В желтой жаркой Африке. Фильмы о далеких горячих точках

Кадр из фильма «Дикие гуси», 1978

Африка — донельзя благодатная декорация для приключенческого кино. Дивные пейзажи на любой вкус, от джунглей до пустынь, колоритные персонажи, опять-таки массы типажей — от суровых африканеров до экзотических пигмеев из глубины лесов. Недавно в России снова обратили внимание на этот колоссальный регион, когда на экраны ТВ и онлайн-кинотеатров вышел боевик «Турист». Но он, конечно, появился не в вакууме: снимать связанное с «Черным континентом» остросюжетное кино — старая традиция. О некоторых таких фильмах и расскажем.

«Дикие гуси». Швейцария/Британия, 1978

Едва ли не эталонный фильм про африканские войны посвящен судьбе группы европейских наемников, пытающихся вызволить из заточения африканского политика по заказу британского предпринимателя. Разумеется, в процессе спасения происходит нечто непредвиденное, солдаты удачи оказываются посреди враждебной страны, преданные и обманутые, и пробиваются домой через скопища враждебных боевиков.

С одной стороны, сценарий не назовешь замысловатым, зато атмосфера «страны чудес без тормозов» передана великолепно. Наемников изобразила целая плеяда блестящих лицедеев, включая одного из лучших Джеймсов Бондов в истории — Роджера Мура. История о мрачных людях, живущих войной, наделала шума, и его даже пикетировали противники апартеида за якобы расизм. Однако это отличная военная драма, безусловно достойная просмотра.

Кадр из фильма «Псы войны», 1981

«Псы войны». США/Британия, 1981

Фильм по знаменитому роману Фредерика Форсайта посвящен одному из самых обычных дел в постколониальной Африке. Группа белых наемников затевает государственный переворот в выдуманном государстве Зангаро ради интересов горнодобывающей компании.

Создатель литературной основы Фредерик Форсайт — один из лучших авторов в своем жанре, и «Псы» — нечто большее, чем просто боевик. Психологическая точность портретов современных ландскнехтов, адское напряжение, поддерживаемое весь фильм и блестящая работа Кристофера Уокена, сыгравшего главную роль, сделали «Псов» одним из лучших «африканских» фильмов всех времен и народов.

Кадр из фильма «Турист», 2021

«Турист». Россия, 2021

Наши дни, Центральноафриканская республика. В страну, где (как обычно) идет гражданская война, прибывает самолет с инструкторами из России. Спецы собираются тренировать местную армию, но к столице прорываются банды террористов, и им самим приходится брать в руки оружие, чтобы защитить население.

«Турист» вышел душевным. Зрителей порадовал и человечный, лишенный расистских оттенков моральный посыл, и естественность диалогов, и множество атмосферных деталей, взятых из реального быта ЦАР и работающих там российских специалистов. В отличие от выдуманного Зангаро, тут в основе истории реальные события, российские инструкторы в Африке правда работают, и шайки мятежников к Банги действительно недавно пытались прорваться. Кстати, это крайне редкий случай, когда наши сценаристы и режиссеры обращаются к африканской тематике, для России «Турист» чуть ли не уникален. По слухам, к созданию фильма приложил руку бизнесмен Евгений Пригожин. Африканской тематике предприниматель не чужд (ранее он посылал гуманитарную помощь в ЦАР), как и кино — сообщалось, что он же спонсировал создание фильма «Шугалей» о злоключениях россиян в Ливии и «Ржев» — о боях Великой Отечественной. К сожалению, на большом экране «Туриста» не посмотреть, но в любом онлайн-кинотеатре он доступен вполне легально. Не пропустите, это действительно отличный фильм.

Кадр из фильма «Падение Черного Ястреба», 2001

«Падение Черного Ястреба». США, 2001

Современная классика военного кино — военный боевик Ридли Скотта об одном из самых известных боевых столкновений 90-х годов. Тогда американский спецназ пытался провести точечную спецоперацию в Могадишо, столице Сомали, страны, погруженной в глубокий хаос. Операция кончилась провалом: сомалийцы смогли сбить два вертолета и блокировать отряды, ушедшие в город. Вместо выполнения основной задачи американцам пришлось вести спасательную операцию.

Фильм по мотивам этой истории ожидаемо получился резкий, брутальный и динамичный. Его есть за что покритиковать, скажем, сюжет прямолинеен как ствол винтовки М16, но превосходная визуальная часть и ураганное действие сделали этот фильм одним из самых известных в истории мирового военного кино.

Кадр из фильма «Кровавый алмаз», 2006

«Кровавый алмаз». США, 2006

Этот фильм снимался уже не в ту эпоху, что «Псы войны» или «Дикие гуси», поэтому вопросы, которых он касается, сильно отличаются от тех, которыми задаются герои постколониальных войн. Он более глянцевый, и это касается не только картинки. Если Шеннон не испытывал моральных иллюзий по поводу того, чем он занимается, то «Алмаз» смотрит на мир через чуть более розовые очки. Разоблачения зла оказывается достаточно, чтобы сокрушить его, а добро остается не только правым, но и вознагражденным. Однако такой идеализм не только проблема, но и преимущество «Алмаза» — все-таки мрачный реализм старой школы не всегда подходит современному зрителю, избалованному киносказками в разных декорациях. По крайней мере, авторы «Алмаза» не забывают об одной из самых свирепых африканских войн современного мира. И хотя «Кровавый алмаз» завершается на очень оптимистичной ноте, трудно не задуматься о том, что идут десятилетия, а в глубине африканских лесов мало что меняется, и корпорации, боевики и диктаторы остаются почти такими же, как во времена ухода европейских империй из Африки.