Эльфы и бурная электрическая жизнь: с МКС сняли фонтан света, взметнувшийся с Земли

Столб света возник в атмосфере над Тихим океаном недалеко от острова Науру.

Вспышка пронзила атмосферу на высоту более 50 километров.

Европейское космическое агентство (ESA) опубликовало видеозапись, сделанную с Международной космической станции. На видео попали необычные электрические явления в атмосфере Земли – фонтан света, поднявшийся на высоту свыше 50 километров, и световые круги, появившиеся следом.

По мнению ученых, эти явления – аномальные молнии, бьющие из грозовых туч вверх. Эти явления называют джетами или голубыми струями.

Кстати, долгое время – до 1970-х годов – наука не признавала существование джетов, а поступающие от пилотов сообщения о них приравнивали к чему-то вроде «летающих тарелок».

За два года – в 2018 и 2019 годах в объектив телескопа МКС попали целых пять таких «фонтанов»-джетов. И еще столько же – так называемых «эльфов». Хотя вообще-то название это – не более чем игра слов.

Вслед за фонтаном в верхних слоях атмосферы стали распространяться круги

Дело в том, что это явление – «излучение света и очень низкочастотных возмущений от источников электромагнитных импульсов». По-английски – Emission of Light and Very Low Frequency perturbations due to Electromagnetic Pulse Sources. Все это длинное название сокращается в аббревиатуру ELVES. А английское elves переводится как раз как «эльфы».

«Эльфы» – это еще одно малоизученное явление. Выглядит оно как гигантские расширяющиеся кольца, которые хорошо видимы как в оптическом, так и в ультрафиолетовом диапазоне.

В природе этих явлений попыталась разобраться группа ученых из датского Технического университета. Свои выводы исследователи привели в журнале Nature.

По мнению исследователей, голубые джеты возникают из-за электрических пробоев – своего рода коротких замыканий между слоями атмосферы.

А вот с «эльфами» исследователи пока не смогли разобраться и выяснить их природу, подтвердив лишь, что в земной атмосфере идет бурная электрическая жизнь.

В студию радио «Комсомольская правда» каждое утро приходят гости: политики, блогеры, актеры, спортсмены и другие известные личности. Они не только рассказывают о себе, но и вместе с ведущими обсуждают горячие темы.
Отдельная тема с Олегом Кашиным