«Если заставить дурака Богу молиться»: эксперт Сухарев объяснил охлаждение экономики России

«Если заставить дурака Богу молиться»: эксперт Сухарев объяснил охлаждение экономики России
Экономист раскритиковал проводимую жесткую монетарную политику.

Экономист Олег Сухарев в эфире Радио «Комсомольская правда» прокомментировал заявление главы Минэкономразвития РФ Максима Решетникова о том, что ведомство фиксирует признаки охлаждения экономики страны.

По его словам, Решетников в этом смысле абсолютно честен, не осуществляет никаких манипуляций, открыто и честно говорит, что идет замедление темпов роста, что прогнозировали многие экономисты и аналитики.

«Причина — это проводимая жесткая монетарная политика, которая давит спрос, давит кредитование, которая не позволяет инвестировать, создавать добавочные мощности. А рост, который исчерпывает факторы и заполняет мощности и в полном объеме подключает иные факторы, он, в конце концов, снижается по динамике и, если это будет дальше продолжаться, вплоть до свертывания, вплоть до нуля. Ну и дальше можно уйти и в отрицательные значения, если такая будет политика. Если заставить дурака Богу молиться, он лоб расшибет. Но причиной является, конечно, жесткая кредитно-денежная политика, которая соперничает пока с отраслевой, с бюджетной, на которой мы и растем, на которой мы показали хорошие результаты в 2024 году, отчасти в 2023. И в 2025 году уже вот это соревнование между жесткой монетарной и стимулирующей бюджетно-отраслевой политикой может постепенно склоняться не в пользу бюджетно-отраслевой. То есть вот эта жесткая монетарная в конце концов задавит вот эти стимулирующие меры. Но факт остается фактом. Действительно, он абсолютно справедливо отмечает замедление роста российской экономики, свертывание активности по ряду важных, в том числе и обрабатывающих, направлений», — заявил он.

Сухарев отметил, что население и так настороженно себя ведет, потому что инфляция достаточно существенна.

«Эта жесткая монетарная политика пока не приводит к победе над инфляцией. Это раз. Что касается аналитиков правительства, чиновничества, системы управления, то они должны насторожиться в том смысле, что необходимы меры по стимулированию роста, причем отраслевые, новые, с созданием мощностей, с ориентировкой на 2-3 года хотя бы, и поддержка инвестиционного процесса. Нужно не трескотню устраивать по поводу структурной трансформации и структурных изменений, а смотреть в корень, что ресурсы сосредоточены в секторах. Одни из них избыточные, другие в загоне. Несмотря на хорошую динамику, обработка не так уж расцвела, как кажется на первый взгляд. И эта динамика исчерпываемая, она самоисчерпывается. И Решетникову уже дает сигналы по этому поводу, поэтому необходимо реальная структурная политика, а не ля-ля-ля. А у нас даже нет структурных целей. У нас что, сформулированы цели по проектированию народнохозяйственных пропорций? Где они? В чем они конкретно? Что это за пропорции хозяйственные?» — подчеркнул он.

Экономист добавил, что для решения проблемы необходимо привлечь резервы.

«Которые есть и у правительства, я имею в виду валютно-золотые, и есть у банковской системы в виде неиспользуемых активов, исчисляемых триллионами рублей. Можно чуть увеличить внутренний госдолг. Все эти резервы назывались, кроме главного — что трудовой ресурс сосредоточен в секторах. Понимаете, в обработке он исчерпан, там жуткие дефициты по многим специальностям и необходимы действительно управляемые структурные изменения, которые были бы связаны с целенаправленным перемещением труда в рамках государственной политики. Я об этом много пишу уже лет 5-10. А толку то, никто ничего не читает. Так получается, что не только не инвестирует, но никто ничего и никого не читает, и не изучает. Вот это отличает экономическую аналитику России от всех других. Но делать должен единственный человек, кого избрали и кому доверяют, то есть Владимир Путин, все кадровые решения в его руках, и другого не дано. Такой закон в России, Конституция. Он кандидат экономических наук, кстати», — подытожил он.

Ранее экономист Алексей Бобровский рассказал, что будет на самом деле, если Центробанк повысит ключевую ставку до 23%.

Post persons