«70% цены — это налоги»: эксперт оценил предложение о введении максимального потолка цен на топливо на АЗС

Заместитель генерального директора Института национальной энергетики, главный редактор портала «Инфотек» Александр Фролов в эфире Радио «Комсомольская правда» прокомментировал предложение о введении максимального потолка цен на топливо на автозаправочных станциях.
По его словам, каждый год, когда у нас случаются ценовые кризисы, кто-нибудь выходит с прекрасным, очень оригинальным предложением «Давайте скажем ценам стоп!».
«Я понимаю, что это находит крайне живой отклик у аудитории, потому что аудитория говорит, ну да, ну все правильно человек говорит, надо сказать, стоп и все заработает. Но, если серьезно подходить к такого рода заявлениям, то, давайте, мягко скажем, это не сработает. По крайней мере, это не сработает в том виде, в котором это изложено в оригинальной публикации, с которой я ознакомился. Это не сработает по банальной причине. А почему сейчас цены повышаются? Ну почему вот независимые игроки, некоторые повышают цены? А потому что закупочные цены высокие. Можно зайти на сайт петербургской международной товарно-сырьевой биржи и посмотреть, сколько сейчас. стоит тонна топлива, 92-95 бензина, кому совсем интересно, можно и дизельное топливо тоже посмотреть. Вот 95 бензин у нас сейчас стоит 79 200 рублей за тонну. Делим на 1300, чтобы получить рубли за литры, и получаем 61 рубль примерно. Ну и казалось бы, ну здорово, на заправках он где-то 65-66 рублей, тут 61, значит, все нормально, все работает, можно продавать в плюс. Да, можно было бы продавать в плюс, если бы не затраты на доставку, хранение, распределение, налоги, то, что еще рублей 15 где-то должно закладывать в эту самую цену. То есть фактически, когда мы говорим о том, что рост цен не должен превышать уровень инфляции, это звучит неплохо, но, учитывая гибридную систему ценообразования, это не сработает вообще никак и сработать не может, потому что кроме введения такого рода индекса, нам нужно будет просто перелопатить всю систему ценообразования напрочь. А это, в свою очередь, не обязательно приведет к тому, что цены будут расти менее динамично, чем растут сейчас», — сказал он.
Фролов добавил, что рост средних цен, который отмечает тот же самый Росстат, уже ни о чем не говорит.
«Опять же, все желающие могут сейчас воспользоваться картой известного сервиса, посмотреть цены на АЗС, например, в Москве, например, в республиках Северного Кавказа, ну или где еще отмечаются резкие повышения, и обнаружить, что есть заправки независимые, у которых цены на 3-4-6 рублей выше, чем у находящихся в том же населенном пункте заправок наших крупнейших нефтяных компаний. И это означает, что уровень средних цен не говорит нам ни о чем, потому что если вы в одном городе можете заправиться 92 бензином за 66 рублей и тут же за 59 рублей тем же самым бензином, ну, наверное, то, что средняя цена будет где-то между ними вам, по сути, ничего не скажет. Сейчас ценовой кризис, без всяких шуток, без всяких скидок, но, даже с учетом доходов мы где-то в середине списка мирового по цене моторных топлив и мало чем у нас ситуация отличается от ряда других крупных нефтедобывающих стран. Ну это вообще не связано, добываете вы нефть или не добываете. Это связано с налоговыми режимами. У нас примерно 70-75% цены, которую вы видите на заправке, это налоги. Налоги каждый год повышаются, соответственно, у нас ежегодно закладывается государством, депутатами, которые голосуют, например, за рост акциза. Акциз 1 января повысится, акциз в каждом литре топлива. Но в таком случае удивляться тому, что цены растут странно», — подытожил он.
Ранее президент Независимого топливного союза Павел Баженов прокомментировал рост цен на топливо. По его словам, ограничение экспорта бензина повлияло только на оптовые цены, а не на розничные.