«Возможно ослабление рубля что-то компенсирует»: экономист объяснил, что будет после поднятия ключевой ставки ЦБ до 23%
Экономист Алексей Бобровский в эфире Радио «Комсомольская правда» рассказал, что будет на самом деле, если Центробанк повысит ключевую ставку до 23%.
По мнению эксперта, принципиально это уже ситуацию ухудшить не может, потому что и так уже издержки, которые дает ключевая ставка в бизнесе, высоки.
«Это не помогает снижать инфляцию. Если посмотреть на последние данные, по нашей статистике, 8,66% — это на 25 ноября, ну и в результате все идет к тому, что действительно ставка может быть повышена. Другое дело, что поскольку сейчас острый момент, и несколько дней падающий рубль добавляет этой остроты, может быть такая ситуация, что Центральный банк подумает и решит пока не рисковать, потому что давление общественное мощное и возможно как раз ослабление рубля что-то компенсирует экспортерам. Вот такая развилка есть. Но это не потому, что он будет отходить от своей стратегии, он может и дальше ее повышать. Кредиты брать невозможно под такие проценты, если только это не нужно для гособоронзаказа, потому что это уголовное дело, его нельзя не исполнить. Естественно, под такие проценты невозможно размещаться на долговом рынке. Поскольку фондовый рынок падает, невозможно проводить IPO. Прямые иностранные инвестиции сейчас закрыты, в общем, как бы, уже 21% или 23% — принципиальной разницы нет», — сказал он.
Экономист отметил, что позиция Центрального банка — инфляцию нужно вместе со спросом душить всеми возможными способами.
«Задача вот такая. То есть душим спрос — это означает, что мы каким-то образом еще и влияем на инфляцию. Хотя жизнь показывает, очень многие люди, работающие в бизнесе, говорят, что они все равно перекладывают издержки, которые возникают с невозможностью обслуживать кредиты, на конечную стоимость продукта. Повышаете ставку — это все равно дает прибавку к инфляции», — пояснил он.
Бобровский добавил, что всеобъемлющая рыночная экономика может иметь недостатки такого рода, когда вымывается средний класс.
«А главное, что в нормальном состоянии мы сейчас находиться не можем, ибо время такое. То есть говорить о том, что рыночная экономика для всех одинакова можно только тогда, когда страна не отрезается от доллара, евро, от разных финансовых рынков и прочее. А сейчас мы не в стандартной ситуации, и говорить, что в нестандартной ситуации применять надо стандартные решения, потому что так работает в мире и всегда — мне кажется, это не совсем верно. Значит единственное, что нужно, — это придумывать, нестандартные выходы, значит, нужна полная ревизия денежно-кредитной политики. Возможно что-то изменить, как говорил сатирик, в консерватории поменять. Это означает, что нужна совершенно другая политика, антиинфляционная и комплексная причем, в которой должны участвовать не только регуляторы, но и меры правительства, и скорректированы должны быть, но и другие институты финансовые. Ну и в результате это сказывается на общей экономической политике. То есть это все вместе должно сейчас меняться», — подытожил он.
Ранее глава Центробанка РФ Эльвира Набиуллина объяснила, почему регулятору пришлось резко поднять ключевую ставку.