«Кванториумы», IT-Cube и «Дома научной коллаборации» - какие новые возможности дополнительное образование дает школьникам
А. Сулхаева:
- Добрый день, дорогие друзья. В эфире новая программа Радио «Комсомольская правда» – «Женские истории», в которой мы говорим о том, что близко нам – женщинам-мамам, женщинам-руководителям, женщинам, которые следят за изменениями и создают их в нашем обществе. Мы говорим о том, как женщины сегодня отвечают на современные вызовы и используют те возможности, которые им предоставляют национальные проекты.
Я не могу не заметить, что то, что важно нам, в итоге оказывается важно каждому, какой бы сферы жизни это ни касалось, от бизнеса и экологии до здоровья и образования детей. И вот, собственно, о последнем мы и будем говорить сегодня.
И. Осадчая:
- Это программа «Женские истории» и ее ведущие – Анжелика Сулхаева, заместитель генерального директора издательского дома «Комсомольская правда», и я, Ирина Осадчая, заместитель директора АНО «Национальные приоритеты».
А. Сулхаева:
- О наших детях, их настоящем и будущем пройдет речь в сегодняшней программе. Кроме понятия «школьное образование», каждому родители и ребенку знакома фраза «дополнительное образование». Это кружки, секции, дополнительные какие-то занятия. И, по данным Министерства просвещения, в нашей стране – внимание! – 76 % детей от 5 до 18 лет как раз таки и посещают кружки и секции.
И. Осадчая:
- Какие возможности для саморазвития, для развития талантов предоставляет Национальный проект «Образование», мы сегодня поговорим с нашими гостями. В студии Ирина Кузнецова, куратор образовательных программ детских технопарков «Кванториум», центров цифрового образования IT-Cube и центров «Дом научной коллаборации». И Наталья Агре, директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования, член Общественной палаты Российской Федерации. Добрый день.
А. Сулхаева:
- Добрый день, дорогие гости. Наталья, первый вопрос вам. Считается, что большие возможности для научно-технического творчества открываются исключительно перед одаренными детьми, проживающими при этом в мегаполисах, в крупных городах. Но на самом деле так ли это? И вообще, о каких возможностях идет здесь речь? Доступны ли они для каждого ребенка, может быть, даже в маленьких регионах, в маленьких городах?
Н. Агре:
- Когда мы говорим о дополнительном образовании, это не то, что мы организуем каждый день, да, куда мы ходим в обязательном порядке. Это, собственно, организация жизни ребенка после школы. И вот после того, как мама или папа задают дежурный вопрос: сделали ли ты уроки? Да, или: какую оценку ты получил? В общем-то, очень было бы неплохо, чтобы мысли родителей были направлены на то. Чтобы обсудить собственные интересы, что заинтересовало, что сегодня услышал. Как раз вот в этих беседах обратить внимание на те темы, на которых ребенок останавливается чаще всего.
А дальше все, скажем так, в руках каждого родителя. Это по выбранной теме и почитать какую-то книгу, и подобрать какую-то серию, и посмотреть какой-то фильм. На сегодняшний день, ну, можно говорить о том, что система, связанная с современными технологиями, интернет все-таки дает возможность найти, чего бы нам только ни хотелось. И, может быть, где-то запланировать какие-то поездки, и в музей, а может быть, даже и на территорию страны в, скажем так, где то или иное направление раскрыто более чем.
Если говорить о маленьких школах в сельской местности, есть, скажем так, свои прелести и свои акценты, которые связаны и с сельским хозяйством, и всякими участками рядышком. Вот сегодня мы поговорим как раз о «Кванториумах» ну, и, а также, конечно, это сама система дополнительного образования, которое тоже должен интересоваться и родитель, в том числе. Потому что, когда мы готовимся к началу учебного года, как мы это делаем сейчас, заранее каждая школа обычно направляет список тех возможностей по допобразованию, которые на сегодняшний день есть.
Поэтому, мне кажется, это наша родительская обязанность – также заглянуть в этот список, поговорить с ребенком, задать какие-то вопросы школе, что будет в каждом курсе, вот, Ну, и также, наверное, можно подумать и об общественных организациях, которые на сегодняшний день также являются очень большим инструментом по дополнительному образованию. Вот буквально в июле стартовало новое общественное детско-юношеское движение. И, на мой взгляд, это тоже дополнительная деятельность, которой родители должны уделять внимание. Собственно, стимулировать детей вступать в такого рода организации, для того, чтобы ребенок был занят, и будет находить своих значимых взрослых, которые будут также перенаправлять его в какие-то деятельности.
А. Сулхаева:
- А вообще мы же часто слышим от родителей, некое перекладывание ответственности на то, что вроде как развитием ребенка должно заниматься государство, школа, еще кто-нибудь, а мы тут, в общем-то, кормим, поим, одеваем, даем все материальные, так скажем, блага для развития. А он там вот дальше уже берите и развивайте его.
Н. Агре:
- Анжелика, на самом деле вопрос-то он правильный. Потому что мы, как родители, конечно, люди занятые. И такие же живые, и так же ходим на работу. Конечно, очень хочется, да, очень хочется, чтобы твоего ребенка кто-то развивал, воспитывал, а к тебе домой приходило твое чудо, которое говорит вежливо «спасибо, пожалуйста». Да, разговаривает. Это все правильно. И я бы здесь ни в коем случае не… не пыталась погасить эту надежду родителей.
Конечно, помощи хочется. И, кстати, от средств массовой информации, конечно, хочется намного больше, чем мы видим в содержании современных передач, шоу на сегодняшний день. Это, конечно, не сильно бьется опять же с госполитикой, которую, о которой мы сегодня говорим. Но так или иначе то небольшое время, которое все-таки родитель проводит с ребенком, иногда это пять минут, иногда это 15 минут, иногда это час, он должен проходить также все-таки качественно. И здесь очень важно понимать свою ответственность и свою роль.
Нету сил заняться чем-то особенным, нету сил почитать перед сном, ну, хотя бы будьте добры, скажите что-нибудь доброе, напутственное, да, и пообещайте, что завтра вы найдете это время. Мы опять же сегодня находимся, действительно, в очень таком большом интенсиве наших расписаний, вот. Поэтому важно не снимать ответственность, надеяться, скажем так, на бога, но самим тоже, родителям, плошать ни в коем случае нельзя.
И. Осадчая:
- Вопрос Ирине. А каким образом у нас в стране сосуществует школьное образование и возможность дополнительного образования? Насколько они друг с другом интегрированы?
И. Кузнецова:
- Школьное и дополнительное образование прекрасно сосуществуют. И, конечно же, дополнительное образование оно отлично дополняет все то, что происходит с ребенком в первой половине дня. А порой на самом деле, и мы это видим, дополнительное образование выходит для девочки или мальчика даже на первый план. Потому что именно здесь они могут реализовать себя, именно здесь они могут себя как-то проявить.
Действительно, задача школы – это дать фундаментальные знания, базовые навыки. Это социализация, конечно же. А дополнительное образование дает возможность углубиться в интересные ребенку тематики, попробовать на практике то, что вот он сейчас только что изучил закон физики, а тут вот квадрокоптер, смотрите-ка, и правда, вот полетел. Вот это да. То есть здесь, конечно же, дополнительное образование открывает перед детьми все то, все те новые возможности для получения знаний, для саморазвития, для творчества и для выбора будущей профессии. Я бы даже сказала, что допобразование – это примерочная профессий, когда ребенок может себя в разных ролях так или иначе проявить.
Дополнительное образование гораздо менее зарегламентировано, поэтому здесь педагог может выстраивать по-настоящему индивидуальную траекторию для каждого ребенка. То есть все-таки нет у нас ФГОСов, нет у нас экзаменов финальных по итогу. Поэтому здесь мы, действительно, можем быть более гибкими. И здесь как раз таки и много работы с педагогами, всегда с ними про это говорим, что, пожалуйста, сценируйте, не планируйте, а импровизируйте и смотрите, чутко наблюдайте за тем, кто к вам приходит, чтобы каждому ребенку было комфортно, и каждый ребенок получил именно то, что он хочет.
И на самом деле сейчас очень много есть проектов, где как раз таки школа очень тесно переплетается с допобразованием. Есть проект «Школа полного дня», где ребенок может остаться после уроков, отдохнуть с одноклассниками, сходить на какие-то дополнительные занятия. И, в том числе, прорабатываются на самом деле механизмы взаимозачета, что если ты классно себя проявляешь в той или иной секции, ты классно реализовал себя в кружке робототехники, почему бы тебе не получить дополнительную пятерку по школьному предмету. То есть это все тоже в проработке. То есть здесь сказать, что школа и допобразование какой-то стеной разделены, абсолютно точно нет. Они, действительно, очень тесно связаны.
А. Сулхаева:
- Такая синергия помогает, наверное, вплетать дополнительное образование в повседневную жизнь?
И. Кузнецова:
- Абсолютно точно. Мы на самом деле с вами наблюдаем такую некую диффузию, когда, соответственно, все настолько уже переплетается. И, действительно, и школа, и доп одинаково работают на развитие, как бы это высокопарно сейчас ни звучало, на развитие гармонично развитой личности. И, соответственно, работала исключительно во благо нашим замечательным детям.
А. Сулхаева:
И мой следующий вопрос Наталье. Является ли дополнительное образование одним из, ну, скажем, основных вообще элементов воспитания? И насколько вообще важно ребенка отдавать в секции, кружки и другие отделения дополнительного образования? Разверну, почему я спрашиваю об этом. Потому что мне кажется, что у современных детей просто нет детства. Они с утра до ночи заняты. Так это или нет?
Н. Агре:
- Есть очень занятые дети, у которых очень стимулирующие к этому родители. И, конечно, это тоже аспект, который тоже очень важно затронуть. Потому что, когда у родителей есть желание погрузить ребенка во все, что только можно, с дошкольного возраста, к сожалению, мы видим, что это, действительно, так происходит, то здесь нужно понимать, что родители не должны удивляться, когда ребенок в возрасте подростковом просто перестает учиться и быть заинтересованным в чем-то. Потому что он просто устал.
И простимулировать как раз обратно его вовлечение в образовательную деятельность, какую бы то ни было, будет практически невозможно. И мы здесь видим, к сожалению, очень нехорошие тенденции, связанные с и расстройствами, и, скажем так, погружением детей в девиантное поведение. Это, действительно, наших рук, взрослых, дело. Поэтому обращаюсь к родителям, у которых сейчас малыши еще не выросли, все-таки уважайте радость, счастье детства. Ребенок должен быть занят, но у него обязательно должно быть время для того, чтобы он мог осознать и переварить все, чем, скажем так, он занимается.
Очень важно – самостоятельная игра. То есть это фактически тоже допзанятие, да, только не организованное. Здесь, мне кажется, задача родителей не обеспечить вот эту постоянную доставку из точки А в точку Б, а все-таки, если вы отвели ребенка в кружок, пусть это будет балет, пусть это будет гимнастика, дайте ему возможность и погрузиться в мир, опять же, посмотрите мультфильмы, сходите вместе на какое-то представление, посмотрите истории известных балерин или гимнастов. То есть фактически все-таки допобразование не должно быть местом, куда вы приводите, конечно. Фактически оно называется допобразование.
И здесь опять же очень важно вот этот аспект вовлечения и расширения знаний. Опять же, мы сегодня в очень интересное время живем, когда у нас все есть, но нам нужно учиться этим пользоваться. Также хотелось бы, наверное, обратить внимание на выбор дополнительного занятия. Вы можете направить ребенка в футбол, но и еще на десять секций. Но если вы видите, что интерес утерян, не пошло…
А. Сулхаева:
- Он хочет танцевать.
Н. Агре:
- не заставляйте, не заставляйте. Потому что путь человечек сменит пять, шесть, семь видов деятельности. И он обязательно, как только ему что-то очень понравится, он там останется. Потому что у нас все-таки есть образовательная деятельность обязательная. И ребенок с детства должен понимать, что такое обязательно, а что такое дополнительно. Потому что, если вы в дополнительном, опять же, будете настаивать так же, как и в обязательном, вы, опять же, ребенка поставите в условия, когда обязательно в жизни все, у него опять опустятся ручки.
И. Осадчая:
- Да, здесь вопрос приоритизации. Есть среди наших слушателей те родители, которые вообще считают, что ребенок и в основной школе переутомился, и не нужны никакие кружки, надо бы дать ему освоить школьную программу. Здесь у меня вопрос к Наталье. Какие сейчас основные функции школьного воспитания, на чем делается акцент?
Н. Агре:
- Программы воспитания сейчас очень сильно обновились. Мы, конечно, сейчас в основном стоим за ценностные ориентиры достаточно базовые. Мы пытаемся вернуть, естественно, и вопросы, связанные с патриотикой, к символам, любви к Родине. Естественно, те вопросы, которые касаются семьи, дружбы, отношения к природе. Очень базовые вещи, но строятся они на сегодняшний день не только на бумаги. Они, собственно, должны быть отражением жизни школы Собственно, трансляцией в каждом предмете, в каждом, скажем так, разговоре, который происходит между ребенком и между педагогом.
Это и организация самой территории школы, она тоже, вот на сегодняшний день ведутся опять же капремонт школ, как вы знаете, в рамках проекта. Это тоже делается не только для того, чтобы привести инфраструктуру в порядок, а для того, чтобы простимулировать организацию предметно-пространственной среды, чтобы она также была воспитывающей. То есть там должны появиться, опять же, и портреты наших известных ученых, немного вернуться, этого, действительно, не везде в школах есть. И наших замечательных современников. Потому что вот мы видим, что у ребятишек сейчас, действительно, ориентиров нет. Но мы и не показываем наших героев.
Вот у нас антигероев, к сожалению, все знают. И, кстати, опять же, здесь возвращаясь в средства массовой информации, с огромным удовольствием ряду персонажей как бы… потому что это, это рейтинговое, людей, которые делают добрые дела, они не набирают рейтингов. Нам здесь очень важно как раз эту историю немного перестроить, и на территории самой школы, в том числе.
И, собственно, вот этот воспитательный компонент он на сегодняшний день становится неотъемлемой частью, ну, фактически деятельности педагога. Если ты рассказываешь про химию, да, или таблицу Менделеева, ты можешь рассказать чуть-чуть и о Менделееве. И сказать, что вообще это наш соотечественник. И здесь как раз вот и есть то самое воспитание, не о том, что ты должен любить, а когда ты даешь повод и знание, которым ребенок может гордиться, оно постепенно, собственно, усваивается, укладывается. И, собственно, вот оно и воспитание.
Книжка про дружбу, значит, педагог должен немного акцентироваться на том, да, что такое настоящая дружба, на чем ваши, ребята, строятся отношения. Для того, чтобы, опять же, ценностные ориентиры у ребенка появлялись не просто как слова «вы должны дружить», а на примерах, которые он, собственно, может на себя каким-то образом перенести, да, прожить. И, собственно, потом правильно отвечать на вопрос, опять же, не потому, что ему в шпаргалке написали «я люблю Родину, я молодец», а что это такое, что это для тебя. Да, вот этот клочок земли, эта травка, эта березка, этот двор, я не знаю, бабушка, которая сидит, да, у тебя на скамейке. Вот оно про что. Если ты бережешь вот это, тогда ты можешь беречь и большое, и понимать, в чем есть суть твоей жизни.
Да, и здесь, собственно, как раз возвращаясь и к теме дополнительного образования, очень важно, чтобы и оно было сутевое. Мы сейчас тоже совместно с коллегами как раз разрабатываем программу воспитания в системе допобразования. Чтобы независимо от того, какая была деятельность, у педагога было постоянное напоминание, что любая деятельность должна нести в себе определенные смыслы, ценности, да, и ориентации.
А. Сулхаева:
- Мне вот очень отзывается то, что вы сейчас говорите, по поводу того, как вообще нужно преподавать вот такие предметы, как, в том числе, химия, в общем, такие, да, точные науки. Да, что они должны обязательно быть с вплетением каких-то историй, какого-то вовлечения ребенка не только в суть предмета, но и в то, что вокруг этого. Но насколько много таких учителей в наших школах? Ведь для этого нужно, действительно, очень сильно любить свою профессию, быть вовлеченным, увлеченным. И хотеть действительно, заинтересовать детей.
Н. Агре:
- Я думаю, что у каждого учителя есть потенциал. Другой момент, что, действительно, на протяжении последних десятилетий мы перегрузили педагогов и бумажной работой, и отчетной деятельности. Действительно, этого очень много. Но вот на сегодняшний день сейчас система стала откатываться обратно. Вот буквально только что был принят закон о сокращении отчетной документации у педагога. Мы пытаемся сейчас минимизировать количество программ по предметам. Вот тоже сейчас находится на обсуждении закон, где, собственно, программа по каждому предмету будет одна, и будет не больше трех учебников. То есть фактически мы пытаемся убрать количество и занятость педагогов том, что им постоянно нужно писать свои программы, выбирать учебники, выстраивать деятельность. А, наоборот, максимально дать ему базу. И, когда база будет понятная, одинаковая из года в год, изменяться практически не будет, вот тогда у педагога будет намного больше времени на вот эту самореализацию, творчество.
Ну, и, естественно, наверное, здесь нужно отметить, что и мы как Институт воспитания сейчас ведем очень большую работу с педагогическими работниками по всей стране, для того, чтобы давать им методики того, каким образом, собственно, реализовывать эту воспитательную компоненту. В общем-то, нет, наверное, отторжения у коллег. Но к любой, скажем так, любым новым акцентам тоже нужно немного и привыкнуть, и поверить. Ну, и почувствовать, сейчас эту деятельность уже, наверное, в обратной связи от детишек и родителей.
И. Осадчая:
- У меня вопрос к Ирине. В этом году была принята концепция развития детского допобразования. Ее подписал председатель правительства Михаил Мишустин. Как вы строена концепция? Каким образом будет решаться вопрос доступности дополнительного образования для каждого ребенка?
И. Кузнецова:
- Действительно, вы правы, вот можно найти этот документ спокойно в сети и увидеть все показатели, весь тот объем работ, который будет выполнен. Но если в двух словах, то, по сути, план масштабный. Как инфраструктура будет фундаментально изменяться и усовершенствоваться, так и содержательные подходы тоже, конечно, планируется пересматривать. И, соответственно, расширять участие реального сектора, и вузов, и колледжей в работе дополнительного образования.
А. Сулхаева:
В самом начале программы мы сказали о том, что 76% детей в нашей стране от 5 до 18 лет посещают кружки и секции. Вероятно, это количество зависит от наличия мест в кружках и секциях, может, их было бы и 100%. Вот как решается этот вопрос? Сколько детей в нашей стране должны благодаря нацпроекту «Образование» иметь возможность получить дополнительное образование в таких кружках и секциях? Бесплатно.
И. Кузнецова:
- Конечно, первая основная цель нацпроекта «Образование», это, конечно же, счастливый ребенок, здесь говорить о количествах как-то не хочется, но говоря сухим языком цифр мы коллективно все с вами должны прийти к охвату не менее 80% детей уже к 2024 году. Кажется, что прирост небольшой, но, на самом деле, если смотреть в абсолютных значениях, это, конечно, колоссальная цифра. И министерство очень поступательно движется в эту сторону. И ведется последовательная работа, ведется фундаментальная работа по повышению доступности дополнительного образования, в том числе, и в сельской местности, в том числе, для ребят с ОВЗ и с разными образовательными потребностями. Только представьте, новые места дополнительного образования, их за последние несколько лет, их количество увеличено на 900 тысяч - 900 тысяч довольных ребят будут заниматься по актуальным программам допобразования, тех, которые они выбрали. Только в Бурятии 30 тысяч в этом году откроется, в Волгоградской области 20 тысяч. И так каждый регион нашей страны получает федеральную поддержку. И в 100% школ уже буквально к 2024 году будет школьные спортивные клубы, будут детские школы искусств, будут открываться технологические кружки – это отдельные показатели, это для тех ребят, кто хочет продолжать, видит себя в науке, в технологиях. И вот нравятся все эти вкусные и интересные инновации. Есть проект по созданию технологических кружков при школах.
И. Осадчая:
- Ирина, мы знаем, что с 2019 года, когда запустился нацпроект, в жизни родителей возникли два новых термина – IT-клуб и кванториум, да? Расскажите, пожалуйста, какова цель создания этих пространств? Чему там учат?
И. Кузнецова:
- Проект «Кванториум», это, действительно, инновационный проект, фантастическое пространство. И если, дорогие родители, вы еще не были в кванториуме в своем регионе, то, пожалуйста, посетите его. И вы увидите, что это не просто вкусная обертка, что это не просто дорогие 3D-принтеры, классный ремонт. Это, в первую очередь возможность для реализации ребенка по тому, что ему хочется. И те, кто приходит в кванториум, конечно, их, говоря простым языком, цепляют все те 14 перспективных инновационных направлений, которые у нас реализуются, это биотехнологии, нанотехнологии, нейро, космо, робототехника. IT-кубы, упомянутые вами, это тоже современное пространство с очень компетентными наставниками, большинство реально действующие айтишники, которые занимаются с детьми по направлениям IT: программирование на Pyton, на любых других перспективных языках.
А. Сулхаева:
- Давайте дадим нашим слушателям ориентации, где искать кванториумы? И IT-кубы. Есть ли они в регионах? Сколько их, вообще, по стране? И сколько планируется еще открыть?
И. Кузнецова:
- По стране уже открыто у нас 135 детских технопарков «Кванториум». И 48 школьных «Кванториумов» - это такая модернизация школ, то есть, прямо в обычной общеобразовательной организации появляются новые такие вот инфраструктурно-развитые лаборатории. 126 центров целевого образования – IT—кубы, они продолжают открываться. 86 мобильных технопарков «Кванториум» - это для удаленной местности, для небольших городов, есть мобильные «Кванториумы», такие голубые фургоны счастья, которые привозят детям квадрокоптеры, 3D – принтеры независимо от того, живут ли они в региональной столице или в небольшом городе. И 30 центров ДНК при вузах. Все эти площадки можно найти как на ресурсе «Научим. РФ», так и на портале национальных проектов Российской Федерации, вы можете увидеть карту, выбрать, что вам ближе и, соответственно, сходить на экскурсию, а лучше записаться.
И. Осадчая:
- Отлично! О том, как вызвать у ребят интерес к научным исследованиям. Какие возможности сейчас есть у школьников в этом направлении благодаря нацпроекту «Образование»?
И. Кузнецова:
- С прошлого года реализуется удивительный проект по массовому вовлечению школьников в научно-техническое творчество с участием вузов и реального сектора. С прошлого года появился такой фундаментальный документ, где прописаны все шаги и где на этот документ ориентируются регионы, активно включаются. И вместе с нами выстраивают для школьника настоящую модель бесшовную «Школа – вуз – работодатель», ребенок со школьной скамьи может попробовать себя в науке не просто в рамках «Дня открытых дверей». Действительно, позаниматься. На базе высших учебных заведений реализуется программа допобразования, привлекается реальный сектор экономики, привлекаются IT-компании, чтобы ребенок бесшовно перемещался и пробовал, что ему интересно, а что нет. И реализовывал свой научный потенциал уже с 12 лет.
И. Осадчая:
- Ирина, дома «Научные коллаборации» - это что?
И. Кузнецова:
- Дома «Научные коллаборации» - это, как раз, проекты дополнительного образования при вузах. Это специально оснащенные лаборатории, это подготовленные преподаватели, их, соответственно, специально готовят, чтобы они могли передать свои знания, навыки ребятам младшего возраста.
А. Сулхаева:
- Знаете, понятное дело, что сейчас будущее за IT-профессиями. И дети все сильнее и больше вовлекаются именно в это направление. Но так же со всех сторон мы слышим о том, что очень важно развивать софт скиллз –гибкие навыки. Насколько, как вы считаете, вообще в IT-профессии важно обладать этими гибкими навыками?
И. Кузнецова:
- Гибкие навыки – это те навыки, которые понадобятся ребенку в будущем, независимо от того, станет ли он робототехником или балериной. Это коммуникация, это креативное мышление, это навыки работы в команде. И, конечно же, мы понимаем, что в нашем быстро меняющемся мире без них никуда. Без умения учиться, без умения критически мыслить. И, конечно же, современному айтишнику абсолютно точно надо обладать этими компетенциями. Он должен обладать навыками тайм-менеджмента, должен уметь коммуницировать, должен обладать всеми теми гибкими компетенциями, как и инженер или любой ученый. Гибкие компетенции сейчас абсолютно нужны всем. Именно на них мы делаем акцент в «Кванториумах», в «IT-кубах» и в домах «Научной коллаборации».
И. Осадчая:
- Не можем, конечно, не спросить про одаренных детей. Мы знаем, что на базе олимпийского наследия в Сочи развивается Центр для одаренных детей «Сириус», но он не может вместить всех талантливых детей. Что делается для детей в регионах? Какие есть возможности?
И. Кузнецова:
- Уже открыты 44 региональных центра по работе с одаренными детьми. К 2024 году – это такой очень приятный год, потому что столько всего хорошего к этому году у нас случится, следующий год будет крайне активный, откроется в каждом регионе Российской Федерации такой центр. И, соответственно, не надо будет выезжать исключительно в «Сириус», соответственно, будут возможности выехать на интересные и интенсивные смены по трем блокам – наука, искусство и спорт – в каждом регионе к 202 4 году такие центры будут работать.
А. Сулхаева:
- Очень здорово! И в завершение нашего эфира хочу вернуться к тому, с чего мы начали, к тому, о чем говорила Наталья – о том, что родители должны быть тоже вовлечены в развитие своих детей. Но при этом ранее вы презентовали результаты исследования ценностных ориентиров современной молодежи, в которых один из выводов прозвучал так: по сравнению с 2021 годом родители стали намного реже проводить время со своими детьми – аж на 38% ниже этот показатель. С чем это связано?
Н. Агре:
- Я думаю, что основной причиной снижения вовлечения родителей к воспитанию детей – это окончившийся ковид. Потому что объективно родители были дома. И поэтому, скажем так, обширное было исследование с очень большой выборкой, думаю, что люди отвечали честно. Поэтому на сегодняшний день мы, как раз, концентрируемся максимально на методической работе с родителями через педагогов. И напрямую с родителями, которая позволяет то небольшое количество времени с ребенком, которое родитель может себе позволить провести, сделать это с пользой. В этом есть основная задача. Потому что есть родители, которые понимают, что что-то делать нужно, но не знают, как. И здесь они ищут, а когда они ищут, они находят все то, что мы сегодня обсудили. Есть родители, которые вообще не озабочены этим вопросом – вот здесь нам совместными усилиями нужно формировать, наверное, вот этот спрос и понимание родителей того, что заниматься ребенком нужно. Не только обеспечивать ему кров над головой, отвести его в садик, так далее. Для этого мы тоже на сегодняшний день разрабатываем методические рекомендации для воспитателей детских садов. И, на самом деле, даже входная зона в детский сад и небольшое количество плакатов, которые там появляются, они тоже будут направлены на то, чтобы подсказать родителям, что можно поделать. Естественно, запускаются огромное количество проектов сейчас министерством просвещения. Мы запустили сейчас журнал «Семья и школа», который максимально про то, что поделать с детьми, как это сделать правильно. Открытые уроки в рамках национального проекта, которые смотрятся прекрасно и родителями, и детьми – это просвещение для родителей в формате открытых родительских собраний – это тоже нацпроект. То есть, фактически мы пытаемся насытить информационное поле и максимально дать очень простые подсказки, чтобы они были не наукоемкими, а такие простые правила жизни: как подружиться с ребенком, как сделать общение с ним в удовольствие, а не в труд. Думаю, за этим и наше большое будущее.
А. Сулхаева:
- Спасибо огромное вам за вашу работу! Напомню, что это была программа «Женские истории». В студии Ирина Осадчая и Анжелика Сулхаева. И мы сегодня поговорили, мне кажется, всеобъемлюще о тех возможностях дополнительного образования, которые даются в рамках национального проекта «Образование».