Не делайте этого 10 февраля, чтобы не накликать беды и болезни: Именины Домового в народном календаре
10 февраля в народном календаре славян — Ефремов день, Ефрем Ветродуй, Именины Домового, Запечник, Сверчковый заступник. Наблюдение за окружающим миром помогало нашим предкам собрать закономерности на каждый день, которые помогали заручиться удачей и уберечься от бед.
На Руси в этот день праздновали именины Домового. Его считали тайным хозяином жилья, следящим за порядками. Домовой в народе считался не столько добрым, столько справедливым; он не любил ссор, сварливых людей и плохих хозяев. Зато добрые, старательные люди всегда могли рассчитывать на его помощь. Если хозяева держали владения в чистоте, Домовой вел себя прилично. А вот бардак и грязь оскорбляли домашнего духа, на что он обижался и делал пакости хозяевам: прятал вещи, ронял посуду или шумел ночью.
Чтобы угодить Домовому, в жилище к этому дню наводилась абсолютная чистота. А женщины и девушки весь день стирали, шили и чинили прохудившиеся вещи, чтобы привлечь себе счастье. Чтобы его задобрить, на ночь на кухне оставляли сладкую молочную кашу. Крестьяне ставили ее у печи, подавая с куском хлеба, приговаривая при этом ласковые слова и приглашая его отведать угощения. Верили, что в полночь «хозяин» дома вылезет из-под печки, где по преданиям обитает, попробует угощение, и после этого весь год будет добрым, смирным и услужливым. Считалось, что коли не угостить Домового (или каша придется не по вкусу), то следует ожидать неприятностей — в доме могут начать пропадать вещи и в домашнем хозяйстве будут проблемы
В купеческом сословии и в среде зажиточных крестьян было принято класть под печку серебряную монету во исполнение поверья: коли примет «дедушка» подношенье – быть достатку в доме целый год. Мужички победнее в надежде разбогатеть оставляли там же медную денежку.
Хозяева ценили общество «своего» Домового. Если переселялись в другой дом, звали его с собой, бросив под печку старый лапоть или башмак: «Дедушка, садись в сани, поедем с нами». В каждой крестьянской семье держали кошку. Не только чтобы мыши не одолевали: кошка тоже считалась своеобразной хозяйкой дома. Она дружила и ладила с Домовым. Перед тем как войти в новый дом, пускали кошку – для знакомства с «хозяином». Так и поговорка сложилась: «Купил дом с Домовым». Интересно, что сам дух иногда перевоплощался в кошку и мог мельком показаться хозяину, сообщая о беде.
Также раньше существовал обычай в день Домового резать черного петуха. Его кровью смачивали швабру и подметали пол в доме и во дворе, чтобы задобрить и утихомирить разбушевавшегося домашнего духа. По одному из поверий, в этот день нужно было подмести пол в доме веником из полыни, которая могла уберечь дом как от нечистой силы, так и от злых людей. Весь вечер на посиделках посвящался рассказам о Домовых, о их повадках и проделках. Рассказывали смешные байки и прибаутки, пели забавные частушки.
На Ефрема нельзя было убивать дома никаких насекомых: ни тараканов, ни клопов, ни сверчков — Домовой обидится и напустит беды и болезни. Крестьяне были уверены, что болезни и несчастья, появляющиеся с этого дня, происходят от лихого духа.
Нельзя уклоняться от работы, так как Домовой очень не любит бездельников.
Нельзя женщинам скандалить и ругаться нецензурной бранью, а также держать дом в беспорядке — Домовой начнет бушевать: станет громко скрипеть дверями, топать по полу, а также смеяться страшным голосом, всех пугая. Обижать кошку ни в этот день, ни в любой другой нельзя. Если ослушаться и обидеть подругу хозяина дома — она начнет путать нитки рукодельнице, дразнить собаку, заставляя ее гавкать без умолку, а также сильно шуметь ночью, когда все крепко уснут.
Нельзя засыпать в полной тишине, иначе кто-то в доме из родственников может оглохнуть.
По приметам Ефремова дня судили о погоде: ветер предвещал дожди и холод весь год.
Над лесом воздух густой — к дождю и ненастью. Небо темно-синее над лесом – скоро будет тепло. Лес почернел — к оттепели.
В безветрие дым от костра стелется над землей — перед снегом. Ветер в печной трубе загудел — к холодам. Вечером огонь в печи красный — ночью снегопада не будет.
Колокольный звон слышен издалека ясно и громко — к скорому снегопаду.