Как привлечь талантливую молодежь в науку
А. Сулхаева:
- Пятница, вечер. В эфире радио «Комсомольская правда» программа «Женские истории».
И. Осадчая:
- Рады приветствовать всех вас, наши уважаемые слушатели. Добрый вечер.
А. Сулхаева:
- Проведем ближайшие 30 минут вместе. Меня зовут Анжелика Сулхаева, рядом со мной моя соведущая Ирина Осадчая.
И. Осадчая:
- И наши уважаемые гости. На этот раз в студии радио «КП» вместе с нами Марина Боровская, президент Южного федерального университета. Здравствуйте, Марина.
М. Боровская:
- Очень рада приветствовать.
А. Сулхаева:
- Сергей Поляков, генеральный директор Фонда содействия инновациям. Здравствуйте, Сергей.
С. Поляков:
- Здравствуйте.
И. Осадчая:
- И Мария Мамонова, победительница конкурса «Студенческий стартап». Привет, Мария.
М. Мамонова:
- Добрый день.
А. Сулхаева:
- Я думаю, что уже несложно догадаться, что речь сегодня у нас пойдет о национальном проекте «Наука и университеты»…
И. Осадчая:
- …и федеральном проекте «Платформа университетского технопредпринимательства». Давайте начинать.
А. Сулхаева:
- Одна из важнейших задач национального проекта «Наука и университеты», как нам известно, это привлечение талантливой молодежи в науку, в сферу исследований и разработок. И такая же цель стоит перед федеральным проектом «Платформа университетского технологического предпринимательства», который входит в план десятилетия науки и технологий, которое у нас объявлено в стране с 2022 года по 2031 год. То есть такое десятилетие технологий предстоит нам, друзья.
В чем, собственно, заключается важность федерального проекта «Платформа университетского технологического предпринимательства» для будущих студентов-предпринимателей и вообще в целом для российской науки?
М. Боровская:
- Позвольте мне как представителю университетской платформы и университетского сообщества начать это сегодняшнее обсуждение. Вы знаете, университеты достаточно серьезно в течение уже трех предыдущих национальных проектов, то есть сейчас идет третий национальный проект, в котором участвуют университеты, и они накопили достаточно большую инфраструктуру, серьезные лаборатории у нас появились. И, конечно, сегодня, создавая вот этот проект, «Платформа университетского технологического предпринимательства», мы хотим, чтобы эти лаборатории, это оборудование было открыто для ребят, для молодежи.
Поэтому создание технологических стартапов, создание той инфраструктуры, которая помогает технологическим стартапам, в общем, так сказать, создаваться, рождаться и выходить потом на рынок, мне кажется, что это такая серьезная задача. И надо сказать, что та молодежь, которая сегодня находится в стенах университета, она вообще с большим запросом в части технологического предпринимательства. Им хочется попробовать себя в малых компаниях, создании своего бизнеса, им хочется проверить свои технологические навыки. И те, собственно, треки, которые сейчас запущены в стране, в части, допустим, тренингов технологического предпринимательства, стартап-студий, акселераторов, все это помогает эти навыки развивать. И поэтому я думаю, что мы, в общем, постарались создать такую инфраструктуру, надеемся, что, в общем, она эти 10 лет будет работать на эффекты.
А. Сулхаева:
- И мы надеемся.
И. Осадчая:
- Мы знаем, что цель проекта – к 2030 году в России должны появиться 30 тысяч новых университетских стартапов и 150 тысяч высокотехнологичных рабочих мест. Можете охарактеризовать, какие мероприятия входят в федпроект, для того чтобы решить эту задачу и добиться этой цели?
М. Боровская:
- Да. Сегодня уже действует около 130 акселераторов на площадке «Платформы университетского технологического предпринимательства». И это только первая часть этой истории. Акселератор, задача – все-таки выявить навыки технологического предпринимательства, показать, как складывается сама технология создания стартапов. И здесь, конечно, большую роль имеют наставники, сами действующие предприниматели, трекеры, специалисты, которые помогают ребятам понять технологически, как складывается эта история.
Ну и, наверное, дальше такие проекты должны быть, в общем, подхвачены не только самими акселераторами, они должны быть поддержаны и, в общем, введены уже в попытку создания бизнеса. И поэтому сегодня у нас появилась уже целая серия таких, собственно, решений, как стартап-студии. Задача их – попробовать, в общем, выводить эти проекты на реальный рынок.
А. Сулхаева:
- О стартап-студиях обязательно поговорим чуть позже в эфире. У меня следующий вопрос. В конце сентября, насколько нам известно, прошел отбор вузов на проведение тренингов предпринимательских компетенций. И победителями стали сразу 7 университетов, среди которых, в том числе, и ваш Южный федеральный университет. В чем главная ценность таких тренингов для студентов? Вообще, расскажите в принципе, из чего состоит такой тренинг, кто его будут вести, преподаватели вузов или сторонние эксперты, может быть, привлеченные из мира бизнеса в том числе? Так как университетов всего 7, а, наверное, желающих попробовать свои силы в предпринимательстве, может быть, гораздо больше, смогут ли студенты других вузов записываться на такие тренинги?
М. Боровская:
- Да, сегодня этот федпроект реализуется по всей стране. И были отобраны площадки, где, собственно, реализуются, проводятся эти тренинги технологического предпринимательства. Идея этого проекта заключается в том, что в течение полного дня работы, 8 часов, мы погружаем ребят в такой тренинг, формируем команды, пытаемся отобрать бренды. Я сама принимала участие в качестве именно тренера на таком проекте, и для меня было важно понять и почувствовать, как, в общем, происходит зарождение этой команды, и какова цепочка создания вот такого бизнеса.
Для нас важно, чтобы наставниками становились и преподаватели университетов (для них это, безусловно, новое качество). Ну, и очень важно, чтобы мы привлекали партнеров из бизнеса. Поэтому на сегодняшний момент эти проекты реализуются как раз за счет совмещения. То есть у нас появляется новая когорта преподавателей и бизнес-тренеров, которые, в общем, делятся своим опытом и этот опыт пытаются перенести на команды студентов и тех молодых ребят, которые, в общем, обладают такими идеями или желанием поучаствовать в создании бизнесов.
А. Сулхаева:
- Много желающих?
М. Боровская:
- Много, да. Поток большой. Примерно где-то на каждом тренинге образуется порядка 6-12 команд, каждая команда состоит где-то из 5-8 человек. И в процессе прямо дня ты наблюдаешь, как меняется их понимание этого бизнеса, как меняется понимание и как появляется сама команда, как складываются приоритеты в команде, как распределяются роли. И, мне кажется, это тоже важная задача. Очень хочется, чтобы вот этот вкус к предпринимательству, он появлялся. Мы же понимаем, что создание рабочих мест в части технологического предпринимательства для субъектов Российской Федерации… Вот я представляю юг России. Для нас это очень важная задача. Сегодня руководители субъектов говорят, что порядка 35% рабочих мест они готовы создавать за счет технологического предпринимательства.
Поэтому здесь к нам, конечно, огромный запрос, и нам надо объединить все усилия, для того чтобы действовать, в общем, слаженно.
И. Осадчая:
- Марина, давайте немножко обрисуем перспективу студента. Мы знаем, что как раз Минобрнауки России разработало методрекомендации вузам о предоставлении академотпуска студентам, которые занимаются разработкой стартапов. Такая возможность как раз предусмотрена, в том числе в рамках федпроекта «Платформа университетского технологического предпринимательства». Как студентам получить академотпуск, на что они имеют право?
М. Боровская:
- Мы понимаем, что академический отпуск имел под собой свои как бы вполне понятные формальные основания. На сегодняшний момент, когда в воронку технологического предпринимательства на этих этапах акселератора попадает этот проект, и мы видим на всех питч-сессиях, и эксперты формируют свое мнение в части того, что он складывается, ему надо дать время, для того чтобы он уже стал переходить в стадию бизнеса, как бы дальше стандартными решениями, которые есть в университете, через студенческое самоуправление, а затем через уже руководство университета принимается решение предоставить такой академический отпуск с целью, собственно, поддержки и развития этого бизнеса. Опыт пока такой, в общем, не всеми используется, идет аккуратно, но движемся, пробуем.
А. Сулхаева:
- Мы знаем, что помимо мер федерального проекта, как мы уже сказали, важно, чтобы все технологические наработки, которые происходят в университетах, стартапы, они были полезны бизнесу и использовались на практике. И вот в рамках нацпроекта «Наука и университеты» создаются центры трансфера технологий. Расскажите коротко о них, как они работают и как помогают связывать бизнес и науку.
М. Боровская:
- Да. Вы знаете, действительно, инфраструктура университетов и тех бизнес-партнеров, которые работают рядом, в компаниях, она огромная, уже на сегодняшний момент большая. И студенческие стартапы могут и должны использовать эту инфраструктуру, для того чтобы решать свои задачи. Ну, например, речь идет о продвижении, допустим, каких-то маркетинговых решений. Они могут воспользоваться теми студиями, которые сегодня уже работают в этой части. Речь идет о технологическом доступе к оборудованию, к созданию своего продукта. У нас есть 3D лаборатории, которые позволяют ребятам, которые занимаются в проектировании, создать свой продукт за счет использования этих лабораторий.
То есть мы максимально хотим предоставить инфраструктуру университетов и наших партнеров, для того чтобы на них как раз и шла отработка той технологии, которую собираются ребята выводить в бизнес. И здесь очень высока роль наставников. Очень важно, чтобы наставник, который берется за сопровождение команды, имел полное представление о том, где какую сетку, сеть партнерскую, можно использовать. Мы сегодня очень много над этим работаем. Это минимизирует расходы ребят при реализации стартапа. Потому что инфраструктура предоставляется, в общем, на достаточно таких выгодных условиях. И при этом это, в общем, усиливает капитализацию проекта, что тоже очень важно.
И. Осадчая:
- Предлагаю переключиться на еще одну прекрасную инициативу, а именно конкурс «Студенческий стартап». Конкурс проводится по федеральному проекту «Платформа университетского технологического предпринимательства».
И главная цель этого конкурса – сделать университеты местом запуска стартапов, стимулировать молодежное предпринимательство. Вопрос хочу адресовать Сергею. Расскажите, каким образом это происходит.
С. Поляков:
- Ну, на самом деле Фонд содействия инновациям, наверное, первым как бы вступил в реализацию «Платформы университетского технологического предпринимательства». Потому что мы уже запустили первый конкурс в феврале этого года. И сразу получили достаточно большой отклик со стороны студенчества. Вообще надо сказать, что у нас и раньше достаточно хороший опыт финансирования стартапов, создаваемых студентами. У фонда уже более 20 лет существует программа поддержки стартапов, мы несколько тысяч стартапов таких успешных создали, и каждый год порядка 500 новых запускаем. И там, конечно, были студенты. Но такой системной работы именно по, скажем так, поиску финансирования стартапов в студенческой среде еще не было.
Очевидно, что доля студенческих стартапов в России, конечно, не соответствует общемировой практике. То есть, если, скажем, по мировой статистике где-то каждый четвертый стартап в университетах рождался, в России это единицы. Поэтому мы с удовольствием восприняли предложение Министерства и правительства принять участие в этом федеральном проекте. Конкурс мы провели уже в два этапа, получили больше 4 тысяч заявок. И сегодня та цифра, которая была запланирована, около тысячи проектов общим объемом на миллиард рублей (то есть каждый студенческий стартап получит грант от фонда в миллион рублей), она вот сейчас уже решена. Мы уже отобрали первую тысячу победителей.
Мы отбирали эти проекты в несколько этапов, была и заочная экспертиза, затем каждый участник этого конкурса имел возможность в очном режиме защитить свой проект достаточно авторитетному экспертному жюри. При этом мы сформировали площадки отбора максимально приближенно к месту учебы студентов. То есть было несколько площадок – в Поволжье, в Петербурге, в Москве, ну, и в Сибири соответственно, что существенно облегчало возможность такой оперативной защиты таких проектов.
Сегодня мы приступили к финансированию этих проектов. Первые 650 проектов получили финансирование первого этапа, сейчас ребята заканчивают формирование своих компаний, то есть регистрацию предприятий, получат следующий этап финансирования проектов. Ну, и вот последний отбор, который прошел буквально в октябре месяце, примерно тоже 350 проектов мы сейчас контрактуем, и до конца года все эти деньги ребята получат.
А. Сулхаева:
- Сергей, мы знаем, что до конца 2024 года правительство планирует 4,5 миллиарда рублей направить на поддержку студенческих бизнес-идей в рамках проекта как раз «Студенческий стартап». Кто оценивает эти проекты? И по каким вообще направлениям идет отбор проектов?
С. Поляков:
- Вы абсолютно правы, у нас в этом году плановой была цифра 1000 стартапов, в следующем году – 1,5 тысячи, потом еще 2. То есть мы идем нарастающим итогом, где-то 4,5 тыс. стартапов к 24-му году мы отберем и профинансируем. Ну, отбирают проекты экспертные жюри, в них входят представители и бизнеса, и представители тех научных направлений, по которым эти проекты формируются. Направления, по которым мы отбираем проекты, самые различные, практически любые бизнес-идеи могут найти там, так сказать, поддержку. Ну, это, конечно, традиционные области. Это информационные технологии, новые материалы, приборы, медицина. Ну, всё, чем занимается фонд, где, как правило, создаются стартапы. Но в этом году мы как бы ввели такую серьезную для фонда инновацию, мы впервые отбираем стартапы в области креативных технологий. Это наш новый такой опыт, в общем-то, немножко для фонда не специфическое направление, но, нам кажется, именно в этих областях студенты, особенно университетов, где есть творческие специальности (это и мода, и питание, и дизайн, все, что относится к категории креативной индустрии), нам кажется, там может быть очень много интересных проектов. И мы видим, кстати, доля заявок по направлению креативной индустрии, она очень существенная, относительно даже таких традиционных областей бизнеса, как информационные технологии.
И. Осадчая:
- Очень интересно. А на что победители должны потратить грант, который получают?
С. Поляков:
- Вообще говоря, миллион рублей – это как бы деньги, за которые бизнес, конечно, не запустишь, в общем-то. Мы даем этот грант фактически на создание компании и начало бизнеса. То есть студент за эти деньги должен, во-первых, зарегистрировать предприятие, разработать бизнес-план и в принципе начать двигаться уже в направлении создания своего бизнеса. И искать инвесторов. Понятно, что миллион рублей – это не те деньги, за которые можно это сделать. То есть нужно искать инвесторов. В этом смысле в рамках федерального проекта «Платформа студенческого технологического предпринимательства», там предусмотрены, в том числе, и субсидии бизнес-ангелам, которые будут вкладывать, в том числе, свои собственные, личные деньги в эти проекты, акселерация предусмотрена, то есть помощь в подготовке своих проектов, так сказать, в развитии плана по маркетингу продукции. То есть там целый комплекс мероприятий. Вот мы как бы стоим в самом начале. То есть мы должны отобрать перспективные проекты, мы должны их профинансировать, каждому проекту дать грант на миллион рублей и, как говорится, пожелать успешной работы. Но мы, конечно, тоже будем в дальнейшем мониторить ситуацию, будем держать контакт с нашими победителями, возможно, будем оказывать им тоже свое содействие, подключать их к связям с различными нашими хорошими предприятиями, с которыми мы уже работаем.
Кстати, у нас сегодня здесь присутствует как раз один из победителей. Мы буквально перед эфиром с удовлетворением узнали, что компания, в которой Маша работает, она уже тоже пытается взаимодействовать с фондом, уже по другой, по своей линии. Поэтому мы надеемся еще развивать для наших студенческих стартапов такие нетворкинговые, синергетические связи, включая их в нашу большую инфраструктуру наших компаний.
А. Сулхаева:
- Мне кажется, то самое главное – запустить что-то, открыть ООО и зарегистрироваться и так далее. Важно, чтобы этот проект рос дальше и развивался. И тут какая-то помощь, даже консультационная в поиске инвесторов, вообще, в выстраивании бизнес-процессов, она необходима будет молодым предпринимателям.
Марина, я знаю, что вам есть, что дополнить.
М. Боровская:
- Да, вы знаете, мне кажется, что в этой связке мы, как раз, с Сергеем-то и рассчитываем на то, что университетская инфраструктура плюс спин-офф – компании, которые вокруг плюс тот миллион рублей, который дают коллеги, дает экономику проекта, дает возможность сделать экономическую модель более устойчивой. И полагаем, что за счет такого как бы небольшого вложения появляется инвестиционная привлекательность у стартапа. И тогда университетская платформа заинтересована в продвижении таких проектов.
С. Поляков:
- Ну, и я хочу сказать, что вот для Фонда участие в этом федеральном проекте тоже очень важно.В Фонде у нас большая линейка продуктов. Мы начинаем финансировать инновационные проекты, буквально начиная с самых ранних стадий, когда мы даем гранты по 500 тысяч рублей молодым исследователям, но это только самая ранняя стадия. Затем у нас есть большая программа, как я выразился, поддержки стартапов, там уже больше, более высокие требования в части готовности. Вот студенческие стартап, он фактически как бы замещает некоторый такой вот провал между вот совсем ранними стадиями и стартапами. Мы рассчитываем, что большое количество предприятий, компаний студенческих стартапов придут к нам в Фонд, опять вернутся через там год, может, через два. И мы им даем уже более существенные деньги, потому что на обычный стартап мы даем уже порядка 10 миллионов рублей. И это уже те деньги, за которые можно проект запускать. Поэтому мы считаем, что это наши будут клиенты, мы будем за ними смотреть, будем внимательно мониторить, что с ними происходит. И, вообще, ждать у себя в Фонде для дальнейшего финансирования.
А. Сулхаева:
- У нас в студии Мария Мамонова. Мария, представьтесь, пожалуйста. И расскажите коротко, до того, как мы уйдем на рекламную паузу, а потом снова с вами продолжим, как вам удалось победить в этом конкурсе? С какой идеей вы пришли?
М. Мамонова:
- Я победила по направлению креавтивной индустрии. Мой проект называется «Разработка мобильного приложения для швейного бизнеса по направлению антропометрия». Это наука о снятии мерок человека. В моем приложении специалисты могут, во-первых, повысить свои профессиональные навыки за счет справочника расширенного, там будут информация о размерных признаках, антропометрических точках, в общем, все данные, которые нужны для проектирования одежды. Особенно актуально для начинающих специалистов.
Затем приложение позволит поэтапно снимать мерки с заказчика, особенно это для индивидуальных фигур, для пошива по индзаказам. Далее эти мерки можно будет экспортировать в программы САПР. И вести базу заказов и заказчиков, что облегчит работу с пошивом.
И. Осадчая:
- Маша, расскажи, а как появилась идея твоего стартапа?
М. Мамонова:
- Все началось с моего университета. Я учусь на втором курсе магистратуры РГУ имени Косыгина. У меня очень интересное направление: я учусь на модельера. И после бакалавриата я пошла работать в компанию САПР-Ассоль – это разработчики российской САПР. Я преподаю конструирование одежды на компьютере. И получается, во время занятий я поняла, что не все специалисты идеально ориентируются во всех параметрах тела. И нам иногда приходилось обращаться к ГОСТам российским, а их нужно было искать, актуальные или не актуальные, размерные признаки изучать. И поэтому я придумала приложение д ля быстрого поиска, чтобы облегчить работу. И в магистратуре мне нужно было определиться с темой магистерской диссертации. Я думаю, а почему бы не сделать стартап мобильного приложения? Мой руководитель Ольга Владимировна Ковалева, она поддержала эту идею. И она меня, как раз, пригласила поучаствовать в конкурсе «Студенческий стартап» от Фонд содействия инновациям.
И. Осадчая:
- Маша, мы проговорили о том, с каким стартапом ты была представлена. Расскажи, пожалуйста, как проходит сам конкурс? С какими ты вызовами столкнулась во время конкурса?
М. Мамонова:
- Конкурс начинается с регистрации на платформе Фонда содействия инновациям. Затем нужно заполнить заявку. Заявка достаточно серьезная. Это не один вечер заполнения, даже не два. У меня заявка вышла аж сорок страниц. Сначала она меня напугала, но в целом, если разобраться, посидеть, изучить, то вполне реально ее заполнить.
Затем я ждала результатов по заявке. Меня отобрали и я прошла в финал. И в финале мне предстояло презентовать свой проект в онлайн-формате с презентацией. И после этого объявили результаты конкурса.
А. Сулхаева:
- А что помимо грантов получают победители студенческих стартапов?
М. Мамонова:
- Ну, естественно, ну, и, в общем-то, еще много всего.
И. Осадчая:
- Маша, а ведь ты общалась с другими участниками конкурса?
М. Мамонова:
- Да.
И. Осадчая:
- И получила представление о том, какие идея востребованы, чего хочет бизнес, какие направления рассматривают, как перспективные. Расскажешь о своих выводах? Что тебе показалось самым заметным?
М. Мамонова:
- судя по результатам первой волны, я видела всю таблицу результатов, по названиям я поняла, что очень много проектов именно в сфере IT. Есть проекты VIAR, много с виртуальной реальностью. И много проектов по креативным индустриям.
А. Сулхаева:
- Марина, скажите, пожалуйста, правильно мы понимаем, что вот такой стартап, представленный на конкурсе студенческих стартапов, может даже заменить традиционную выпускную работу в вузе?
М. Боровская:
- Да, это правда. Эта идея, действительно, давно реализуется в университетах. Мы здесь обращаем внимание на тех победителей, которые идут через студенческие стартапы и являются победителями Фонда. Для университета это важная задача. И, мне кажется, что в такого рода проектах формируется команда. Формирование команды позволяет нам делать эту защиту работы по нескольким направлениям – экономисты, математики, специалисты по дизайну. Они представляют в рамках своей части защиту этого стартапа, что, в общем, подтверждается еще и возможностью внедрения.
В аттестационных комиссиях обязательно присутствуют представители бизнеса, которые тоже, в общем, видят себя как возможные донаты этих проектов или возможные инвесторы, если этот проект уже как бы в большей степени сложился. Поэтому для нас сегодня вот такого рода проекты важны еще и тем, что у ребят возникает запрос к компетенциям. Найти команду, сформировать по тем компетенциям, которые необходимы, вот, мне кажется, что этот вопрос мы можем и Марии даже сегодня адресовать. Маша, а у вас компетенции все закрыты в вашем проекте? Или вам еще необходимо кого-то добрать из ребят, расширить этот проект? Насколько вы уже чувствуете, что вы готовы к тому, чтобы в стадию бизнеса переходить?
М. Мамонова:
- В моей команде шесть человек. Всех ребят мне помогли найти в университете. И у нас прекрасные взаимодействия между собой. Поэтому, думаю, да, мы уверены уже идти вперед с такой командой.
А. Сулхаева:
- Какие первые шаги сейчас планируете в продолжение?
М. Мамонова:
- Открытие и регистрация ООО уже позади. Сейчас мы занимаемся активно разработкой дизайна приложения. Уже мои мальчики-программисты начали писать код. И дальше пойдут уже юридические вопросы. Мы будем обязательно регистрировать интеллектуальную деятельность.
М. Боровская:
- Собственность, да.
М. Мамонова:
- И уже публиковать приложение на платформе продажи Apple Store и Play Market.
А. Сулхаева:
- А проводили какое-то предварительное исследование, общение с бизнесом, анализировали, насколько для них, вообще, эта платформа востребована будет?
М. Мамонова:
- Да, конечно. Мы проводили опрос среди целевой аудитории. Выясняли, какие функции конкретно пригодятся специалистам швейного бизнеса. Многие функции, кстати, предложили во время этого целевого опроса. Ждем.
И. Осадчая:
- Вопрос Сергею. Вы рассказали о том, что прошло уже две волны конкурса –весенняя и осенняя как раз закрылась в октябре. Каких результатов стоит ждать от конкурса ? И каковы плоды вы ожидаете и в какой перспективе?
С. Поляков:
-Сейчас вот наша задача Фонда, в первую очередь, обеспечить все эти стартапы финансированием, чтобы они до конца года получили тот объем финансирования, который зарезервирован для них. Дальше мы, естественно, будем внимательно смотреть, мы сейчас уже анализируем каждый проект, чем он интересен, то есть, вообще говоря, постараемся в ручном режиме, все-таки, смотреть во взаимодействии с университетами, как эти проекты будет развиваться. Поэтому то, что Мария сегодня рассказывает, мне кажется, что проект у нее в достаточно хорошей степени проработки, вот я думаю, что они сейчас работают, конечно, над поиском инвестора. Но мы будем работать и со студенческими стартапами, с теми проектами, которые, на наш взгляд, очень неплохо продвинулись на предмет возможной подачи заявок на нашу традиционную программу Фонда поддержки обычных стартапов, потому что там приличное финансирование. И те, кто вот уже, мы сейчас объявляем конкурс в декабре, мы его постоянно объявляем таким револьверным методом. И рассчитываем, что уже в следующем году там, наверное, может, во второй половине года значительное количество студенческих стартапов придет у Фонд за финансированием уже реально на реализацию проектов. Потому что вот этот миллион, который мы сейчас говорим, это именно грант на создание стартапа. Дальше нужны деньги уже платить, нужно зарплату, покупать какое-то оборудование, так сказать, возможно, арендовать офисы и так далее. Вот за этими деньгами мы ожидаем, что участники этой программы придут к нам уже в следующем году, для нас очень важен такой поток проектов появляется.
А. Сулхаева:
- Очень здорово! Как, на ваш взгляд, вот все эти меры, которые оказывает государство, предпринимает, они насколько могут, вообще, действительно, повлиять на имидж ученого? И повысить престижность профессии. Ну, так забегу вперед, мне кажется, что вот из многих наших других эфиров мы часто замечаем, что, в принципе, интерес к этой профессии, он растет. Все больше и больше молодых людей понимают ее перспективность. Если мы откинем время назад там, допустим, куда-то в 90-е или в 2000-е, это было не так престижно. И, наоборот, как бы казалось, что люди там, да, делают какие- то важные вещи, но не зарабатывают. А сейчас насколько мы можем вовлечь по-настоящему большое количество молодых людей в профессию?
М. Боровская:
- Вы совершенно правы. Сам национальный проект «Наука и университеты», он как бы и задуман был с этой целью. Нам очень важно, чтобы воспроизводство кадров для научно-исследовательской деятельности расширялось. И за счет тех разработок, которые рождаются сегодня в стенах университетов и научных организаций, появлялись новые технологические проекты. И, мне кажется, что пример Марии, он еще важен тем, что здесь научно-технологическая основа подведена. Здесь цифровые решения, которые были введены в оборот, это очень важно. У такого рода стартапов складывается постоянный запрос на технологические обновления. И постоянный запрос на научные исследования и проекты. Потому что новые материалы, дальше новый дизайн одежды, новые технологические решения, новое качество обработки материалов – все это то, что возвращает все время и будет возвращать такой проект и подобные проекты в университеты, чтобы получить дополнительный поток да, вот этой научной информации.
И мы надеемся, что вот за этот период – десятилетие реализации проекта – нам удастся, все-таки, вот, действительно, этот интерес не просто поддерживать, а наращивать его.
И. Осадчая:
- И здесь мы рефреном возвращаемся к десятилетию «Науки и технологии», да который стартовал в этом году. И, мне кажется, что эти треки его развития, как раз, очень важны для того, чтобы повысить престиж профессии.
С. Поляков:
- Я бы хотел сказать, что не надо забывать, что наряду с возрастающим авторитетом профессии ученого, нас должно волновать еще и генерация как можно большего количества новых стартапов проектов новых технологий. Потому что те вызовы, с которыми столкнулась сейчас наша страна, связанные с санкционными ограничениями, с нарушением логистических цепочек, с уходом с российского рынка больших и крупных компаний, они, вообще, достаточно серьезные. И касаются различных областей экономики, потребностей людей в разных областях. И именно путем развития такой системной организации создания стартапов, в том числе, в студенческой среде, мы можем решить большинство задач, которые сейчас стоят. Мы вот сейчас по практике Фонда видим, что наши компании, которые поддерживаются Фондом, очень уверенно себя чувствуют в нынешней сложившейся экономической ситуации, многие компании, как раз, получают новый абсолютно мощный стимул развития за счет высвобождающихся ниш рынка и так далее. Но при этом нужно всегда помнить, что масса задач, которая стоит, можно решить только путем создания новых компаний и новых технологий.
И мы видим, что именно в университетах у нас есть самая креативная часть нашей молодежи, самая образованная. И мы на нее очень рассчитываем. Но надо ей только помочь запустить те самые новые бизнесы с теми технологиями, которые будут решать те задачи, которые у нас сейчас есть. А задач сейчас очень много.
А. Сулхаева:
- На этой воодушевляющей ноте мы будем благодарить наших гостей. Получился очень интересный и важный разговор. Нашему молодому поколению желаем использовать все шансы, все возможности, которые у вас есть сейчас. И которые вам предоставляют национальные проекты нашей страны!
И. Осадчая:
- Сегодня в «Женских историях» говорили о национальном проекта «Наука и университеты» и федеральном проекте «Платформа технологического предпринимательства». И у нас в гостях были Марина Боровская, президент Южного федерального университета, Сергей Поляков, генеральный директор Фонда содействия инновациям. И Мария Мамонова, победительница конкурса «Студенческий стартап». Прощаемся с вами, друзья!
А. Сулхаева:
- Всем пока!