«Нет оснований сомневаться в справедливости учителей»: как пройдет поступление в колледжи без ОГЭ

Абитуриенты
Александр Милкус и Дарья Завгородняя в программе «Родительский вопрос» поговорили с первым замминистра просвещения Дмитрием Глушко и директором колледжа «Энергия» Нерсесом Нерсесян об особенностях поступления в колледжи в этом году.

Мы предлагаем полный текст радиопередачи.


А. Милкус:

- Всем доброе утро! Добрый вечер! Добрый день! Нас слушает вся страна от Калининграда до Владивостока и Южно-Сахалинска. Это «Родительский вопрос». Мы говорим сегодня про поступление в колледжи. Почему-то у нас незаслуженно всегда на втором месте после поступления в вузы эта тема, хотя она не менее актуальна, чем ЕГЭ и все, что с этим связано.

Со мной постоянная моя соведущая Дарья Завгородняя и наши гости: первый заместитель министра просвещения Дмитрий Евгеньевич Глушко.

Д. Глушко:

- Добрый день!

А. Милкус:

- И крупнейшего учебного заведения профессионального образования в нашей стране подмосковного колледжа «Энергия» Нерсес Владимирович Нерсесян. У вас 6 тысяч студентов, да?

Н. Нерсесян:

- У нас ежегодный набор составляет полторы тысячи человек. В среднем мы учим четыре года, поэтому посчитать не сложно. А если считать всех, кого мы учим, и взрослое население, и коротким программам, думаю, что под десять тысяч.

А. Милкус:

- Сегодня мы говорим про поступления в колледжи в этом году. Тема горячая и важная. По статистике Министерства просвещения прошлого года 53% или 58%, разные оценки есть, поступают у нас сейчас в колледжи выпускники. И там много всяких нюансов. На прошлой неделе был опубликован приказ министра просвещения Сергея Сергеевича Кравцова об особенностях приема в учреждения среднего профессионального образования в этом году. Много нюансов для родителей, для ребят, для сотрудников колледжей и приемных комиссий. И мы об этом поговорим.

Дмитрий Евгеньевич, в чем особенности приема в этом году?

Д. Глушко:

- Особенности этого года – это условия пандемии и коронавируса. Мы, к сожалению, привыкли, но надеюсь, что скоро начнем отвыкать от ситуации, но ситуации диктует определенные требования. В частности, если мы говорим о поступлении, то для многих ребят сегодня становится одним из вопросов – собрать пакет документов, с другой стороны, пакет документов доставить до колледжа, чтобы поступить. Мы постарались сделать так, чтобы снизить все возможные бюрократические истории, связанные с передачей документов для поступления в колледж. Абитуриент может подать свои документы при помощи Почты России, при помощи других почтовых и электронных служб. В том числе, это касается и медицинских справок, которые можно подать в электронной форме с учетом того, что в различных регионах медицинские учреждения были сориентированы на работу в условиях пандемии, могут возникнуть сложности с прохождением медосмотров. И сделано все так, чтобы человек отправил в электронной форме документы, а оригиналы донести до конца 2020 года. Пытаемся снизить риски, создать условия, которые позволят простым способом отправить документы для поступления.

Кроме того, продлены сроки подачи документов, в том числе, в тех случаях, а это практически до конца августа, в тех случаях, где будут свободные места, то это и до осени.

А. Милкус:

- Мы вчера говорили об этом. Далеко не во всех регионах можно отправлять почтой.

Д. Глушко:

- Электронной почтой можно отправлять в любом регионе. Отсканировать, сфотографировать.

А. Милкус:

- В Подмосковье и в Москве через сайт «Госуслуги» только.

Н. Нерсесян:

- Дело в том, что Дмитрий Евгеньевич правильно сказал, там в приказе написано, что органы исполнительной власти будут вносить изменения в свои документы, связанные с приемом. На сегодняшний день у нас в пятницу Министерство образования Московской области проводило совещание. Этот вопрос – один из вопросов, который поднимался, что на сегодняшний день только через «Госуслуги». Но я думаю, что в ближайшее время будут внесены изменения. И родителям переживать не надо, потому что приказ Министерства просвещения вышел 26 мая 2020 года. И регионы, думаю, достаточно быстро под него будут подстраиваться. Да, на сегодняшний день есть ряд вопросов, связанных с тем, что нам надо выстроить работу по приему с другими формами заявлений. И Почта России в приказе Министерства просвещения написана. И электронная почта.

А. Милкус:

- У нас сегодня слушатели в основном родители. Нужно родителям, где следить за информацией? На сайтах региональных министерств образования. На сайтах колледжей, где должно быть все рассказано.

Д. Глушко:

- И на сайтах региональных министерств, на сайтах колледжей, а так же использовать горячую линию Министерства просвещения РФ, которая создана специально для консультирования всех, кого волнуют какие-либо вопросы поступления или завершения обучения в учреждениях среднего профессионального образования России. Могу этот номер назвать, если нужно.

А. Милкус:

- Пожалуйста!

Д. Глушко:

- +7 977-978-29-69. Это телефон горячей линии, где вы можете задать любые вопросы. Я уверен, что наши коллеги в региональных министерствах образования так же создадут горячие линии. И можно по локальным вопросам так же задать вопросы в регионах.

А. Милкус:

- В приказе говорится, что прием документов продлен до 25 августа. Достаточно много специальностей во многих колледжах, они очень популярны. Многие родители, как раньше занимали очередь при подаче документов в детские сады, стараются побыстрее сдать документы для того, чтобы поступить. Как в этом случае будет? Я знаю московские колледжи, где конкурс на определенные специальности по 28 человек на место. Больше, чем в крупный вуз. У кого приоритет? Как будут зачисляться ребята?

Д. Глушко:

- Приоритет у того, у кого выше средний балл аттестата.

А. Милкус:

- Не тот, кто первый принес?

Д. Глушко:

- Хоть вы и в последний день приемной кампании принесли документы, это роли не играет. Главное, чтобы был выше средний балл аттестата. И тогда согласно рейтингу вы попадете на те самые заветные бюджетные места.

Дарья Завгородняя

Д. Завгородняя:

- В этом году нет ОГЭ. И все равно будете опираться на средний балл?

Н. Нерсесян:

- Конечно.

Д. Глушко:

- Да. У нас нет оснований сомневаться в справедливости учителей, объективности при выставлении итоговых оценок в аттестатах.

Д. Завгородняя:

- Без экзаменов? Вот интересно. Может, и ЕГЭ тогда отменить?

А. Милкус:

- Про ЕГЭ отдельно поговорим. Про профобразование продолжим. В вузы можно поступать – пять вузов, в каждом три специальности. Если приходят 24 августа человек с высокими баллами аттестата, ты понимаешь, что твой ребенок не поступает, потому что это место занято уже более высокорейтинговым абитуриентом. Можно ли разнести свои документы, как в вузах, в несколько колледжей? И ждать, где тебя примут.

Н. Нерсесян:

- До пяти колледжей. Вся процедура приблизительно та же самая. Все, что вам нужно сделать, это 26 августа определиться с выбором. Если вы одновременно поступили в три учебных заведения, то 26-го вы должны заполнить специальный документ, который будет говорить о том, что вы определились с поступлением в конкретно этот колледж и на конкретно эту специальность, чтобы другое учебное заведение могло освободить вакансию и согласно рейтингу переместить следующего, кто идет по рейтингу.

Д. Глушко:

- В самом начале я говорил, что оригиналы документов нужно занести до конца года. И в связи с этим и отсутствует эта проблема – подать в несколько колледжей сразу для поступления.

А. Милкус:

- Абитуриент формирует пакет документов, состоящий из копий, из сканов, рассылает в электронном виде и ждет у моря погоды.

Д. Глушко:

- Не у моря погоды, а надеется на свои таланты, проявленные ранее на предыдущем этапе обучения. И поступает с учетом полученным оценок.

А. Милкус:

- И между 26-м августа и 1-м сентября должны быть приказы о зачислении?

Д. Глушко:

- Да. И если вдруг студент, результаты в аттестате отраженные, не позволяют ему поступить в самые топовые колледжи, то у него до 25 ноября останется возможность еще поступить, выбрать туда, где есть свободные места.

А. Милкус:

- Обсудим следующий пункт. Есть ограниченное количество специальностей, на которые нужны дополнительные испытания. И всегда они проходили в очном формате. Это полицейские специальности…

Д. Глушко:

- Спортивные, медицинские.

А. Милкус:

- Как в этом году, если у нас все в дистанционном формате?

Д. Глушко:

- Для требующих определенных творческих способностей, физических, психологических качеств, то эти испытания будут проводиться, время приема документов на такие специальности до 15 августа продлено. По решению самих образовательных организаций, учредителей будут выстраиваться порядки проведения таких испытаний.

А. Милкус:

- Все равно надо будет проводить эти испытания в очном формате?

Д. Глушко:

- Вопрос, что по многим специальностям в отдельных случаях можно проводить дистанционно. Мы проводим итоговую аттестацию выпускников по многим специальностям дистанционно. Но если это требует очного формата, то, конечно, это надо проводить в очном формате. Уверен, что у нас сегодня есть все механизмы, чтобы создать в образовательных учреждениях санитарно-эпидемиологические условия для того, чтобы могла работать приемная комиссия и могли студенты прийти для сдачи таких экзаменов.

Н. Нерсесян:

- Дмитрий Евгеньевич все сказал. Могу только сказать, что вот если говорить о нашем колледже, у нас есть специальность «полицейский», правоохранительная деятельность, специальность «защита в чрезвычайных ситуациях». И с этого года мы начинаем готовить медиков, это там, где нужны будут дополнительные испытания. У нас недавно было совещание с Министерством внутренних дел по Московской области, где, например, по полицейским, у них же психологическое тестирование и физподготовка, где было принято решение, что если у ребенка сдано ГТО, то в зачет будут приниматься нормы ГТО, но психологическое тестирование, в любом случае, будет проходить. Дальше будет создаваться график, соблюдение санэпидемических норм, дети-абитуриенты будут сдавать. И дальше будет рейтинговаться, исходя из того, как они сдали.

Д. Завгородняя:

- А они будут в масках? Вспоминаю китайскую школу, где все в масках и с плексигласовыми огородочками.

Дмитрий Глушко

Д. Глушко:

- Посмотрим на требования Роспотребнадзора, которые сегодня предъявлены к проведению итоговой аттестации, в том числе, ЕГЭ. В них предусмотрены определенные требования, связанные с дополнительными санитарными противоэпидемиологическими мероприятиями, дезинфекцией, организацией входа в образовательной учреждение, чтобы не было скопления. Это работа всех организаторов проведения экзамена, это касается приемных комиссий в масках и перчатках. А для самих студентов, так как они испытуемые, требований по маскам нет. Если ребенок захочет быть в маске в силу того, что он сам этого хочет, он может быть, но, тем не менее, требования обязательного к нахождению в маске, в требованиях Роспотребнадзора России нет. В отдельных случаях надо смотреть, исходя из эпидемиологической ситуации в каждом конкретном муниципалитете, где будет происходить эти приемные испытания. Уверен, что сегодня образовательные учреждения от детского сада до университета в стране должны быть самыми безопасными, и мы должны создавать эти условия. Для студентов, абитуриентов требования по маскам и перчаткам не будет, но будут дополнительные требования к эпидемиологическому порядку в организации работы образовательного учреждения.

А. Милкус:

- Вы затронули медицинские справки, но на некоторые специальности нужно обязательно иметь медсправку. Далеко не все поликлиники сейчас работают. Я понимаю родителей, которые не очень хотели бы в детские поликлиники сейчас отправлять детей. Можно ли ее донести позже?

Д. Глушко:

- Можно и донести позже до конца 2020 года.

А. Милкус:

- Есть такой подводный момент, Нерсес Владимирович помалкивает, смотрит на нас с серьезным видом, но мы говорили, что подали документы одни, а принесли оригиналы, выяснилось, что не все там так честно и чисто. Получается, что надо отчислять студента в середине учебного года.

Д. Глушко:

- Нерсес Владимирович пусть расскажет, как на практике будет действовать.

Н. Нерсесян:

- Пока на практике мы не понимаем, как в данной ситуации действовать. Например, возвращаясь к медицинским справкам, если говорить про форму У86, то, допустим, она перейдет у нас из школы. И это не самая большая проблема. А вот те справки, которые для защиты в чрезвычайных ситуациях или для полицейских, там другая справка. И МЧС и МВД по Московской области, они будут каким-то образом выстраивать работу медицинских комиссий, мы сейчас это проговариваем.

Другой вопрос, что, действительно, мы пока не можем прийти к единому пониманию с нашими контрольными органами, каким образом будем решать ситуацию, когда ребенок поступил, а потом через полгода принес документы, мы сличили и поняли, что учиться права он не имел. Например, Московская область на сегодня видит выход таким образом, что в телефонном режиме будет просто прозванивать школы, из которой ребенок пришел, уточнять данные. Пока мы другого варианта не видим, хотя, если бы была единая какая-нибудь система, через которую можно было бы увидеть копию документов и з другой школы, то было бы значительно удобнее. Это к тому, что надо создавать единое цифровое пространство для системы образования, это крайне важно.

Д. Глушко:

- Абсолютно правильные вопросы поднимаете с точки зрения практики. Мы все понимаем, что если по медицинским показаниям студент не может проходить обучение, то, безусловно, его отчислят рано или поздно. Мы с коллегами в рамках вебинаров, которые с регионами начали проводить, эти проблемные вопросы будет систематизировать. И пытаться искать решение оперативное для текущего момента. И на будущее о том, что нужно создавать и расширять цифровое пространство образовательное, чтобы мы понимали и имели больше информации о человеке, переходящего с одной ступени образования на другую для того, чтобы сократить бюрократические истории, связанные с тем, чтобы собирать одну и ту же бумагу по нескольку раз.

А. Милкус:

- Давайте в другую сторону уйдет с вопросами. В этом приказе про особенности формирования приемных кампаний в этом году, ничего не говорится про коррекционные группы. Многие колледжи набирают такие группы, занимаются такими ребятами. Это святое дело и большие молодцы.

Д. Глушко:

- Такие ребята проходят специальную медкомиссию для того, чтобы, подав документы, могли адаптировать образовательный процесс и учебное место к особенностям развития абитуриента. Такие комиссии не прекращали свою работу. Ничто не мешает такую комиссию пройти. И справку подать в образовательное учреждение при поступлении.

А. Милкус:

- Тут все так же, как и в прошлые годы?

Д. Глушко:

- Да.

Н. Нерсесян:

- Есть небольшая проблема. Она заключается в том, что мы же пишем для каждого такого ребенка адаптивно-образовательную программу. Она пишется совместно с медиками, она не может писаться отдельно. И на сегодняшний день взаимодействие между медиками и образованием пока не выстроено, поэтому мы будем просить Министерство просвещения, чтобы с Минздравом каким-то образом проработали этот вопрос. Такая проблема есть в целом по всей стране.

А. Милкус:

- Хотел бы, чтобы мы успели поговорить и про выпускников колледжей в этом году.

А сейчас хотел бы уточнить, что в этом приказе, касающемся особенностей приема, говорится о том, что форма испытания организация определяет самостоятельно. А что за форма испытания?

Н. Нерсесян:

- Речь идет о том, что есть ряд направлений, по которым мы определяем вместе с нашим базовым работодателем ту форму испытаний, в которой они будут сдавать. Например, если для группы, которую мы набираем для нашего базового предприятия НПО «Машиностроение», это «Технология машиностроения» специальность, то у нас дополнительно будет математика в силу того, что там много требований нашего базового предприятия. В связи с тем, что они в дальнейшем могут пойти учиться на аэрокосмический факультет Бауманского университета. Это хорошая математика.

А. Милкус:

- Кроме пакета документов, им нужно будет сдавать в очной форме или в дистанционной математику?

Н. Нерсесян:

- В очной форме не надо. Сейчас разрабатывается совместно с преподавателями аэрокосмического факультета Бауманки опросный лист по математике. И через наш цифровой колледж Подмосковья эта система в Московской области дистанционного обучения будет сдавать.

А. Милкус:

- В документе написано, что сроки приема документов на очно-заочную форму обучения организация устанавливает самостоятельно. Это когда можно зачисляться и подавать документы?

Н. Нерсесян:

- Заочники? У нас по нашим документам могут подавать до конца года.

А. Милкус:

- Календарного года?

Нерсес Нерсесян

Н. Нерсесян:

- Да. Это связано с тем, что это же не бюджетное финансирование, это внебюджетное, это финансирование за счет средств либо работодателя, либо родителей. И под каждого такого ребенка делается индивидуальная образовательная программа. И там нет жесткой привязки к бюджету к началу учебного года.

А. Милкус:

- Типа индивидуального плана?

Н. Нерсесян:

- Да.

А. Милкус:

- А если в колледжах, в вузах в прошлом году была статистика платных студентов больше, чем бюджетных на направлениях подготовки бакалавров. А есть ли платные места для студентов колледжей? И как в этом году формируется их оплата?

Н. Нерсесян:

- Все максимально просто. Если мы выбираем специальность ровно ту же, что у меня есть на бюджете, например, берем «Технологию машиностроения», стоимость одного специалиста в Московской области 126 тысяч рублей в год. Если мы набираем такую же внебюджетную группы, то либо предприятие, которое является базовым заказчиком, либо родители платят ровно столько же. Если мы набираем специальности, которой у меня по бюджету нет, то там идет отдельный расчет. Например, в этом году мы набирали «Земельно-имущественные отношения», там стоимость обучения 82 тысячи рублей в год. В силу того, что специальности, связанные с «Технологией машиностроения», они все затратные. В среднем подготовка одного сварщика в год только одних электродов 15 килограмм уходит, а если говорить про металл, то в этом плане специальности, где нужны бумага и ручка, стоят значительно дешевле.

Д. Глушко:

- Например, бухгалтер.

Н. Нерсесян:

- Расчет делает учебное заведение, согласовывая со своим учредителем.

А. Милкус:

- Есть специальности, где стоимость примерно сравнима со стоимостью в вузе?

Н. Нерсесян:

- Есть, где стоимость выше, чем стоимость в вузе. Если мы готовим специалиста в области мехатроники, то такой специалист нам будет обходиться тысяч в 24- в год.

Д. Глушко:

- Промышленная автоматика.

Н. Нерсесян:

- Да. Везде, где высокотехнологичное оборудование, большое количество расходного материала, они будут дороже, чем в вузе.

Д. Глушко:

- Потому что идет формирование практических навыков.

Д. Завгородняя:

- А медицинские специальности тоже дорогие?

Н. Нерсесян:

- Смотря какие. Медсестра, мы такую специальность открываем со следующего года по согласованию с Минздравом Московской области, и сейчас мы ведем расчет. Она получается в районе 142 тысяч в год. Если мы говорим про специальность наиболее популярную - это фармацея, там, где работники потом в аптеку уходят работать провизорами, то там стоимость обучения в районе 86 тысяч. Я к тому, что технология машиностроения с точки зрения затратности – это самые дорогие специальности, какие на сегодняшний день только есть.

А. Милкус:

- Я к чему веду? Министерство образования разработали рекомендации вузам, как в этом году реструктурировать долги или оплату студента, что можно не посеместрово платить, а каждый месяц и так далее. Сейчас продумывается система образовательных кредитов и так далее. А есть ли решения по студентам-платникам колледжей?

Н. Нерсесян:

- Министерство образования Московской области, как только пандемия началась, сразу дало предложение, рекомендацию, мы разрешили помесячную оплату. Если семья находится в тяжелой ситуации, то они на мое имя пишут официально заявление, что они попали в такую ситуацию, мы им даем отсрочку по оплате. Плюс сейчас решается вопрос образовательных кредитов, у нас два банка – это Сбербанк и «Возрождение» - наши базовые банки. Думаю, что подтянем под историю с высшими учебными заведениями.

А. Милкус:

- А какие-то от Министерства просвещения рекомендации?

Д. Глушко:

- На данном этапе мы оцениваем масштаб проблемы для студентов колледжей, И Сбербанк с нами всегда по большому количеству проектов взаимодействует. И если с нам потребуется решение какое-то совместное, то мы будем это решение принимать.

Нерсес Владимирович приводит пример, как учредитель образовательного учреждения ответственно относится к организации процесса, потому что, все-таки, это решение учредителя. Но рекомендации со своей стороны мы так же будем давать.

Д. Завгородняя:

- А как начнется учебный год? В школах все пойдут в школу, а в колледжах?

А. Милкус:

- Все пойдут в колледжи.

Д. Завгородняя:

- Но как все это будет происходить?

Д. Глушко:

- На мой взгляд, колледжи однозначно должны начать работу. Мы должны обеспечить подготовку к рабочему месту. И к организации производственного процесса. И в колледжах, помимо профессиональных компетенций, формируется еще и культура организации своего рабочего места, своего рабочего процесса, обучения техники безопасности и так далее. Колледжи должны научиться работать, как и производства, куда готовят выпускников. Работать в абсолютно любых условиях. Наша задача за лето, чтобы учредитель каждой образовательной организации обеспечил тот комплекс требований Роспотребнадзора России, которые дополнительно сегодня сформированы, для того, чтобы студент мог обучаться в обычно аудитории без маски и без перчаток, а на своем рабочем месте ровно в соответствии с требованиями к организации рабочего места.

Александр Милкус

А. Милкус:

- А есть ли статистика в Министерстве просвещения, какие наиболее популярные специальности в колледжах сейчас? В Москве просто дикая очередь в фотодело, искусство, бухгалтерский учет.

Д. Завгородняя:

- Дизайн.

А. Милкус:

- Это просто море ребят!

Д. Глушко:

- Я перечислю несколько. Очень много сервисных специальностей. Те же повара, кондитеры, техническое обслуживание легковых автомобилей, сварщики. И много IT- специальностей. Количество их растет. В регионах по-разному.

Н. Нерсесян:

- Из бюджетного набора полторы тысячи человек, которые в этом году, 650 – это IT-специальности. При этом средний конкурс на одно место будет где-то четыре человека. Топовые специальности - это все, что связано с инженерией.

А. Милкус:

- И про особенности выпуска в этом году тоже хотелось бы поговорить. Будем, опять же, сравнивать с системой высшего профессионального образования. Министерство науки и высшего образования рекомендовало вузам сейчас во время учебы или летом, если возможность есть, студентов брать на работу, чтобы обеспечить их хоть какими-то заработками. И усилить работу центров занятости, которые будут помогать находить ребятам работу после окончания вузов.

Как с колледжами?

Д. Глушко:

- Надо начать с того, что на рынок т руда выпускается больше, чем из учреждений высшего образования. Более 730 тысяч человек в этом году должны выйти на рынок труда. В каждом регионе и в совокупности по стране процент трудоустройства выпускников учреждений значительно выше, чем из учреждений высшего образования.

А. Милкус:

- То есть, ребята из колледжей находят работу лучше и быстрее?

Д. Глушко:

- Более 60%. В прошлом году 62%. Значительно выше. Ребята из колледжей, особенно, кто обучается IT- специальностям, в том же машиностроении, они уже на финальных курсах, как правило, работают. И имеют неплохую работу.

Перед нами была задача. Эти выпускники выходят к высокотехнологичному оборудованию, которое стоит на рабочем месте. И они должны выйти на это рабочее место, подтвердив свои профессиональные компетенции.

Перед нами стояла сложная задача, как в этих условиях организовать процесс подтверждения этих навыков. И мы научились по многим специальностям, более 30 компетенций, оценивать в дистанционном формате, когда эксперты находятся очень часто, а для нас важна объективная оценка, поэтому у нас есть одна из задач, чтобы оценку профессиональных компетенций делали эксперты, которые не участвовали в обучении студента.

А. Милкус:

- Внешняя оценка качества.

Д. Глушко:

- Мы научились делать так по 30 компетенциях в этом году, оценка была полностью дистанционной, когда студент находился на рабочем месте, либо по отдельным компетенциям, в домашних условиях, и видеотрансляция позволяла эксперту провести. Многое по нескольким компетенциям мы научились делать полностью автоматизированную оценку компетенций.

По коротким программам в части программ переобучения взрослого населения мы научились, и обучать таким образом, когда мастер находится на своем рабочем месте, в одном городе, а в совершено другом месте, городе находится и обучаемый. Этот процесс можно вести и через интернет-трансляцию, например.

У нас в этом году более 40 тысяч человек, которые выпускаются из 734 тысяч, они по своим компетенциям дают демонстрационный экзамен. Мы с коллегами из Союза молодых профессионалов России научились осуществлять такую оценку. Кроме того, студенты многих специальностей сегодня, а специальность состоит из набора компетенций, по многим компетенциям студенты сдавали такой демонстрационный экзамен в рамках промежуточной аттестации или участвовали в чемпионатах молодых профессионалов. Именно эта практика и эта оценка позволила многим перезачесть в рамках государственной итоговой аттестации ту оценку, которую они получили. И для нескольких тысяч человек эту историю по времени сократить.

Нерсеса Владимировича можно спросить, как у них проходила итоговая аттестация, но сегодня мы по 109 компетенциям, а это более 200 программ СПО, проведем в этом году аттестацию в рамках демонстрационного экзамена.

А. Милкус:

- А какая у вас средняя зарплата у выпускников. Говорят, что молодежь не очень любят брать на предприятия, надо обучать дополнительно и так далее.

Д. Завгородняя:

- И какой у вас процент людей, которые находят работу после выпуска?

Н. Нерсесян:

- У нас 8 июня в Московской области начнется демонстрационный экзамен. Мы его делаем совместно с молодыми профессионалами – движение WorldSrills. И там больше 30 специальностей, по которым это возможно в дистанционном формате, причем, из дома. И в этом плане, и вообще видно, что есть сквозная специальность – это IT-управление для всех специальностей. Казалось бы, у станочников где IT? Станочник все делает катками, дальше он скидывает программу, программа мастером производственного обучения дистанционно вставляется в USB-разъем станка. И если программа сделана правильно, то станок сделает нужную деталь. И это вопрос программирования, по большому счету.

Очень много специальностей, которые, казалось бы, невозможно сдать в дистанционном формате, но, на самом деле, никаких проблем нет. И они достаточно легко сдаются. Так же Московская область в «Сервисно-воздушном транспорте» будут сдавать в дистанционном формате.

Программа в студии Радио КП

А. Милкус:

- А про зарплаты? Очень интересно.

Н. Нерсесян:

- Три года назад у нас была следующая история. У нас каждый год есть квота для поступления в вуз. И у меня ребенок-отличник, выпускник не захотел идти на аэрокосмический факультет Бауманки. Директор завода говорит, ну, Нерсес, ты с ним просто неправильно общаешься, я приеду, сам с ним поговорю. Приезжает. Этот ребенок на нас смотрит, говорит, Сергей Павлович, я сейчас заканчиваю свое учебное заведение. Приходу к вам на завод станочником. Вы мне сколько зарплату будете платить? Он говорит, пятьдесят тысяч.

А. Милкус:

- Начальная.

Н. Нерсесян:

- Плюс у нас программа молодых специалистов и еще от генерального директора подъемные 28 тысяч. Через год, если я буду хорошо работать, вы меня мастером назначите? Он говорит, ну, назначу. А сколько зарплата будет? Говорит, 80 тысяч буду платить. Говорит, еще через год я стану бригадиром? Директор говорит, если будешь…

А. Милкус:

- У нас осталось 30 секунд! Конечная стоимость!

Н. Нерсесян:

- Говорит, а если я пойду в аэрокосмический факультет Бауманки, еще буду четыре года учиться, то вы меня возьмете через четыре года молодым конструктором на 25 тысяч рублей. И генеральный пожал руку и уехал.

А. Милкус:

- Понятно.

Я вынужден закончить нашу просветительскую программу. Наши слушатели тоже не очень себе представляли размах сегодня обучения в средних профессиональных учреждениях. И ребята даже в вузы не очень хотят идти, потому что находят работу и приличную зарплату по окончанию колледжей.

Спасибо за интересный разговор!