Игорь Писарский: «Какими блюдами нас станет потчевать поствирусная "новая реальность"?»
В гастрономии бытует легенда о столетнем бульоне. Когда вы варите бульон – неважно из чего, отливаете стаканчик и ставите в холод. Другой день – другой бульон.
Добавляете тот стаканчик из морозилки или из погреба в кастрюлю. А от получившегося бульона отливаете стаканчик. На следующий день вы снова варите бульон.
Стаканчик старого в кастрюлю. Стаканчик получившегося сохраняете для следующего бульона. И так сто лет.
Говорят, такой бульон, обогащаясь тысячами нюансов новых и новых вкусов, становится великим. В Японии есть ресторан, в котором по этой технологии ежедневно варят и настаивают бульон более 75 лет.
С современным миром дело обстоит примерно так же.
Сведения прибывают и прибывают, версии и сценарии множатся, побулькивающий бульон в этом информационном котле становится все насыщеннее.
Но благородным ароматом предлагаемая нам пища пока не благоухает. Большей частью напоминает разогретый дорширак в пластике. Ну, а что вы хотите – и года с пришествия перевернувшего мир вируса не миновало, дайте пище для умов хотя бы слегка настояться.
Тем не менее, настоящие шефы потому и маги, что им не нужна кухня, чтобы узнать вкус придуманного блюда. Достаточно его изобрести, измыслить.
Какими блюдами нас станет потчевать поствирусная «новая реальность»? На каких носителях будет отпечатано меню? Предусмотрены ли десерты? И, главное, чем за все это платить?
Примерно это, но необязательно с гастрономических точек зрения, обсуждали 50 спикеров завершившегося на днях фестиваля Telling Stories, организованного факультетом коммуникаций, медиа и дизайна Высшей школы экономики.
Обсуждалась тема «Новая норма/Новая реальность» – а что сегодня еще обсуждать? Организаторы, среди которых была команда нашего агентства, переобулись в затяжном прыжке и запланированный фестиваль из традиционного формата Face to Face целиком перешел в онлайн чуть более чем за месяц.
36 часов программы на русском и английском языках увидели миллион зрителей из десятка стран.
Даже с учетом повышенного интереса к онлайну в условиях самоизоляции – цифры для футурологических штудий креативщиков и инноваторов невиданные. Почему?
Потому что всем нам хочется попробовать этого ароматного жаркого отвара невиданного прежде нового мира, который на сугубо виртуальной кухне уже способны представить себе креативные повара.
Вдохнуть это запах. Прокатить на языке вкус. Ощутить текстуру. Впрочем, главный организатор фестиваля умнейший мужик, декан Вышки Андрей Быстрицкий точно заметил, что цифровая среда, не реальность, а кодификация, запись реальности.
«В этом главный вызов. Театр не был замещен кино. Просто кино, как выяснилось, может делать то, что театру не под силу. Новые синтетические формы могут и даже должны возникнуть именно в цифровой среде. Их трудно вообразить, пока кто-то их не создаст», – сказал он.
И мы верим, что эти креативные ребята, создающие новые формы великой цифры и рассказывавшие нам на фестивале о будущем, уже попробовали свой столетний бульон. Страшно интересно – как он на вкус? А пока варим свой. День за днем.