Какие меры позволяют повышать безопасность детей на дорогах?

Анжелика Сулхаева обсуждает вместе с экспертами, что делается в стране для повышения детской безопасности на дороге

А. Сулхаева:

- Здравствуйте, дорогие друзья! В студии Анжелика Сулхаева. Это программа «Женские истории» на радио «Комсомольская правда». И здесь как обычно по пятницам в 18.00 мы говорим о важном. Рада приветствовать каждого нашего слушателя. Сегодня будем говорить на следующие темы. Речь пойдет о безопасности наших детей. Уточню, о дорожной безопасности наших детей. И я хочу сейчас с радостью представить наших дорогих спикеров. В студии вместе со мной Татьяна Бердникова, советник отдела Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Минпросвещения России. И Ольга Позднякова, старший инспектор по особым поручениям отдела пропаганды безопасности дорожного движения и профилактики детского травматизма ГУОБДД МВД России.

И первый вопрос сразу с места в карьер, а ваши собственные дети знают правила дорожного движения?

О. Позднякова:

- Конечно, знают.

О. Позднякова:

- За годы их жизни приложено столько усилий, чтобы сделать их передвижение по дорогам безопасным, я надеюсь, мы сможем гордиться нашими детьми. Они покажут пример другим детям.

А. Сулхаева:

- И это правильно. Мы, на самом деле, не случайно поднимаем эту тему. Дети уже месяц как учатся в школе. И нам хочется позаботиться о том, чтобы по дороге в школу и обратно они, конечно же, правильно себя вели на дороге, и то же самое делали еще и водители, а не только дети. Поэтому, собственно, и будем обсуждать то, что происходит. И как сегодня обеспечивается дорожная безопасность детей в рамках национального проекта «Безопасные и качественные дороги».

Первый вопрос вам, Ольга. Какие меры и как реализуются в стране госавтоинспекцией для повышения детской безопасности на дороге?

О. Позднякова:

- Госавтоинспекцией на постоянной основе реализуется целый комплекс мероприятий, практически все эти мероприятия мы проводим во взаимодействии Минпросвещения России и органами образования, образовательными организациями. О многих из этих мероприятий мы в течение нашего эфира с удовольствием подробно расскажем.

А. Сулхаева:

- Ольга, подскажите, пожалуйста, каковы показатели аварийности с учетом участия, вообще, детей и какая-то есть динамика положительная она или отрицательная, проинструктируйте нас, пожалуйста.

О. Позднякова:

- По данным научного центра БДД МВД России на последние пять лет максимальные показатели аварийности с участием детей отмечают следующие периоды. Если говорить о детях-пассажирах, то это июль-август. Пиковое значение аварийности с детьми-пешеходами приходится на май и сентябрь, то есть, на окончание и начало нового учебного года. Дети-водители вело- и мототранспорта попадают в ДТП на протяжении всего летнего периода с июня по август. И этот год не исключение. В конце августа этого года мы получили значительный рост аварийности с участием детей. Совместно с органами образования нами был принят комплекс мер. И по итогам 9 месяцев мы вышли на показатели, что основные показатели аварийности – это ДТП погибло, ранено с участием детей, сократились. По итогам 9 месяцев произошло 12184 дорожно-транспортных происшествий с участием детей, 432 ребенка погибли. И 13 тысяч 332 получили ранения. При этом цифры 432 погибших ребенка увеличилась на 1,9%, то есть, мы, все-таки, продолжаем терять детей в наших дорожных авариях.

А. Сулхаева:

- И часто это происходит именно по вине, я так понимаю, водителя, даже не по вине, собственно, ребенка, да? Который как-то неправильно нарушает правила дорожной безопасности.То есть, ездят не в детском кресле, не пристегнутые или еще как-то, да?

О. Позднякова:

- Очень часто дорожно-транспортные происшествия происходят из-за нарушений водителями правил дорожного движения, таких, как превышение скоростного режима, выезд на полосу встречного движения и так далее.

А. Сулхаева:

- И правильно я понимаю, из вот этих, на самом деле, страшных цифр, про которые вы рассказали, хотя и есть, как вы говорите, и положительная какая-то динамика в этом, ну, то есть, сокращаются такие случаи, правильно я понимаю, что повышение статистики мы видим именно в летний период, когда дети, ну, так скажем, находятся на каникулах и не заняты учебным процессом, Татьяна?

Т. Бердникова:

- Ну, не всегда так, я чуть-чуть продолжу мысль Ольги. Абсолютно с ней согласна по статистике, но ведь еще если посмотреть в достаточно долгосрочном периоде, взять хотя бы последние 7, 8, 10 лет, я думаю, Ольга не даст соврать, у нас ежегодно уменьшается количество дорожных происшествий, где дети получили травмы по своей собственной вине. То есть, тогда, когда они нарушили правила дорожного движения, сделали что-то не правильно. И увеличивается количество ДТП, как раз, с участием детей-пассажиров, где дети получают травмы в качестве пассажиров. И мне кажется, на мой взгляд, это, в том числе, говорит о том, что вот те усилия, которые вложены были государством на протяжении последних нескольких лет, в том числе, в рамках федерального проекта «Безопасность дорожного движения», национального проекта «Безопасные и качественные дороги», они все равно приводят к результату. Эти дети, которые сейчас соблюдают правила дорожного движения, они через несколько лет уже станут водителями. И я очень надеюсь, что у нас снизится в целом только из-за правильного воспитания, из-за того, как было вложено, сколько сил было вложено в этих детей.

А. Сулхаева:

- То есть, работа в направлении просвещения детей, она ведется. И она дает свои положительные результаты. Это мы видим на цифрах. И это замечательно. И мы обязательно еще к этому вопросу вернемся и поговорим о том, как прям вот пошагово проинструктируем о том, как правильно работать с детьми и их родителями, чтобы, собственно, привлечь внимание к правилам дорожного движения и детям напомнить в очередной раз, как их правильно соблюдать. Но прежде чем мы к этому перейдем, я бы хотела уточнить у Ольги, а что делается, какие меры принимаются для того, чтобы сами дороги были готовы к движению? Что делается и создается, кроме вот, собственно, обновления дорожного покрытия так, чтобы дороги были безопасны для детей.

О. Позднякова:

- В рамках федерального проекта «Безопасность дорожного движения» принимается целый комплекс мероприятий по обеспечению безопасной дорожной инфраструктуры. Вместе с тем госавтоинспекцией так же проводится значительное количество просветительских, информационно-пропагандистских мероприятий, которые направлены на формирование правосознания, правовой культуры у различных категорий участников дорожного движения. Большое значение уделяется просвещению детей в вопросах навыков безопасного поведения на дорогах.

А. Сулхаева:

- С детьми все понятно. А как просвещаем водителей для того, чтобы они тоже соблюдали правила?

О. Позднякова:

- Госавтоинспекция ежегодно проводит социальные кампании. У нас была кампания в 2019 год «Однозначно», далее кампания «Твой ход, пешеход», кампания «Внимание на дорогу». В этом году у нас социальная кампания «Расставь приоритеты».

Т. Бердникова:

- мы очень большое внимание за последние несколько лет стали убелять такой категории, как родители. Все-таки мы имеем к ним доступ хотя бы в рамках родительских собраний, родительских чатов и одна из таких достаточно эффективных форм оказалась работа таких организаций, как родительские патрули. Когда сами родители вместе с педагогами организовывают такие мини-рейды, которые больше работают не на то, чтобы выявить какое-то количество нарушений, а на то, чтобы рассказать о том, почему нужно вести себя безопасно. Родители у нас контролируют, привозят ли детей правильно, сами дети подходят к водителям, вручают листовки, почему нужно пристегиваться ремнями безопасности. И здесь мы имеем такой двойной положительный эффект. Мал оттого, что родитель вовлечен в тему изучения правил дорожного движения и осознает то, насколько важно себя правильно вести, ему потом, в принципе, не удобно перед своим собственным ребенком нарушать правила дорожного движения. А ни для кого не секрет, что родитель в любом случае самый большой и самый главный авторитет для любого ребенка.

А. Сулхаева:

- Согласились. Важно своим примером показывать и доказывать, как нужно себя вести на дорогах. МВД России в рамках федерального проекта «Безопасность дорожного движения» реализует мероприятия, которые направлены, как раз, на привлечение внимания населения к основным факторам риска, которые существуют сегодня в рамках безопасного дорожного движения. И на их профилактику. Расскажите, пожалуйста, поподробнее, какие механизмы и каналы коммуникации на сегодняшний день для вас работают наиболее успешно в этом направлении?

- Какие основные каналы коммуникации? Это, прежде всего, общероссийские телеканалы, общероссийские радиостанции, печатные СМИ с онлайн-версией. Это интернет-площадки, включая социальные сети. А так же различные площадки для взаимодействия с целевыми аудиториями. Вот в этом году мы используем автозаправочные станции, автошколы, места массового нахождения людей – это парки, скверы, ТРЦ – торгово-развлекательные центры, образовательные организации, школы, вузы и сузы.

А механизмами проведения мероприятий является трансляция социальной рекламы на телевидении, на радиовещании, проведение тематических радиопередач по безопасности дорожного движения, информационно-пропагандистские мероприятия с целевыми аудиториями. Это либо контакты, активности, семинары на авиаплощадках, конкурсы в сети интернет и различные очные мероприятия. Как с водителями, с пешеходами, с кандидатами-водителями, с обучающимися в образовательных организациях, с педагогами. То есть, целый большой комплекс мероприятий мы реализуем.

А. Сулхаева:
- Очень здорово. И я уверена, что это повышает эффективность и знания наших дорогих водителей и всех, вообще, участников дорожного движения в его какой-то безопасной организации.Татьяна, какие мероприятия проводит Министерство просвещения России для того, чтобы детей научить вести себя правильно на дорогах? Вы уже сказали о том, что это большой блок работы, который показывает свои результаты, достаточно эффективно работает в этом направлении. Вот что используете?

Т. Бердникова:

- Ну, с детьми, отмечу, наверное, действительно, работать сложнее. Но и интереснее. И, на наш взгляд, может быть, даже отчасти эффективнее, чем со взрослыми. Потому что все-таки дети – это как раз те искренние, открытые глаза, открытые души. И готовые принимать новую информацию. Поэтому, конечно, мы стараемся. И в рамках тех социальных кампаний, о которых сказала Ольга, в обязательном порядке значительный блок отводится именно детям. То есть отдельно для детей разрабатываются сценарии мероприятий, проводятся спектакли в игровой форме. Для каждой возрастной группы разрабатывается отдельный блок своих мероприятий. Если это совсем малыши в детском саду, это будут тематические спектакли с легко узнаваемыми героями. И, когда вы сказали про детей гаджетов, у нас в рамках одной из кампаний, социальных кампаний, которую проводит МВД России, даже были в виде как раз телефончиков герои анимационные, которые работали напрямую с детьми. Это запоминается, это помнится.

Но ведь вопрос еще в том, что, когда мы учим детей правильному поведению, безопасному поведению, мы давным-давно уже отходим от знаний «красный – стой, желтый – жди, зеленый – иди». Наши дети, поверьте, встретите любого ребенка, каждый ребенок детского сада знает сигналы светофора и знает, что они обозначают. А вот внушить и объяснить ребенку, почему это правильно – соблюдать правила дорожного движения, и в чем действительно заключается безопасность, это то, чем как раз занимаемся мы и все педагогические работники, думаю, Российской Федерации.

Это и уроки, и минутки безопасности, и массовые большие мероприятия, и выступления агитационных бригад. То есть все формы, которые есть в детском творчестве, формы дополнительного образования, в области безопасности дорожного движения, они задействованы все.

А. Сулхаева:

- Очень здорово. Я вот, знаете, вспомнила, пока вы рассказывали, такой опыт. Раньше в школах был такой отряд юных инспекторов дорожного движения. Работали они в основном там первую неделю сентября, когда только все выходили учиться.

Вот сейчас есть такая практика, сохранилась она? Или, может быть, там как-то будет возрождаться?

Т. Бердникова:

- за последние несколько лет, опять же, очень много сделано для развития этого движения. У нас в стране более 440 тысяч детей задействованы в этой деятельности. Можете себе представить? Более 33 тысяч отрядов, про которых вы вспоминаете. Но работа строится сейчас очень комплексно и круглогодично. Никто не останавливается только на сентябре.

Буквально в 2020 году даже МВД России совместно с Минпросвещения России, совместно с нами, мы разработали даже целый комплект рекомендаций, как организовать эту деятельность в течение целого учебного года. И даже сейчас мы видим результат, у нас с каждым годом количество детей, состоящих в отрядах юных инспекторов движения, увеличивается. Более того, делаем огромный, большой, я считаю, шаг вперед, сейчас мы реализуем комплекс мероприятий по созданию Всероссийской общественной организации «Юные инспекторы движения». То есть это уже будет законный такой….

А. Сулхаева:

- …орган.

Т. Бердникова:

- Такой орган, да, такое объединение, в котором уже дети будут состоять официально, будут иметь свои атрибуты, свой бренд и свою символику, что, собственно…

А. Сулхаева:

- Какая прекрасная инициатива. Я считаю, что это поможет делу обязательно. А как много сегодня детей вовлечено в эти ЮИДы, и как они в течение года, в таком случае… Вот я реально, вот вы мне сейчас Америку открыли, потому что я была в полной уверенности, что вот это ограничивается сентябрем.

А. Сулхаева:

- А что они делают в течение года? Вот, значит, напомнили всем правила дорожного движения, а что потом?

Т. Бердникова:

- Напомнили. Они проводят рейдовые мероприятия, проводят занятия в соседних детских садах, проводят различные квесты, КВНы. Любая, еще раз повторюсь, развлекательная тематика, которая есть в части дополнительного образования, которая есть в рамках внеурочной деятельности, они задействована и в разъяснениях правил дорожного движения. Вы знаете, у нас проводятся конкурсы вплоть до, я не знаю, конкурса частушек по правилам дорожного движения. Потому что это весело и интересно. И таким подспудным способом мы все равно внедряем мысль о необходимости соблюдения правил дорожного движения, как успех, извините, твоей дальнейшей жизни. Потому что без…

А. Сулхаева:

- Потому что ее может и не быть, этой дальнейшей жизни.

Т. Бердникова:

- К сожалению, действительно, может и не быть. Почему я и говорю, что, может быть, весь этот комплекс таких мероприятий он нам и водителей даст тех, кто будут понимать, что они отвечают не только за свою жизнь, но и за жизнь другого участника дорожного движения.

А. Сулхаева:

- А какие педагоги занимаются в школах вот как раз правилами дорожной безопасности? В чем их роль?

Т. Бердникова:

- У нас, по данным нашего мониторинга, более 17 тысяч педагогов занимаются именно направлением безопасности дорожного движения. Но это могут быть все-таки и учителя истории, и учителя русского языка, и преподаватели ОБЖ, и педагоги-организаторы, даже педагоги-психологи у нас есть, кто тоже занимается темой безопасности дорожного движения. Мне нравится, что за последнее время все-таки эта тема она настолько стала входить во все сферы жизни – безопасность дорожного движения, что она во многих вещах воспринимается автоматически. То есть, если есть какой-то комплекс, там уроки физики, там обязательно будет задание про безопасность дорожного движения. Конечно, на математике высчитывают скорость движения автомобиля и что можно сделать, что такое тормозной путь, что такое остановочный путь. Эти все моменты учитываются.

А. Сулхаева:

- А как Госавтоинспекция включается в работу ЮИДов.

О. Позднякова:

- А у нас сотрудники Госавтоинспекции закреплены нормативными документами за образовательными организациями, и за детскими садами, и за школами. Сотрудники посещают данные организации, проводят с детьми работу, и инструктажи, и беседы, и конкурсы, различные мероприятия, участвуют в открытых уроках. В том числе они занимаются и с отрядами ЮИД. У нас в образовательных организациях есть автогородки. И очень часто сотрудники, которые дают детям теоретические навыки, выходят на эти площадки вместе с детьми, проводят практические занятия в автогородках по соблюдению основ безопасного поведения на дорогах.

А. Сулхаева:

- А как дети, вовлекаются в этот процесс, им интересно изучать правила дорожного движения? Вот из практики, по вашему опыту.

О. Позднякова:

- Если честно, здесь не главный акцент – изучать правила дорожного движения. Мы изучаем знания и навыки, чтобы они могли нести эти знания по жизни. И сегодня мы, в частности, пытаемся сместить акценты на профориентацию для детей из отрядов ЮИД. А именно, на дальнейший выбор профессии. Ведь с безопасностью дорожного движения связаны не только сотрудники Госавтоинспекции. Это дорожники, это транспортники, это полицейские, это медики, это журналисты и сотрудники различных иных сфер.

Поэтому мы пытаемся через отряды ЮИД вовлекать детей, социализировать детей, готовить себе смену, чтобы потом о нашей безопасности на дорогах думали наши дети и прививали потом своим детям.

А. Сулхаева:

- И это замечательно. насколько с точки зрения Министерства просвещения Российской Федерации такая работа важна, нужна и повышает качество донесения этой информации до детей.

Т. Бердникова:

- На наш взгляд, эта работа не просто важна и нужна, а она просто крайне необходима. Потому что, что бы педагог ни объяснял с утра до вечера, что бы ни говорили родители, это все равно те лица, с которыми ребенок коммуницирует постоянно. И, когда в школу, в детский сад либо в любую другую образовательную организацию приходит красивый, умный сотрудник Госавтоинспекции…

А. Сулхаева:

- В форме.

Т. Бердникова:

- Конечно, в форме, поверьте мне, от детей такие восхищенные взгляды, что все, что скажет сотрудник, это точно будет сразу запечатлено в памяти.

А. Сулхаева:

- Сразу авторитет.

Т. Бердникова:

- И это будет авторитетным, важным и правильным мнением. И этот элемент, мне кажется, с успехом используется опять же, возвращаясь, и в рамках социальных кампаний, вот эта последняя кампания, которая идет в этом году, «Расставь приоритеты

используется фигура старого полицейского, исторического полицейского. Где он в белой форме, с красивой портупеей, в кожаных перчатках. Приходит в детский сад, и аплодируют даже зрители из соседних домов. Потому что дети вокруг этого полицейского все смотрят, все слушают и выходят на полном позитиве. А когда ты все-таки в положительном ключе воспринимаешь опять же важную и нужную информацию о безопасности дорожного движения, то это и останется в памяти, как тот элемент, который приносит тебе радость.

А. Сулхаева:

- Согласна, Ольга? Дополните что-то?

О. Позднякова:

- Хотела дополнить, да. Каждая социальная кампания и интерактивными мероприятиями охватывает 15 субъектов Российской Федерации. И вот в этих субъектах идет массированное информирование населения. Это торгово-развлекательные центры, это парки, это скверы, это места на… вблизи пешеходных переходов. Но также различные организации, такие как образовательные организации, ВУЗы, СУЗы, автошколы. То есть мы работаем с различными категориями. И с будущими водителями, и с начинающими, и с пешеходами. Естественное, особое внимание уделяется детям. То есть больше всего мероприятий именно для детей.

Т. Бердникова:

- Ольга, но в детских садах все-таки этот регулировщик произвел фурор буквально.

А. Сулхаева:

- Неизгладимое впечатление. Помимо работы с детьми, о которой мы подробно поговорили, есть такая важнейшая фигура в жизни каждого ребенка, как родитель. Мы уже затронули историю о том, что Министерство просвещения работает и с родительской аудиторией, и родители являются главным примером для ребенка, на который ребенок ориентируется вообще во всех паттернах поведения. Расскажите, пожалуйста, Татьяна, поподробнее, какую программу рабочую вы проводите с родительской аудиторией, для того чтобы у них в первую очередь формировалось тоже это ощущение ответственности за то, как их ребенок ведет себя на дороге.

Т. Бердникова:

- понимая как раз роль родителя в жизни ребенка, в рамках родительских собраний, в рамках дополнительных мероприятий мы вообще активно очень стали привлекать родителей К вопросам безопасности дорожного движения. Например, родители могут сообщать в образовательную организацию о недостатках улично-дорожной сети вблизи образовательной организации, если они считают, что путь его ребенка небезопасен. В сентябре в обязательном порядке в начальной школе составляются… Родителями вместе с детьми составляются так называемые маршруты движения дом – школа – дом, где родитель вместе с ребенком сам проходит этот маршрут, прорабатывает все участки, смотрит, опасны они, не опасны.

Ну и, конечно, самое главное, мы пытаемся достучаться до родителей и просим их всеми методами, всеми формами, с приведением видеопримеров, всегда самим помнить о том, что они являются самым главным примером в жизни ребенка. Родителям нужно помнить, что бы школа ни давала, как бы сотрудники Госавтоинспекции ни обучали детей, если сам родитель не будет примером в этом плане для своего ребенка, сложно нам достигнуть своих целей.

А. Сулхаева:

- Да, вот, будьте ответственны, родители, обращаемся к вам.

Много поговорили с вами о просветительских проектах, которые есть в сфере безопасности дорожного движения. Но можно бесконечное количество классных часов, каких-то выездных мероприятий провести, но важно же еще и понимать, а насколько эти знания вообще в умах как-то акцентовались, осели и применяются на практике. Есть, может быть, какой-то отдельный проект, который может это проверить, показать уровень информированности в этом направлении.

О. Позднякова:

- Таких проектов много, но один из самых масштабных проектов – это, наверное, всероссийская олимпиада «Безопасные дороги». В этом году она пройдет уже третий раз.

В 20-м году олимпиада проводилась для учащихся 1-4-х классов. Приняли в ней участие более 2,2 млн. детей. В прошлом году уже усложнили вопросы олимпиады, и проводилась она для 1-9-х классов. И в олимпиаде поучаствовало 3,7 млн. детей. Это достаточно большая цифра.

Т. Бердникова:

- Это большая цифра…

О. Позднякова:

- Потому что ни один проект, наверное, не охватывал такое количество детей одновременно, проекты по нашей тематике. И в чем плюс данной олимпиады? Она проводится дистанционно, дети могут, имеют возможность вместе с родителями повторить основы безопасного поведения на дорогах и решать вместе с родителями. То есть даже посредством олимпиады для детей, проверки их знаний мы вовлекаем родителей в тему безопасности дорожного движения.Все участники олимпиады, естественно, получают сертификаты. Олимпиада проходит на платформе «Учи.ру». Задания созданы в интересной, современной форме, предполагают различные форматы заданий, то есть ребенок не будет просто отвечать «белое», «черное» либо ставить галочки в клеточку. Ребенок должен подумать с разных сторон над каждым вопросом.

Т. Бердникова:

- Да. И тут еще чуть-чуть продолжу. Мы на самом деле настоятельно рекомендуем родителям максимально принимать участие в таких мероприятиях. Потому что то, что сказала Ольга, так, как отрисованы эти рисунки, так, как преподнесены эти задачи, это оставляет у ребенка самого осознание и понимание тех ситуаций, которые могут ждать его на дороге. Потому что эта олимпиада не про знание правил дорожного движения, а про знание как раз безопасного поведение на дорогах. Ну, любой здравомыслящий родитель, наверное, должен быть в этом заинтересован, чтобы его ребенок еще раз повторил то, что он знает, а может быть, узнал что-то в первый раз.

О. Позднякова:

- Естественно, в данной олимпиаде есть вопросы и задания для всех категорий участников дорожного движения. То есть мы ориентируемся и на детей-пассажиров, и на детей-водителей, и на детей-пешеходов.

А. Сулхаева:

- А есть дети-водители?

О. Позднякова:

- Есть дети-водители. Водители велотранспорта, водители мототранспорта. А также в этом году в вопросах олимпиады есть информация о детях-пешеходах, которые используют средства индивидуальной мобильности.

А. Сулхаева:

- Всё учли, и это прекрасно. Вспоминается мне такой формат, такие форматы, так скажем, как автогородки, автоплощадки. Существуют ли они сегодня, на текущий момент, насколько они актуальны, и кто ими пользуется?

О. Позднякова:

- Автогородки – очень интересная форма работы. Всего в нашей стране 943 автогородка. Площадки бывают разные и автогородки бывают разные. Автогородки бывают стационарные, с кабинетами, и отдельные автогородки. А также есть такое понятие, как мобильные автогородки. Что мы под этим подразумеваем? Это либо переносные комплекты оборудования, которые можно вынести в рекреацию школы, в спортзал, в школьный двор и выставить дорожные знаки, нанести разметку, поставить светофоры и провести с детьми занятия.

В 2016-2021 году в каждом субъекте Российской Федерации был открыт центр профилактики детского травматизма, который был оснащен методическим обеспечением и мобильным автогородком. Мы мониторили информацию, как работают данные организации. В них занятия проводятся как в учебных классах, так и на открытых площадках. Вот этот мобильный автогородок – это микроавтобус, внутри которого очень много различного оборудования тематического. В соответствии с графиками, которые утверждаются в каждом регионе, данный мобильный городок (данный автомобиль) постоянно выезжает в различные организации образовательные, даже самые малодоступные и удаленные, и проводятся мероприятия и с детьми, и с родителями, и с педагогами. То есть, есть целый комплекс, целая программа из нескольких модулей, которая направлена на различных участников дорожного движения.

А. Сулхаева:

- То есть тут уже люди могут на практике попробовать, на примерах посмотреть.

Т. Бердникова:

- Абсолютно. И это тоже один из таких важных элементов, который у нас включен в наш образовательный процесс по безопасности дорожного движения. Потому что, получая только теоретические знания, без отработки этих навыков на практике, сложно добиться, опять же, какого-то положительного результата. И хочу сказать, что даже на Всероссийском конкурсе юных инспекторов движения «Безопасное колесо», который прошел у нас в сентябре месяце в Калуге, где принимали участие команды из всех субъектов Российской Федерации, это маленькие дети 10-12 лет, даже они, уже на велосипедах, в настоящем, построенном автогородке ездили, как те люди, которые понимают, как ориентироваться, как смотреть на светофор, какие знаки дорожные. И автогородок очень многие прошли достойно, и это здорово.

А. Сулхаева:

- Вы уже затронули тему Всероссийской недели безопасности дорожного движения, как я поняла, которая действительно состоялась у нас в стране в этом сентябре. Расскажите тогда про ее результаты, итоги, какое количество людей в ней приняло участие.

Т. Бердникова:

- Неделя безопасности дорожного движения, именно во всероссийском формате, проводится уже не первый год, и каждый год у нас, опять же, все больше и больше вовлекается в нее людей. И это хорошо. У нас работают и общественные организации, работают средства массовой информации, проводятся «круглые столы». Это помимо тех самых любимых наших «минуток безопасности» в школах и уроков по безопасности дорожного движения.

Но я хочу вам сказать, что, например, в прошлом году в рамках Недели безопасности у нас более 15 тысяч только сотрудников полиции принимали участие в рамках Недели безопасности.

О. Позднякова:

- А я хотела бы добавить то, что традиционно в рамках Недели безопасности мы объявляем единый день безопасности дорожного движения, в рамках которого во многих образовательных организациях в этот день идут тематические занятия с детьми по безопасности во всех классах. То есть даже в рамках федерального проекта «Безопасность дорожного движения» совместно с Минпросвещения России мы разрабатывали целый комплект методических материалов для учащихся 1-11-х классов, то есть для каждого класса отдельный сценарий мероприятия. Сценарии родительских собраний, сценарии рейдовых мероприятий, сценарии семинаров с педагогическими работниками.

Вот данные рекомендации есть в субъектах Российской Федерации, и у сотрудников, и в образовательных организациях. То есть мы стараемся как можно максимально дать методические материалы, чтобы сотрудник или педагог брал и пользовался тем готовым, выверенным контентом и доносил его с удовольствием до наших детей, педагогов и родителей.

А. Сулхаева:

- Пусть оно так и будет. Оля, вы работаете на самом деле в такой очень серьезно стрессовой сфере, все эти цифры, факты, за которыми на самом деле стоят жизни людей. Как вы видите в принципе роль женщины-инспектора, которая занимается просветительской деятельностью, в том, чтобы доносить эту важнейшую информацию до наших детей?

О. Позднякова:

- Если взять наше направление (это пропаганда безопасности дорожного движения и профилактика детского дорожно-транспортного травматизма), то здесь нет различия, мужчина это или женщина. Это должен быть сотрудник грамотный, с горящими глазами, который знает информацию и разными способами, в том числе интерактивными, пытается донести их до других участников дорожного движения. У нас прекрасно работают девушки, у нас прекрасно работают ребята. Когда в образовательные организации приходят сотрудники, в школы, я даже не знаю, кто больший фурор производит на детей.

А. Сулхаева:

- Спасибо вам большое за этот важный разговор. Конечно же, хочется свести к нулю все печальные цифры и статистику, и чтобы меньше было каких-то несчастных случаев, тем более с участием детей. Я уверена, что одна из целей национального проекта «Повышение безопасности на дорогах», она будет выполнена, в том числе благодаря той деятельности, которую ведет Министерство просвещения и Госавтоинспекция. А мы со своей стороны как мамы, как педагоги, как сестры, как жены обязательно должны ответственно подходить к этому процессу и вносить свой вклад в дело безопасности наших детей.

Т. Бердникова:

- Мы будем вам очень благодарны.

А. Сулхаева:

- Это были «Женские истории» на радио «Комсомольская правда». Слушайте нас по пятницам в 18-00.