Эксперт Симонов объяснил, как указ Путина позволит России бороться за место на нефтяном рынке
Директор Фонда национальной энергетической безопасности, профессор Финансового университета при правительстве Российской Федерации Константин Симонов в беседе с радио «Комсомольская правда» (radiokp.ru) прокомментировал указ президента Владимира Путина о запрете экспорта российской нефти по потолку цен.
По словам Симонова, вся суть указа заключается в формулировке о том, что поставки нефти и нефтепродуктов запрещаются с 1 февраля до 1 июля, если в контракте прописано прямо или косвенно привязка к потолку цен.
«И тут очень интересный вопрос: как все это будет трактоваться. Были бурные споры между упертыми радикалами, которые считают, что Россия вообще должна прекратить торговлю нефтью, и теми людьми, которые пытались объяснить, что если РФ прекратит поставки, то мы останемся не только без денег, но и можем потерять значительную часть рынка. Потому что Саудовская Аравия и ОАЭ могут оперативно нарастить добычу, если мы гордо уйдем не только с европейского рынка, но и с азиатского. Я считаю, что указ в этой логике выдержан, потому что, с одной стороны, есть запрет, а с другой, если в контракте ограничение цены не прописано, значит торговать можно. Если бы там было написано, что запрещается торговля со странами, которые ввели механизм, тогда подвисли бы трубопроводные поставки нефти в Венгрию или Польшу. Но на трубопроводные поставки потолок цен не распространяется, значит мы эту проблему сняли и вполне законно можно поставлять», — заявил эксперт.
При этом остается проблема с морскими перевозками нефти в Азию, в том числе в Индию, отметил он.
«Например греческий перевозчик везет нефть в индийский порт, и в этом контракте, который заключает российская нефтяная компания с конкретным индийским НПЗ, механизм потолка может и не быть прописан. А вот греческий перевозчик механизм применять будет, потому что это его ответственность перед европейским регулятором, но не в контракте российской компании с покупателем. Покупатель может забирать нефть в порту отгрузки, а дальше сам нанимает греческого судовладельца и тот решает вопрос, как он механизм применяет. Таким образом, эта формулировка оставляет определенную гибкость для наших нефтяных компаний. Это хорошо, поскольку позволяет бороться за деньги и за наше место на нефтяном рынке, так как свято место пусто не бывает», — подытожил Константин Симонов.
Ранее эксперт рассказал, как Польша и Германия смогут покупать российскую нефть.