«Очень непривычно, но за этим будущее»: Заярина о вертикальном кино
Директор по внешним коммуникациям онлайн-кинотеатра Okko Анна Заярина в открытой студии Радио «Комсомольская правда» (radiokp.ru) на форуме Baltic Weekend в Санкт-Петербурге рассказала, как пандемия помогла онлайн-сервисам заработать новую аудиторию.
Д. Делинский:
— У меня в гостях Анна Заярина, директор по внешним коммуникациям онлайн-кинотеатра Okko.
А. Заярина:
— Все верно.
Д. Делинский:
— На время самоизоляции Okko открыл бесплатный доступ ко всему контенту. Каковы результаты?
А. Заярина:
— Порядка 40% аудитории, которая пришла к нам за время пандемии, осталась с нами и стала нашими платящими подписчиками.
Мне кажется, что это фантастический результат и действительно прирост аудитории составил больше 300%, потому что бесплатный контент, который мы делали – спектакли, обучающее видео, онлайн-фитнес, сказки на ночь и, конечно, самые лучшие новинки от производящих студий, которые делали скрин-лайфы, это было очень интересно и это пользовалось невероятным спросом у аудитории.
Д. Делинский:
— 40%, говорите?
А. Заярина:
— 40 осталось.
Д. Делинский:
— А нет опасения, что в этих условиях, когда доходы населения сокращаются, онлайн-кинотеатр будет первым в списке на сокращение семейных расходов?
А. Заярина:
— Подписки на Okko и на наш мультимедийный сервис дает не только платные опции. Вы можете просто зарегистрироваться у нас, например, на сайте и смотреть огромное количество контента, который доступен бесплатно.
Да, безусловно, новинки от голливудских студий или студий, производящих в России, они, безусловно, новинки, являются платными. Чаще всего. Хотя все зависит от взаимоотношений со студиями.
Но найти для себя что—то интересное, будь то спектакль Мариинского театра или какую-то экскурсию Третьяковки с… У нас была Третьяковка с Сергеем Шнуровым, Третьяковка с Хабенским, — этот контент вы можете смотреть бесплатно.
У нас есть, например, проект «Открытый музей», когда по понедельникам мы открываем совершенно бесплатно для всей аудитории, зарегистрированной у нас в сервисе, открываем доступ к 15 самым интересным музейным проектам мира.
Это документальные фильмы, снятые в ведущих музейных площадках мира и мы сделали такой музейный выходной день, когда на Okko можно посетить самые интересные музеи.
Д. Делинский:
— Интересно тогда, аудитория сериалов, блокбастеров голливудских сравнима с аудиторией тех культурных проектов, о которых вы говорите?
А. Заярина:
— Это очень разные аудитории.
Д. Делинский:
— По размеру?
А. Заярина:
— Ну, наверное, все-таки аудитория у сериалов больше и сериальное смотрение, например, тот же проект с Дмитрием Нагиевым, «Нагиев на карантине», пользовался настолько большим успехом, что он несколько месяцев держался в топе смотрения у нас на сервисе.
А вообще, если честно, Музеи очень консервативно отнеслись к нашему предложению сделать, например, онлайн-экскурсии или те же театры. Не совсем верили, что огромная аудитория будет смотреть.
Д. Делинский:
— То есть, были отказы?
А. Заярина:
— Нет, отказов не было, все соглашались, но не очень верили в большие цифры. А сейчас, когда мы видим невероятно большой спрос именно на такого рода контент, который предлагает наш мультимедийный сервис, мы планируем продолжать и все с удовольствием отзывчиво идут нам навстречу и предлагают и свои проекты, и есть коллаборации, когда мы придумываем нечто новое, абсолютно креативное.
Д. Делинский:
— Например?
— Вот Третьяковка с Хабенским уже продлилась, мы ведем переговоры и с другими площадками, в частности, я думаю, что скоро мы вас порадуем очень интересны проектом с Пушкинским музеем. Мы на это очень надеемся в ближайшее время.
Д. Делинский:
— Давайте все-таки о массовой культуре. По умолчанию музейная история все-таки считается не самой массовой. Формат скрин-лайф, вот тот самый сериал с Нагиевым, на самом деле, это не новый язык…
А. Заярина:
— Как раз Нагиев не скрин-лайф. В этом секрет на самом деле, в том числе, и успеха этого проекта. У нас были другие скрин-лайф проекты, это действительно очень известный уже формат, он уже к тому моменту и до пандемии существовал, и есть серьезные лидеры в этом направлении, которые его развивают.
Д. Делинский:
— Бекмамбетов, например?
А. Заярина:
— Да, безусловно. Он был идеологом и человеком, который запускал это направление в России. Оно уже сейчас пережило свой, наверное, я бы сказала такой новый путь, новое прочтение. То есть, пандемия позволила этому формату скрин-лайфа получить новое востребованное прочтение.
У нас, например, был проект, который называется «Взаперти» с Анной Чиповской и с Дмитрием Ендальцевым , который был снят фактически на мобильный телефон. Это и вертикальное смотрение, и в сервисе можно его посмотреть горизонтально.
Это очень интересный проект на паре, которая пережила пандемию вместе и прошла весь путь от ссор до прекрасной любви. И сама пара по себе совершенно чудесная…
Таких проектов у нас было много, и во время пандемии мы ставили себе задачей действительно запускать что—то новое и интересное, и отвечающее запросам аудитории.
Д. Делинский:
— Понятно, что, с одной стороны, это была вынужденная мера просто потому, что все съемки были остановлены. С другой стороны, будущее у этого формата вообще есть?
А. Заярина:
— Больше всего, да, растут на самом деле именно новые форматы, потому что люди уже не успевают смотреть часто, например, дома, они хотят по дороге в транспорте, где-то посмотреть любимый сериал или его продолжение. Проекты востребованы и формат этот будет расти и двигаться. Мы в этом уверены.
Д. Делинский:
— То есть, кино, телевидение становится вертикальным.
А. Заярина:
— Да. Вертикальные сериалы – это открытие и, думаю, это то, что будет расти. Очень много, естественно, профессиональных проектов, и очень много любительского видео, которое вертикальное, которое претендует на то, чтобы их смотрели вертикально в телефоне.
Сейчас мы привыкаем смотреть высокого качества, хорошего качества кино в вертикальном формате. Очень непривычно, но за этим, возможно, будет будущее.
Д. Делинский:
— То есть, телевизоры придется переворачивать?
А. Заярина:
— Да, есть даже некоторые компании, которые уже делают вертикальные телевизоры.
Д. Делинский:
— Еще один вопрос по поводу будущего. Агрегаторы. Подписка на один онлайн-кинотеатр, подписка на другой онлайн-кинотеатр, на третий, четвертый, пятый, десятый…
Все площадки, которые занимаются стримингом, у них эксклюзивный контент. Много подписок, согласитесь, это неудобно. Агрегаторы типа «Яндекс.Музыки», например. Может что-то появиться подобное в стриминге?
А. Заярина:
— Безусловно. Подобного рода переговоры ведутся и вполне возможно, что и музыкальные форматы появятся в стриминге. Но здесь я бы хотела сказать, что аудитория должна найти именно ту площадку, которая удовлетворяет ее взыскательному вкусу.
Здесь, конечно, важен эксклюзивный контент, но, по большому счету, у каждой платформы есть свое лицо, и аудитория должна просто выбрать, что ей нравится, и удобнее, и комфортнее, и с кем она хочет оставаться.
Д. Делинский:
— Последний вопрос по поводу борьбы с пиратством. Легальные просмотры, легальное прослушивание растет в нашей стране, в стране, вроде как победившей пиратство.
Как вы думаете, блокировка Rutracker была ошибкой? Ведь был момент, когда с пиратами можно было договориться о том, чтобы они сами, своими силами блокировали раздачу нелегального контента.
А. Заярина:
— Я думаю, что именно в развитии легального смотрения есть будущее. Поэтому договариваться с пиратами или нет – это всегда вопрос «берем мы в заложники или нет»?
Я думаю, что все смотрение должно быть легальное и действительно надо сказать, что аудитория уже сейчас предпочитает смотреть легальное видео в высоком качестве, нежели скачанное что-то пиратским способом, с нарушением закона. И действительно, оно сильно снижается.
Но, безусловно, есть и та аудитория, у которой осталась привычка. Поэтому, мне кажется, что область проблематики, связанной с легальным контентом, это формирование вкуса у аудитории.
Потому что гораздо приятнее посмотреть дома на прекрасном телевизоре высокого качества и разрешения, с хорошим звуком проект, нежели смотреть его пиратскую версию, где-то на ноутбуке.
Поэтому мы, безусловно, будем двигаться в этом направлении. И приятно, что аудитория отзывается, и она уже действительно отличает качественное от некачественного.