Максим Шарапов: «Читателям надоела „жвачка“ в современной литературе»
— Максим Эдуардович, совсем недавно ваша книга «В тени московского мэра» попала на «Золотую полку российской журналистики» (одна из номинаций премии «Золотое перо» Союза журналистов России. — Прим. ред.). Что такого особенного в этой книге, какого она жанра?
— Лично я определяю жанр книги как документальный роман, потому что все события в ней абсолютно реальны, но предлагаются они читателю в увлекательной художественной форме, со своим сюжетом, главными героями, интригой повествования... Речь там идет про молодых журналистов совершенно разных изданий, которых объединила работа в московской мэрии эпохи Юрия Лужкова. А журналисты — народ наблюдательный, они часто подмечают детали, которые не попадают в эфир телеканалов или в интернет.
— Ну, например, какие?
— Да многие. Как чиновники одеваются, как себя ведут между собой в зависимости от служебной иерархии, как выглядят их кабинеты, как принимаются решения, как они отдыхают. Много разных нюансов, о которых обычный человек даже не догадывается.
Но история эта, на самом деле, не только про Лужкова и его окружение. Она еще и про Москву, которая быстро менялась в те годы, а главное — про саму журналистскую работу, про отношения внутри журналистского сообщества, которые бывают очень разными: и веселыми, и драматическими, и трагикомическими, особенно на стыке между журналистами и чиновниками. Не обходится, конечно, и без лирических историй.
Вот эта внутренняя драматургия журналистского мира, скрытая от внешних взглядов, и определила концепцию всей книги. Наверное, поэтому Союз журналистов и удостоил ее такой, действительно, очень почетной премии.
— Вы сказали, что все события в книге реальны...
— Это правда.
— Наверное, кто-то мог и обидеться на эту правду. Были такие?
— К сожалению, да. Перестал со мной общаться очень близкий друг, один из главных героев книги. Он очень обаятельный человек, душа компании. Мне казалось, что я его ничем не обидел, сделав одним из центральных героев. Чтобы никого не задеть, я даже специально изменил имена и фамилии некоторых героев, которые не являются историческими личностями... Но вышло так, что мы разошлись.
— А кого вы считаете историческими героями книги, кроме самого Лужкова?
— Ну, там много знаменитостей. Юрий Михайлович ведь многие годы был одним из неформальных лидеров страны, а такие люди всегда к себе притягивают. Поэтому в книге есть эпизоды и с Иосифом Кобзоном, и с Зурабом Церетели, и с Галиной Вишневской, и с Мстиславом Ростроповичем, с князем Монако Альбером, принцем Майклом Кентским. Да много с кем.
— Они не обиделись?
— Они — нет. (Смеется.) Во всяком случае, мне об этом ничего неизвестно.
— А как вообще возникла идея книги?
— Она сложилась из небольших рассказов, которые я писал для себя, чтобы сохранить в памяти дух того московского времени. Их становилось все больше, а потом из этих эпизодов как-то сама собой получилась большая, цельная история.
— В книге описаны довольно острые и даже скандальные ситуации: от секса на рабочем месте до проникновения на охраняемые объекты в погоне за эксклюзивом. Не страшно было «срывать покровы» с журналистской работы?
— Нет, даже наоборот. Мне хотелось передать через конкретные события общую атмосферу, специфику, которая возникает там, где журналисты по своей работе сталкиваются с властью. А еще я рассчитывал, что получится такая современная, живая история. Мне кажется, что читатель как раз соскучился по современным героям, по новым литературным образам.
— Ваша новая книга — сборник рассказов «Без дураков» — тоже про современность?
— Да, пожалуй. В книгу вошли 11 художественных рассказов, но в каком-то смысле про каждый из них тоже можно сказать «основано на реальных событиях», потому что все они — про настоящую жизнь, про то, что именно сейчас происходит и внутри, и вокруг нас.
— А почему такое название? Чего здесь больше — прямого смысла или иронии?
— Книга названа по одноименному заглавному рассказу. Это такой сатирический шарж, что ли, на современное общество, которому, как мне кажется, иногда полезно смотреться в зеркало, чтобы измениться в лучшую сторону.
А умные с дураками часто меняются местами в зависимости от ситуации и предложенных обстоятельств.
В этом есть и прямой смысл, и, конечно, ирония. Не замечали?
— Замечал. Многие ли себя узнают в этой книге?
— Себя, скорее всего, нет. (Улыбается.) Но своих знакомых, соседей, коллег по работе узнают точно!
— Как-то грустно это слышать. А по названию и обложке кажется, что книга чуть ли не юмористическая...
— Знаете, интеллектуальный юмор, как и настоящая любовь, всегда с привкусом грусти. А в сборнике собраны совершенно разные по настроению рассказы, читая которые, можно и посмеяться, и пофилософствовать, и погрузиться в лирическое настроение. Как и в жизни.
— А что еще их объединяет, кроме современности?
— Наверное, эмоции. Каждый рассказ — это такой эмоциональный коктейль, намешанный из разных ингредиентов, но всегда запоминающийся. Выпивая его, человек будет невольно погружаться в самоанализ, пытаться понять что-то и в себе, и в окружающем его мире.
Но интеллектуальная литература не должна быть скучной, все мысли автора нужно нанизывать на острый, интересный сюжет, иначе невкусно будет читать. Именно этого сейчас очень не хватает нашей современной литературе, которая впала в крайности. На одной стороне борьбы за читателя совсем поверхностное чтиво — примитивные детективы, любовные романы, нашпигованные избитыми штампами, пустые фэнтези.
Это такая жвачка с химическим вкусом, который быстро пропадает, оставляя после себя дешевое послевкусие.
А на противоположной стороне — заумные, нудные книги, где в поисках «новой» мысли писатель такого накрутит, что сам уже не очень понимает, о чем пишет. По-настоящему интересных, свежих книг сейчас мало.
— А может быть, просто время настоящей литературы прошло и ее заменили фильмы, интернет-ролики, соцсети?
— Время литературы не может пройти — просто потому, что чтение совершенно по-особому заставляет работать человеческий мозг. И, к счастью, есть немало людей, которые не захотят отказаться от такой возможности. Да, многим кажется, а зачем читать, если в жизни и без книг можно не только сделать успешную карьеру, хорошо зарабатывать, ездить на крутой машине, но и совершать научные открытия. А литература — это так, развлечение.
Но это очень наивный взгляд, потому что без искусства, без заложенных в него эмоций и мыслей никакое научное познание невозможно. Никола Тесла признавался, что самые важные открытия совершал, когда читал наизусть своего любимого Гете, а Герберт Уэллс предположил существование четвертого измерения раньше, чем Альберт Эйнштейн. И таких примеров немало, но эта зависимость не простая и не линейная, и чтобы до нее дорасти, нужно читать книги.