Кашин: «Когда наши батюшки, эти бородатые мужчины, пытаются играть в пиар, получается плохо»
Скачать передачу [mp3, 43.6 МБ]
Мы предлагаем полный текст радиопередачи.
Р. Голованов:
- Поговорим о грехе, поговорим о проститутках, причем бесплатных и гражданских женах.
О. Кашин:
- Не знаю, что сказать. Я понимаю, о чем речь. Отец Димитрий Смирнов в очередной раз, как говорится, поджег танцпол. И нам предлагают всерьез обсуждать его мнение, что те люди, которые живут гражданским браком, женщины в этих браках являются бесплатными проститутками. Роман, согласны ли вы с батюшкой?
Российской Федерации
Р. Голованов:
- Во-первых, гражданский брак это блуд.
О. Кашин:
- Я уточню. Гражданский брак это не только когда…
Р. Голованов:
- В том понимании, о котором говорил отец Димитрий Смирнов, - когда нет венчания и нет штампа в паспорте.
О. Кашин:
- Когда нет венчания. То есть речь идет не просто о том, что мы, обыватели, называем гражданским браком. Даже если есть штамп в загсе, но нет венчания, это проституция?
Р. Голованов:
- Это оказание бесплатных утех и услуг какому-то маменькину сынку, который не может сделать предложение своей женщине, не может отвести ее под венец. А почему он это не может сделать, точнее, не хочет? Потому что мечтает быть, как и раньше, безответственным, как в 5-10 лет, чтобы кашку приносили на ложечке.
О. Кашин:
- Роман, это вы от себя говорите или это цитата отца Димитрия?
Р. Голованов:
- А мы с ним очень похожи в некоторых вопросах.
О. Кашин:
- Да. Причем, даже внешне. Мы его звали в эфир, но он не захотел со мной разговаривать. Да, удивительный вы батюшка, который избегает общения, возможно, даже с заблудшими душами.
Р. Голованов:
- Нет, тут все гораздо проще. Просто батюшке 70 лет, и формат спора…
О. Кашин:
- Роман, мне тоже почти 70 лет (без 30), поэтому не вижу в этом проблемы. Обижать большую часть населения России - это нормально? Есть же такая присказка, что когда ты плюнешь в народ, народ не заметит, а когда народ плюнет в тебя, тебя смоет волной. Я даже не очень стесняюсь того, что речь идет о духовной особе, поскольку бывал в Петровском парке, видел эти окрестности. Могу сказать, что Бог там, конечно, присутствует, но он загнан куда-то за ограду, и там речь идет просто о дорогой недвижимости. Есть такое выражение новостное - в РПЦ считают. По-моему, это придумал покойный отец Всеволод, что когда любой священник что-то заявляет, то это позиция Русской православной церкви, поскольку нет консолидированной позиции (и не может быть, слава богу). Поэтому можно говорить о полемике между отцом Димитрием и митрополитом Илларионом, который успокоил нас, светски живущих супругов, что нет, мы не проститутки, все в порядке. Тогда перед нами дискуссия молодого прогрессивного митрополита и пожилого мракобесного батюшки из отдела по делам семей. Кого поддержать - такая буквально внутрипартийная дискуссия в патриаршем обкоме.
Р. Голованов:
- Давайте послушаем, чем все это обернулось. Отец Дмитрий Смирнов в интервью «Комсомольской правде» рассказал, что посыпались угрозы: «Мне уже несколько человек звонили на мультиблог. Одни - с желанием убить, другие (не буду повторять это выражение) - сильно избить. Все эти люди не называют ни своих имен, ни адреса, ни e-mail. Я не знаю, кто это».
Р. Голованов:
- Кто за всем этим стоит? Мы разговаривали с батюшкой, и он говорит, что бесы. В день начала кампании было нечто интересное. Давайте еще раз послушаем отца Димитрия Смирнова - о начале всей этой истории: «В тот день, когда началась эта кампания против меня, мы освятили и подняли на храм в честь царственных мучеников золотой крест. И началось. Это духовное явление. Может быть, и бесов нет? Бесы есть. Из Евангелия мы это знаем и этому верим. И что я им сделал плохого?»
Р. Голованов:
- Олег, вы верите в бесов?
О. Кашин:
- Роман, верю в бесов, конечно. Более того, вы, наверное, обратили внимание, я в начале нашего разговора пытался полемизировать, а сейчас услышал этот голос чарующий, который я сам, конечно, много раз слышал, и это знаменитое: «Ты живешь в аду, ты живешь в аду…»
Р. Голованов:
- Опять вырванные слова из контекста. Мы и цитируем отца Димитрия Смирнова вырванными лоскутами и фразами.
О. Кашин:
- Роман, и я вырываю у вас из контекста, и вы вырываете у меня. Я всегда говорил, что любые речи, любые даже проповеди надо произносить так, чтобы они расчленялись на твиты без ущерба для смысла. Так вот, Роман, я слышу его голос и понимаю, что, конечно, не нужно с ним спорить, он, конечно, тоже важный символ, гений места. Он говорит: мы подняли крест - началась кампания. Надо говорить так: мы подняли крест и обозвали всех российских женщин проститутками. Немножко разные вещи.
Р. Голованов:
- Нет, это все в разное время происходило.
О. Кашин:
- На самом деле, поскольку мы - российское медийное пространство, оно на самом деле довольно маленькое, более того, оно во многом управляемое… Вы говорите: как избежать этой проблемы? Очень просто. Журналистов, которые пишут про Русскую православную церковь в агентствах, в крупнейших газетах, просто обзвонить (это дело получаса) и сказать: хватит цитировать отдельных священников…
Р. Голованов:
- О, пошла диктатура. И потом мы услышим речь про свободу слова, когда будем говорить про Павленского и Советский Союз.
О. Кашин:
- Конечно. Позиция Патриархии… Вот Легойда, пресс-секретарь, пусть он говорит.
Р. Голованов:
- Так нельзя, и это совершенно неправильно.
О. Кашин:
- Роман, я, конечно, тоже за свободу. Я же говорю, слава богу, что у нашей церкви, во главе которой стоит Христос, а не какой-то наместник, естественно, не может быть официальной позиции. Но поскольку церковь церковью, а медиапространство - медиапространством, мы оставляем кесарю кесарево. И когда наши обычные батюшки, эти бородатые мужчины, пытаются играть в пиар, в хайп, получается плохо, получается неправильно. Не очень успешный хайпажор - отец Димитрий Смирнов, при всем к нему уважении. Он сам этого хотел.
Р. Голованов:
- Следующая история. На отца Димитрия Смирнова уже подают в суд. Адвокат Алены Водонаевой, телеведущая, жена того самого Гордона, который подменяет Собчак во второй части ее программы… Давайте послушаем ее историю, как она обиделась и оскорбилась.
Е. Гордон:
- Мне как юристу хотелось бы увидеть, что закон действительно един для всех. Если честно, я воспринимаю его не как протоиерея, потому что он гражданин, мы живем в светском обществе, соответственно, закон един для всех. Мне интересно как юристу, насколько быстро включится механизм проверки, поскольку с Аленой Водонаевой он был включен буквально через несколько дней, - как его вызовут для дачи пояснений, придет ли он, как пройдет лингвистическая экспертиза и что спустя 30 дней нам расскажут в прокуратуре или в Следственном комитете. Есть еще второй момент. Я как представитель той самой оскорбленной социальной группы взываю к ответственности. Я хочу, чтобы меня как женщину в Российской Федерации, которую оскорбили, и нас таких много, у меня на данный момент принято уже 5 клиентов, которые аналогичные заявления готовы писать. Я хочу жить в стране, где не оскорбляют огульно женщин, где нет сексизма, где представители церкви не наделены какими-то дополнительными возможностями и опциями.
Р. Голованов:
- Отличный мир для Кати Гордон и Олега Кашина.
О. Кашин:
- Роман, все очень просто. Я сегодня апологет, евангелист диктатуры. Давайте договоримся, Роман, чтобы в нашей передаче не звучали имена бессмысленных людей. Весь смысл их бытия - помелькать в прессе. Давайте час в эфире нашей любимой радиостанции…
Р. Голованов:
- Будет звучать один Олег Кашин, который об этом не мечтает.
О. Кашин:
- Да. Без Кати Гордон. Роман, есть люди неприличные, есть люди (слово плохое) обсосы.
Р. Голованов:
- Не надо оскорблять. Екатерина, вы хотите батюшку засудить, а тут вам еще один готовый сексист-либерал, с которым вы можете пободаться.
О. Кашин:
- Роман, можно набрать кучу ньюсмейкеров - масон Богданов, сыровар Сирота, пранкер Вован. Давайте всех соберем - будет передача «Веселые ребята». Нет, Роман, передача серьезная - «Русские люди». Про кого мы говорим, про Катю Гордон? Нет. Про отца Димитрия Смирнова? Да, будем говорить и будем его по-светски поучать.
Р. Голованов:
- Олег, кто мы такие, чтобы «поучать по-светски»?
О. Кашин:
- Подождите, Роман. Когда он входит на наше поле…
Р. Голованов:
- Он не входил, его втащили на наше поле, буквально за ворот рясы его втянули туда.
О. Кашин:
- Неправда. Он, конечно, мечтает быть ньюсмейкером, таким же, как Катя Гордон. И иногда у него получается. Пускай он проповеди читает, у него прекрасные проповеди. Но когда он начинает выступать на темы общественно-политической повестки…
Р. Голованов:
- Какой общественно-политической? Это и есть проповедь. Он вышел и обратился к людям. Это была его встреча с молодежью. Насколько мне объяснил батюшка, не предполагалось того, что она попадет в Сеть и будет разодрана на цитаты, как и все остальное.
О. Кашин:
- Секретная встреча отца Димитрия Смирнова с молодежью. Он по секрету, не для печати, под эмбарго сказал, что все российские женщины - проститутки. Молодец, отец Димитрий, давайте мы вам дадим очередной орден.
Р. Голованов:
- Кстати, угрозы реальные, серьезные, отцу Димитрию придется защищаться. Давайте послушаем отца Димитрия, кто встанет на его защиту и при чем тут мусульмане.
Отец Димитрий Смирнов:
- Ко мне подходит мусульманин, обнимает меня, называет свое имя и говорит: «Я - имам, я тебя так уважаю, я слушаю все твои проповеди и рассказываю своим прихожанам». Если что-то начнется серьезное, я обращусь к мусульманам, мои проповеди и мои призывы слушают все мусульмане. Они меня защитят и от этих, кто мне грозит, если не найдутся в России те, кто защитит старика-священника. Имам, настоятель мечети. Я говорю: «Я тебе очень рад». Мы с ним поговорили. Он с такой радостью даже сфотографировался со мной, говорит: «Покажу своим, что отца Димитрия встретил». Вот такое отношение ко мне человека другой веры. Почему? А потому что я уважаю другие веры».
Р. Голованов:
- Олег, не стыдно, что мусульмане заступаются, а вы, православный человек, хаете отца Димитрия?
О. Кашин:
- Маленькая ремарка. Роман, будет у вас в следующем часе эфир с отцом Димитрием, давайте тоже в него навставляем фрагментом с Олегом Кашиным.
Р. Голованов:
- Там навставляли, нормально все. У нас ежедневная программа, а отец Димитрий Смирнов раз в год сюда приходит.
О. Кашин:
- Помните отца Даниила Сысоева?
Р. Голованов:
- Это один из моих любимых батюшек.
О. Кашин:
- Которого, если помните, мусульмане 10 лет назад в Москве убили.
Р. Голованов:
- Безродные бандиты, у которых нет веры, нет Бога в голове.
О. Кашин:
- Конечно, нет Бога, кроме Аллаха, у них в голове.
Р. Голованов:
- Олег, не надо разжигать…
О. Кашин:
- Подождите. Передо мной разжигание, когда вы мне продаете православного батюшку, буквально экумениста, который говорит: какие-то православные типа Кашина плохие, им в аду гореть, зато есть правильные друзья отца Димитрия - мусульмане. Что это за новый тип батюшек, которые опираются, извините, на нехристей?
Р. Голованов:
- На тех, кто с ними дружит. Мы, во-первых, не должны…
О. Кашин:
- Да, на тех, кто с ними дружит. Не раз бывали случаи и на Балканах, и на Кавказе, и много где, когда мусульмане с христианами общались не с помощью божьего слова, скажем так. И тут выходит такой батюшка, буквально батюшка-коллаборационист, которому некоторые мусульмане милее русских православных людей. Отличный батюшка, обожаю вас, батюшка.
Р. Голованов:
- Послушаем Александра Невзорова.
А. Невзоров:
- РПЦ, окончательно сросшаяся с режимом, окончательно охамела, занялась агрессивной рекламой своих услуг. В РПЦ есть такой персонаж - хамоватый, но забавный поп Смирнов взял и обозвал миллионы русских баб проститутками. Естественно, гражданочки взвыли. Тут-то им и напомнили, что право называться не проституткой можно просто купить. А где? Да в церкви. Это стоит порядка 5 тысяч рублей. Это цена так называемого венчания. Еще три года назад Россия безропотно сносила каждый средневековый поповский плевок в свою физиономию, но, похоже, это время кончилось, охамевшие попы получили от всех, им припомнили и их злобу, и их экстремизм, и их педофилию. Конечно, ряса очень надежно скрывает шевеление всех органов, расположенных ниже пояса, для того она и придумана, но сейчас даже и под ней видно, что хвост пришлось прижать как самому Смирнову, так и его начальникам.
О. Кашин:
- Роман, я рву и мечу. Зачем нужен Невзоров вам или отцу Димитрию? Потому что выйдет Олег Кашин, робко скажет: батюшка не прав, - и тут же ко мне подверстывают Невзорова, который говорит: попы, продажа венчания, рушь церкви, режь, убивай. Господи, что за низкопробные приемы пропаганды, Роман? Фу, Роман. Вы молодой человек, у вас совесть должна быть, в конце-то концов? Какой Невзоров? Если я говорю, что отец Димитрий безнравственно и бестактно женщин обижает, с мусульманами братается, это же не значит…
Р. Голованов:
- Потом выходит Невзоров, который вишенкой на торте становится к Олегу Кашину, на ту выпечку и на ту сдобу, которую Олег для нас испекал все это время. Да, Олег любит говорить, только когда он один целый час.
О. Кашин:
- Конечно. Потому что синхронов уже было на полчаса.
Р. Голованов:
- Ничего страшного. Люди должны знать разные мнения. И мы должны в них разбираться. Или вы хотите быть проповедником?
О. Кашин:
- Роман, я хочу быть проповедником, хочу вас агитировать, а вы мне не даете, просто уши затыкаете и рот мне. Роман, есть такая технология, по российским законам одиночный пикет может устроить каждый: вышел с плакатом, стоишь. Не надо подавать уведомление и т.д. Но если к тебе подойдет второй человек, то вас обоих заберут в полицию, потому что это уже не одиночный пикет. Этим пользуются прикормленные властью провокаторы, которые встают рядом с теми, кто, допустим, дело «Сети» пикетирует. Сейчас вы мне таким провокатором делаете бедного Невзорова. Слушайте, я сам в состоянии изложить свою точку зрения, а вы мне даете более радикального, чем я…
Р. Голованов:
- Тут не в вас дело, Олег. Вы слишком много о себе думаете. Дело не в вас, а в масштабе…
О. Кашин:
- У нас программа «Кашин. Голованов».
Р. Голованов:
- А потом говорится - «Отдельная тема». И эта «Отдельная тема» подразумевает, что кроме Кашина и Голованова тут звучат и другие люди. И это нормально, Олег, как бы вы ни морщились и ни смущались от этого.
О. Кашин:
- Роман, если у нас концерт по заявкам: батюшка Смирнов, Невзоров, Катя Гордон, зачем мы здесь с вами? Роман, я не вижу вас на экране, надеюсь, вы покраснели, вам горько.
Р. Голованов:
- Ни в коем случае. За что краснеть, когда вы говорите околесицу? Я краснел первую часть, когда вы священника разносили, а я не мог слова вставить.
О. Кашин:
- Упаси боже. Другое дело, когда священник объявляет, что ему мусульмане ближе и роднее…
Р. Голованов:
- Да не говорил он такого, Олег, не надо врать!
О. Кашин:
- Помните, однажды у нас с вами был дагестанец в эфире, и я бестактно поступил, немножко передразнил его акцент. Здесь то же самое, отец Димитрий Смирнов передразнивает…
Р. Голованов:
- Он сделал доброе «Мимино», а вы показали злого дагестанца.
О. Кашин:
- Имам был грузин? Вы видели имама-грузина? Грузины - христиане.
Р. Голованов:
- Я про акцент отца Димитрия.
О. Кашин:
- Грузины у нас враги, мы с Грузией воевали, а мусульмане (чеченцы, дагестанцы) - наши друзья.
Р. Голованов:
- Обсуждаем новость - судья Конституционного суда Константин Арановский призвал не считать Россию правопреемницей СССР.
О. Кашин:
- Знаете, Роман, есть такая история, как один американский тележурналист поехал в маленький город, где в зоопарке сурок должен вылезти из норки, и если будет его тень в какую-то сторону, значит, весна будет теплая. Действительно, такой абсолютный день сурка. Мы с вами уже довольно давно в эфире, и какие у нас есть богатые темы - Советский Союз, есть ли советское наследие, Кавказ и что сказал очередной батюшка. Удивительно, мы в этом замкнутом круге живем, и, по отцу Димитрию Смирнову, мы живем в аду. Сколько можно перемалывать кости Советскому Союзу? Закопайте Ленина к чертовой матери, давайте уже перестанем об этом думать, перестанем об этом говорить.
Р. Голованов:
- Тогда о чем вы будете писать колонки?
О. Кашин:
- О Павленском. Помните, как Игорь Тальков пел - «Совки, не отдадим мы вам страну, совки, я объявляю вам войну». Талькова убили 29 лет назад. И ничего не изменилось. Мне было 11 лет тогда, сейчас мне 40. Почему мы постоянно спорим о Советском Союзе? Я вчера у Анатолия Чубайса в Фейсбуке увидел подборку вполне адских фотографий, как на картинах Босха, жизни в Кузбассе в 83-м году. И он пишет: «Смотрите, до чего довела советская власть». Я помню, мне было 16 лет, по телевизору выступал Чубайс, когда отправили в отставку Коржакова и Барсукова, и он говорил: «Наконец-то сегодня забит последний гвоздь в крышку коммунистического реванша». Боже мой, вся жизнь пролетает в спорах о Советском Союзе. Умные люди, которые не участвуют в этом споре, уже миллиардерами стали, детей нарожали десятками, а мы, несчастная советская интеллигенция, вынуждены по-прежнему говорить: интересно, если советский режим был людоедский, хорошо это или плохо, или Великая Победа его оправдывает, или Гагарин? Судья Арановский - молодец. Я не знаю, кто он, я знаю, что он из Приморья, я знаю, что он там возглавлял избирательную комиссию. То есть очень странная биография для совести нации, но он реально по факту выступает как совесть нации.
Конечно, Россия должна не быть правопреемником Советского Союза, по крайней мере, морально. Окей, всякие бонусы, всякие плюшки, которые нам достались, такие как ядерное оружие, место в Совбезе ООН и т.д., это хорошо, но мы не обязаны из-за этого говорить, что мы - наследники Ленина и Сталина. Мы не можем быть их наследниками, они - наши враги, они буквально сатана, который сидел в Кремле. Роман, почему я эти азбучные вещи каждый день в нашей программе проговариваю, как какое-то открытие Коперника? Давайте уже прокричим: долой советскую власть, нет ее, давайте выгоним ее из себя, выдавливая по капле советского человека. Забудьте советский опыт, друзья мои, мы 30 лет живем в постсоветском пространстве. Даже сталинисты нового поколения это абсолютно не советские люди, абсолютно западные, какие-то радикалы, которые… Представьте «Сталинобус», когда люди скидываются деньгами, чтобы купить рекламу на автобусе с портретом Сталина. Представьте такое в Советском Союзе. Какие деньги, какая реклама, какой автобус? В лагерь поехали бы все. А сейчас: мы - сталинисты. Вы не сталинисты, вы жители нормального буржуазного общества, которые бесятся с жиру буквально или не с жиру, а наоборот. Нет никакой советской власти, о которой стоило бы скучать, ностальгировать, пора о ней забыть навсегда.
Р. Голованов:
- «Уберите подхрюкивающих из эфира, либерастов - в топку. Вы, сатанисты, не дождетесь забития гвоздя в советский строй, который есть новая экономическая христианская система».
О. Кашин:
- Роман, я искренне верю, есть человек 5, какой-то мозговой центр…
Р. Голованов:
- Я вам отдал этот чат, чтобы вы его изучали день и ночь, а потом выпустили какой-нибудь великий трактат, как Макиавелли. Но, увы, что мы имеем, то имеем.
О. Кашин:
- Роман, там есть Гоблин (Пучков), Константин Семин, Платошкин, Делягин… Наверное, они сидят у себя в бункере и пишут под разными фамилиями эти ностальгические комментарии, нагнетая эту советскую ностальгию. Ну нет ее, не может ее быть. Мы - страна уже свободных людей, сменилось поколение, почти 40 лет, как по Моисею, ходили по постсоветской пустыне. Откуда берется ностальгия по рабству? Советский человек был рабом по определению. Почему мы об этом спорим?
Р. Голованов:
- Наталья нам пишет: «Русский народ, создавший государство Россия и СССР, еще задолго до Октябрьской революции бунтовал против посаженных от Хазарского каганата царей Романовых и получал свободу, которую теперь члены Хазарского каганата оспаривают. Как ни крути, а придется поднять документы по…» Опять к евреям перешли.
О. Кашин:
- Роман, как меня зовут?
Р. Голованов:
- Олег.
О. Кашин:
- Олег же «мстил неразумным хазарам», он геноцид устраивал еще тысячу лет назад. Какой каганат, какие евреи? Евреи все в Израиль уехали давно. Ничего нет, мы одни в этом русском мире.
Р. Голованов:
- Как нет? Олег, что вы глупости говорите?
О. Кашин:
- Судья Арановский… Мы цитировали, правда, две недели назад. Просто, к сожалению, есть такая градация медиа. Сегодня об этом написал «Коммерсант», поэтому сегодня это новость, но это уже давнее, уже месячной давности, особое мнение судьи Арановского, где он пишет: «Может ли погорелец быть правопреемником поджигателя?» Нет, конечно. Мы - погорельцы, большевики - поджигатели. Какие мы наследники советской власти - я, Роман, кто угодно, даже Путин? Какой Путин наследник советской власти? Ему было 30 лет, когда она рухнула.
Р. Голованов:
- «Что вас, убогих, всё каяться тянет? Ну, покайся раз, если невтерпеж. Мне каяться не за что».
О. Кашин:
- Подпись - Владимир Ильич Ленин. Нет, Владимир Ильич, есть вам за что каяться. А вот нам, русскому народу, на который вы пытаетесь свалить ответственность за ваши злодеяния, каяться не за что. И как раз это должно быть выбито золотыми буквами. К нам приходят поляки, прибалты, кто угодно, говорят: у нас была оккупация, вот вам счет. Мы, русские, должны отвечать. Ребята, погодите. Был Джугашвили, были левые непонятные люди. Они умерли, мы от них избавились. Мы пострадали еще больше, чем вы. Вот так надо разговаривать. А то мы говорим: да, мы наследники Ильича. Мы не можем быть наследниками Ильича. Это помимо прочего дает повод тем же полякам говорить: если вы наследники Ильича, давайте нам за 39-й год. Нет, нет и еще раз нет. Мы такие же жертвы и 39-го года, и 38-го, и 84-го, и 69-го…
Р. Голованов:
- В общем, открывайте учебник истории и начинайте выдирать страницы.
О. Кашин:
- Я его еще не написал.
Р. Голованов:
- Слава богу. Вряд ли его издадут в России. Потому что скажут, что это учебник по русофобии.
О. Кашин:
- Роман, антисоветчик не есть русофоб. Человек, лояльный большевизму, самый главный русофоб. Когда люди всерьез считают, что с нами, русскими людьми, можно только либо в лагерь, либо в колхоз, или в Красную Армию - погибать на фронтах. Вот все варианты нашей судьбы. Нет, Роман, и еще раз нет, мы - нация свободных людей, мы белый европейский христианский народ, мы не Кампучия, мы не китайцы, мы не северокорейцы, мы русские, свободные люди, чуждые всякому коммунизму, всякому большевизму. 70 лет советской власти в масштабах нашей великой истории это буквально 5 минут, мгновение. Вот прошло это адское недоразумение, оно прошло, оно закончилось, мы затушили бычок и пошли дальше.
Р. Голованов:
- Но так не бывает.
О. Кашин:
- Бывает. Ильичей повыкорчевывать, улицы переименовать, Ленина захоронить. Всё, живем дальше. У нас бело-сине-красный флаг, у нас двуглавый орел. Наша страна называется Россия, а не аббревиатура из четырех поганых букв.
Р. Голованов:
- Олег, вы сейчас прошлись с такой проповедью: надо забыть Советский Союз, надо отказаться, надо выкорчевать из себя этого раба, этого Ильича. Посмотрите, как вам интересно об этом говорить, как мне интересно это слушать, как перевозбудились тут уже люди, у которых диваны и стулья полыхнули от ваших слов. Что творится в наших головах, почему эта тема Советского Союза не дает нам покоя? Ее нам вбили, как гвоздь в затылок…
О. Кашин:
- Вытаскивать надо.
Р. Голованов:
- А надо ли? Пусть живут люди так, как им нравится. Если Олег Кашин хочет быть русским либерал-националистом, пусть будет. Хочет человек быть под знаменем Платошкина и идти в светлое коммунистическое будущее, пусть идет. Какая вам разница?
О. Кашин:
- Как «пусть идет»? Нас почему-то хотят вести все.
Р. Голованов:
- А вы пытаетесь вести в другую сторону. Какая разница?
О. Кашин:
- Роман, я с вами хочу согласиться, а вы мне даже согласиться с вами не даете.
Р. Голованов:
- Олег, я наконец-то получил слово в эфире.
О. Кашин:
- Реальна Россия неоднородна. Мы говорили про Чечню, там исламизм, диктатура, что угодно. Москва, наоборот, мегаполис космополитический. Давайте найдем регион, который больше всего обязан своим развитием советской власти, которого не было бы без советской власти. Я предлагаю Магаданскую область. Пускай Платошкин там строит свой социализм, возрождает лагеря…
Р. Голованов:
- А мы найдем губернии и построим там православный Иран.
Великий русский художник (вы сейчас обалдеете, кто он такой) Петр Павленский. И у меня существует какое-то бессмертие. Наверное, в виде тех дверей, которые он поджигал, тех мошонок, которые он прибивал, и тех мочек, которые от отрезал.
О. Кашин:
- Роман, вы так говорите - мочек, мошонок и т.д. Я помню, в моей юности, в детстве говорили (и до сих пор такое бывает): «Черный квадрат» Малевича - это гениально? Да я сам так нарисую». Да, квадрат ты нарисуешь, а мошонку прибьешь, а дверь подожжешь?
Р. Голованов:
- Поэтому это гениально, если вы сейчас что-то подожжете, что-то прибьете. Мы вас обсудим, и будете вы гениями.
О. Кашин:
- Мы вас обсудим, потому что это взламывает буквально коллективную душу и российского общества вначале…
Р. Голованов:
- Ее взломал отец Димитрий Смирнов, а не какой-то хрен из Франции.
О. Кашин:
- Отец Димитрий Смирнов тоже вполне серьезный акционист, можно к нему так относиться. Я тоже хочу проговорить такую вещь. Я понимаю консервативную аудиторию радио, поэтому для вас, наверное, это будет открытием. Уже почти 100 лет художник это не только тот, кто может пойти и нарисовать пейзаж, потому что у него Polaroid нет. Художник - тот, кто совершает художественное высказывание. Как оно совершено, не имеет значения. Можно нарисовать граффити на стене, можно сделать инсталляцию, можно сделать художественную акцию, которая будет новым словом в искусстве, новым словом в общественной мысли. Особенно у нас в России общественная мысль, искусство шагают рядом, за неимением парламента. Помните, когда-то событиями политической истории становились книги Солженицына или спектакли «Таганки». Теперь, за неимением парламента тоже, история нулевых годов - это что такое? Это акции группы «Война», это Pussy Riot, это Павленский. Да, большой стиль эпохи во многом определяет в том числе и русский акционизм.
Р. Голованов:
- Да, русский акционизм из Твиттера.
О. Кашин:
- Какого Твиттера? Известную картину на Литейном мосту нарисовали на Литейном мосту, а не в Твиттере. И знаменитая пляска в балаклавах под известно какой панк-молебен тоже была не в Твиттере. И уголовный процесс, позорный совершенно, в 2012 году тоже был не в Твиттере. На протяжении многих лет, наверное, до 2016-2017-го, самым обсуждаемым искусством в России был акционизм. Потом он немножко сдулся по разным причинам. Знаменитый Леня с матерным прозвищем, к сожалению, погиб. Великий был деятель, очень яркий, очень сильный. Воротников из группы «Война» теперь вполне таких же взглядов, как вы, в общем, такой лоялист, патриот и т.д. Pussy Riot (Толоконникова и Алехина) стали такими респектабельными западными левачками, которые ругают Трампа и т.д. И Павленский тоже, казалось, сдулся, уехал во Францию, повторил там поджог дверей, уже на Банке Франции, и как бы не нашел понимания. Но сейчас он прогремел, потому что сумел с помощью такого стандартного для России хода сломать политическую судьбу какому-то политику Гриво. Я впервые слышу это имя. Говорят, это какой-то соратник Макрона, который должен был стать мэром Парижа, но вряд ли стал бы, потому что у него были маленькие рейтинги. И Павленский с помощью своей подруги сумел через интернет соблазнить этого Гриво, чтобы тот прислал фотографию, извините, своего члена этой девушке. Павленский выложил эти фотографии члена у себя на сайте. Начался скандал, Гриво снялся с выборов, а Павленского в итоге (понятно, по совпадению) арестовали за драку с поножовщиной. И все говорят: о, Павленский, Павленский, он слил компромат, его используют.
Я примерно понимаю, как устроен Павленский. Попробуйте его купить. Приходишь к нему в подвал, где он живет, и говоришь: Петя, вот тебе миллион долларов, давай ты сольешь компромат. Петя почешет голову и скажет: «Миллион долларов… Интересно, а что такое деньги?» По-моему, он никогда в жизни денег в руках просто не держал, всегда ел еду, которую похищал в супермаркетах. А те премии, которые ему давали, когда он еще был модный антипутинский художник, он отдавал запрещенным в России «приморским партизанам».
Р. Голованов:
- Да, «жития святого Павленского» уже начинают писать. Олег, не надо рассказывать, что он такой святой.
О. Кашин:
- А на самом деле он, конечно, псих, он фрик. Нам стыдно, что мы его соотечественники.
Р. Голованов:
- «Я горжусь, что я его соотечественник», - как сказал один из теледикторов.
О. Кашин:
- Два - Киселев и я.
Р. Голованов:
- Методички просто попали к вам?
О. Кашин:
- Да. Методичка, конечно, у нас общая, одна на всех. Дмитрий Константинович, мы не сдаем друг друга, поэтому просто совпадение. Роман, вы скажите, что он псих, фрик, ничтожество. Это набор слов, которые говорили и про Солженицына, и про Маяковского, и про Пушкина. Про всех людей, которым в итоге ставят бронзовые памятники на центральных площадях. А кому поставят памятник по итогам этой эпохи - Сергею Шойгу?
Р. Голованов:
- А почему нет? Почему не Шойгу, не Лаврову? Почему не Кашину? Может быть, там где-то Голованов будет рядом стоять отдельной темой. А почему Павленскому какому-то? Кто он вообще такой? Он себе уже поставил памятник на Красной площади? Отдирали гвоздодером. Мы его выкинем оттуда, не нужен нам такой уродец.
О. Кашин:
- Роман, статуи, памятники…
Р. Голованов:
- Я сидел, слушал все эти омерзительные вещи, как кто-то выпрашивает у какого-то политика фотографию его члена, все это разворачивается в политический скандал. Он просто интриган и шантажист, его должны отправить в тюрьму за это.
О. Кашин:
- Роман, всех в тюрьму…
Р. Голованов:
- Или в психушку.
О. Кашин:
- Мечта советского человека - тюрьма или психушка…
Р. Голованов:
- В тюрьму, в психушку, в лагерь, в ГУЛАГ, расстрелять…
О. Кашин:
- Для тех, кто не такой, как ты. Сегодня Павленского, завтра - Толоконникову (уже был прецедент, она сидела), послезавтра - меня, а потом и вас. И когда за вас, Роман, некому будет заступиться…
Р. Голованов:
- А мы будем перестукиваться в камере каждый день в 9 вечера?
О. Кашин:
- В отряде. Большое помещение с двухъярусными кроватями, где вперемешку будут жить, как по делу «Сети»… Их же сажают в колонию с террористами. То есть на этих нарах рядом будут лежать бородатые мужчины, которые пытались делать что-то плохое в рамках своего ваххабизма. Поэтому перестукиваться негде. Российский ФСИН… Образ в мировой культуре - тюрьма, где камеры, перестукиваются, даже этого нет. Даже тюрьму у нас украли.
Р. Голованов:
- У нас всё разворовали. У русских либералов всё украли, страну украли. И украли нашу тюрьму. Как же мы будем жить?
Каждый день с понедельника по пятницу в 9 вечера будем разбираться, чего русскому человеку не хватает.