Троллейбусы в Москве — все: вспоминаем все лучшее, что связано с ними в кино и музыке

Раритетные модели советских троллейбусов

Фото: mos.ru
Пока москвичи прощаются с легендарными машинами, сайт Радио «КП» публикует интересные факты о троллейбусах.

25 августа власти Москвы приняли окончательное решение остановить троллейбусное сообщение в городе — теперь, по информации ТАСС, их заменят автобусы и электробусы.

При этом в столице навсегда останется один троллейбусный маршрут — от Комсомольской площади до Новорязанской улицы. Он, кстати, выбран не случайно, ведь в июне 1937 года на Новорязанской улице был открыт второй троллейбусный парк.

По этому случаю Радио «КП» публикует «прощальную оду» столичному троллейбусу — малоизвестные факты об этом виде транспорта и памятники «рогачу» в российской культуре.

Совсем немного истории

К слову, первый российский троллейбус создали в 1933 году на московском заводе «Динамо» и нарекли в честь Лазаря Кагановича, инициатора введения троллейбусного сообщения.

Изначально троллейбусы были исключительно пригородным транспортом и всего лишь альтернативой легендарным столичным трамваям, но в ноябре 1933 года в Москве уже появилась первая троллейбусная линия, а спустя 10 лет в городе насчитывались целых 10 троллейбусных маршрутов.

Кстати, самые старые троллейбусы все еще курсируют по дорогам Крыма. Госпредприятие «Крымтроллейбус» даже попало в Книгу рекордов Гиннесса за то, что использует машины, которые были изготовлены еще в 1970-х годах.

Троллейбус ЛК-1 номер четыре, один из первых советских троллейбусов (1934)

Автор: Nikolay Kubeev - собственная работа photo by old paper photoПеренесено с ru.wikipedia на Викисклад.(Исходный текст: свой скан журнала "Родина" №11-2008, стр. 125), Общественное достояние, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=7899722

Синий троллейбус

Троллейбус стал не просто символом, как говорят урбанисты, «городской мобильности», но и частью столичного фольклора.

Начать разговор о троллейбусе в московской культуре не с шедевра Булата Окуджавы просто невозможно. Одна из знаковых песен арбатского барда воспевает синий полночный троллейбус — спасительное, сакральное место для жителей столицы.

«Когда мне невмочь пересилить беду,

когда подступает отчаянье,

я в синий троллейбус сажусь на ходу,

в последний,

в случайный», — пишет Окуджава, уподобляя в последующих строчках троллейбус кораблю, спасающему потерпевших крушение.

Отметим, что синий цвет выбран для троллейбуса не просто так: окраска «желтый верх, синий низ» была в 1950-1960-е годы цветовым стандартом троллейбусов по всему Советскому Союзу и применялась к модели МТБ-82.

Всего 70 лет назад код «синего» троллейбуса был хорошо знаком жителям столицы, а сегодня герой легендарной песни Окуджавы покоится в Музее городского транспорта.

Легендарный «синий троллейбус»

Фото: mos.ru

«Троллейбус, который идет на восток…»

Воспет московский троллейбус и в одноименном хите Виктора Цоя, который впервые вышел в альбоме «Начальник Камчатки» в 1984 году. Правда, троллейбус Цоя куда менее дружелюбен и его пассажиры обречены на вечное скитание по московским дорогам: «Мой сосед не может, он хочет уйти. / Он не может уйти — он не знает пути».

Кстати, совсем недавно группа «Кино» выпустила клип к «Троллейбусу», наложив на лайв из студии настоящий голос погибшего лидера группы. В перезаписи песни приняли участие гитарист «Кино» Юрий Каспарян и басисты группы разных лет Александр Титов и Игорь Тихомиров.

Кроме того, в ролике музыканты играют на инструментах времен существования группы при жизни Цоя.

«Здравствуй, Люба, я вернулся»

Московскому троллейбусу посвящены не только песни, но и фильмы. В легендарном «Первом троллейбусе» Исидора Анненского (1963 год) главная героиня по имени Светлана — водитель машины, курсирующей по улицам красной столицы.

В лице своих пассажиров девушка обретает многочисленных друзей, впоследствии бросает работу ради учебы в институте, но понимает, что не может жить без троллейбусного парка и, переведясь на «заочку», возвращается за баранку.

Однако это не единственный водитель прекрасного пола, запечатленный в советском кинематографе. Все мы хорошо помним Любу, невесту честного вора Юрия Деточкина в картине Эльдара Рязанова «Берегись автомобиля».

В кинофильме девушка водила СВАРЗ-МТБЭС — тоже известную в 1960-е годы модель троллейбуса, а знаменитые фразы «Здравствуй, Люба, я вернулся» или «Юрий Иванович, вход в троллейбус с другой стороны» навсегда связаны в памяти поклонников фильма с очаровательной машинисткой.

Разумеется, замена троллейбусов электробусами в Москве не означает смерть этого вида транспорта во всей России. К счастью, воспоминания о нем запечатлены в знаменитых песнях и кино ушедшего времени.

Культура