Великие дорожные тайны: как дырки на шоссе и улицах ведут нас к здоровью нации
Все имена в этом тексте вымышлены, за исключением имени предстоятеля, а вот события, к сожалению, очень даже реальны.
Трамвай против Патриарха
Патриарх Кирилл должен был прибыть с визитом в Ростов. К его приезду собрались отремонтировать дорогу к храму – обычная история.
Старший начальник над дорожниками поставил задачу среднему, средний начальник поставил задачу младшему, младший начальник поставил задачу водителю катка, скажем, Аманжолу.
Аманжол приехал из села в бывшей союзной республике и не очень знал про трамвай. Он увидел на дороге, которую ему поручили сделать гладкой, две здоровенные железные полосы и красиво закатал их в асфальт. Качественно.
Приехали все пронумерованные начальники. Аманжол сказал: «Смотрите, как красиво!». Начальники посмотрели и сказали: «Ты не прав, Аманжол». Не совсем так сказали, но по смыслу близко.
И еще немного добавили что-то насчет его рук. Но было поздно, асфальт застыл.
Тогда начальники решили все быстро исправить, как будто никакого Аманжола тут не было, а асфальт наоборот был. Для этого они позвали трамвай вместе с вагоновожатым и попросили проехать примерно там же, где обычно, ну, ты знаешь, чтобы прорезать свежий асфальт и освободить запечатанные рельсы.
Вожатый согласился, а трамвай никто не спрашивал, поэтому он тут же сошел с рельс.
До приезда Патриарха пошел обратный отсчет времени. Аманжолу было больно смотреть, как режут его красивый асфальт, и он ушел домой.
«Что же нам теперь делать с трамваем, сошедшим с рельс, которые закатали в асфальт», - громко задались вопросом начальники.
Немного в других выражениях, но задались.
И тогда они немного подумали и позвали КАМАЗ с водителем, который затянул трамвай обратно на рельсы и повез. Бабка за дедку, дедка за репку, трамвай за Камаз.
Но Аманжол этого уже не видел, он ел дома лепешку с сыром и думал, что эти люди совершенно ничего не понимают в красоте.
Во-первых, это красиво
Понятие о красоте, впрочем, присуще многим дорожным рабочим. Оно может сильно отличаться от региона к региону и, возможно, наши потомки смогут определить, в каком стиле работали бригады в Саратове или Пскове, и объединят их в отдельные школы. Как у художников — Пизанская, Болонская, Кёльнская.
Вот, например, дорожный рабочий - скажем, Толик, в кузбасском городе Белово в душе был художник. Он понимал, что из того материала, который ему выделяют, никакого нормального ремонта не выйдет. Так и так все лопнет через две недели.
А что если, думал Толик, асфальт лопнет, а под ним — сюрприз. Если дороги будут неровные, но красивые, люди не будут сильно переживать. И закатал под него мусор.
Ожидания оправдались, но немного иначе. Асфальт растрескался, и из под него проступили пивные банки, бутылки и полиэтиленовые пакеты.
Люди, вопреки ожиданиям Толика, не обрадовались и стали искать того, кто устроил им эту аппликацию, чтобы кое-чего ему выдать (не вознаграждение). Толик обиделся и запил.
Хотя, между нами, если бы он обрадовался, то запил бы все равно, но в этот раз Толик пил за искусство.
Его коллега из Ростова с редким именем, предположим, Поликарп, придерживался более классического направления, но в глубине души желал бунта.
Каждое утро Поликарп просыпался и думал, что все так обыденно. Погода дрянь, водка дорожает, продавщица Маша из продуктового — стерва, дорожная разметка ровная, аж тошнит.
И если, думал Поликарп, Маша и водка непоколебимы, как стихия, то дорожная разметка в его власти. Хотя бы завтра.
На следующий день на центральном проспекте города появилась красивая волнообразная пунктирная линия. Поликарп испытывал то радость, то волнение, то гордость.
Че Гевара с плаката на стене коммуналки одобрительно поглядывал на новоиспеченного бунтаря. А потом дорогу сфотографировали, выложили в интернет и все стали смеяться.
Тогда Поликарпа вызвал в кабинет начальник и тоже сказал что-то про руки неразборчиво. Тогда Поликарп понял, что художника может обидеть каждый и впервые задумался о смене профессии. Все равно ведь уволили.
Культурной столице — культурные рабочие
Дорожные рабочие в Санкт-Петербурге были из интеллигентных семей. Как впрочем, и все в Петербурге. Кто-то работал учителем, кто-то был инженером. Но несовершенство этого мира не позволяло не пить, и сферу деятельности пришлось сменить на менее требовательную.
Однажды бригаде поступил заказ на укладку асфальта дворе дома № 37 по Старо-Петергофскому проспекту.
Рабочие прибыли на место и увидели, что во дворе остался один припаркованный автомобиль. Хозяина необходимо было разыскать, но всем было очень неловко. Вдруг он ест, отдыхает, читает книгу, а то и вовсе крепко спит после ночной смены.
Рабочие посовещались, и старший бригады Иннокентий Венеаминович, бывший преподаватель географии, посоветовал аккуратно положить дорожное покрытие вокруг машины, зачем зря беспокоить человека.
Жители двора на следующее утро очень удивились, но жаловаться не стали. Во-первых, такое поведение никого не украшает, во-вторых, у всех книги не дочитаны. А у владельца Audi неожиданно появилось индивидуальное парковочное место. Буквально анатомической формы.
Если нет разницы, то зачем платить больше
В Курске дорожный рабочий Паша недавно вернулся из армии. Образование получать было некогда, ведь жить надо было прямо здесь и сейчас. Устроился по знакомству ремонтировать дороги.
Однажды ему поручили уложить новый асфальт на тротуар вдоль дорожной части. Паша выехал на место работы и увидел, что асфальт, в общем, как асфальт. Если положить новый, то он не будет лучше, это будет просто другой асфальт.
Тогда Паша вспомнил, что армия научила его не только защищать родину, чистить картошку в промышленных масштабах и заправлять постель до хруста в пальцах, но и другим полезным вещам.
Например, новобранцем он пару раз красил газон. Быстро, красиво, эффектно. Если смотреть издалека и не принюхиваться — выглядит потрясающе.
Тогда Паша пошел на строительный рынок купил валик и черную краску. Результатом он остался доволен. Если смотреть издалека и не ходить, то асфальт стал даже лучше прежнего.
Памяти безымянных героев
Была и масса других случаев уникальных и смелых решений по ремонту дорог, имен мастеров которых история не сохранила. Они закатывали в асфальт брусчатку, чтобы город выглядел более современным, прокладывали пешеходную тропу, которая упирается в дерево, чтобы показать, что все конечно. Укатывали в битум целые аллеи деревьев, чтобы их не повалило ветром в непогоду и делали много других удивительных вещей.
В прошлом году в Сети заговорили о том, что строительство четвертого транспортного кольца в Москве стоит дороже строительства коллайдера. Километр этой дороги якобы стоил 667 миллионов долларов, в то время, как аналогичный отрезок коллайдера - 370 миллионов.
Научный руководитель НИИ Транспорта и дорожного хозяйства Михаил Блинкин, впрочем, с негодованием опроверг эту информацию. Один километр полосы четвертого транспортного кольца, по его словам, обходится столице в каких-то жалких два миллиона долларов и только.
Что же, очевидно средств, выделяемых на дороги, категорически не хватает, если мы говорим о таких смешных суммах.
С другой стороны, возможно населению этим оказывают услугу. Ведь чем больше мы ездим, тем больше суетимся. Вечно не хватает времени сесть и спокойно подумать о вечном и незыблемом.
А так посмотришь на дороги, подумаешь и лучше пешком пойдешь. Для здоровья полезно опять же. А дорожные рабочие, как могут, будут стараться скрасить наши будни. Есть такая профессия — бесконечно дороги ремонтировать.