Социальная ответственность бизнеса. Должны ли социальные проекты быть частью стратегии бизнеса
А. Шафран:
- Социальная ответственность бизнеса, друзья. Как наполнить эту абстрактную формулировку глубиной? Переход к новому технологическому укладу ставит перед обществом целый ряд новых вызовов. Как можно повернуть все эти изменения в позитивное русло? И использовать на благо, в пользу человека, общества и, главное – национального государства со своими традициями, особенностями?
Радует, что в нашей стране есть компании, которые попробовали решить подобную амбициозную задачу. Что, например, в этом направлении делает МТС? Должны ли быть социальные проекты частью стратегии бизнеса? Мы беседуем с Еленой Кохановской, директором по внешним коммуникациям и связям с общественностью МТС. Елена, добрый день!
Е. Кохановская:
- Добрый день!
А. Шафран:
- У МТС есть интересный опыт – цифровая платформа «Поколение М». Многие родители, услышав такой термин, как цифровая платформа, конечно, нервничать начинают. У некоторых дергается глаз, очень часто после негативного опыта, который был получен по результатам дистанционного образования в школах, через который прошли вынужденно все родители в последние два года, по известным причинам. Но выходит, что цифровая платформа, все-таки, это не всегда плохо. Технологии можно поставить и на службу позитивного дела, если это делать грамотно и тонко.
Е. Кохановская:
-То, что мы придумали семь лет назад – это образовательная платформа «Поколение М», которая рассчитана на обучение детей творческим специальностям, где дети, проходя тренинги от 250 мастеров по разным жанрам, начиная от театрального искусства до вокального, дизайн моды и так далее, рисунки, поэзия, литература, журналистика и так далее… это все бесплатно. Да, это можно, если у тебя есть интернет, это можно получить доступ в любой точке страны к этому ресурсу. Ты под руководством именитых педагогов получаешь навыки, ты проходишь там курсы образовательные. И затем, если ты победил, то ты получаешь определенные преимущества. Если, ты художник, то мы можем, издавая книги иллюстрировать работами наших подопечных, у нас художники выставляются в Третьяковской галерее. Те, кто у нас побеждает в вокальном, конкурсе под руководством Полины Гагариной, они у нее тренируются. И она ставит им правильный голос эстрадное мастерство.
У нас есть дети, которые, пройдя нашу вокальную школу, например, Данила Плужников дальше победил в «Голос. Дети». Есть у нас направление, мультипликационное, когда дети рисуют и дальше проходят стажировки в «Смешариках» или в «Фиксиках» Есть победители из сел, из деревень, где меньше пятисот жителей. Они первый раз бывают в Москве, когда мы их сюда привозим, это огромные впечатления, которые дальше мотивируют детей двигаться. И в том числе, мотивируют, родителей, потому что они понимают, что здесь есть реальный выхлоп и реальная честная победа, они вовлекаются и помогают своим детям.
А. Шафран:
- Получается, что это цифровая платформа с переходом, конечно же, и в офлайн, и в реальные занятия?
Е. Кохановская:
- Обязательно. Я в свое время прошла со старшим сыном историю, когда понимала, что игры очень сильно затягивают детей, отнимают огромное количество времени, ребенок начинает выбирать игры в ущерб каких-то занятий. И это напрягает нормальных родителей. мы думали над тем, как мы можем их и куда утащить. И, конечно, в той среде, в которой они проводят 8-7 часов в день, утащить в этой же среде их в правильный контент. Мы стали формировать программы, на данный момент, у нас порядка тридцати направлений, подбираем и партнеров, очень интересных, например, мы сделали курсы с ГИТИС, собственно, ГИТИС проводит через нашу платформу первоначальный отбор детей в регионах. И тем самым открывает двери фактически детям, которые никогда бы в жизни не смогли приехать в Москву, потому что у родителей нет на это денег.
А. Шафран:
- Фактически получается, вы параллельно решаете государственную задачу. А то, о чем вы говорите, это, как раз, мысль которая все чаще звучит в общественном поле о необходимости создания позитивного контента, чтобы детей перетянуть к разумному, доброму, вечному.
Е. Кохановская:
- Вы очень правильно все говорите, да. Не заменяем функцию государства, но мы точно помогаем государству вместе с некоммерческими организациями решать такие вопросы.
А. Шафран:
- Получается, что, это такая большая серьезная классическая программа по работе с детьми, с молодежью, цифровая платформа, предоставляет тот самый технологический инструментарий по первичному отбору талантливых детей. И предоставлению им шансов для дальнейшего развития.
Е. Кохановская:
- Так и есть, у нас на данный момент 30 миллионов просмотров наших курсов. Это, я считаю, это очень хороший показатель. Потому что даже если ты не выиграл, но ты прошел этот курс, ты обучился, неважно, станешь ты, художником или поэтом, в конце концов, эти курсы не для профориентации. Это больше для развития человека, для его умственных способностей, потому что творческие все профессии, они, как раз, способствуют развитию ума. Мы в этом году, первый раз вводим направление классической музыки, ввели конкурс экологический – сейчас 15-16-летние дети уже активно этой проблемой интересуются. И мы видим, как выполняя задания, мы заставляем их думать, смотреть дополнительную литературу, ребенок развивается, а это самое главное, потому что, в конце концов, какую он профессию дальше выберет, это уже неважно. Главное, что он будет анализировать и думать.
А. Шафран:
- Вот это очень важная мысль, на которую бы хотелось акцентировать внимание. То, о чем вы сказали на предмет целей, которые ставит перед собой проект. Это не получить непременно победителей, взрастить каких-то героев, а дать возможность многим детям и молодым людям по всей стране просто прикоснуться к чему-то новому, доброму, позитивному, собственно говоря, то, как нас учили педагоги еще в детстве, ведь многие из нас поступали в музыкальную школу не для того, чтобы стать музыкантом профессиональным, а для того, чтобы расширить кругозор. И, скажем так, стать более гармоничной личностью. Вот, собственно, «Поколение М», видимо, об этом.
Е. Кохановская:
- Я думаю, да, что чем больше будет вот такого рода активностей, которые затягивают детей именно в правильный материал, тем больше мы получим в итоге не роботизированных биороботов, которые классно играют в игры, но при этом не думают и не могут ничего сделать, собственно, в том числе и для своей страны.
- А получим человека, который сможет отвечать за свои поступки, принести пользу не только себе, но и государству, в котором ты живешь, территории, на которой ты родился, селу, городу и т.д.
А. Шафран:
- Вы знаете, в контексте нашей беседы я еще вспомнила мысль, которую озвучивает в последнее время довольно часто Ольга Юрьевна Васильевна, ныне – президент Российской академии образования. Она говорит о том, что мы почему-то забыли о том, что главное – научить ребенка быть счастливым. Не успешным, а именно счастливым. У нас приоритеты сдвинулись, главное – это быть счастливым, и научить ребенка, как достичь этого достояния. Только через гармонию, о которой мы говорим сегодня с вами, воспитание человека.
Е. Кохановская:
- Да.
А. Шафран:
- У вас уже есть некий опыт общения с детьми по результатам реализации этого проекта, 7-8 лет – все-таки это серьезный срок. Можем ли мы говорить о том, как дети изменились за последние годы?
Е. Кохановская:
- Я не могу сказать, что они принципиально как-то изменились, изменились инструменты, как мы детей сейчас образовываем, на что они сейчас тратят время и т.д. но в целом, наверное, любопытство главное. Любопытство детей и вовлеченность их в то, что им нравится, оно всегда было и остается неизменным. Другое дело, что, предмет приложения этих способностей, этого любопытства, здесь нам очень важно корректировать. Не насильно, не через колено, как это многие делают, а именно мягко по форме. И дать ему выбор и предложить какие-то интересные вещи еще и с конкурсной динамикой … Такого рода образование и такого рода вещи, они в принципе затягивают ребят. Потому что это интересно, есть соревновательный эффект, Ну, и плюс сам контент, то, как он подан, он, заставляет детей свое любопытство удовлетворять. Поэтому мне кажется, что в целом дети остались, такими, как и всегда, они дети, а вот функция родителей, она изменилась. здесь наша задача сейчас – помочь ребенку найти правильные вещи, с нашей точки зрения, или интересные с их точки зрения.
А. Шафран:
- Ребенок, живущий в регионе, и житель мегаполиса (ребенок), они разные сегодня?
Е. Кохановская:
- Однозначно, что дети, которые живут в маленьких городах или поселках, у них, конечно, больше азарта в силу того, что просто меньше интертеймента кругом в том месте, где они живут. Когда мы привозим, например, роботов и делаем выставку роботов, или когда делаем фотовыставки, то мы видим, очереди выстраиваются, извините, как в Ватикан, местных жителей, потому что для них это всегда что-то очень большое и то, что случается у них редко.
В больших городах дети как бы более привычны к интертейменту, потому что есть театры, куда-то родители их водят и т.д. Поэтому здесь больше есть выбор и, и этот выбор определяет и занятость ребенка. В городах, которые поменьше, этого нет.
Поэтому наша задача, конечно, идти в эти города. Поэтому мы заключаем партнерство и вовлекаем в наши проекты наших корпоративных клиентов, особенно тех, где есть моногорода. Вы знаете, что такое моногород. Там, где предприятие, собственно, определяет жизнь людей в этом городе. И там, конечно, мы получаем больший отклик, потому что нам помогают, наши клиенты распространяют, информацию – просто чтобы информация дошла до людей, чтобы они узнали, что такая возможность есть.
Потому что когда родители узнают, тогда они могут и ребенку показать: ты сходи сюда, посмотри, что здесь такое есть. Если они про это не знают, это очень сложно, в этом потоке информативном, информационном, который сейчас есть, родителям вытащить и найти эту информацию сложно.
А. Шафран:
- А вы как бизнес-компания какой результат для себя считаете самым важным в этом контексте?
Е. Кохановская:
- Знаете, хороший вопрос … Потому что мы бизнес действительно, мы не благотворительный фонд. Конечно, информированность – это очень важно. А вот информированность, она зависит, в том числе от качества проекта, если у тебя проект не про тебя, а про людей, если ты даешь им возможность реализовывать себя… в пандемию, мы все сели в городах, были заперты, и мы людям сказали: «Вы знаете свои города лучше, чем любое турагентство. Давайте-ка сделаем с вами какие-то маршруты, которые вы сами придумаете, ,».
И люди сами стали креативить, сами стали делать маршруты по своим городам, невероятный был подъем людей, потому что они почувствовали интерес, они почувствовали, что это может кому-то быть нужным, и, собственно, вот это и двигает человеком, когда он видит, что он может что-то делать, и это может пригодиться дальше. Когда люди интегрированы в проекты и там они могут реализовываться, вот это самое главное, для меня это успех. Потому что мы вместе с ними делаем действительно какие-то вещи, которые очень полезны и нам, и обществу, и им самим, прежде всего, которые живут на этих территориях.
А. Шафран:
- Елена, честно говоря, я очень воодушевлена нашей сегодняшней беседой. Действительно, социальная ответственность бизнеса, это понятие существует, оно наполнено смыслом и глубиной содержания. Очень хотелось бы пожелать вам от души успехов и выразить надежду на то, что вот такого рода проекты у нас в стране будут множиться. Спасибо вам большое.
Е. Кохановская:
- Спасибо, Анна. Я бы хотела сказать еще раз, если нас слушают родители, чтобы они обратили внимание, нашли «Поколение М» в интернете, зашли на сайт. Причем у нас есть и ВКонтакте площадка специальная, и в ТикТоке есть. Чтобы помогли детям найти эти проекты. вы увидите, как ваш ребенок, как у него загорятся глаза, как ему будет интересно. В конце концов, может быть, для кого-то даже это шанс и определить свой путь в жизни. Почему нет? И я очень жду очень много разных новых детей из разных регионов. Присоединяйтесь к нам. Спасибо вам огромное.