Весело - и точка: можно ли запатентовать ушедшие западные бренды
Е. Проскуряков:
- Здравствуйте, дорогие слушатели радио «Комсомольская правда», сегодня у нас в гостях руководитель Роспатента Юрий Сергеевич Зубов. Добрый день.
Ю. Зубов:
- Добрый день, рад всех приветствовать.
Е. Проскуряков:
- Давайте начнем с общего вопроса – поясним для широкой и, возможно, не посвященной аудитории, чем именно занимается Роспатент.
Ю. Зубов:
- Федеральная служба по интеллектуальной собственности или кратко называемая Роспатент – это федеральный орган исполнительной власти, который осуществляет регистрацию прав на изобретения, на технологические разработки, регистрацию прав на средства индивидуализации, это товарные знаки, бренды и так же мы осуществляем регистрацию, правовую охрану IT-разработок, это программы для ЭВМ, базы данных и топологии интегральных микросхем. Но хотел бы отметить, что, кроме этого, есть еще, безусловно, и такое направление, как защита интересов государства в процессе экономического и гражданско-правового оборота, результатов научно-исследовательских и опытно-конструкторских, технологических работ специального значения, которые в надзорной функции нашего ведомства. Если еще добавить все-таки, что мне хочется обязательно – это организация федеральной исполнительной власти позволяет так же создавать или устранять даже дефицит в кадровых, в сфере интеллектуальной собственности. У нас есть академия, государственная академия интеллектуальной собственности, которая в год выпускает порядка 200 специалистов. Это юристы, менеджеры, а теперь еще и IT-специалисты в сфере интеллектуальной собственности, есть так же подведомственные учреждения, которые являются таким центром, ядром, научным центром для проведения экспертизы всех изобретений. И эта организация называется федеральный институт промышленной собственности. Вот все вместе – и федеральный институт промышленной собственности, и государственная академия интеллектуальной собственности за последние пять лет обучили более 17 тысяч специалистов в сфере интеллектуальной собственности, для того, чтобы таким образом все-таки насытить рынок интеллектуальных прав, а такие специалисты нужны сегодня и на предприятиях, на высокотехнологичных производствах, в бизнесе, в коммерции, которые могли бы подсказать и обеспечить ту самую правовую охрану и бренда, и технологических разработок, для того, чтобы двигаться компаниям уверенно вперед на рынке. Если резюмировать все сказанное, то можно отметить, что все-таки Роспатент в первую очередь – это организация, это орган власти, который помогает инноваторам защитить свои права, охранять свои права на свои разработки, на свои сферы услуг, на свои товары и таким образом обеспечить их коммерциализацию и сделать интеллектуальные разработки высоколиквидным активом.
Е. Проскуряков:
- Понял вас. Юрий Сергеевич, раз мы с вами говорим об интеллектуальной собственности, о брендах, об их защите, тема для разговора, в том числе, и такая – сейчас с российского рынка ушли и продолжают уходить многие иностранные компании. Можно ли теперь россиянам - компаниям, индивидуальным предпринимателям и т.д. – использовать их товарные знаки. Например, могу ли я печатать логотип «Найк» или «Адидас» на футболках и продавать их?
Ю. Зубов:
- Нет, не можете на самом деле так сделать, либо только если возьмете лицензию у правообладателя. На самом деле, все эти товарные знаки охраняются сегодня российским законодательством, точно так же, как и российские товарные знаки, российские средства индивидуализации наших отечественных компаний и предприятий, и просто так воспользоваться чужим объектом интеллектуальной собственности нет возможности. Только в правовом поле. Могу сказать, что подобного рода попытки прибрать к рукам чужие бренды достаточно давно происходят, в начале года, весной, чуть больше было таких попыток, естественно, это были и попытки забрать бренд «Макдональдс», «Дядя Ваня», когда просто перевернули букву М и получилась буква W – вот такого рода там ИКЕА и ИДЕА, Неспрессо и Незпрессо… замена одной буквы и люди считали, что уже можно что-то сделать, но по сути это некий такой, знаете, такой даже зачастую хайп, компании просто стараются пропиариться на данном таком резонансном вопросе. Чаще всего отзывают потом свои заявки, даже не оплачивают никаких пошлин. Вот с «Макдональдсом» было то же самое – сразу отозвали там буквально через полторы недели, не проходя никакую экспертизу. А вообще чтобы получить товарный знак такой, необходимо пройти два этапа. Это формальная экспертиза в первую очередь, когда проверяется на оплату пошлины, на наличие всех необходимых юридических требований и сущностная экспертиза, где по требованию гражданского кодекса проходит экспертиза заявленных обозначений на сходство до степени смешения, на наличие уже коммерческих обозначений, на основные признаки, которые могли бы препятствовать выходу на рынок и получение правовой охраны уже тождественных даже товарных знаков. То есть, проходит очень серьезная существенная экспертиза и она не позволяет выдавать регистрационное свидетельство в нарушение законодательства, поэтому, если правовая охрана существует у зарубежных брендов, у российских брендов, у широкоизвестных российских или зарубежных брендов, и они эту правовую охрану, эти бренды поддерживают, стабильно платят пошлину и все у них в порядке, то забрать этот знак просто так не получится, можно оформить лицензионное соглашение или получить франшизу для того, чтобы продвигать в дальнейшем бренд, но уже используя их репутацию и их правовую охрану.
Е. Проскуряков:
- Получается, если компания ушла, но при этом она не отзывала из Роспатента свой бренд и продолжает за него… а за это же, получается, нужно что-то платить, да, за поддержание?
Ю. Зубов:
- Да. 10-летний период действия товарного знака в дальнейшем нужно продлевать. Просто это действие до бесконечности, поэтому, если компания это делает и правовая охрана в действии, она действует, то нарушить эти права в законодательном поле не представляется возможным. Те, кто нарушает, они действует незаконно.
Е. Проскуряков:
- И даже если название или там логотип похожи, все равно этого делать нельзя?
Ю. Зубов:
- Безусловно, да. Схожие знаки, тождественные знаки они не могут быть зарегистрированы с имеющимся уже знаком, у которых есть правовая охрана, безусловно.
Е. Проскуряков:
- А много ли таких попыток? Вот вы сказали, в начале года их было больше, сейчас стало поменьше, да. То есть, подуспокоились люди?
Ю. Зубов:
- Я объясню почему. Потому что в тот период было ощущение, что можно все, можно изменить представление, можно изменить позицию, но ведомство очень жестко этот вопрос контролирует, мы не отступаем от правил, не отступаем от заложенных в законодательстве принципов и все эти попытки они, поскольку не увенчались успехом, то вот этот хайп, вот эта попытка сыграть на какой-то резонансной истории, вот это желание и отсутствие возможностей на желание там было, а сейчас его уже и нет, потому что возможности такой действительно нет, все поняли, что ничего такого не произойдет. Нарушения законодательства не будет.
Е. Проскуряков:
- Ну да. Юрий Сергеевич, могли бы вы еще, может быть, каких-то примеров привести побольше, вот таких интересных, веселых, может быть, не очень известных, потому что ИДЕА и ИКЕА все знают, все писали, мы в том числе…. Какие-то еще примеры есть у вас?
Ю. Зубов:
- Таких резонансных было очень немного на самом деле. Вот Кока-Кола пытались там разные компании прибрать к рукам, создать похожие и в графике, заменяя несколько букв, меняя местами буквы, используя вот это графическое изображение, там специальный шрифт написания, различным образом пытались сделать такие заявки, подавали такие заявки, но могу сказать, что и сами заявители, как я и сказал чуть раньше, зачастую не стремятся довести дело до конца. То есть, они, получив определенный резонанс, получив определенную бесплатную рекламу – а журналисты пишут про то, как оно происходит на текущий момент времени – они успокаиваются и отзывают сами заявки. Потому что на текущий момент времени получить правовую охрану на товарный знак порядка 40 тысяч рублей, без скидок, и 40 тысяч рублей с непонятным результатом платить никому не хочется. Или, наоборот, с понятным результатом. Поэтому на таком уровне общественного обсуждения происходят подобные заявки и подобные идеи у различных компаний, может быть, не всегда добросовестных.
Е. Проскуряков:
- То есть, 40 тысяч рублей надо заплатить за регистрацию товарного знака?
Ю. Зубов:
- Да. Но есть возможность ее сократить на 30%, если подача заявки будет осуществляться в электронном виде. Я могу сказать, что именно по товарным знакам таких заявок в прошлом году мы зафиксировали 93% - было подано в электронном виде из всего объема поданных заявок по товарным знакам. То есть, люди прочувствовали выгоду, поняли удобство и эффективность данной формы и этот цифровой сервис уже сейчас существует и развивается активно, мы в конце этого года внедрим даже более усовершенствованную его версию. Он будет еще удобнее.
Е. Проскуряков:
- Кстати, завершая разговор о попытках зарегистрировать бренды, косящие под иностранные, а вот Кока-Колу зарегистрировали, при этом очень похоже получилось.
Ю. Зубов:
- Вы знаете, у различных брендов, у правообладателей есть всегда возможность оспорить решение, оспорить регистрацию в палате по патентным спорам, поэтому, если у той же самой Кока-Колы возникнет сомнение в правомерности такой регистрации, они могут подать возражение и оспорить данное решение. Но, знаете, та же самая Кока-Кола, если разбираться, то из слова Кока-Кола есть только Кола, как орешек по сути и все.
Е. Проскуряков:
- Ну да, слово Кола есть и в слове Пепси-Кола тоже.
Ю. Зубов:
- Безусловно. И потом, я могу сказать, что нужно посмотреть, насколько там правовая охрана установлена именно на эти два словосочетания, может быть, они дискламированы и не несут охраны, именно эти слова. Это тоже надо проверить.
Е. Проскуряков:
- Как я понимаю, и долго шел разговор про то, что могла бы «Вкусно. И точка» выбрать что-то поближе к «Макдональдсу» - видимо, поэтому и не могла, что вот эти все попытки мимикрировать, они не проходят.
Ю. Зубов:
- Безусловно, не проходят. «Вкусно. И точка» получается узнаваемый бренд, так уже на слуху. И, вы знаете, на самом деле, не так просто сегодня выбрать тот бренд, которого сегодня уже нет, потому что компании не дремлют, могу сказать, что за 2021 год мы увидели и зафиксировали рекордные показатели – более 107 тысяч заявок было подано. И в этом году, за последние семь месяцев, мы тоже видим постоянный рост еще на 5% - больше заявок подается. То есть, объемы подачи заявок на товарные знаки, они с каждым годом только увеличиваются. Причем, увеличиваются за счет российских заявителей, российских компаний. Уже не так просто встроиться на самом деле в эту… необходимо проявить действительно талант, некое изобретательство, креатив, для того, чтобы придумать творческий товарный знак… и получить регистрационное свидетельство.
Е. Проскуряков:
- Вы сказали, что на 5% выросло, а есть ли у вас цифры, насколько много сейчас подается товарных знаков? Кроме того, какие направления популярны больше всего?
Ю. Зубов:
- Как я сказал, в 2021 году было 107 тысяч, из них почти 80 тысяч были российские товарные заявки. Ну, если так брать, по статистике, то где-то по сравнению с 2020 годом этот показатель был превышен на 17%. Мы следим внимательно и 2022 год, вот та часть, которая уже прошла, текущий период времени, было подано 60 тысяч заявок и мы еще прогнозируем, что в этом году будет превышен показатель в 107 тысяч. Но вот даже эти 60 тысяч – это уже больше на 5%, чем в прошлом периоде времени. Отрадно, что именно российские заявители подают заявок больше – около 47 тысяч, и из этих 60 – это российские заявки, и вообще сейчас распределение такое уже устоявшееся – это 80% российские компании подают заявки и всего лишь 20% - это иностранные. То есть, российский бизнес активно развивается, понимает значимость и ценность вот этой индивидуализации бренда своих товаров, услуг, важность того, чтобы эти бренды были узнаваемы и рассчитывают на то, что их коммерческая деятельность будет достаточно долгой, стараются отвечать за качество, потому что узнаваемость бренда – это качество его продукции или услуг. В этом ключе люди и задумываются. Ну а если выделить, наверное, наиболее популярные сегодня, в таком топе, что чаще всего регистрируют – это обувь, одежда – это где-то 21% от всех подаваемых заявок. Конечно же, мы знаем, что активно очень кондитерская продукция развивается. Вот кондитерские, хлебобулочные изделия – это тоже где-то в районе 15% от всех заявок. Ну и тоже активно развивающийся сектор – это бытовая химия, парфюмерия, косметика. Где-то в районе третьего места – около 14% мы таких заявок фиксируем, по крайней мере, в этом году, да и в том году тоже разрисовка была примерно такой.
Е. Проскуряков:
- Что интересно было услышать, это то. Что 80% российские, но и доля иностранных компаний, подающих заявки, тоже, как я понимаю, не упала, да?
Ю. Зубов:
- Снижается.
Е. Проскуряков:
- Но не резко, да? Не так чтобы вот прямо рухнула.
Ю. Зубов:
- Ну, не рухнула. До нуля, естественно, не рухнет и, конечно, зарубежные компании все-таки на рынке сегодня присутствуют, и это не обязательно те, которые ушли, есть еще компании из дружественных нам стран, которые выходят на российский рынок и, я думаю, что видят сейчас перспективы выхода на российский рынок и активно занимать ниши. Ну, вот опять же скажу, что россияне в этом секторе, в этой области индивидуализации продукции и услуг – это лидеры и отрадно это видеть очень.
Е. Проскуряков:
- Поговорим еще о регистрации товарных знаков, брендов россиянами. В июне был принят закон, который разрешает теперь уже людям регистрировать на себя бренды. Расскажите, пожалуйста, об этом нововведении поподробнее, что это, кому это может быть нужно и полезно, и в каких целях.
Ю. Зубов:
- Я хотел в первую очередь сказать, что, конечно, расширение объемов охраны интеллектуальных прав, объемов охраны идей, брендов – это, безусловно, наша приоритетная задача и принятый в июне закон как раз позволяет расширить эту работу – объем охраняемых прав – именно для физических лиц. Теперь для того, чтобы получить охрану и индивидуализировать деятельность свою, не обязательно быть юридическим лицом. Раньше требовалась обязательно любая форма юридического лица, в том числе индивидуальный предприниматель – только таким заявителям мы давали в случае успешного прохождения экспертизы регистрационное свидетельство. Сейчас есть такой класс физических лиц, предпринимателей, как самозанятые. Мы уверены, что для того, чтобы развивалось это направление, этот класс людей, необходимо было данное законодательство, потому что зачастую самозанятые – это люди, которые занимаются, может быть, и каким-то не промышленным производством, но точно абсолютно это производство является креативным. И как-то индивидуализировать свою работу, свои идеи, повысить узнаваемость своей продукции и тем самым защитить ее от копирования, от контрафактного использования, нелегального использования, вот для того, чтобы работать уверенно на рынке, необходимо защитить эти права. И данное законодательство, конечно, позволяет самозанятым продвигать свои бренды, охранять свои бренды и выходить с ними активнее в различные цифровые платформы, маркетплейсы, которые только охраняемую продукцию, интеллектуальную собственность выставляют на полки – для них это тоже приоритетный вопрос – соблюдение прав. И мы считаем, что такая прерогатива позволяет физическим лицам не только быть увереннее на рынке, не только увереннее развивать и инвестировать свою продукцию, но еще и иметь возможность в случае наследования прав так же не создавая юридического лица, иметь возможность получить эти права на физическое лицо. То есть, здесь очень широкий круг вопросов открывается. Самое важное, что для физических лиц остается вот та самая скидка в 30%, то есть, им так же можно будет в льготном режиме зарегистрировать свои права, подавать заявки можно так же как на сайте Роспатента, так и на сайте ЕПГУ, на портале госуслуг. И при этом сроки получения государственной услуги остаются такими же короткими, как и сейчас – не более четырех месяцев, как сейчас и происходит. Мы уверены, что это законодательство, которое вступит в силу уже в июне 2023 года, в этот момент можно как раз подавать заявки, мы всех призываем активно работать, ожидаем серьезного притока объемов заявителей и готовы так же оперативно отработать, Роспатент к этому готов…
Е. Проскуряков:
- Да, это очень здорово.
Ю. Зубов:
- Самозанятые тоже в ФНС регистрируются и сейчас уже зарегистрировано порядка 5 миллионов самозанятых. Представляете, какой объем предпринимателей будет иметь возможность для того, чтобы свои права защитить на свою продукцию и выходить с ней официально на рынки и продвигать ее.
Е. Проскуряков:
- Юрий Сергеевич, а как это может выглядеть? Вот гражданин Иванов сможет зарегистрировать товарный знак «Иванов»?
Ю. Зубов:
- Это слишком известная фамилия – Иванов. С фамилиями обстоит дело чуть сложнее. Все-таки средства индивидуализации это такая тоже креативная история, фантазийная в бОльшей степени история и, если фамилия не широко распространена, не очень сильно узнаваема, имеет какую-то уникальность, очень редкая, тогда можно будет ее в рамках экспертизы посмотреть внимательно, посмотреть не сходство степени смешения и возможность ее индивидуализации конкретной продукции, конкретного лица. Потому что в бОльшей степени средство индивидуализации все-таки индивидуализирует не физическое лицо, а конкретную услугу или конкретную продукцию. Об этом речь идет. Вот разработать бренд и его зарегистрировать, для того, чтобы сделать продукцию узнаваемой – это в бОльшей степени подход креативный и он требует интеллектуальных вложений, именно поэтому в дальнейшем будут именно эти интеллектуальные вложения, вот это творчество при придумке и создании этого бренда позволит в дальнейшем выделиться на рынке и продвигать продукцию, и быть защищенным в дальнейшем от каких-либо других сходных брендов, сходных наименований.
Е. Проскуряков:
- То есть, если я, как самозанятый, захочу зарегистрировать какой-то свой бренд, это должно быть, в первую очередь, какое-то не банальное, креативное название и плюс какой-нибудь при этом желательно логотоип, изображение, которое бы не копировалось?
Ю. Зубов:
- Да, комбинация из словесного изобразительного обозначения она является, на наш взгляд, таким интересным креативным решением, но могу сказать, что, если все-таки кому-то из самозанятых, из физических лиц очень будет хотеться обязательно свою фамилию разместить, скорее всего, она будет размещена на логотипе, на товарном знаке, но вне правовой охраны. То есть, есть такой понятие, как дискламация, оно в Гражданском кодексе зафиксировано, оно там будет, но не будет обладать правовой охраной. То есть, данное слово, данная фамилия не будет индивидуализировать и не будет на рынке ограничивать других обладателей товарных знаков с тем же самым словом, с той же самой фамилией для дальнейшего продвижения своего бренда. Поэтому лучше подходить креативно, на наш взгляд.
Е. Проскуряков:
- Понятно. Хорошо. А вот за границей, кстати, насколько это мировая практика? Там можно регистрировать на физических лиц или на самозанятых?
Ю. Зубов:
- Да, во многих странах это можно сделать. И в Евросоюзе, и в США, и если брать Германию, и в Китаю опять же широко такая практика распространена. Но я могу еще отметить, что и после вступления закона в силу в 2023 году иностранные граждане так же смогут воспользоваться данной услугой и здесь никаких ограничений не будет. Наряду с российскими гражданами иностранные граждане тоже смогут регистрировать свои интеллектуальные права, свои товарные знаки на себя, на физические лица. Мы здесь в общей мировой практике находимся.
Е. Проскуряков:
- По поводу мировой практики и международных взаимоотношений. Патент имеет территориальную привязку. То есть, он защищает права, охраняет их в той стране, в которой он зарегистрирован. Скажите, пожалуйста, в условиях санкций изменилось ли что-то для российских изобретателей, правообладателей, которые хотят получить охрану за рубежом? Мы же экспортируем не только нефть и газ, но и многое другое.
Ю. Зубов:
- Да, есть, безусловно, компании, которые сегодня стараются продвигать, не ограничиваются только российским рынком, стараются свои бренды регистрировать за рубежом и свои разработки технические, то есть, патентовать за рубежом. Могу сказать, что каких-то существенных ограничений для того, чтобы совершать данные действия, для того, чтобы наши компании выходили на зарубежные рынки, сегодня нет. Есть ограничения определенного рода, их озвучивал ряд стран – Европейский Союз, Великобритания – ну, это ограничения такого характера, что некоторые заявки от компаний, физические лица из санкционного списка, на которых наложены санкции, их рассмотрение может быть приостановлено. Но такие декларативные заявления пока не имеют под собой практических фактов, примеров и я могу ответить, что вот недавно состоялась ассамблея Всемирной организации интеллектуальной собственности, которая является такой мировой площадкой для всех стран в сфере интеллектуальной собственности и там законодательство развивается, такой общий подход и практики, вот мы общались с генеральным директором данной организации, заместителями профильными, все двумя руками поддерживают наши инициативы, инициативы и в технологическом развитии, внедрение новых цифровых решений, там трехмерных, блокчейна, поддерживают и в продвижении многоязычия различных систем международной регистрации – Мадридской, Гаагской системы, чтобы русский язык был тоже наряду с другими европейскими языками. И в целом все за то, чтобы Россия была, оставалась частью большого мирового пространства в сфере интеллектуальной собственности, потому что эта сфера, наверное, не менее на сегодняшний день остается наименее политизированной и больше конструктивной. Вот ВАИС, мировая площадка, ООНовская площадка, подтвердила заинтересованность в российских изобретателях, в российских заявках, в российских инновациях на мировой арене, поэтому прошу всех не беспокоиться, творить и продвигать свои идеи, свои решения, запатентованные решения на зарубежные рынки.
Е. Проскуряков:
- Да, и завоевывать мировые рынки…
Ю. Зубов:
- Да, мировые рынки, тем более, огромный у нашей страны потенциал. Поверьте, много в каких регионах я бываю, мы общаемся с предпринимателями, ездим по различным предприятиям и открываются глаза, честно говоря, какие есть талантливые предприниматели, есть конструкторы, есть технические архитекторы, есть классные IT-решения, которые точно на пороге выхода на технологический паритет, не догоняя, не копируя, а именно создавая новые продукты, новые технологии, мы точно сможем вот эту технологической независимости добиться и выйти на технический паритет. А такие примеры есть. Вот буквально 15 августа я был в Саранске, в республике Мордовия, посещал медицинскую фабрику очень крупную, компанию, которая занимается разработкой в области нефтехимии, вагоностроения, компанию, которая занимается уникальной практически в нашей стране работой по производству оптико-волоконной продукции и, поверьте, это решения, которые сегодня точно конкурентоспособны, а зачастую не имеют аналогов. Поэтому огромный потенциал у нашей страны, только нужно правильно охранять свою интеллектуальную собственность, регистрировать патенты, регистрировать товарные знаки и уже уверенно дальше двигаться вперед.
Е. Проскуряков:
- Прекрасно! С этой стороны преград нет.
Ю. Зубов:
- Реальных преград мы не видим.
Е. Проскуряков:
- От экспортных вопросов перейдет к импорту, в частности, параллельного. Расскажите поподробнее об этом механизме. И что особенно важно, как это сочетается с вопросами авторского права.
Ю. Зубов:
- Это очень важный вопрос. Параллельный импорт – это инструмент, который существует во многих странах, в большинстве странах мира. Он позволяет ввозить различным компаниям оригинальную продукцию, но без разрешения правообладателей. Это, конечно, мера экстренная, временная, она позволяет исключить дефицит важной продукции, чтобы не снижать качество жизней наших граждан, не допустить дефицита важных продуктов для полноценного функционирования производственных цепочек, добиться бесперебойной работы в сфере услуг. Это важный момент на сегодняшнем этапе.
Есть ряд технологических решений, на которые имели уникальные права различные зарубежные компании. И в части компонентной базы. И вот параллельный импорт позволяет в таком временном режиме, не спрашивая правообладателя ввозить из других стран такую же оригинальную продукцию, чтобы ее снова встроить, выстроить новые логистические цепочки. И не допустить срыва производственных процессов. Это касается продукции гражданской, косметики, упаковочных вещей.
Но поскольку эта мера временная, нам важно, чтобы данный механизм чтобы был, но ориентироваться надо на собственные разработки. Важно быть не в роли догоняющих, не быть ориентированных на то, что нам это запретили, мы возьмем в другом месте, да, это пока нужно сделать, но нужно делать свое. Именно так можно достичь технологического суверенитета.
Мы как-то видим эту историю, почувствовали сразу, создали специализированные центры, которые занимаются именно поддержкой нашего предпринимательства, бизнеса в поиске уже существующих решений, решений для импортозамещения, чтобы не допустить срыва производственных процессов по компонентной базе и по тому, как создавать новую продукцию, обладающую совершенно другими характеристиками, усовершенствованными. Такой центр мы назвали Центром содействия опережающим технологиям, он существует с апреля. И более 20 проектов уже в нем сейчас прошло. Это и фармацевтика, и метизделия, IT-решения, транспортные решения – комплекс отраслевых направлений именно где необходим сегодня поиск уже имеющихся решений или быстрое доведение этих решений до правовой охраны и вывода соответствующего на рынок. Мы где-то определили для себя срок, что поскольку ситуация не простая, то мы в течение месяца делаем аналитику, представление, отчет для такой кампании, что на рынке сегодня происходит, какие решения уже существуют, какие имеют определенную зрелость для того, чтобы с ними начать работать и доводить их до производства. И как нужно двигаться вперед, чтобы сделать, не повторяясь, опережающее техническое решение. Такого рода поддержку мы осуществляем с апреля и это достаточно востребованная услуга.
Е. Проскуряков:
- То есть, частная компания может обратиться к вам?
Ю. Зубов:
- Да.
Е. Проскуряков:
- И что она получит?
Ю. Зубов:
- Есть определенные государственные задания для наших подведомственных федеральных учреждений, компания получит аналитический срез, отчет с конкретным результатом по тому, что сегодня происходит в правовом поле с конкретной технической разработкой.
Е. Проскуряков:
- Да, многие не знают, куда податься, где помогут, а не просто обещают.
Ю. Зубов:
- Это уже история с выделением федерального бюджета, за это платить даже не нужно, главное – приходить.
Могу привести пример. К нам обратился московский Центр инновационных технологий в сфере здравоохранения. И мы проводили анализ патентной активности, то есть, что сегодня в патентном поле происходит по иностранным производителям на такой объект, как иммуноферментные анализаторы. Там инструмент, который позволяет проводить оценку состояния иммунной системы человека, чаще всего используется в такой области, как определение онкомаркеров, диагностика различных вирусных заболеваний. И нам удалось выявить, что на сегодняшний момент во всем мире существует порядка 77 патентов на данную технологию, но и только 10 в нашей стране запатентовано. Решение околоданной технологии, не впрямую, что дало возможность компании, которая спрашивала, что с этим делать в дальнейшем, можно ли этими разработками пользоваться, дало возможность понять, что да, эти 10 патентов не блокируют использование данной технологии, ее продвижения на российском рынке, мало того, мы предложили так же возможность, они получили отчет, в котором были представлены дальнейший пути усовершенствования, улучшения данной разработки, которая позволит выйти на охраноспособное решение, то есть, получить патент на усовершенствованную продукцию. И жить совершенно спокойно на российском рынке, продвигать ее. А с учетом усовершенствования можно выйти и на другие зарубежные рынки, потому что когда выдается патент, это оценка на мировую новизну. Это не просто локальное принятие решения, Мы смотрим всю базу, все 150 миллионов существующих сегодня в мире патентов, даже больше, и таким образом принимается решение: инновационное решение или нет. Там еще есть оценка технического уровня, промышленной применимости, но в первую очередь, это мировая новизна. Если российская компания получает патент, она получает патент на мировую разработку. И дальше можно идти на зарубежный рынок и двигаться по этому направлению, чтобы получить патент уже там. Патент, выдаваясь на мировую разработку, он все равно локализует как страновой характер, просто права в данном конкретном регионе, в конкретной стране, но эта разработка все равно мирового уровня. И даже специально, чтобы помочь нашим ученым создали поисковую платформу – это большая BIG DATA, такой огромный массив – вот эти 150 миллионов патентов со всего мира аккумулировали в одном ресурсе, в одном IT-решении, разработали поисковые сервисы, которые позволяют ученым и людям, которые не сведуют, как правильно начинать патентный поиск, этот инструмент адаптирован для всех, работает 24 на 7, позволяет всем, кто хочет понять, насколько его разработка инновационная, есть ли аналоги в мире, пройти вот этот анализ. И сделать предварительную оценку охраноспособности.
Это еще и возможность проверить себя и свою разработку на различных этапах, на этапе правовой охраны. И требуется проверки перед тем, как подавать заявку, насколько за этот период времени, может, прошло много времени с момента начала разработки, понять, появились ли аналоги, сходные разработки. И на этапе коммерциализации, потому что выход на рынок – это очень важный процесс. Нужно понимать, кто твой конкуренты и насколько их технологии зрелые. И как двигаться дальше: на локальном рынке или выходить на другие рынки, где существуют какие-то патентные лакуны. И там можно эффективнее продвигать свои технологии.
Такой инструмент мы сделали, ввели в эксплуатацию. Он работает на сайте Роспатента. На главной странице есть ссылка, можно им воспользоваться. Думаю, что это повысить эффективность и разработок, и дальнейших шагов по коммерциализации продукции.
Е. Проскуряков:
- Как это называется?
Ю. Зубов:
- Поисковая платформа, ссылка на главной странице сайта Роспатент, на ключевом баннере можно кликнуть и перейти сразу в интерфейс, поработать с этим инструментом.
Мы занимаемся очень активно актуализацией данного ресурса, тем более, что сейчас некоторые компании, которые разрабатывали BIG DATA, представляли на российском рынке, они тоже уходят. По сути, это агрегированный и качественный продукт с мировым знанием, актуализирующийся раз в три-четыре месяца. Есть такие правила, мы их исследовали внимательно, что мировой фонд патентной информации он инклюзируется раз в четыре-пять месяцев по всему миру. И эти параметры мы тоже учитывали при разработке и при подходах к наполнению базы данных.
Е. Проскуряков:
- И в завершении вернемся к санкциям. Сейчас их большинство на себе чувствует. Расскажите, как Роспатент отреагировал на введение санкций? Как поменялась работа? И что изменилось?
Ю. Зубов:
- Мы умеем перестраиваться, мы готовы к вызовам. Это и благодаря нашим цифровым решениям. Три года назад мы запустили глобальную цифровую трансформацию всех своих процессов, потому что считаем, что Роспатент – это ядро, экосистема интеллектуальной собственности, много вопросов решается именно в сфере нашей работы. Отвечаем за всю сферу. И уверены, что разработанные инструменты, их порядка 15 цифровых решений – платформы и другие сервисы, которые позволят легче и оперативнее подавать заявки, следить за процессом экспертизы, позволит получать охранные документы – патенты и товарные знаки уже в электронном виде, не дожидаясь досылки их на бумаге. Это решение уже внедрено сегодня. \
Очень важно, мы посчитали, что будет решение, которое будет способствовать нашим IT-компаниям в этот непростой период регистрировать свои права, программы, базы данных так же в электронном виде, им должно быть это удобно, айтишники, им лучше все в электронном виде делать. Мы разработали сервисы онлайн-регистрации, что можно в течение дня подачи получить уже охранный документ. Не нужно нести никакие дискеты, диски и прочие носители, все происходит в веб-интерфейсе, решения принимаются практически моментально. И дальше можно идти по этапу коммерциализации, передачи прав на данную разработку, внедрять данные решения в оборот. IT- разработки – это результат интеллектуальной деятельности, которые быстро внедряются. И чтобы не тормозить процесс, мы стараемся максимально сжать все свои процедуры, трансформировать их в онлайн-сервисы.
Рассчитываем в ближайшее время запустить сервис по онлайн-регистрации договоров о распоряжении правом. Сейчас мы видим тренд на распоряжения права, то есть, лицензирование и регистрацию договоров франчайзинга по товарным знакам, объектам интеллектуальной собственности и запустим онлайн-сервис регистрации таких договоров, чтобы уйти из 2 месяцев до режима онлайн, тем самым обеспечить ввод продукции в гражданский оборот, в экономику. И дальнейший процесс капитализации различных компаний, которые видят в интеллектуальных правах, в объектах интеллектуальной собственности, в брендах, в патентах свои технические решения, возможность для капитализации, возможность для выстраивания бизнеса на основе таких решений.
Мы работаем и с правовой базой, совершенствуем ее. Устраняем все барьеры, которые существуют. И нам показалось важно, что будет стимулирование налоговое. Сейчас уже существует ряд законов, которые позволяют разработки, которые есть у компании, провести инвентаризацию, выявить охраноспособные разработки, которые чего-то стоят, могут быть применены в собственном производстве или в дальнейшем лицензированы. И с нулевой ставкой налога на прибыль поставить на баланс, на бухгалтерский учет, тем самым вывести вот эти ликвидные активы из сундуков, из-под сукна , из ящиков. Прогрессивные разработки вывести на белый свет. Зачастую компании, если не уверены на сто процентов, они и не хотят платить налоги за поставленные на баланс материальные активы, а данная инвентаризация будет действовать три года, для малых и средних предприятий уже даже пять лет. Это позволить вывести на рынок серьезные разработки. И компаниям серьезно преуспеть в капитализации и коммерциализации данных решений.
Действительно, это ликвидный актив. Так же хотел сказать, что наряду с такими мерами очень важным является сокращение сроков по ключевым объектам – это изобретения, товарные знаки, промышленные образцы. В целом это не превышает более четырех месяцев в среднем работы с данными заявками. И это одни из самых быстрых сроков в мире. Это признано на мировом уровне всеми организациями интеллектуальной собственности. Российские заявители или заявители, которые работают на территории Российской Федерации с интеллектуальной собственностью, они в таком приоритетном формате являются в такой привилегированной зоне, когда не три, не четыре года, не десять лет рассматриваются заявки, а за четыре месяца в среднем. И они получают охранные документы, могут начать коммерциализовывать и зарабатывать на данной продукции.
И в завершении хочу сказать, что есть важный момент – это то, что предприятиям, физическим лицам, всем, кто работает с интеллектуальными правами, конечно, очень важно иметь помощников, людей, которые смогут помочь им в регистрации прав. Это компания патентных поверенных, индивидуальные патентные поверенные, здесь тоже есть ряд законодательных инициатив уже состоявшихся, которые позволяют патентным поверенным благодаря наличию их опыта работы пройти экзамены в Роспатенте, получить свидетельства патентных поверенных и работать на данном рынке, помогая нашему бизнесу эффективнее охранять и защищать свои права. И распоряжаться своими электронными правами для того, чтобы формировать технологический суверенитет, технический задел нашей страны, богатой талантами и смелыми предпринимателями.
Е. Проскуряков:
- Спасибо! И на этой оптимистичной ноте закончим. Спасибо, что пришли! И что так интересно все рассказали!
Ю. Зубов:
- Спасибо огромное!