и в поселках городского типа и т.д. То есть даже в самых маленьких населенных пунктах по всей России вы обязательно найдете хотя бы одну модельную библиотеку, которая является такой точкой притяжения местного населения.

А. Сулхаева:

- Чем все-таки модельные библиотеки (а мы говорим именно о них) отличаются от тех библиотек, которые мы помним?

Н. Безносова:

- Начнем с такого стереотипа, что мы помним. Все помнят библиотекарей в очках с цепочкой, книжные полки с книгами. Это все замечательно и здорово, но модельные библиотеки – это не только книжные издания, это совершенно новые, модернизированные пространства. Это именно такие ресурсные центры, в которые каждый посетитель придет и за бумажной книгой, и за электронной, он может посетить мероприятия, он может получить новые знания, встретиться с каким-то известным писателем или с экспертом в той области, которая его интересует. В конце концов, может просто прийти в современное пространство с Wi-Fi, позаниматься, поучиться, получить новую информацию, написать диплом, диссертацию и т.д. То есть возможностей масса. Поэтому мы как раз в этом проекте стараемся уходить от стереотипов, которые почему-то до сих пор иногда увязываются за библиотеками, и хотим, чтобы библиотеки воспринимали не только как место, где находятся книги, но как такие центры, которые совершенно по разным направлениям помогают тем людям, которые туда попадают, развиваться и идти в совершенно новых, интересных направлениях.

Ну, и здесь, наверное, стоит отметить отдельно, что модернизация происходит не только в плане ремонтов, которые происходят в помещениях, это и закупка и обновление фондов, это образование для сотрудников, которые работают. То есть, после того как библиотека модернизировалась, она открывает свои двери в совершенно новом формате, где есть сотрудники, которые теперь занимаются проектной деятельностью в том числе, по-новому работают с аудиторией, консультируют по-другому. Это новые фонды и новые пространства, очень много интересных приспособлений, таких как 3D или VR очки, роботы, которые консультируют аудиторию на входе, и т.д. То есть возможностей просто масса.

И. Осадчая:

- Такой увлекательный анонс того, что такое модельная библиотека. Давайте с вами поговорим на конкретном примере удаленного от Москвы или Санкт-Петербурга города или районного центра. Как выглядят эти зоны, как разрабатывается их дизайн, что они включают?

Н. Безносова:

- Да, примеров на самом деле очень много. Потому что у нас много регионов, и они все разные, разные вещи, разные достижения, интересные культурные особенности. Вот один из таких классных примеров – это село Ташла в Оренбургской области. Может быть, вы знаете, может быть, нет, в Оренбургской области находится один из основных молокоперерабатывающих заводов, который занимается производством и обработкой молока. И, соответственно, когда возникала модельная библиотека в этом районе, немножко интересно по-дизайнерски подошли к решению и внутри библиотеки, и решили добавить туда эту интересную особенность, которая присуща этой территории. Там появилось интересное оформление стен, связанное с коровами, с молоком и т.д., появились стеллажи в виде коров, огромные, вместительные, и т.д. То есть появилось очень много интересного, связанного с этой особенностью.

И когда открывалась эта библиотека, в том числе делался упор на семейную аудиторию, на семьи, детей. Их опрашивали, что бы они хотели видеть в библиотеке. Соответственно та программа мероприятий и то обустройство, та, скажем так, детская зона, в которой есть различные приспособления, ориентированные именно на них.

А. Сулхаева:

- Как мы понимаем, модельные библиотеки – это уже не только место для потребления информации, но и акт пространства, из того, что вы сейчас рассказали. И сейчас все чаще мы слышим такие разговоры о том, что нужно развивать креативную индустрию. Получается, что модельные библиотеки тоже работают в этом направлении. Например, в 2021 году на их базе благодаря стратегической инициативе «Придумано в России» был запущен проект «Гений места». Что это за проект, расскажите.

Н. Безносова:

- Это очень интересный проект, который посвящен развитию креативных индустрий на базе библиотек. Вы, наверное, знаете про то, что креативная индустрия в последнее время активно развивается, получает популярность, но немногие знают, что это такое, из чего эти индустрии состоят, как начать в них работать, что можно внутри делать, какие навыки нужны. И библиотека как раз работает со всеми категориями аудиторий, любого возраста, любого уровня образования, где бы человек ни работал, он может прийти в библиотеку, которая является точкой концентрации талантов «Гений места», во-первых, узнать, что такое креативная индустрия, во-вторых, выбрать внутри направление, которое ему интересно, и углубиться в него. Углубиться теоретически или практически, ему могут пригласить эксперта, который расскажет ему, например, что такое саунд-дизайн, покажет, как это делать, и человек заинтересуется и дальше выберет эту траекторию для себя. В принципе человек может прийти с идеей в этот проект. В каждой библиотеке есть куратор, к которому можно обратиться, и он как консультант помогает себе собрать твой проект. Если тебе не хватает партнеров или не хватает ресурсов, он поможет тебе их найти, обсудит с тобой идею, может быть, чуть-чуть доработает. И в таком объеме каждый, кто приходит, получает либо знания, либо навыки, либо уходит с полноценным проектом.

И. Осадчая:

- Надежда, давайте проясним для наших слушателей, какие направления креативных индустрий развиваются в России, и в рамках проекта «Гений места» в частности. Какие охватываются направления для развития творческих способностей и креативного мышления?

Н. Безносова:

- Вообще мы работаем в проекте с 14 направлениями. Я могу их перечислить все. Как вы сказали, есть дизайн, есть музыка и саунд-дизайн, есть IT, есть искусство, есть телевидение, мода, образование, издательское дело, журналистика, разработка игр, маркетинг, новые медиа (очень актуальное направление), кино, компьютерная графика и архитектура и урбанистика. Помимо того, что все эти направления сами по себе очень интересные, они еще и связаны между собой, что позволяет объединять внутри библиотеки много разных экспертов, специалистов и на стыке находить какие-то новые интересные проекты и решения, чем, собственно, и занимаются наши посетители вместе с кураторами.

И. Осадчая:

- А стартовали уже такие проекты?

Н. Безносова:

- Стартовала обработка идей этих проектов. И у нас в этом году запустился конкурс «Гений – это ты», в рамках которого можно было подать заявку, заявиться с идеей того, что ты хочешь делать, и получить возможность бесплатно обучиться по одному из четырех направлений. Помимо того, что они на курсе сейчас проходят обучение, по какому направлению они выбрали, они еще и с куратором параллельно встречаются, консультируются, обсуждают свои проекты. И как раз к концу этого года мы ожидаем первые результаты. И в принципе уже сейчас в нашей группе ВКонтакте «Модельные библиотеки» публикуем вот эти яркие идеи, интервью с нашими конкурсантами, которые рассказывают о том, что за идея. Одно из главных условий конкурса – предложить идею, которая поможет развиваться твоей территории или региону. То есть основная польза будет в этом.

А. Сулхаева:

- Вообще то, что ребята в принципе могут поучаствовать в продвижении своего региона, звучит это все очень интересно. Как это происходит на практике, есть ли действительно какие-то стоящие проекты?

Н. Безносова:

- Я вам могу привести конкретные примеры, потому что у нас заявились конкурсанты со своими идеями. И там, например, есть идея по созданию гастробренда территории. То есть, есть территории, которые известны, например, определенным растением, и местный житель (это, кстати говоря, наша коллега, которой 51 год, если не ошибаюсь), у нее появилась идея создать гастробренд, основываясь на уникальном растении, которое произрастает только в этой области. И вокруг этого построить такой уникальный проект, который позволит (в том числе для туристов) подсветить регион, рассказать, что же в нем такого интересного и особенного.

И. Осадчая:

- А можно найти проекты где-то взглянуть, чтобы, условно, к нему можно было присоединиться или привлечь деньги от бизнеса, скажем, если это интересная какая-то туристическая идея?

Н. Безносова:

- Спасибо, что вы про это упомянули. Как раз у нас к 4-му кварталу этого года планируется открытие сайта, вернее, раздела на сайте «новая библиотека.рф», который будет посвящен проекту. И там мы будем выкладывать как раз проекты наших конкурсантов, и не только, но и любых посетителей библиотек наших, которые участвуют в проекте, где можно будет любому человеку, например, инвестору, который ищет себе новую идею, в которую вложиться, прийти, посмотреть, в чем идея, чему посвящен проект, кто его сделал, в какой территории, делал его один человек или команда. Там будут также контакты, и можно будет с ними связаться и поддержать этот проект. То есть будет такая выставочная витрина проектов, которые делают наши посетители по всей России.

А. Сулхаева:

- Сколько регионов уже принимает в этом участие и сколько библиотек?

Н. Безносова:

- 189 библиотек в 70 регионах России с нами в этом году. И в следующем году мы планируем добрать, у нас будут, скорее всего, во всех 83 регионах. Потому что Москва и Питер у нас особое место занимают, и мы стараемся уделить внимание всем, возможно, от них тоже будет заявка.

А. Сулхаева:

- То есть очень доступно абсолютно для любого желающего. Это здорово.

Н. Безносова:

- Это абсолютно так. И набор на следующий год у нас планируется в сентябре этого года, будет отдельное оповещение библиотек, что они могут подавать заявку, там будет определенная система, совершенно несложная. Самое главное – хотеть вступить в проект и запастись силами и терпением, чтобы его развивать.

А. Сулхаева:

- А сейчас перейдем к теме музеев.

И. Осадчая:

- Татьяна, мы много говорим о том, что музеи сегодня становятся той площадкой, которая не только в офлайне привлекает своих зрителей, но и старается максимально расширить горизонты и, помимо работы с экспозициями, работает очень много в онлайновой среде. Расскажите, пожалуйста, как у вас это направление развивается, насколько вы видите для себя здесь новые возможности по открытию своих дверей для тех, кто не может физически добраться в ваш музей.

Т. Затейкина:

- Да, как вы правильно заметили, физически есть не у всех возможность посетить Исторический музей, Эрмитаж и какие-то крупные федеральные музеи. Мы в Историческом музее используем большое количество цифровых и информационных средств, для того чтобы сделать наш музей ближе к посетителю, обеспечить доступность информации, доступность наших коллекций, интересных фактов про наши предметы, про исторические эпохи и персоналии. И «Артефакт» - одна из платформ, которую мы используем для расширения нашей аудитории.

И. Осадчая:

- Давайте здесь немножко уточним для наших слушателей, что такое «Артефакт». Это проект, который развивается по национальному проекту «Культура», и он как раз включает развитие такого цифрового приложения, которое позволяет изучать экспоненты музеев и, по сути, пройти виртуальную экскурсию.

Т. Затейкина:

- Да, так и есть. Наш музей уже дважды поучаствовал в рамках нацпроекта «Культура». Мы подавали заявку сначала по экспозиции Музея Отечественной войны 1812 года, в дальнейшем нам понравилось то, как это работает, насколько это интересно и доступно, и мы в прошлом году еще раз подали заявку в нацпроект и сделали уже мультимедийный гид по основной экспозиции нашего главного здания.

И. Осадчая:

- По вашему опыту, посетители Исторического музея активно пользуются приложением?

Т. Затейкина:

- Ну, с момента публикации наших постоянных площадок у нас посетило более 4 тыс. человек. Это включая и мобильное приложение, и сайт, который тоже доступен из любой точки мира.

А. Сулхаева:

- А чем конкретно будет полезно российскому туристу приложение «Артефакт»?

Т. Затейкина:

- Это приложение позволяет одиночному посетителю узнать о предмете достаточно много информации. То есть, если человек не берет экскурсию, пошел самостоятельно осматривать экспозицию, он может скачать приложение, скачать всю информацию по предметам, по площадке, какие-то интересные факты в них найти, а самое главное, двигаться с комфортной для себя скоростью. Основная проблема – большая площадь. Музей тяжело осмотреть за 2 часа, и многие хотели бы с комфортной скоростью осмотреть как можно больше. Поэтому приложение, индивидуальное такое использование позволяет достаточно широко осветить ту или иную тему, тот или иной экспонат. Это очень удобно. В приложении помимо визуального есть еще аудиосопровождение. То есть посетитель может выбрать экспонат, рассматривать его и слушать аудиодорожку, как бы не отвлекаясь от визуального контакта с предметом.

А. Сулхаева:

- Правильно я понимаю, что человек может использовать приложение «Артефакт» как будучи в музее, когда он пришел туда ногами, так и не выезжая из своего региона, как-то виртуально смотреть экскурсии? Это все в видео, в записи?

Т. Затейкина:

- Там не то, чтобы видео и записи.

А. Сулхаева:

- Расскажите нам, как это происходит.

И. Осадчая:

- В чем мультимедийность.

А. Сулхаева:

- Может, уже какие-то технологии VR вы там используете?

Т. Затейкина:

- Не VR, а скорее дополненная реальность. Если говорить о каком-то удаленном доступе к площадке, здесь мы говорим о том, что мы можем посмотреть на изображение предмета, прочитать его описательную информацию, прочитать в целом про музей, про его экспозицию. Если речь идет уже о мультимедийном приложении для телефона, посетитель может использовать свой смартфон, наводить камеру на экспонат и получать дополнительную информацию. То есть можно взаимодействовать с экспозицией не только через список предметов, но и наведя на тот или иной экспонат прямо в витрине. Здесь используется как раз технология дополненной реальности, и это достаточно интересно, технологично и современно.

И. Осадчая:

- По нашим данным, благодаря нацпроекту «Культура» только за один год создается 75 таких гидов «Артефакт» в российских музеях. Хотелось бы понимать на примере Исторического музея, сколько времени требуется для того, чтобы создать один такой мультимедиагид, и насколько это большая работа?

Т. Затейкина:

- Создание любого информационного ресурса – это большая работа большого количества людей. Для того чтобы запустился медиагид, у нас работали наши научные сотрудники, они писали тексты, собирали какие-то интересные факты для так называемых точек интереса, которые есть в этом приложении. Потом проводилась съемка предметов, для того чтобы фотографии были максимально качественные, чтобы предмет можно было рассмотреть во всех подробностях. Затем мы все это вносили в саму платформу. Немаловажно отметить, что для того, чтобы посетитель мог взаимодействовать с предметом в витрине, после внесения всей информации также необходимо внести фотографии предмета в витрине, как он есть, как его будет видеть смартфон посетителя. То есть через стекло, на расстоянии, с определенным освещением, которое требуется этому музейному предмету. Это тоже было достаточно непросто. Но в любом случае этот труд, он оправдан. Потому что мы делаем еще один шаг навстречу своему посетителю и делаем информацию о нашем музее, предметах и коллекции гораздо ближе и доступнее.

А. Сулхаева:

- Вообще, конечно, вовлечение молодежи в культурную жизнь общества – это важно, это имеет значение, для того чтобы, скажем так, у будущих взрослых формировалась активная жизненная позиция, какой-то патриотизм, гордость за свою страну. Это действительно такие основополагающие вещи. Как вы считаете, такие мультимедийные проекты, такие технологии, как, например, приложение «Артефакт», они способствуют тому, что молодежь активнее будет пользоваться и ходить в музеи? Насколько вы отслеживаете, кто основной пользователь, собственно, этого приложения?

Т. Затейкина:

- В основном, конечно… Я могу это сказать не только на основе этой платформе, но и на основе аналитики других информационных систем. Наш музей в основном, конечно же, он для молодежи. Потому что это история нашей родины от начала веков и до начала ХХ века, соответственно это и школьная, и институтская программа. Поэтому здесь молодежь, безусловно, - большая часть посетителей. Тем более что сейчас любое современное средство, оно для молодежи интереснее. То есть ты не просто приходишь в музей, а взаимодействуешь через свое привычное устройство и используешь какие-то классные такие фишечки, и музей становится таким местом, в том числе и более молодежным.

А. Сулхаева:

- И что, сами приходят, по собственной инициативе? Или все-таки школьный учитель собирает группу, всех ведет на экспозицию (или родители приводят)? Как чаще попадают молодые люди сейчас в музеи?

Т. Затейкина:

- Школьные группы, конечно же, есть, и их много, это часть образовательного процесса. Но и одиночных посетителей, которые приходят, гости столицы часто к нам приезжают, смотрят наши коллекции. Наш музей очень выгодно расположен в этом плане. Мы всегда всем рады.

А. Сулхаева:

- Вот смотрите, на самом деле столько мультимедийных новых технологий вводится в культурных, открываются модельные библиотеки, появляются такие замечательные приложения «Артефакт», которые позволяют путешествовать по музеям, даже не выходя из дома, или лучше взаимодействовать с объектами в самом музее, если пришли туда физически. Как, вы считаете, национальный проект «Культура» работает в направлении того, чтобы молодежь действительно вовлекалась, ходила в библиотеки, ходила в музеи? Может быть, есть какие-то пожелания, что еще можно было бы сделать в этом направлении, для того чтобы повысить интерес молодых людей к нашим культурным объектам?

Н. Безносова:

- Тут я, наверное, могу немного попробовать порассуждать. Мне кажется, очень важно, чтобы те проекты, которые появляются внутри различных инициатив для молодежи, они прежде всего знали запрос этой молодой аудитории. Если брать, например, модельные библиотеки, прежде чем библиотека открывается, есть полное понимание того, что она нужна совершенно разным сторонам – и населению (в основном, конечно, ориентируемся на него), и специалистам, которые находятся в этом регионе, и власти, в конце концов (она это все поддерживает). И вот без этого понимания, для кого, на какой запрос отвечает этот проект, очень сложно что-то развивать.

Тут дело даже не в конкретных инструментах, будь то мультимедийные технологии, или роботов мы добавим, или еще что-то, важно, чтобы то, что мы добавляем, оно было для кого-то, чтобы кто-то пришел и этим воспользовался. Поэтому возникают различные новые инициативы, которые, на мой взгляд, должны именно этот запрос считывать. Поэтому очень здорово работают различные мероприятия, которые помогают запрос выявить (форсайт-сессии, хакатоны в том числе и другие мероприятия, которые у нас библиотеки тоже пробуют делать). Основной смысл их – понять, кто такая молодая аудитория. То, что они живут в отдаленном регионе, ауле, поселке, еще не значит, что они менее талантливые или у них не должно быть такого же доступа к информации и ресурсам, как у остальных крупных каких-то городских агломераций и т.д. Поэтому очень важно найти того, для кого будет этот проект.

А. Сулхаева:

- А сейчас предлагаю вернуться к теме обсуждения библиотек. И сразу же мой такой вопрос. Хорошо, много инициатив, много различных проектов. А как это в цифрах выражается на посещаемости, стало ли действительно больше людей в библиотеках, можете прокомментировать?

Н. Безносова:

- Да, конечно. В каждой библиотеке, которая модернизируется, наблюдается рост показателей (различных совершенно) – и по тому количеству фондов, которые обновляются, и по количеству посетителей, и по мероприятиям. К примеру, могу вам привести библиотеку Теньгушевского муниципального района (это Республика Мордовия), у которой до модернизации были одни показатели, а в 2021 году количество проведенных мероприятий выросло на 700 с лишним процентов. И тут речь в принципе о том, что библиотека выбирает новую траекторию и очень резко вступает в новые направления работы. Появляется очень много различных направлений, мероприятий. Это и лекции, и мастер-классы, и различные кинопоказы, и музыкальные концерты, особенно если есть для этого приспособления и инструменты внутри библиотеки. Поэтому в этом смысле у всех библиотек практически наблюдается огромное количество мероприятий.

А. Сулхаева:

- Хорошо, количество мероприятий можно увеличивать бесконечно, можно хоть каждые полчаса проводить какое-то мероприятие. Но вопрос в том, кто на них ходит, и ходит ли? Есть ли какие-то цифры по реальному увеличению посещаемости?

Н. Безносова:

- Посещаемость, естественно, тоже растет. Тут все зависит от библиотеки, в каком районе она находится, какое количество населения там живет.

А. Сулхаева:

- А какая-то общая статистика ведется?

Н. Безносова:

- Общая статистика ведется, но я вам сейчас ее не могу привести (при себе, к сожалению, нет данных). Я вам могу привести пару примеров. К примеру, если мы говорим про посещаемость, то в городе Якутске есть библиотека, у которой количество читателей по сравнению с годом до модернизации выросло почти на 500%. И это количество именно зарегистрированных пользователей, то есть тех, кто пришел, оформил читательский билет и теперь являются посетителями этой библиотеки. И такая ситуация наблюдается практически по всем регионам, не только увеличиваются мероприятия, но и спрос на них тоже приходит.

А. Сулхаева:

- И это замечательно.

И. Осадчая:

- А читательский билет как сейчас выглядит? Это уже не пыльный формуляр, это нечто цифровое?

Н. Безносова:

- Скажем так, у кого-то это может быть пластиковая карточка, у кого-то это бумажный формуляр. Тут это значения не имеет, даже, наверное, в наше время интереснее, прикольнее получить бумажный формуляр, где тебе запишут официально, положат в карточку, положат в картотеку на полочку. Просто зависит от того, как библиотека организует свою работу.

И. Осадчая:

- Надежда, а как формируется календарь этих мероприятий? И как местные жители информируются о нем?

А. Сулхаева:

- Да, вы сказали, что очень много мероприятий – и лекции и форсайт-сессии. А как вы выбираете, что именно нужно проводить в библиотеках?

Н. Безносова:

- Как раз библиотеки работают с запросом аудитории. К примеру, если на территории находится много образовательных учреждений, которые работают для детей и подростков, и библиотека, например, работает с детьми и подростками, то сетка мероприятий отталкивается от этого. Это профориентационные какие-то вещи, это лекции, это развивающие занятия, если совсем маленькие дети, и т.д. Сетка планируется каждый месяц, и она варьируется от того, что хочет видеть аудитория. Постоянно проводятся опросы, как на месте, так и через рассылки. Кстати говоря, информируется аудитория тоже через рассылки. Где-то, кстати, это не самый эффективный способ, где-то проще просто прийти и наклеить пару плакатов с афишей того, какие мероприятия будут, кто из лекторов приезжает, и обязательно нужно сходить.

А. Сулхаева:

- А какие мероприятия, по вашему опыту, наиболее востребованы в библиотеках?

Н. Безносова:

- Те мероприятия, которые имеют практический характер, - мастер классы или если, например, приходит какой-то эксперт с лекцией, и сначала он рассказывает про то, чем он занимается, а потом, например, показывает, и можно в этот процесс вовлечься. Всегда здорово, когда аудитория уходит с каким-то полученным навыком. Или, если это не прям полноценный навык, то человек уходит с пониманием того, из чего, например, та или иная профессия состоит, или что такое современная музыка или современное кино, какие там есть режиссеры, эксперты и т.д.

И. Осадчая:

- У меня еще такой вопрос про основное направление модельных библиотек – чтение. Мы все привыкли, что литературный фонд, книжный фонд не обновляется. Есть ли какие-то показатели по объему инвестиций в развитие модельных библиотек, закупаются ли новые книги, можно ли ожидать, что там появляются книжные новинки?

Н. Безносова:

- Да, безусловно, рост книжных поступлений есть в библиотеках. Единственное, что в каждой библиотеке есть своя определенная квота на закупку этих изданий. То есть нельзя, к сожалению, сделать так, чтобы у всех было плюс 10 тысяч изданий. У всех разные бюджеты в регионах (потому что это вместе с ними в том числе делается), поэтому каждый прирастает по-своему, у кого-то 6 тысяч новых поступлений, у кого-то 3 и т.д.

И. Осадчая:

- А как формируется список этих поступлений? Мы знаем, например, что детская литература, она сохраняет свою востребованность, и понятно, что книжки на физических носителях, они всегда востребованы у родителей, у детей, и за этим ходят, это востребовано. Что касается ребят постарше и взрослых, то многие переходят на электронные книги. Здесь есть какой-то баланс при закупке этих книг?

Н. Безносова:

- Когда закупаются издания в библиотеку, там есть несколько разных источников, откуда берется информация, что купить. Есть, во-первых, профиль библиотеки. Где-то всегда, например, больше художественной литературы, где-то это детская библиотека, нужно детскую закупить, где-то есть и научный профиль, например, и т.д. Это первый критерий.

Второй – это мнение специалистов, самих коллег, которые работают в библиотеках, которые работают с изданиями каждый день, видят, что нужно закупить. Если какие-то пропуски, например, у вас 10-томник Льва Толстого и в нем 7-го и 8-го тома не хватает, это обязательно надо заполнить, лакуны быть не должно. Это тоже уходит в закупку. Ну и, конечно, то, что хочет видеть аудитория.

Тут, кстати, стоит отдельно отметить, что самые востребованные книги для совсем маленьких деток, особенно те, которые очень тактильные, они, как правило, самые дорогостоящие, поэтому не у всех есть такая возможность, но мы к этому стремимся. И плюс, конечно, нужно понимать, что не всегда на самом деле молодая аудитория любит электронные книги. Главное, как с этим поработать. Подсветить издание печатное очень просто, если вокруг него будет какое-то событие, мероприятие, которое будет про него рассказывать. И в принципе я бы сказала, что в некоторых моментах есть тенденция того, что люди возвращаются к потреблению книжной именно продукции. Для кого-то это что-то винтажное, интересно вернуться и потрогать книгу, с ней посидеть, пощупать. Это особенное такое наслаждение и событие, когда ты сидишь тихо и вчитываешься в текст, листаешь страницы, а не оставляешь в приложении закладочки, а для кого-то – наоборот. Тут есть и такие, и такие посетители.

А. Сулхаева:

- Очень интересно. Я пока вас слушала, думала о том, что благодаря развитию национального проекта «Культура» и появлению модельных библиотек, библиотеки в принципе становятся такой точкой притяжения для людей в своих регионах, потому что там, помимо чтения, можно много всего интересного поделать. Но есть, наверное, и вторая сторона этого вопроса – как, собственно, быть с изначальным предназначением библиотек, с чтением? Люди-то продолжают вообще читать в библиотеках или они теперь просто потусоваться туда приходят?

Н. Безносова:

- Тут хитрый такой момент. Для тех, кто всегда любил читать, они теперь приходят в обновленные, красивые пространства, там теперь где-то кофе можно попить, где-то и на мероприятие зайти, где-то есть специальная детская зона, где ты можешь прийти с семьей, с ребенком время провести. А для тех, кто всегда ходил, это пространство преобразилось, они и так будут ходить. Для тех, кто еще не готов именно читать, для них, скажем так, модернизированное пространство – это дополнительная мотивация: ну, я приду, поработаю на ноутбуке, я приду, посмотрю, что, говорят, там какое-то новое место открылось, пойду, посмотрю, как интересно. И заодно человек узнает, что, оказывается, это библиотека, а дальше уже тут усилиями сотрудников, как они будут рассказывать про фонды, как будут показывать то, что есть внутри, вот настолько люди будут интересоваться этим.

А. Сулхаева:

- Как-то обучаете вы сотрудников, что вот, значит, ваша задача – не просто кружки собирать и обучать, развивать, но еще и подспудно продавать им чтение, давайте, друзья мои, не только веселимся, но и читаем?

Н. Безносова:

- Ну, есть такое да. У нас есть образовательные программы для наших коллег, на которых им рассказывают, как по-новому работать с новой аудиторией. То есть аудитория тоже меняется, и она растет, где-то поколения сменяются, где-то просто ориентиры поменялись, человек теперь интересуется какими-то новыми направлениями. Нужно с ним разговаривать на его языка, а главное, доносить до него информацию тем средством, которое для него подходит (для кого-то рассылки, для кого-то соцсети, кому-то, может быть, флайер нужно дать и т.д., кого-то проконсультировать). И вот, кстати, первичная работа с посетителем, если он первый раз попал в библиотеку, она очень сложная, но очень важная. Вот это первое касание аудитории, которая, может быть, еще пока не знает, надо ли возвращаться к чтению, не надо, то, как ей рассказать про то, что такое библиотека, что это теперь за место, так она и будет этим интересоваться. Это у нас есть специальная образовательная программа, наши коллеги делают.

И. Осадчая:

- А зависит ли привычка к чтению или уровень посещения от региона, от сезонности? Есть ли здесь какие-то характерные особенности, о которых можно поговорить?

Н. Безносова:

- Да, на самом деле тут погода тоже играет свою роль, где-то термометр до минус 40 может опускаться…

И. Осадчая:

- Вы о Якутии как раз говорили.

Н. Безносова:

- Да. У нас, кстати, коллега в нашем офисе работает, она тоже хорошо знакома с этим регионом, и есть такая проблема. Но тут, опять же, аудитория живет давно в этом регионе, и у нее тоже есть некая сезонность. Если сейчас нет спроса, не так часто ты посещаешь какое-то место, зато летом или весной, когда потеплее, ты с удовольствием идешь, потому что ты ждешь этого момента и хочешь посмотреть, что за новые поступления пришли, какая новая сетка мероприятий и т.д. Какие-то библиотеки в онлайне очень хорошо работают, это тоже большой плюс, если у тебя нет возможности доехать. И вообще, во многих территориях библиотека – это такое интересное, классное новое пространство, в которое просто хочется зайти. И поэтому даже если ты мимо идешь и не планировал туда идти, то все равно интересно посмотреть, что это такое.

А. Сулхаева:

- Ну что ж, после этого разговора у меня (я думаю, и у наших слушателей) появилось полное ощущение того, что будет молодежь ходить в библиотеки, будет молодежь ходить в музеи, потому что теперь это стало просто, доступно и увлекательно, что самое главное.

Будем прощаться на этом. Спасибо большое вам за эфир. Это была программа «Женские истории» и мы, ее ведущие, Анжелика Сулхаева и Ирина Осадчая. Слушайте нас по пятницам в 18.00. До новых встреч.