«А как же летающий макаронный монстр?»: зачем школьникам уроки православия
9 лет с «Основами»
Курс «Основы религиозных культур и светской этики» был введен в школах в 2010 году в рамках образовательной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России». Сперва курс экспериментально запустили в 19 регионах, а с 2012 года по всей стране.
Для изучения могла быть выбрана любая религия, в частности, ОПК — основы православной культуры, учебник для которого написал православный диакон Андрей Кураев. Этот предмет стал особенно распространен в школах, а с 2008 года начала проводиться Всероссийская олимпиада по «Основам православной культуры».
Интересно при этом, что основы православия преподавались в ряде школ еще с 2006 года, но решение о введении предмета в школьную программу принималось на местном уровне, и изучение было скорее факультативным.
Куда без созидательных ориентиров?
Автор учебника по основам православия, диакон Андрей Кураев в пояснительной записке к программе объясняет ее необходимость тем, что в наше время происходит смена ценностных ориентиров.
«В российском обществе стал ощущаться недостаток сознательно принимаемых большинством граждан принципов правил жизни, согласия в вопросах корректного социального поведения, а также отсутствие созидательных ориентиров смысла жизни. Образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственном воспитании молодежи. Новая российская общеобразовательная школа должна стать важнейшим фактором, обеспечивающим социокультурную модернизации российского общества», - пишет он.
Глава Министерства образования и науки России Ольга Васильева тогда же пообещала, что таких уроков должно стать больше, а чтобы детям было не так тяжело учиться, убрать из программ второй иностранный язык.
«Второй язык, если это не языковая школа, во многом профанация. Дай бог, чтобы у нас один иностранный хорошо преподавали... Второй язык и третий можно и нужно изучать факультативно», - объяснила она.
«Задай Богу вопрос, на который тебе не сумела ответить мать»
Ярче всего позицию родителей, пожалуй, в 2013 году выразил Дмитрий Бондарь. Мужчина обратился в суд с заявлением, что уроки религиозной культуры нарушает его право на нравственное воспитание дочери.
Верховный суд (ВС) РФ отказался отменить преподавание религиозной культуры и светской этики. Юрист Минобразования отметила, что «курс носит общий, обзорный, общеразвивающий характер и никакого культа не содержит».
Заявление Бондаря осталось без удовлетворения.
Тогда же в Челябинской области родители учеников средней школы №15 Миасса подали коллективный иск с требованием предоставить их детям выбор изучать светскую этику, иудаизм, ислам или буддизм. Выяснилось, что из всего обширного курса детям преподавались только основы православия.
Группа родителей за несколько месяцев до похода детей в первый класс с бантами и букетами решили познакомиться с будущей классной руководительницей и посетить школу. Педагог объяснила, что директор школы очень набожная женщина и это отражается на детях. После этого родители оказались на школьном концерте, и пришли в ужас.
Школьный хор исполнил около десяти религиозных песнопений, после чего директор завершила концерт фразой: «Задай Богу вопрос, на который тебе не сумела ответить мать: почему мир такой жестокий?».
«Дети в вашей школе имеют право на радость? Песню «В траве сидел кузнечик» они знают? Почему на стенах только изображения храмов, а в фойе висят иконы? », - спросили родители после окончания концерта, но ответа так и не получили.
Позднее они узнали, что вместо колокольчика в стенах школы звучит колокольный звон, приходящим священникам дети целуют руки, в школе проводятся молебны, а те самые основы православной культуры изучаются с первого класса, хотя программа предусматривает с четвертого.
Процесс тянулся несколько месяцев, но затем городской суд прекратил производство по иску. Родители отказались от своих заявлений, объяснив это тем, что в школе ввели альтернативные занятия. Основы православия в школе остались в тех же объемах, что и прежде.
«Зачем забивать школьникам мозги»
Пользователь Facebook Анастасия Иобидзе поделилась с подписчиками забавным случаем. Ее дочь поинтересовалась, что такое религия, о которой ей сегодня будут рассказывать в школе. И, когда бабушка объяснила, что религия — это то, во что человек верит, девочка пришла в восторг, решив, что речь идет о драконах.
Не все пользователи нашли новость веселой. Многие родители, которые делятся своими переживаниями в соцсетях, уверены, что дети слишком малы для таких уроков, и они точно не обязательны.
«Прошлое человечества изучает наука история. Не все понимают, что религиоведение - раздел истории. Историю в школе изучают. Всё, что можно узнать о религии, изучает история. Зачем придумывать дополнительные предметы, забивая школьникам мозги, и так до предела загруженные?» - недоумевает Лев Раскин.
«Политикам (государству) нужен контроль над человеком от рождения и до смерти. А чтобы человек был политикам (государству) подконтролен, у него должны быть мозги забиты определённой хреновиной. Это ясно просматривается при любом режиме», - отвечает ему на это Александр Кашкавал.
Антирелигиозный саботаж, как способ выжить
Наш источник, отец троих детей, пожелавший сохранить анонимность, признался, что не просто осуждает подобные уроки, но и намерен их всячески саботировать.
Он планирует постоянно напоминать детям, что бога нет, а религию придумали слабые люди, не желающие брать ответственность за свою жизнь.
«Во-первых, никакого выбора они не дают. Ислам, православие, буддизм, иудаизм. А как же летающий макаронный монстр? Они скажут, что это не религия, но, серьезно, а что такое религия? Никаких научных доказательств у нее нет, это пшик. Смешно всерьез обсуждать такие вещи в наше время», - считает он.
«Учить уважению и терпимости нужно с ранних лет»
Многие родители, тем не менее, считают эти уроки полезными и важными для воспитания их детей.
«Детей не учат любви. Вы скажете, что заниматься этим нужно в семье? Конечно, нужно. Но многие ли занимаются?
В результате наши прекрасные, умные, «упакованные» дети больше всего ценят себя самих и горстку своих друзей, часто виртуальных, из Интернета.
Люди, отличные по своим взглядам, верованиям, традициям, уже и за людей порой не считаются.
Учить толерантности, уважению, терпимости нужно с ранних лет. И не стоит уповать в этом только на семью. Тогда есть шанс, что нынешние школьники через пять - десять лет не выйдут с ножами и битами на улицы, стремясь уничтожить тех, кто на них по тем или иным причинам не похож», - рассказала Елена Кривякина «Комсомольской правде».
Другой наш источник, мама двоих детей с большой разницей возрасте, уверена, что родители, настаивающие на светском воспитании детей, делают ровно то же самое, в чем обвиняют религиозных родителей.
«Я как считаю: вот мы учим детей, что бог есть и настаиваем на этом. Другие учат детей тому, что бога нет. И что? Мы оба лишаем ребенка выбора, по сути. Говорить, что так поступают только верующие родители, значит не видеть бревна в своем глазу.
Родители учат ребенка тому, что считают нужным. Я учу, что надо помогать младшим, почитать старших, не класть локти на стол и молиться богу. Может быть дети вырастут и решат по другому, но пока решаю я», - заявила она.
В целом пока что ситуация складывается таким образом, что довольны родители или нет, отказаться от подобных уроков ребенок не сможет, как не может отказаться от уроков, скажем, физкультуры. Хотя от нее еще можно получить освобождение.
Истории знакомо обращение в религию целых народов, пусть это не всегда получалось сделать мирно.
Как знать, может быть, у нас вырастет целое поколение глубоко верующих людей, чтящих религию (одну из) своей страны.
А может быть это поколение, окончив школу, до конца жизни будет обходить церкви и всё, что с этим связано по кривой дуге.
Религия и правда учит любви, но любить по принуждению невозможно.