«Остались без бензина»: экономист оценил ситуацию с топливным кризисом в России

Экономист, директор Института изучения мировых рынков Алексей Бобровский в эфире Радио «Комсомольская правда» прокомментировал сложившуюся на российском рынке ситуацию с дефицитом топлива.
По его словам, причинами этого стал комплекс обстоятельств, среди них и плановое закрытие разных НПЗ, которые сейчас как раз там выходят с разных ремонтных работ, и действия непреодолимой силы, которые в сводках все время значатся как обломки, упавшие куда-то.
«И третье — это действие общей системы, которая регулирует объем экспорта как нефти, так и нефтепродуктов на внешний рынок. Сейчас, где-то на рубеже июля августа принято решение вообще закрыть экспорт нефтепродуктов, чтобы насыщать внутренний рынок. И этот процесс не быстрый, если бы не было двух других причин. Одна из них ушла, то есть потихонечку открываются НПЗ, которые были на реорганизацию, на ремонт определенный закрыты. А остальные, если они не защищены, как, например, один НПЗ на Волге, то на них какие-то там обломки падают. Мы сейчас в СМИ видим оценки того, что выпало из этого энергобаланса, из системы насыщения рынка нефтепродуктами — это плюс-минус 50-100 километров погрешность, потому что объемы в военное время не говорят точные. И это по-своему правильно, но это усложняет нам задачу анализировать. Оценки в 20% выпавших объемов мне представляются в принципе адекватными, но еще раз за точность этих данных никто не поручится, как быстро это восстанавливается в зависимости от стадии повреждения, от характера повреждения НПЗ — от месяца до двух, в принципе, могут быть неудобства определенные. Если мы говорим про отдельные регионы, где есть перебои, то связано это со структурой НПЗ этих регионов, где преобладает, как, например, в Крыму, больше частных НПЗ и они зависят от поставщиков, которые, естественно, делают упор на поставку сначала для своих сетевых розничных пунктов. Если москвичи, жители некоторых других крупных городов прекрасно знают, что никаких очередей нет, они были в день, когда многие медиа решили разводить панику, то в отдельных регионах жители скажут, что есть конкретные НПЗ, где, например, бензина нет или дизеля какого-нибудь», — сказал он.
Эксперт отметил, что ситуацию можно считать сильным пинком, чтобы усилить экстренную защиту тех НПЗ, которые находятся в нормальном состоянии.
«Второе — будет переложена больше нагрузка на те НПЗ, которые находятся вне зоны доступа всех этих обломков. Третье — такой чисто запасной вариант. У нас есть соседние страны типа Белоруссии, Казахстана и на Дальнем Востоке, например, Китая, где вы можете завозить сырую нефть и вывозить уже готовые нефтепродукты. Это просто совсем на крайний случай, это довольно быстрая история. Я не говорю, что так будет, но это вот совсем про запас. То есть представить себе историю, что остались без бензина, мы не можем. Может ли он дальше расти в цене? Ну, если не сбивать и не ограничивать, например, на бирже и по вывозу на длительный период, экспорт нефтепродуктов, конечно, может», — пояснил Бобровский.
Ранее глава Крыма Сергей Аксенов сообщил, что на полуострове с 15:00 29 сентября введено ограничение на объем продажи топлива — не более 30 литров «в одни руки».