«Идет борьба за деньги»: экономист объяснил возможное подорожание товаров на маркетплейсах в случае отмены скидок по картам

Профессор Финансового университета при правительстве РФ Александр Сафонов в эфире Радио «Комсомольская правда» прокомментировал сообщение о том, что товары на маркетплейсах подорожают в среднем на 35% в случае отмены скидок при оплате фирменными картами.
По его словам, это еще обсуждаемое решение, но с учетом настойчивости Центробанка и крупных игроков, вероятность того, что все-таки пойдут на поводу, высокая.
«Товарооборот, который сейчас концентрирует вокруг себя маркетплейсы, составляет триллионы рублей. То есть один маркетплейс обрабатывает покупок где-то на триллион рублей. И вот теперь представим ситуацию, при которой раньше эти денежные средства приходили на счета маркетплейса. И в этом контексте банки, естественно, являлись получателями определенных средств за счет эквайринга. То есть мы приложили карточку или с нашего счета списали, деньги поступили на счет продавца. И вот за эту операцию банк взял комиссию и на этом заработал. Когда речь идет о скидках, которые побуждают нас приобретать товары, минуя вот этот сложный процесс расчета, мы перечисляем деньги сразу же маркетплейсу и маркетплейс у себя аккумулирует огромное количество средств и дальше производит расчеты с продавцами этих товаров. Таким образом, он как бы подменяет собой банк и именно на его счетах сосредотачиваются большие деньги. А ведь наличие денег на счетах банков это ведь не только пассивное хранение. Эти деньги банк всегда пускает в оборот, потому что на его корсчетах вот эти остатки не лежат мертвым грузом. Он их размещает в различного рода инструменты финансовые, то есть может по количеству вот этого ежедневного остатка отправить деньги на приобретение там ценных бумаг, выдать кому-либо кредиты, либо отправить эти деньги на межбанковский кредит. Таким образом они на наших деньгах зарабатывают дополнительные деньги. И вот в связи с тем, что появились электронные платформы, вот этот бизнес начинает быть менее прибыльным для крупных банков. Борьба идет в первую очередь за деньги, которые будут либо проходить через счета банков, либо эти деньги перейдут на маркетплейсы. Вот такая нехитрая арифметика вокруг чего, собственно говоря, разгорелась борьба», — сказал он.
Ранее председатель общественной организации по защите прав потребителей «Общественная потребительская инициатива», председатель общественного совета при Роспотребнадзоре Олег Павлов прокомментировал предложение Совета Федерации запретить маркетплейсам делать скидки при оплате их собственными картами.