«Кибер-ГУЛАГ» или необходимость: за что не любят QR-коды

Фото: Фролов Михаил / photo.kp.ru
Билл Гейтс и повсеместное чипирование, конечно, тревожит умы россиян, но на повестке еще маячит перспектива «цифрового ГУЛАГа». Система электронных пропусков — вредит или помогает? Что думают об этом сторонники и противники нововведения?

В Москве введена система цифрового слежения за людьми под видом карантина. Некоторые называют это «цифровым ГУЛАГом». Все началось именно с этих строк, опубликованных CNN.

В издании отметили, что именно столица РФ стала эпицентром эпидемии COVID-19 в стране, ведь из 18328, зарегистрированных в середине апреля, на Москву приходилось 11513.

Тогда глава города Сергей Собянин объявил о введении тотальной системы электронных пропусков в качестве необходимой меры сдерживания болезни.

Кто придумал понятие «цифровой ГУЛАГ»

К слову, само понятие «цифровой ГУЛАГ» впервые появилось не на страницах западного издания. Они лишь процитировали главных противников нововведения — оппозиционеров Дарью Беседину и Максима Каца.

«Если с одной стороны объяснять людям целыми днями что ситуация под контролем, а умирают только пожилые и с сопутствующими заболеваниями, а с другой не оказывать никакой экономической поддержки — люди не будут сидеть дома», — писал Кац в Twitter.

QR-коды для масштабного слежения

Многие опасались, что это будет сложно, но в описании все выглядело предельно понятно. Все жители Москвы для перемещений по городу должны иметь при себе QR-код.

Можно зарегистрироваться на сайте правительства, можно скачать себе специальное приложение на смартфон. Потом регистрация, ввод данных и вот у вас уже есть пропуск, который вы смело можете предъявить проверяющим на улице.

«Правительство России уже использовало пандемию коронавируса для испытания ряда новых технологий, в частности, инструменты для распознавания лиц. Использование пропусков для подавления передвижения — не уникальное изобретение России. В Париже, к примеру, ввели бумажные формы. Но Москва пошла по пути Китая, используя QR-коды для масштабного слежения за населением», — писали CNN.

Система выгодных штрафов

Что в итоге получилось? Сразу после ввода системы цифровых пропусков на дорогах Москвы задержали сразу 230 тысяч нарушителей, не имеющих с собой кода.

Фото: Макеев Иван / photo.kp.ru

«Если после дополнительной проверки информация о нарушениях подтвердится, водители получат штраф на сумму 5 тысяч рублей», — прокомментировали в пресс-службе Московской административной дорожной инспекции (МАДИ).

Противники режима сразу же составили нехитрое уравнение — если число машин в Москве умножить на 1 штраф, то получится 1 миллиард 150 миллионов и это только за сутки.

Но только кого в этом винить — власти, которые желают нажиться на напуганных пандемией москвичах или самих москвичей, не воспринявших правила всерьез и отказавшихся оформлять пропуски в надежде на отсутствие проверки?

Отметим однако, что есть и вполне логичные рассуждения. В начале марта в столице было зарегистрировано 3 808 384 автомобилей. И получается, что почти все они могут получить свои законные пропуски и отправиться контактировать друг с другом и (теоретически) способствовать распространению вируса?

Пора отменять эти бессмысленные пропуска

Дарья Беседина, будучи главным противником пропускного режима, предлагает вообще на время забыть об автомобилях и их водителей и спуститься поближе к народу. То есть в метро.

«Кто-то не успел оформить пропуск за 5 часов до начала поездки, и турникет его не пускает, кто-то (с пропуском) только что купил в кассе новую тройку, но турникет с ней не пускает, у кого-то нет смартфона, дозвониться по телефону нереально, а с смс-системой порой не справляются инженеры с высшим образованием.

Живущие в Подмосковье вообще не могут привязать тройку к существующему пропуску, приходится переоформлять, а иногда турникеты просто не пускают, потому что идите нафиг, вот почему!», — пишет Беседина.

Все это, по ее мнению, не только не помогает сдерживать распространение вируса, но и наоборот мешает.

«Это тысячи людей каждый день. И пассажиры эти, конечно, идут решать проблему к сотрудникам метро. Образуются столпотворения у турникетов и стоек информации.

Снижение контактов, говорите? Социальное дистанцирование, говорите?

Если бы не пропуска, все эти люди бы спокойно проходили бы через турникеты, не создавая опасных для всех ситуаций, спокойно бы добирались в опустевшем метро до места назначения.

Пора отменять уже эти бессмысленные пропуска, и заняться более эффективными вещами — просвещением, экономической поддержкой людей и организацией на улицах пространства для безопасного перемещения пешком и на велосипеде с соблюдением социальной дистанции», — заключила она.

Взвыли-то как, взвыли!

Есть у режима и свои сторонники, которые и сами соблюдают правила и призывают других делать так же. В их числе журналист, поэт и военный корреспондент Анна Долгарева.

Попытки приравнять введение QR-кодов и «железный занавес» Долгареву, по ее собственном признанию, просто бесит и такое сравнение она называет «глупостью».

Сама она уверяет, что получить пропуск это очень просто и занимает не больше пяти минут. Зато после этого она спокойно передвигается по городу, чувствуя, что не нарушает правил.

«На секунду вернемся на месяц назад. Начало марта. Введен режим самоизоляции. В магазин— только ближайший, дальше ста метров от дома не отходить. Когда я шла в аптеку, находящуюся за километр (только там были нужные лекарства) — я прямо-таки чувствовала себя Фантомасом. Ну потому что в маске и за гранью закона.

Реально— непонятно было: а что будет, если ты пойдешь не в «Магнит» под домом, а в «Пятерочку» за полкилометра, где есть индейка, а в «Магните» ее нет? Как доказывать гвардейцам кардинала, что ты едешь в поликлинику, а не на пьянку? Сами гвардейцы, в общем, тоже не понимали, что делать с нарушителями, штрафы уже потом появились. Ну то есть непонятно было вообще ничего. И довольно страшно», — вспоминает она.

Введение системы кодов, полагает Анна, сделал жизнь москвичей понятнее и проще в непростых условиях пандемии. Нужно потратить лишь немного времени, зато можно спокойно передвигаться, не опасаясь штрафов.

«Но взвыли-то как, взвыли! Ограничили в передвижениях! Нельзя по три раза в неделю к друзьям ездить? Но неужели, дорогой друг, без лимита на цифровые коды, ты бы так и мотался в метро, хватая вирусы и щедро делясь ими с окружающими?

Ограничение на поездки и передвижение — не произвол властей, которые спят и видят, чтобы всех закабалить и закрепостить, а необходимое условие в период эпидемии. Чертовски странно, что приходится доказывать это людям, казалось бы, взрослым, казалось бы, мыслящим», — возмущается она.

Куда исчезла логика у Долгаревой?

Жалуется журналистка на отсутствие логических доказательство у противников системы пропусков. Все их аргументы, по ее словам, не выдерживают критики. Жалуются, что засиделись дома? Так пусть идут гулять, ведь это не противоречит правилам.

«И жаловаться на гиподинамию — излишне: как было сказано выше, пешие прогулки не регламентируются кодом, и вполне можно, например, сходить в магазин подальше, не забывая о соблюдении социальной дистанции и не злоупотребляя этой опцией. Цифровые коды как раз обеспечили по факту такую возможность», — пишет она.

При этом буквально двумя абзацами выше Анна рассказывала, что именно отправляясь в пешее путешествие в магазин она чувствовала дискомфорт от того, что он расположен дальше обычного.

Другие опасения противников она готова развеять так же уверенно. Власть действительно знала наши паспортные данные и до карантина, а наше местонахождение, по ее словам, не представляет большого интереса.

«Добрые» самаритяне – защитники QR-кодов

Что же касается запрета на передвижения, Долгарева предлагает всем, страдающим от недостатка свободы, собраться в одном месте и жить максимально свободно. С одним условием — лечения в случае заражения COVID-19 они не получат. Звучит это довольно жестоко, но Анна так не считает, ведь пропускная система была создана для нашей защиты.

Фото: Киселев Сергей / mskagency.ru

«Цель введения цифровых пропусков — регуляция передвижений. Не сведение свободы передвижения к нулю, а ограничение.

Лимит. Лимит, оправданный в ситуации пандемии тяжелого заболевания, которое уже убивает не только пожилых, но и людей среднего возраста. Регламентирование выходов из дома и поездок. Возможность передвигаться по городу и возможность легко доказать, что твое нахождение не дома законно», — резюмирует она.

Выводы из всего этого сделать довольно сложно. И у сторонников и у противников есть слабые и сильные аргументы. И те и другие порой теряют самообладание, как и в любом споре. Важно, что нам в любом случае придется подстраиваться под решения власти, продлят режим пропусков или решат отменить. Если он действительно защитит нас от коронавируса, то что ж, победителей не судят. А если нет, то может и судить будет уже некому.

Общество