Банки раскритиковали идею ЦБ по созданию платформы, контролирующей отмывание денег
Идею Центробанка запустить платформу «Знай своего клиента» в Национальном совете финансового рынка назвали угрозой для клиентов российских банков. Об этом сообщает «КоммерсантЪ». Новая система предполагает, что юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям будет присваиваться рейтинг (зеленый, желтый, красный) для борьбы с отмыванием денег.
Законопроект уже прошел первое чтение в Госдуме. НСФР планирует направить комментарии к законопроекту в ЦБ, Минфин, Росфинмониторинг, в Госдуму и в Совфед. Совет отметил 8 пунктов, которые требуют доработки.
Наибольшее опасение вызывают три момента: внесудебное ограничение прав предпринимателей, репутационный ущерб, который не восстановить, а также дополнительная административная нагрузка на банки, которым придется передавать все больше и больше информации в ЦБ.
В Ассоциации банков России также предъявили претензии к новому законопроекту. Вице-президент ассоциации Алексей Войлуков заявил, что в проекте отсутствуют четкие критерии для того, чтобы отнести клиентов к красной категории, которая предполагает заморозку средств и даже принудительную ликвидацию организации. Для клиента подобные меры означают невозможность доступа к деньгам во внесудебном порядке на неизвестные сроки.
Между тем глава Ассоциации участников рынка электронных денег и денежных переводов Виктор Достов заявил, что в законопроекте отсутствуют четкие описания механизмов реабилитации компаний, попавших в «красную» зону.
Платформа «Знай своего клиента» была представлена Центробанком в июне прошлого года. Цель ее запуска – противодействие отмыванию средств юридическими лицами и предпринимателями.
В конце прошлого года законопроект был внесен в Госдуму, но позднее был отозван из-за отрицательных отзывов всех ведомств. В Центробанке полагают, что в зону риска из-за нововведений попадут не более 0,7% от общего числа предпринимателей.
Ранее экономист заявил, что роль Центробанка в российской экономике является переоцененной.