«Это совсем не милая сказка»: зачем смотреть «Амели» двадцать лет спустя
Фильму «Невероятная судьба Амели Пулен», известному россиянам под названием «Амели», в этом году исполнилось 20 лет. Лента, ставшая звездным часом режиссера Жана-Пьера Жене и композитора Яна Тьерсена, в 2001 году прогремела в Европе и США, была номинирована на «Оскар» и получила несколько престижных наград, однако может ли она дать что-то зрителю сейчас?
Удивительное кино удивительно во всем — этой фразой лучше всего можно описать «Амели». Началось все в далеком 1974 году, когда Жене начал записывать интересные случаи, которые произошли с его друзьями. Они в будущем станут теми самыми небольшими второстепенными сюжетными линиями фильма.
Съемки самой картины шли в реальных местах Парижа, которые для этого очистили от граффити и грязи, а после премьеры Монмартр и кафе «Две мельницы» взяли в осаду любопытные туристы. Даже фотоколлекция, которую собирал один из главных героев, имела реальный прототип — похожую собирал друг режиссера Мишель Фолько.
Фильм ждал успех и любовь зрителей. В честь главной героини называли детей, блюда, а в 2007 году дошло до того, что новый вид лягушек назвали «Кохранелла Амели» в честь главной героини.
Жене снял свой шедевр в далеком 2001 году, но мне впервые удалось посмотреть его только в 2021 году вместе с «Кинолекторием K-ino.ru». На входе мой электронный билет поначалу не хотел пробиваться, но все же в зал я вошел. Я сел на место в третьем ряду, как раз перед экраном — когда я покупал билет мое любимое место оказалось единственным свободным. Перед самым началом в зал вошел мужчина лет 50, похожий на университетского преподавателя. Он со всеми поздоровался и сел на одно из крайних кресел первого ряда. Я тогда еще подумал: «Почему он со всеми здоровается?» Я еще не понимал, что оказался не на простом показе. Фильм начался.
А пока идет фильм, давайте поговорим немного о нем самом. Сразу бросается в глаза необычная цветокоррекция. Весь фильм немного желтоватый, что помогает лучше окунуться в атмосферу, все становится сразу каким-то винтажным и милым. Более того, не знаю заслуга ли это только цветокорра, но вся 3D-анимация в фильме хоть и уже очень стара, но смотрится нормально и по сей день. Очень интересно выполнено и само повествование с закадровым голосом, который представляет зрителю каждого нового героя. У меня сложилось впечатление, будто бы я снова в детстве и отец рассказывает мне сказку.
Впечатления о фильме в год его выхода были самыми положительными, что доказывают и оценки критиков, и многочисленные рецензии:
«Романтическая сказка о юной парижанке Амели. Звездная роль Одри Тоту. Трогательная история странноватой, но очень симпатичной девушки»;
«Амели» настолько отвечает всем самым насущным ожиданиям 2001 года, что это могло бы даже раздражать, не будь этот фильм настолько позитивным и гуманным, что ни с какой современной киномодой с ее танцующими в темноте пианистками не вяжется напрочь»;
«Ненавязчивый пример «светлого и доброго кино», по которому время от времени тоскуют российские киноидеологи. В сущности — безделушка, но приятная во всех отношениях».
Перенесемся в зал. Когда фильм кончился, мужчина, на которого я обратил внимание, встал и сказал: «Ну что, фильм мы посмотрели, давайте обсудим». Тут я понял, что отзывы 2021 года на фильм я смогу получить прямо сейчас, хоть и от простых зрителей, а не известных критиков.
Мнения о кино довольно сильно разошлись с рецензиями 2001 года. Современный зритель больше погружен в анализ и не так легко отдается эмоциям, как 20 лет назад. В этом я убедился, когда услышал людей, которые сидели со мной в одном зале:
«Да, сейчас они сошлись, но как они будут жить дальше, у них же совершенно нет общих интересов»;
«Для меня это совсем не милая сказка. Это фильм про людей с психическими отклонениями. Если вы не сопереживаете героям, значит, у вас все нормально с головой».
Не отстают от зрителей и современные интернет-критики:
«Единственное, в чем я опять убедился и что снова ощутил при просмотре "Амели", — это бьющую через край претенциозность. Может, это, впрочем, и хорошо, потому что если фильм не вызывает ничего, кроме равнодушия, то его ждет скорое забвение. Здесь же может быть что-то иное на волне всеобщей любви и моей ненависти».
Нетрудно увидеть, как изменился зритель за 20 лет. Может быть, из-за большей насмотренности, но однозначно утверждать сложно.
Стоит ли смотреть «Амели» двадцать лет спустя? Однозначно да. Хоть мы и не в 2001 году, и мир сильно изменился, всегда хочется вернуться в добрую сказку, которая поддержит в тяжелую минуту и заставит немного отвлечься от суровой реальности.