– Почти вся ваша жизнь связана с автоспортом. А как все начиналось и каковы ваши дальнейшие планы?
– Ну да, получается, что почти вся жизнь. Когда мне было 5 лет, мамина подруга увидела в интернете объявление о том, что объявляется набор в секцию картинга. Решили попробовать, в итоге затянуло… На первый чемпионат я вышел в 7 лет и выиграл первенство России по картингу в классе «микро». Сейчас я – мастер спорта и официальный пилот команды CPB Sport в классе KZ2. В будущем я вижу себя автогонщиком или тест-пилотом какой-то команды. Я уже ездил тесты на «больших» машинах класса TCR (прим. ред.: категория гоночных кузовных автомобилей для кольцевых гонок на стационарных трассах), в 2020 году должен был состояться чемпионат с моим участием, но из-за коронавируса не сложилось. Пробовал ездить и на машинах «формульного» класса, но там не так интересно, почти нет контактной борьбы на треке.
– Родители за вас переживают? Не против вашего выбора?
– Благодаря родителям я в автоспорте и оказался. Но все равно, когда начались профессиональные соревнования, первенства России и т.п., мама очень сильно волновалась. Доходило до того, что она сидела на трибуне, но на мой заезд не смотрела, поскольку боялась за меня. Правда, последние года три уже не так пугается, даже иногда фотографирует и видео снимает… С другой стороны, с 5 до 12 лет я боксом занимался, так что, думаю, там мама беспокоилась не меньше...
– Картинг – это тяжело?
– Мне иногда говорят: «Что сложного в этом спорте: крути руль и жми на педали». Я в этом случае отвечаю так: сходите в прокатный картинг и откатайте хотя бы 10 минут. Потом возьмите все ваши ощущения, всю вашу усталость и умножьте это на 4. Это получится одна тренировка. А умножьте на 10 – получите соревнование. И таких соревнований бывает до сорока в сезоне. Но самое сложное – это рассчитать все параметры гонки. Ведь это – как марафонский бег: главная задача – доехать до финиша за лучшее время. И здесь надо учитывать буквально все: температуру мотора, настройки шасси, состояние резины и трассы, погоду, ветер… Это не так просто, как кажется.
– Учебе спорт не мешает?
– В школе с пониманием относятся к моим занятиям спортом. У нас обычно график такой: само соревнование проходит в выходные, а со вторника начинаются тренировки. Перед тем, как уехать, я беру у учителей список заданий и по мере готовности отсылаю сделанное по электронной почте. По возвращении сдаю зачеты, контрольные и дополнительно занимаюсь с репетиторами, иногда стараясь пройти программу вперед. Поскольку у нас обычно 2-3 гонки в месяц, фактически я удаленно занимаюсь. Школа у нас с математическим уклоном, учителя хорошие, идут навстречу.
– Гонщику надо придерживаться специального режима тренировок, диеты?
– По окончании гонок понедельник – это всегда день отдыха. После соревнований надо реабилитироваться, восстановить и физические и моральные силы. А со вторника начинаются кардиотренировки (бег, велотренажер). Помимо этого тренер мне дает список упражнений. Например, отжимание, подтягивание, пресс. Тут главная задача – развить выносливость и укрепить мышцы спины, потому что автоспорт – это в основном осевые нагрузки на позвоночник.
А цели набрать большую мышечную массу у меня нет, в том числе и потому, что вес пилота должен находиться в определенных рамках. Для этого я придерживаюсь разработанного тренером режима питания, все съеденное записываю в программу в смартфоне. Иногда сложно удержаться, особенно когда с друзьями встречаешься. Но приходится. Тренер мне так говорит: «Тортик съел, хорошо, значит, плюс 5 километров к дневной дистанции пробежать надо!».
История от Артема Косарева
– Гонка Чемпионата Европы проходила в Италии. Я прилетел в Неаполь во вторник, и выяснилось, что мой багаж потерялся. В нем была экипировка, так что тренироваться я не мог. Следующим рейсом, в среду, багаж привезли, но тут уже я слег с пищевым отравлением и загремел в больницу. На треке я появляюсь только в пятницу и без предварительных тренировок прохожу квалификацию. И показываю второе время! Сам чемпионат я откатал тоже неплохо, пришел четвертым. Но этот уикенд я запомню на всю жизнь! Видимо, на нервах как-то собрался внутри, мобилизовался и показал такой результат без предварительной подготовки. Но обычно без «накатывания» шин, без настройки машины под конкретную трассу хорошее время не показать.