Ученые объяснили, почему не все студенты списывают

Академическое мошенничество студентов
Исследователи Центра социологии высшего образования Института образования ВШЭ опросили с периодичностью в год студентов четырех ведущих вузов: 50% списывают на экзаменах, 45% не упоминают использованную литературу в курсовых и рефератах.

Опрос проводился среди студентов разных факультетов. Частота студенческого мошенничества отличается в вузах, так, в одном из них без плагиата обходится 29% учащихся, а в другом — 60%, но списывают везде примерно одинаково. В начале обучения в вузе большинство студентов соглашается с тем, что списывание и плагиат не разрешены.

«Списывание зависит от строгости отдельных преподавателей, а плагиат может быть связан с политикой вуза», — говорит младший научный сотрудник исследовательской группы Евгения Шмелева.

К недобросовестному поведению чаще склонны студенты с удовлетворительной успеваемостью, и исследователи объясняют его недостаточной мотивацией к получению знаний и навыков и преследованием цели получения хороших оценок и успешной самопрезентации. При этом большую роль играют представления окружающих —преподавателей и сокурсников — о «нормальности» академической халтуры.

«Значение учебной мотивации переоценено, честность среды оказалась более важным фактором», - отмечает Шмелева. Плохой пример заразителен.

Некоторые вузы наказывают за плагиат, но лишь треть опрошенных воспринимают серьезно риски быть выгнанными с экзамена за списывание или отчисленными за плагиат.

Исследователи обеспокоены, что в современных условиях достаточно скопировать в интернете и распечатать нужным шрифтом на бумагу ответ на вопрос экзаменационного билета, поэтому информация не остаётся в памяти студентов. Раньше, когда шпаргалки готовили вручную, они, как правило, уже не требовались во время экзамена.

Post persons