«У людей нет свободных денег»: экономист оценил заявления Путина на ВЭФ

Roman Naumov/URA.RU/ www.globallookpress.com
Весь экономический подъем в определенных отраслях последние три года обеспечен тем, что расходы бюджета выросли в два раза.

Экономист, автор Telegram-канала «Деньги и песец» Дмитрий Прокофьев в эфире Радио «Комсомольская правда» прокомментировал заявления президента РФ Владимира Путина, сделанные на ВЭФ.

По его словам, то, что соответствует тому, что правительство называет выполнением задач, там с инфраструктурой все хорошо и расходы там действительно растут.

«Вообще расходы бюджета, весь экономический подъем в определенных отраслях последние три года обеспечен тем, что расходы бюджета выросли в два раза. Поэтому, естественно, если вы такое количество денег вливаете, то у вас будет экономическая активность. Поэтому здесь это действительно так, и расходы останавливаться у нас не собираются. Какие здесь могут быть вопросы? Я могу сказать, что по вот методике, как ВВП рассчитывает правительство, все расходы, которые вы упомянули, считаются инвестиционными расходами. Расходы на эту самую промышленность соответствующую — это у нас инвестиции, так называемые инвестиционные отрасли, как их считает правительство. То есть вы можете считать это все расходами на инфраструктуру, как это официально статистически и происходит, записываются они в эту статью. Например, фраза о том, что в российской экономике нет стагнации — ее действительно нет, потому что стагнацию считать можно только на протяжении четырех кварталов. То есть вот если у нас год ВВП будет снижаться, то это называется стагнация. А сейчас в экономике фиксируется техническая рецессия, как об этом написал Центральный банк. И Минэкономразвития с этим, естественно, согласно. И вот два квартала подряд ВВП снижается. Он может начать расти, мы этого не знаем. Это уже будет зависеть от действий правительства, от того, какие оно предпримет. Так что здесь вопрос интерпретаций экономической статистики», — сказал он.

Прокофьев отметил, что термин ВВП — это не отражение благосостояния людей, этот показатель придуман для того, чтобы оценивать экономическую активность, которая может не быть не связана с нашим благосостоянием.

«То есть, как мы говорим, показатели растут, а в холодильнике ничего не прибавляется. Ну, это была ситуация, кстати, Советского Союза достаточно долго, что вот у нас там выплавка чугуна и стали росла, а в магазинах был дефицит. Сейчас, кстати, инвестиционные расходы, о которых говорит правительство, растут, но дефицита мы не видим, то есть у нас еще потребительская часть экономики пока продолжает работать. У нас растут зарплаты у всех, кто так или иначе связан с соответствующим производством ВПК, у нас также зарплаты в сырьевых отраслях высокие. Но вообще важно ведь не столько, сколько у нас написано в зарплатной ведомости, сколько написано на бумажках, которые нам выдали и что мы на эти бумажки можем купить. Вот уровень потребления у нас проседает. У людей не то, что нет денег, у них нет свободных денег. Кредит дорогой, перекредитоваться трудно. Сейчас люди все больше своих доходов тратят на то, чтобы погасить предыдущие кредиты, рассчитаться за тот уровень жизни, на который они в последние годы вышли, и поэтому повышение доходов и повышение зарплат — это немножко разные вещи. Повышение доходов и вашего благосостояния — это когда вы работаете столько же, а купить можете больше. Сами по себе высокие зарплаты важный элемент, но не единственный. Нужны еще потребительские товары, которые вы будете приобретать. У нас по тем ценам, по которым мы хотим купить, нехватка. Дорогих — избыток, пожалуйста, все, что дорого, сколько хотите, но купить так, чтобы это соответствовало нашим представлениям, что сколько должно стоить, у нас образуется дефицит», — подытожил он.

Ранее заведующая кафедрой «Финансов и кредита» РУДН Дарья Динец предупредила, что повышение налога на доходы физических лиц (НДФЛ) ударит по доходам среднего класса.