Игорь Писарский: «Трещит привычная житейская парадигма. Грядет «революция»
Полвека назад американский историк науки Томас Кун опубликовал небольшую монографию «Структура научных революций», в которой представил точку зрения на развитие науки как на смену, в первую очередь, «психологических парадигм».
Парадигма, по Куну, есть совокупность научных достижений, признаваемых всем научным сообществом в определенный период времени.
Вот существует «нормальная» наука – стройная система знаний. Научные результаты вписываются в существующую концепцию, совершенствуются технологии, увеличивается объем исследований.
До тех пор, пока решение научных задач протекает успешно, парадигма выступает как надежный инструмент познания. Но в какой-то момент некоторые задачи не находят, несмотря на упорство ученых, решения в рамках существующей парадигмы.
Допустим, предсказания теории постоянно расходятся с экспериментальными данными и эти расхождения нарастают. Это Кун называет «аномалиями».
Сначала на них не обращают внимания. Но постепенно к ряду ученых приходит осознание того, что средствами существующей парадигмы аномалии не могут быть устранены.
Пока расхождений немного, ученые не слишком о них беспокоятся. Однако со временем доверие к парадигме падает. Ее неспособность справиться с аномалиями свидетельствует о том, что она уже не может служить инструментом успешного познания.
Наступает момент кризиса. Ученые оказываются перед лицом множества нерешенных проблем, необъясненных фактов и экспериментальных данных. Период кризиса заканчивается, когда появляется гипотеза, внятно объясняющая непонятные факты.
Происходит «научная революция», в результате которой место низвергнутой занимает новая научная парадигма.
Стройная, красивая теория, ну а мы-то причем?- спросит меня читатель. Расскажу.
Все задачки, возникающие в рамках «нормальной науки» Кун называет «головоломками». Наподобие кроссвордов, составления паззлов или заполнения судоку.
Всякая головоломка имеет гарантированное решение в рамках существующей системы знаний о мире. Но если головоломка не сходится, вот тогда кто-то умный и додумывается до использования иного новаторского принципа решения задачи.
Не кажется ли вам, друзья, что аномалий у нас скопилось выше крыши, а власть предержащие пытаются управиться с ними, как с головоломкой-кроссвордом?
Они мучительно и тщетно, мусоля карандаш, пытаются отгадать кроссворд привычным способом. Втискивают в клеточки знакомые слова «пандемия», «полиция», «маска», «статистика», «налоги». А кроссворд ну никак не сходится.
Не решается «головоломка» привычными способами. И есть ощущение, что количество аномалий будет накапливаться в обозримом будущем.
Трещит привычная житейская парадигма. Новые данные не вписываются в существующие представления о жизнеустройстве. Грядет «революция».
Только, упаси Бог, я не о социальной революции говорю – только этого нам не хватало. Томас Кун не зря, даже рассуждая о науке, употребил термин «психологическая» парадигма.
Потому что значимые революции совершаются не на улицах, а в головах. Для начала, в очень умных, парадоксально мыслящих головах. Их и не хватает.