«Коронакризис подстегнул цифровизацию»: Комендантов о развитии онлайн-сервисов

Комендантов: даже губернаторы пытаются избежать проскролливания себя

Дмитрий Комендантов

Формат сухих пресс-релизов давно ушел в прошлое, их место заняли эмоциональные посты в соцсетях.

Д. Делинский:

— Это Петербург, мы на форуме Baltic PR Weekend. У меня в гостях Дмитрий Комендантов, директор направления по работе с государственным сектором Mail.ru Group. Здравствуйте!

Коронавирус основательно перепахал всю нашу жизнь, подстегнул процесс цифровизации всего и вся. Подстегнул развитие сервисов доставки всевозможных. Новость недели: Mail.ru Group заходит на кухню.

Д. Комендантов:

— Совместное предприятия Mail.ru Group и Сбербанка пополнилось новым активом – это «Кухня на районе» — большой технологический бизнес, который дополнит структуру этой части нашего бизнеса.

Д. Делинский:

— Delivery Club есть?

Д. Комендантов:

— Есть. И есть «Самокат», кстати, петербургская компания изначально. А «Кухня на районе» — это московская компания, они делают еду, когда это ресторан, который не имеет посадочных мест. И он доставляет еду с помощью курьеров.

Д. Делинский:

— Это дополнение к тому, что уже есть?

Д. Комендантов:

— Да. Просто это немного другая ниша, с другой бизнес-моделью. И с другим способом потребления для пользователя. Если Delivery Club – вы покупаете из тех ресторанов, которые вы знаете, в которые вы можете ходить оффлайн, то «Кухня на районе», у которого нет зала, куда вы можете прийти, но вы можете заказать там еду.

Д. Делинский:

— Mail.ru Group захватывает мир.

Д. Комендантов:

— Если говорить про игры, то да. Это утверждение справедливо, потому что Mail.ru входит в пятерку издателей игр Европы и один из лидеров по аудитории.

Д. Делинский:

— Это онлайн-игры?

Д. Комендантов:

— Да, это большой кусок бизнеса.

Комендантов: даже губернаторы боятся проскролливания себя в соцсетях

Д. Делинский:

— Народ, находясь за самоизоляции, ушел в интернет. И чего там делать, в том числе, играть. Это понятно. А что дальше?

Д. Комендантов:

— Народ и так играл, потому что рынок игр рос и до пандемии. Благодаря карантину люди стали больше времени этому посвящать.

Но я бы еще отметил, что игровая индустрия для России является хорошим экспортным направлением, потому что очень многие российские компании входят в топ издателей игр по аудитории. Это очень хороший экспортный сектор экономики, в том числе.

Д. Делинский:

— И серьезный бизнес?

Д. Комендантов:

— Серьезный.

Д. Делинский:

— Здоровье. Сервисы, связанные со здоровьем, это последствие коронавируса. Что здесь изменилось?

Д. Комендантов:

— Было принято решение, что можно осуществлять поставку товаров из аптек, которые нельзя было, соответственно, у нас есть сервис, который агрегирует данные из аптек.

Вы можете найти наиболее подходящие по цене рядом с вами и определенные товары заказать. Это расширило возможности в карантин людей быть с теми лекарствами, которые нужны, не выходя на улицу.

Д. Делинский:

— Государство тоже изменило подход в отношении с нами, с обычными мирными жителями страны. И мирные жители тоже изменили взаимоотношения с государством.

С одной стороны, чиновник стал дальше, потому что доступ в кабинеты был либо ограничен, либо вовсе закрыт. С другой стороны, чиновник стал ближе, потому что расстояние до государства сократилось до пары кликов.

Д. Комендантов:

— Да, это так. Я тоже являюсь приверженцем концепции, что власть и государство становится ближе, при этом это не только касается отношений, диалога и обратной связи или информирования населения.

Это еще и сервисы, которые Россия с точки зрения государственных сервисов в онлайне на первых местах с точки зрения простоты и удобства получения госуслуг. Пандемия проявила эту часть, в том числе.

Плюс, если возвращаться к общению государства с населением, то заметно, что те представители государства, кто умеет с помощью соцсетей информировать, доносить свою позицию, они получают лучшие отклики с точки зрения понимания, что конкретно делает чиновник, некую лояльность страны, жителей города или региона.

А те, кто не умеет общаться с людьми с помощью соцсетей, они начинают проигрывать, в том числе, это отражается на социологических опросах.

Комендантов: даже губернаторы боятся проскролливания себя в соцсетях

Д. Делинский:

— Давайте будем реалистами. Мы прекрасно понимаем, что губернатора, сидящего ВКонтакте, отвечающего людям, так не бывает.

Д. Комендантов:

— Я не соглашусь. Конечно, не все это умеют делать в корпоративном секторе. Но те губернаторы, которые умеют общаться в живот разговоре, кто позволяет себе выделять время, инвестировать на личное присутствие, понятно, не все время, но они приходят туда лично, они получают хороший отклик от своей аудитории

Но я не могу сказать, что таких примеров много, но таких чиновников становится больше. И я вижу, что запрос от государственного сектора – говорить с людьми на человеческом языке. А в соцсетях по-другому никак, иначе ты не будешь виден той аудитории, к которой ты обращаешься.

Д. Делинский:

— То есть, язык пресс-релизов напрочь устарел.

Д. Комендантов:

— Абсолютно. Конкуренция за внимание. Контакт пользователя ленты любой в соцсети с контентом – это 2-3 секунды. И ты либо цепляешь человека, либо он проскролливает тебя. Чем понятнее и проще ты будешь общаться, тем больше шансов, что тебя услышат.

Д. Делинский:

— Как вы оцениваете влияние коронавируса на нашу страну? На жизнь обычных людей.

Д. Комендантов:

— Вряд ли в пандемии можно найти положительные моменты, единственное, те уроки, которые общество, государство, каждый человек для себя выносит, это касается и от финансовой грамотности, когда люди поняли, что нужно аккуратнее обращаться со своими финансами, потому что могут быть ситуации, когда ты оказываешься в тяжелом положении.

И все научились думать про кризис, что он может случиться в любой момент. И понятно, к нему нельзя быть готовым, но сделать так, чтобы у тебя была заготовлена подушка безопасности или прокачаны каналы информации.

Или настроены те же сервисы доставки или те же больничные койки, которые сейчас в резерве создаются. Это тот урок кризиса, который страна достаточно успешно выучила. Надеюсь, что любой следующий такой кризис должен пройти гораздо безболезненнее и проще.

Д. Делинский:

— Я имел в виду, что коронакризис подстегнул цифровизацию нашего общества.

Д. Комендантов:

— Это несомненно. Это все отмечают, потому что то, что планировалось с точки зрения цифровизации на два-три года ближайшие, это ускорилось. Плюс невольно каждый из нас вынужден был погрузиться в механику этих сервисов, этих процессов, в том числе, люди 65+, для которых интернет был странным: либо только звонить, читать смс от внуков, он заставил обучаться.

У нас есть сотрудник, ей 86 лет, она корректор. Мы с ней делаем специальный проект, она постигала все вот эти сервисы доставки, оплаты ЖКХ онлайн.

Мы подробно рассказывали, как это делать, с какими трудностями она сталкивалась. И как она их преодолевала для того, чтобы другие такие же пользователи могли на ее примере научиться использовать эти сервисы. И налаживать свою жизнь в такое непростое время.

Комендантов: даже губернаторы боятся проскролливания себя в соцсетях

Д. Делинский:

— Удаленная работа – еще один урок коронакризиса. Удаленка в нашей стране возможна не только в экстремальной ситуации.

Д. Комендантов:

— Да. Наша отрасль давно работает с этой формой организации рабочего процесса. Но такие более традиционные отрасли вынуждены были научиться этому, перестроить внутри процессы. И ходила такая шутка, что окажется, что после кризиса часть сотрудников будет не нужна, потому что компании научились работать без части людей, потому что есть как бы лишние люди.

Тут работодатель научился работать на удаленке, так и каждый человек получил определенный опыт, что он может в рамках удаленной работы делать или чего ему не хватает, чтобы быть успешным с точки зрения такой организации работы.

И тут задача до следующей такой удаленной истории или перехода компании на удаленную работу эти недостающие компетенции и умения восполнить.

Д. Делинский:

— Сама концепция офиса – это пережиток прошлого?

Д. Комендантов:

— Думаю, нет. Офисы, как место, где собираются люди, а люди – социальные животные. И им нужно общаться друг с другом. И личное общение, пока нас не заменили роботы, будет превалирующим и достаточно важным с точки зрения обмена информации и эффективного взаимодействия при решении любой задачи.

Но то, что происходит внутри офиса, то, как там организована работа, как она была организована до этого, многие вещи, да, становятся, можно сдавать в утиль. И переходить на другие…

Например, рабочие места без конкретной привязки к конкретному человеку, когда человек приходит на работу и садится на первое попавшееся место либо бронирует себе место на определенное время. Потому что ему больше не надо. Остальную часть работы он делает, где-то в другом месте: дома или еще как-то.

С другой стороны, не у всех есть возможность дома эффективно работать, потому что не у всех есть возможность разделить внутренние потоки. Детей по разным комнатам, себя в другую, быть в комфортной обстановке. И эффективность падает. Думаю, что офисы не умрут, но то, что там происходит внутри, оно как-то видоизменится. Это точно.

Д. Делинский:

— Комбинированный формат.

Д. Комендантов:

— Гибридный. Часто точно будет на удаленке, часть будет периодически приходить на работу. Есть какие-то функции, которые важны в офисе. Не все сотрудники могли быть на удаленке, которые обеспечивают работоспособность серверов и другого железа, это физическая история присутствия. И так далее. Гибридная история будет.

Д. Делинский:

— Спасибо!

Культурный код